Докладчик БлиноваМ.А. | Апелляционное дело №33-3002/2020 Судья Салдыркина Т.М. УИД 21RS0012-01-2019-000854-13 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 августа 2020 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А., Филимоновой И.В.,
при секретаре Молоковой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Овчинниковой В.Я. к администрации Моргаушского района Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании незаконными постановления и действий администрации Моргаушского района Чувашской Республики по установлению сроков отселения, признании незаконным бездействия администрации Моргаушского района Чувашской Республики, выразившегося в непредставлении документов для включения многоквартирного дома в республиканскую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, возложении обязанности включить многоквартирный дом в указанную республиканскую программу, поступившее по апелляционным жалобам ответчиков администрации Моргаушского района Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 4 июня 2020 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., судебная коллегия
установила:
Овчинникова В.Я. обратилась в суд с иском к администрации Моргаушского района Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, в котором с учетом уточнения исковых требований просила:
- признать незаконным постановление администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 27.02.2017 № в редакции постановления от 29.08.2018 № и действия администрации Моргаушского района Чувашской Республики по установлению сроков отселения жильцов дома <адрес>;
- признать незаконным бездействие администрации Моргаушского района Чувашской Республики по непредставлению в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документов для включения указанного многоквартирного жилого дома в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92.
- возложить на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики обязанность включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Овчинникова В.Я. является собственником квартиры <адрес>. Заключением межведомственной комиссии Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики на основании акта обследования помещения от 7 ноября 2013 года № указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ на 2013 год составлял 67%. Постановлением администрации Моргаушского района от 27.02.2017 № утвержден реестр жилых помещений, признанных непригодными на территории Моргаушского района, в который данный дом не был включен. Постановлением администрации Моргаушского района от 29.08.2018 № внесены изменения в постановление от 27.02.2017 №, и дом внесен в реестр аварийных домов со сроком расселения в 2023 году. Постановлением администрации Большесундырского сельского поселения от 08.11.2017 № «Об отселении физических и юридических лиц из многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, признанных аварийными и подлежащими сносу» поручено организовать отселение до декабря 2023 года.
30 ноября 2018 года на основании акта и заключения межведомственной комиссии дом <адрес> вновь признан аварийным и подлежащим сносу. Однако вследствие бездействия ответчиков данный дом в нарушение норм действующего законодательства не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92.
Также по мнению истца, определение срока сноса указанного многоквартирного дома и срока отселения физических лиц до декабря 2023 года является неразумным, поскольку многоквартирный аварийный дом несёт в себе угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нём, а повреждения наружных стен и перекрытий указывают на значительное снижение несущей способности.
Определением суда от 04 июня 2020 года принят отказ Овчинниковой В.Я. от иска к администрации Моргаушского района Чувашской Республики в части требований о признании незаконным бездействия администрации Моргаушского района Чувашской Республики по вынесению постановления о признании многоквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу; и по предъявлению требований к собственникам жилых помещений, расположенных в указанном жилом доме, и о его сносе; возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу вынести постановление о признании указанного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, и постановление о сносе; возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить порядок отселения собственников помещений, производство по делу в этой части прекращено.
В судебное заседание истец Овчинникова В.Я. не явилась, направив в суд своего представителя.
Представитель истца Елисеева Т.А. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации Моргаушского района Чувашской Республики Петрова М.В. в удовлетворении исковых требований просила отказать, полагая, что незаконное бездействие со стороны администрации отсутствует. Суду пояснила, что постановлениями администрации Большесундырского сельского поселения от 08.11.2017 №, затем от 12.08.2019 № установлены сроки расселения дома № до декабря 2023 года. Спорный многоквартирный жилой дом к муниципальному жилищному фонду не отнесен, три квартиры в доме находятся в собственности граждан. Администрация района не обладает полномочиями по включению многоквартирного жилого дома в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92. Документы для включения в программу в Минстрой Чувашии администрацией Моргашского района Чувашской Республики представлялись в 2014 году после вынесения судом решения от 28 марта 2014 года и в последующем, но Минстрой отказал во включении жилого дома в республиканскую адресную программу переселения граждан.
