НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) от 05.08.2022 № 33А-1870/2022

Судья Ажахова М.К. 33а-1870/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 августа 2022 года г. Нальчик

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего: Канунникова М.А.,

судей: Хахо К.И., Молова А.В.,

при секретаре: ФИО4,

с участием: представителя административного истца ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по КБР к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени,

по апелляционной жалобе Управления ФНС России по КБР на решение Чегемского районного суда КБР от 16 мая 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной налоговой службы России по КБР (далее управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просило взыскать недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 3796,85 руб. и пени в размере 886,62 руб.; страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 г. в размере 10430 руб. и пени в размере 403,67; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в размере 49944,52 руб. и пени в размере 2057,86 руб.; по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2015 г. штраф в размере 1000 руб.; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2016 г. пени в размере 704,28 руб. и штраф в размере 997,90 рублей, всего на общую сумму 70221,7 руб.

В обоснование иска административный истец указал, что ответчик состоит на налоговом учете в УФНС по Кабардино-Балкарской Республике в качестве налогоплательщика.

Поскольку требования от 09.07.2015г., от 09.07.2015г., от 22.08.2017г., от 26.01.2018г., от 24.01.2019г. налогоплательщиком в добровольном порядке исполнено не было, УФНС по КБР обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка Чегемского судебного района КБР был вынесен судебный приказ от 18.10.2021г. в отношении ФИО1 о взыскании недоимки в общем размере 70221,70 руб., который был отменен 16.11.2021г. в связи с поступившими возражениями налогоплательщика.

В установленные сроки требование налогового органа исполнено не было. Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения Управления ФНС по КБР в суд с административным исковым заявлением.

Решением Чегемского районного суда КБР от 16 мая 2022 года требования административного истца удовлетворены частично. В пользу УФНС России по КБР взысканы недоимки по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г. в размере 10430 руб. и пени в размере 403,67 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г. в размере 49944,52 руб. и пени в размере 2057,86 руб., а всего на общую сумму 62836,05, а также взыскана государственная пошлина. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе УФНС России по КБР ставит вопрос об отмене данного судебного решения в части отказа в удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права, выводы, положенные в основу оспариваемого судебного акта, а также о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Изучив материалы настоящего административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной ФИО5, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных и не явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В то же время Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации).

Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 НК Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны также уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 НК Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 НК Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 статьи 432 НК Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац второй пункта 2 статьи 432 НК Российской Федерации).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 того же кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац третьи пункта статьи 432 НК Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 45 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 НК Российской Федерации.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из материалов настоящего административного дела достоверно следует и установлено судом первой инстанции, что административный ответчик ФИО1, будучи и в спорных налоговых периода 2017-2018 гг. плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование, в установленный законом срок не оплатила их.

В связи с этим, административным истцом ей было правомерно выставлены требования № 570142 от 26 января 2018 года и № 581867 от 24 января 2019 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Данное требование было выставлено административному ответчику Кажаровой С.Х. с соблюдением установленных налоговым законодательством сроков и процедуры его уведомления о нем, а им данное требование, в добровольном порядке исполнено не было.

Позже, определением мирового судьи судебного участка № 1 Чегемского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 16 ноября 2021 года отменен судебный приказ от 18 октября 2021 года о взыскании с административного ответчика ФИО1 спорных недоимок по страховым взносам и задолженностей по уплате пеней.

Неисполнение же налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами НК Российской Федерации и КАС Российской Федерации.

Административный истец - УФНС России по КБР обратилось с указанным административным исковым заявлением 19 апреля 2022 года или в пределах шестимесячный срока, установленного абзацем вторым пункта 3 статьи 48 НК Российской Федерации.

Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления в этой части, суд первой инстанции правильно истолковал положения законодательства, подлежащего применению, проверил соблюдение налоговым органом порядка и срока направления требования, правильность исчисления размера страховых взносов и пени, сроки на обращение в суд, и пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате страховых взносов за 2017 и 2018 гг., взыскав задолженность и пени.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам ст. 84 КАС РФ.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений.

Судебная коллегия обращает внимание также на следующее.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировал Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, утративший силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 и статья 5).

Таким образом, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации с 1 января 2017 года.

Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд медицинского страхования и определены размеры этих взносов (статьи 5, 14).

В части 11 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено исчисление страховых взносов в случае, когда сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков переданы налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов. Размер страховых взносов согласно данной норме определяется как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Из приведенного законоположения прямо следует, что признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации возможно при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 1 января 2017 года, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данная норма не содержит, вопреки доводам апелляционной жалобы, ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы, при этом имеющаяся в ней отсылка к положениям части 11 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.

Иное толкование норм материального права может привести к нарушению принципа равенства перед законом в отношении плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и плательщиков страховых взносов, добросовестно представлявших такую информацию, что является недопустимым.

На основании изложенного недоимка по страховым платежам, не превышающая установленный частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ размер, в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ может быть признана безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.

Таким образом, решение суд в части отклонения требования административного истца о взыскании взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года (расчетный период 2016 года): налога в размере 3796,85 руб., пени в размере 886,62 руб.

Между тем, судебная коллегия отмечает следующее.

Для целей ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" под подлежащей списанию задолженностью граждан, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 г., следует понимать недоимки по налогам, а также пени и штрафы, информация о которых имелась у налогового органа и которые подлежали взысканию на указанный период времени, но не были погашены полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 гг.