Ответчик Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в суд не обеспечило, просили рассмотреть дело без их участия. В письменном отзыве просили в удовлетворении иска отказать, указав, что многоквартирный дом <адрес> признан аварийным после 1 января 2017 года, без заключения специализированной организации. По данным, внесенным администрацией Моргаушского района в АИС «Реформа ЖКХ», вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2017 года, поэтому данный дом не является предметом регулирования республиканской адресной программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92. Согласно АИС «Реформа ЖКХ» данный дом является домом блокированной застройки, средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не предназначены для расселения таких домов, полагает, что дом может быть расселен за счет средств местного бюджета или внебюджетных источников.
Третье лицо администрация Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской республики явку своего представителя в суд не обеспечила, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В письменном отзыве на исковое заявление указали, что заключением межведомственной комиссии Большесундырского сельского поселения на основании акта обследования от 7 ноября 2013 года № жилой дом <адрес> признан аварийным вследствие физического износа несущих конструкций и значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций, жилой дом признан подлежащим сносу. Для решения вопроса о переселении граждан из аварийного жилищного фонда указанный акт обследования и заключение межведомственной комиссии от 7 ноября 2013 года направили в администрацию Моргаушского района. В 2018 году на основании акта экспертного исследования специализированной организации от 3 июля 2018 года № межведомственной комиссией повторно вынесено заключение от 30 ноября 2018 года № о признании многоквартирного жилого дома аварийным, акт обследования и заключение также были направлены в администрацию района.
Третье лицо Воробьёва Л.Н. в судебном заседании поддержала требования истца.
В ходе судебного разбирательства третье лицо Александрова З.В. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства третье лицо Галкина Т.М. полагала жилой дом подлежащим сносу с условием предоставления квартир по площади занимаемых помещений.
Третьи лица Галкин А.И., действующий за себя и за несовершеннолетнего ФИО1, Галкин И.Г., Овчинников П.Л., представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Кабинета Министров Чувашской Республики, Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 4 июня 2020 года постановлено:
«Признать незаконным бездействие администрации Моргаушского района Чувашской Республики по непредставлению в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документов для включения многоквартирного жилого дома <адрес> в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 гг., утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92.
Возложить на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики обязанность включить многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 гг., утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92.
В признании незаконными постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 27.02.2017 №, в редакции постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 29.08.2018 № и действий администрации Моргаушского района Чувашской Республики по установлению сроков отселения жильцов дома <адрес> истцу отказать».
Указанное решение обжаловано ответчиками Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрацией Моргаушского района Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности в части удовлетворенных исковых требований истца.
Доводы апелляционной жалобы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики сводятся к отсутствию оснований для включения жилого дома <адрес> в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 гг., утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года №. В обоснование доводов ссылаются на то, что многоквартирный дом <адрес> признан аварийным после 1 января 2017 года, без заключения специализированной организации. По данным, внесенным администрацией Моргаушского района Чувашской Республики в АИС «Реформа ЖКХ», вышеуказанный дом также признан аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2017 года. Кроме того, данный дом, согласно сведениям АИС «Реформа ЖКХ», является домом блокированной застройки. В соответствии с федеральным законодательством финансовая поддержка предусмотрена на расселение многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года. Средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не предусмотрены на расселение домов блокированной застройки. Указанный дом может быть расселен за счет средств местного бюджета или внебюджетных источников.
В апелляционной жалобе администрации Моргаушского района Чувашской Республики ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что администрация неоднократно обращалась в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики по вопросу включения дома <адрес> в соответствующую республиканскую адресную программу. При этом основанием для отказа во включении в программу являлось признание многоквартирного дома аварийным после 1 января 2017 года, а не непредставление документов в Минстрой Чувашии. Также не согласны с решением суда в части возложения на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики обязанности включить многоквартирный дом в республиканскую программу переселения, тогда как полномочиями по внесению изменений в республиканскую адресную программу переселения обладают только Кабинет Министров Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, у администрации Моргаушского района таких полномочий нет. Администрация района лишь наделена полномочиями по своевременному предоставлению соответствующих документов в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. Администрация Моргаушского района Чувашской Республики не выступает государственным заказчиком по выполнению мероприятий республиканских адресных программ в области жилищно-коммунального хозяйства, не является органом, ответственным за реализацию Программы. Формирование и реализация республиканской адресной программы осуществляются Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцаОвчинниковой В.Я. – Елисеева Т.А. в удовлетворении апелляционных жалоб ответчиков просила отказать. Суду пояснила, что для включения многоквартирного жилого дома в
республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 гг.,
утв. Кабинетом Министров Чувашской Республики, администрация Моргаушского района должна направить все необходимые документы для включения дома в указанную программу. Формирование и реализация республиканской адресной программы осуществляются Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции третьи лица Александрова З.В., Воробьева Л.Н. возражали против доводов апелляционных жалоб ответчиков.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле,проверив решение суда в обжалованной части по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец Овчинникова В.Я. является собственником квартиры № в доме <адрес>.
Собственниками квартиры № в указанном жилом доме являются Галкина Т.М., Галкин А.И., Галкин И.Г; собственником квартиры № – Александрова З.В. Сведения о правообладателе квартиры № в Едином государственном реестре не зарегистрированы.
Как следует из материалов дела, по заявлению собственников квартир многоквартирного жилого дома на основании акта обследования помещения от 7 ноября 2013 года № заключением межведомственной комиссии Большесундырского сельского поселения Моргаушского <адрес> Чувашской Республики от 7 ноября 2013 года № многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным вследствие физического износа несущих конструкций и значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций, и подлежащим сносу (л.д.148-150, том 1).
Указное заключение межведомственной комиссии заинтересованными лицами не оспаривалось, не отменено, незаконным не признавалось.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2014 года по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах Овчинниковой В.Я. признано незаконным бездействие администрации Моргаушского района Чувашской Республики, связанное с не включением жилого дома <адрес>, в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013 -2017 годы».
Постановлением администрации Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 08.11.2017 № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим переселению, постановлено организовать отселение физических и юридических лиц в предусмотренный для реализации долгосрочных федеральной, республиканской, муниципальной адресных программ срок до декабря 2023 года (л.д.167 том 1).
Постановлением администрации Моргаушского района от 29.08.2018 № в реестр аварийных частных и многоквартирных домов, признанных аварийными с 01.01.2012 по причине физического износа и подлежащих сносу на территории Моргаушского района Чувашской Республики, включен спорный многоквартирный дом <адрес>, срок расселения установлен до 2023 года (л.д.169 – 171 том 1 ).
В последующем 30 ноября 2018 года межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о 24.04.2018 №, вновь провела обследование многоквартирного жилого дома <адрес>, по результатам которого заключением межведомственной комиссии от 30 ноября 2018 года № на основании акта обследования от 30 ноября 2018 года № и акта экспертного исследования ООО «...» многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.151-153, том 1).
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В настоящее время расселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Чувашской Республики происходит в рамках Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также в рамках региональной программы, утвержденной на соответствующий период.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
В силу пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. №436-ФЗ) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В соответствии с указанным Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ Российской Федерацией создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который согласно пункту 11 части 1 статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно Методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденным Приказом Минстроя России от 31.01.2019 №65/пр (ред. от 18.02.2020), планируемая дата, расселения аварийных многоквартирных домов, с учетом пункта 9.10 части 1 статьи 14 и части 11 статьи 16 Федерального закона - до 1 сентября 2025 года.
На территории Чувашской Республики действует Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 №92.
Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года №92, как указано в ней самой, разработана в целях обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.
В соответствии с изложенными нормами права в рамках Республиканской адресной программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года №92, осуществляется переселение граждан из многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу до 1 января 2017г.
Установлено, что жилой дом <адрес>, в указанную республиканскую адресную программу не включен.
В качестве возражения для включения указанного жилого дома в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года №92, ответчик Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее Минстрой Чувашии) указывает
на два обстоятельства: 1) по сведениям автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ», рассматриваемый дом является домом блокированной застройки. Сведения в АИС внесены администрацией Моргаушского района ЧР; 2). Вышеуказанный дом также признан аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2017 года. Заключение специализированной организации получено только после 1 января 2017г.
Разрешая исковые требования Овчинниквой Н.Я., суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что жилой дом <адрес> относится к домам блокированной застройки. По данным кадастрового учета и Единого государственного реестра прав данный дом является многоквартирным (четырехквартирным) жилым домом.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что жилой дом дом <адрес> признавался в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу до 1 января 2017 года ввиду следующего.