ФИО1 в период с сентября 23.07.2008 г. по 02.12.2020 г. являлась индивидуальным предпринимателем. В связи с непредставлением ФИО1 в установленном законом порядке отчетности налоговым органом в 2015 году были приняты решения о проведении выездной налоговой проверки, 15.05.2015 г. и 19.05.2015 г. по результатам проведенной проверки были вынесены решения и о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налоговых правонарушений, с ФИО1 взыскана задолженность по пени, штрафы.

Данные решения налогового органа ФИО1 не обжаловались, определенная к взысканию сумма в добровольном порядке уплачена не была, в том числе и после направления на основании ст. 69 и 70 НК Российской Федерации заказными письмами соответствующих требований в июле 2015 г.

Поскольку в установленный срок задолженность ФИО1 погашена не была, налоговым органом было подано заявление о вынесении судебного приказа. 18 октября 2021 г. мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам и санкциям. Впоследствии данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями, после чего налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций.

Решением суда первой инстанции административное исковое заявление в указанной части отклонено. Так, суд указал на обоснованность доводов административного ответчика о необходимости применения положений Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Суд пришел к выводу о том, что вся выявленная налоговым органом недоимка по налогам подлежит признанию безнадежной и не подлежащей взысканию, как и начисленные на данную недоимку пени и штрафы.

Судебная коллегия не соглашается с таким выводами.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пп. 2 и 3 ст. 44 НК Российской Федерации).

Статьей 59 НК Российской Федерации определены в подп. 1 - 4.3 п. 1 конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подп. 5).

По смыслу п. 1 названной статьи, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Таким образом, для целей ст. 12 Закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженностью граждан, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 г., следует понимать недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежащие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 гг.

В этой связи положения ст. 12 Закона N 436-ФЗ, вступившего в силу 29 декабря 2017 г., подлежат применению в том случае, когда речь идет о налоговой задолженности, задекларированной налогоплательщиком либо установленной налоговым органом на 1 января 2015 г., не погашенной в течение трех лет.

Распространение предписаний названной статьи на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 1 января 2015 г., но выявленную по результатам налоговых проверок в 2015 - 2017 гг., означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение по сравнению с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в установленный срок, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.

Принимая во внимание, что административный ответчик не представляла в налоговый орган налоговую декларацию по УСН и ЕНВД, и названному органу до проведения налоговой проверки не было известно о наличии недоимки, размер которой был установлен в июне – июле 2015 г., суд первой инстанции при разрешении заявленных налоговым органом требований неправильно применил к возникшим правоотношениям положения Закона N 436-ФЗ.

Таким образом, в части отказа в удовлетворении административного иска о взыскании штрафа по единому налогу, взымаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в размере 1000 руб. по решению от 19.05.2015 г. № 12243, штрафа по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 997,9 руб. по решению от 15.05.2015 г. № 12365 и пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 704,28 руб. решение подлежит отмене с принятием нового решения о взыскании этих сумм с административного ответчика.

В связи с изложенным, общая сумма, взыскиваемая с ФИО1, будет составлять 65538,23 руб., потому следует взыскать с ФИО1 в доход бюджета Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики государственную пошлину в размере 80,92 руб.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.

Налогоплательщик вправе реализовать права, предоставленные ему Налоговым кодексом Российской Федерации, посредством обращения в суд с административным исковым заявлением о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию.

По смыслу положений ст. 44 НК Российской Федерации, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Исходя из толкования подп. 4 п. 1 ст. 59 НК Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, в отсутствие заявленного заинтересованным лицом требования о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию, суд первой инстанции неправомерно установил признать эти суммы таковыми и обязать административного истца их списать.

Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу Управления ФНС России по КБР удовлетворить частично.

Решение Чегемского районного суда КБР от 16 мая 2022 года в части отказа в удовлетворении административного иска о взыскании штрафа по единому налогу, взымаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в размере 1000 руб. по решению от 19.05.2015 г. , штрафа по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 997,9 руб. по решению от 15.05.2015 г. и пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 704,28 руб. отменить.

Принять новое решение.

Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике штраф по единому налогу, взымаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в размере 1000 руб. по решению от 19.05.2015 г. , штраф по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 997,9 руб. по решению от 15.05.2015 г. и пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 704,28 руб. за период с 02.02.2015 г. по 21.08.2017 г.

Считать, что размер общей суммы, взыскиваемой с ФИО1, составляет 65538,23 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики государственную пошлину в размере 80,92 руб.

Решение Чегемского районного суда КБР от 16 мая 2022 года в части признания безнадежной ко взысканию задолженности ФИО1 по уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 3796,85 руб. и пени в размере 886,62 руб., по налогу, взымаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2015 г. штраф в размере 1000 руб., по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2016 г. пени в размере 704,28 руб. и штраф в размере 997,90 руб., а также признания Управления ФНС России по КБР утратившим возможность взыскания с ФИО1 задолженности по уплате указанных недоимок и возложении обязанности на Управление ФНС России по КБР списать указанную задолженность в течение одного месяца – отменить.

В остальном решение Чегемского районного суда КБР от 16 мая 2022 года оставить без изменения.

Председательствующий М.А. Канунников

Судьи К.И. Хахо

А.В. Молов