Порядок отнесения жилых домов к категории непригодных для постоянного проживания регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Пунктом 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в данном Положении требованиям.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В соответствии с нормами Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, многоквартирный жилой дом на основании акта обследования признается аварийным заключением межведомственной комиссии в соответствии с п.52 Положения заключение межведомственной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения межведомственной комиссии в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу обязан принять решение в виде распоряжения с указанием сроков отселения граждан.
Из материалов дела следует, что по заявлению собственников квартир многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным вследствие физического износа и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 7 ноября 2013 года №.
Указное заключение межведомственной комиссии заинтересованными лицами не оспаривалось, не отменено, незаконным не признано.
На основании акта обследования от 30 ноября 2018 года № и акта экспертного исследования ООО «...» (специализированной организации) межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 24.04.2018 №, заключением от 30 ноября 2018 года указанный многоквартирный жилой дом <адрес> повторно признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.151-153, том 1).
Согласно данных паспорта дома <адрес>, содержащихся на официальном сайте Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в разделе «Переселение граждан», данный дом имеет статус аварийного.
В пункте паспорта «реквизиты документа, подтверждающего признание дома аварийным», указан номер документа - 52, а также дата документа 12 августа 2019 года, основание признания дома аварийным - физический износ.
В паспорте указана общая степень износа здания 67 %, дата, на которую установлен износ здания - 7 ноября 2013 года, дальнейшее использование дома - снос, плановая дата окончания расселения- 31 декабря 2023 года, плановая дата сноса - 29 февраля 2024 года, фактическая дата сноса – 29 февраля 2024 года.
Датой признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определяется датой принятия заключения межведомственной комиссией органа местного самоуправления о признании и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, т.е. в рассматриваемом случае от 7 ноября 2013 года №.
В соответствии нормами Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, необходимость предварительного получения заключения специализированной организации относится к процедуре обследования жилого дома для принятия решения (заключение) межведомственной комиссии.
Однако несмотря на наличие акта и заключения межведомственной комиссии от 7 ноября 2013 года № ни администрация сельского поселения, ни администрация Моргаушского района не совершили действий по обследованию жилого дома с привлечением специализированной организации и не потребовали от собственников квартир в данном доме заключения специализированной организации до 01.01.2017г. При этом органы местного самоуправления не разъяснили ни собственникам квартир №№ в доме, ни нанимателю и наймодателю квартиры № о необходимости обследования дома специализированной организацией, которое предписывает Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Вместе с тем сведения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от 7 ноября 2013 года № администрацией Большесундырского сельского поселения были направлены в администрацию Моргаушского района, а администрацией Моргаушского района в Минстрой Чувашии.
Как следует из материалов дела, лишь при формировании Программы было установлено отсутствие в документах заключения специализированной организации по техническому обследованию жилого дома. В связи с чем получен акт экспертного исследования ООО «...» (специализированной организации) и заключением межведомственной комиссии Большесундырского сельского поселения Моргаушского района от 30 ноября 2018 года указанный многоквартирный жилой дом <адрес> повторно признан аварийным и подлежащим сносу.
При этом актом экспертного исследования ООО «...» (специализированной организации) и актом обследования межведомственной комиссии подтверждены все выводы межведомственной комиссии о физическом износе и аварийном состоянии жилого дома, установленные заключением от 7 ноября 2013 года №.
Изложенные свидетельствует о длительном бездействии администрации Моргаушского района Чувашской Республики, выразившемся в несовершении в полном объеме действий по представлению в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики полного пакета документов для включения указанного многоквартирного жилого дома в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 гг., утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92. Соответственно в указанной части решение суда первой инстанции является правильным.
В абзаце 2 резолютивной части решения судом первой инстанции постановлено возложить на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики обязанность включить многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 гг., утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92. В указанной части решение подлежит изменению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе приложения к программе в виде перечня многоквартирных домов, признанных аварийными, подлежащими расселению в рамках указанной Программы утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. На территории Чувашской Республики высшим исполнительным органом государственной власти является Кабинет Министров Чувашской Республики.
Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы, в том числе приложение к Программе в виде перечня многоквартирных домов, признанных аварийными, подлежащими расселению в рамках указанной Программы, утверждены Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 №92.
В соответствии с Республиканской адресной программой, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 №92, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, формируется в автоматизированной информационной системе Фонда "Реформа ЖКХ".
В соответствии с Республиканской адресной программой, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 №92, администрации районов являются участниками программы, не наделены полномочиями по внесению изменений в Программу, утв. Кабинетом Министров Чувашской Республики, путем включения в него многоквартирных жилых домов.
В соответствии с Республиканской адресной программой, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 №92, органы местного самоуправления формируют (актуализируют) сведения об аварийном жилищном фонде в автоматизированной информационной системе Фонда "Реформа ЖКХ", представляют в Минстрой Чувашии формы, выгруженные из Системы и подписанные главой администрации муниципального района (городского округа), с приложением заверенных копий следующих документов:
заключение специализированной организации, проводящей оценку и обследование многоквартирного дома;
заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении, межведомственной комиссии, акт обследования помещения межведомственной комиссии (при наличии);
решение органа местного самоуправления о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если такое решение принято после 4 апреля 2015 г.;
технический паспорт (технический план) на аварийный многоквартирный дом, поэтажный план и экспликация к поэтажному плану многоквартирного дома;
выписки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра по Чувашской Республике) на жилые помещения и на собственников жилых помещений;
выписка Управления Росреестра по Чувашской Республике на земельный участок, расположенный под аварийным многоквартирным домом;
правоустанавливающий документ, на основании которого собственником передано гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;
сведения об отсутствии (о наличии) обязательств по расселению многоквартирного дома в рамках иных государственных программ (договоров о развитии застроенных территорий).
Полномочия по внесению изменений в республиканскую адресную программу переселения у ответчика администрации Моргаушского района отсутствуют, однако они наделены полномочиями по своевременному представлению соответствующих документов в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Поскольку в соответствии с федеральным и региональным законодательством Чувашской Республики администрации муниципальных районов для участия в Программе обязаны вести актуализацию сведений об аварийном жилищном фонде в АИС Фонда "Реформа ЖКХ", представлять в Минстрой Чувашии соответствующие документы для включения многоквартирного жилого дома в республиканскую адресную Программу, при этом соответствующая обязанность администрацией Моргаушского района ЧР не исполнялась надлежащим образом, судебная коллегия полагает по доводам апелляционной жалобы ответчика абзацы 1 и 2 решения суда подлежащим изменению и необходимым признать незаконным бездействие администрации Моргаушского района Чувашской Республики по непредставлению в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документов для включения многоквартирного жилого дома в республиканскую адресную программу и возложить на администрацию района обязанность по представлению документов в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики для включения многоквартирного жилого дома <адрес> в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 гг., утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92.
Как следует из Республиканской адресной программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 №92, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, организатором, уполномоченным и ответственным за реализацию Программы.
Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы, в том числе приложение к Программе в виде перечня многоквартирных домов, признанных аварийными, подлежащими расселению в рамках указанной Программы, утверждены Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 №92.
Республиканская адресная программа, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 №92, является нормативным правовым актом, принятым высшим органом исполнительной власти субъекта РФ. Перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в силу законодательства входит в составную часть Программы и утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Согласно Положению о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2012 № 214, Министерство исполняет функции организатора по реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ в области жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, выступает государственным заказчиком по выполнению мероприятий республиканских адресных инвестиционных программ в области жилищно-коммунального хозяйства, разрабатывает проекты правовых актов Кабинета Министров Чувашской Республики в указанной области.
Соответственно Минстрой Чувашии является организатором Программы, уполномоченным и ответственным за реализацию Программы. Включение же многоквартирного жилого дома в Республиканскую адресную программу осуществляется путем утверждения Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики. Соответственно в указанной части абзац 2 решения суда первой инстанции подлежит изменению.
В связи с предусмотренными функциями и полномочиями указанного госоргана, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики обязанность организовать включение многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 гг., утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92».
В остальной части апелляционные жалобы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрации Моргаушского района Чувашской Республики на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 4 июня 2020 года подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Изменить абзацы 1 и 2 решения Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 4 июня 2020 года и изложить абзацы 1 и 2 решения в следующей редакции:
«Признать незаконным бездействие администрации Моргаушского района Чувашской Республики по непредставлению в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документов для включения
многоквартирного жилого дома в республиканскую адресную программу и возложить обязанность по представлению документов в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики для включения многоквартирного жилого дома <адрес> в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 гг., утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92.
Возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики обязанность организовать включение многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 гг., утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92».
В остальной части решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 4 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрации Моргаушского района Чувашской Республики оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: А.А. Нестерова
И.В. Филимонова