НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 30.08.2017 № 33А-4468/17

Апелляционное дело № 33а-4468/2017 Судья: Ефимова А.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2017 года гор. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Спиридонова А.Е., Ярадаева А.В., при секретаре судебного заседания Титовой О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени, поступившее по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 21 июня 2017 года, которым постановлено:

Взыскать с ФИО1<...>, в пользу бюджета:

задолженность по транспортному налогу за 2014 и 2015 годы в общей сумме 5 135 (пять тысяч сто тридцать пять) рублей (реквизиты для перечисления: <...>);

пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу, в сумме 20 (двадцать) рублей 76 копеек (реквизиты для перечисления: <...>).

В остальной части в удовлетворении требования о взыскании пеней отказать.

Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., пояснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике ФИО2, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике (далее - МИФНС России № 4 по ЧР) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени. Требования мотивированы тем, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога за 2014 и 2015 годы, так как имеет в собственности транспортные средства: легковой автомобиль модели ИЖ 2126-030 с государственным регистрационным номером <...>, мотоцикл модели ИЖ-7.108 с государственным регистрационным номером <...>, автомобиль ИЖ-27156-011 с государственным регистрационным номером <...>, легковой автомобиль модели LAD A 219170 GRANTА с государственным регистрационным номером <...>. Налоговым органом ей был исчислен транспортный налог за 2014 и 2015 годы, всего в сумме 14 235 руб., были выписаны налоговые уведомления №№ 336238 от 08.05.2015 года, 91056241 от 27.09.2016 года. В связи с тем, что в установленный законом срок налог не был уплачен, ей начислены пени в сумме 78,39 руб. В связи с неуплатой указанного налога административному ответчику были направлены требования № 8940 по состоянию на 26.10.2015 г., № 3864 по состоянию на 21.12.2016 г. для погашения задолженности в установленный в них срок, которые до настоящего времени не исполнены. МИФНС России № 4 по ЧР просит взыскать с недоимку по транспортному налогу и пени, всего в размере 14 313,39 руб.

Определением суда от 21 июня 2017 года производство по делу в части взыскания с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 9 100 руб. прекращено в связи с отказом административного истца от иска в указанной части и принятия судом отказа от иска в названной части.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике ФИО3, в остальной части административные исковые требования поддержал.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования налогового органа не признала, указав, что она является инвалидом <...>, зарегистрированными на нее транспортными средствами, по которым ей начислен налог, она не пользуется, прав на управление транспортными средствами не имеет.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное административным ответчиком ФИО1 по мотивам незаконности и необоснованности, нарушения норм процессуального и материального права. Отмечается, что принадлежащий ей автомобиль грузовой модели КАМАЗ-5320 с государственным регистрационным номером <...> с весны 2012 года не используется, в виду поломки. Транспортный налог необходимо было исчислять без учета указанного транспортного средства и освободить ФИО1 от уплаты транспортного налога за другой автомобиль. Легковой автомобиль модели LADA 219170 GRANTА с государственным регистрационным номером <...> зарегистрирован в ее собственности с 29.12.2015 года, имеет мощность 106,10 л.с., а инвалиды <...> освобождаются от уплаты транспортного налога на транспортные средства, имеющие мощность менее 100 л.с.

Проверив решение и доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу ст. 357 Налогового кодекса (НК) РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

В силу ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2016 года). В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2016 года) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определении от 18.12.2003 № 472-О, положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 ст. 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.

В силу ст. 33 Закона ЧР от 23.07.2001 № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» на территории Чувашской Республики от уплаты налога освобождаются в том числе инвалиды. Для физических лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средства, в отношении которых в соответствии с настоящей статьей они освобождаются от уплаты налога, льгота предоставляется по их выбору на одно транспортное средство.

Судом установлено, что ФИО1, являющейся инвалидом <...>, на праве собственности принадлежат транспортные средства: с 13.04.2005 года: легковой автомобиль модели ИЖ-2126-030 с государственным регистрационным номером <...> (мощность двигателя - 74 л.с.); мотоцикл модели ИЖ-7.108 (ИЖП-5) с государственным регистрационным номером <...> (мощность двигателя - 24 л.с.), автомобиль грузовой модели КАМАЗ-5320 с государственным регистрационным номером <...> (мощность двигателя - 210 л.с.) (л.д. 14, 30); с 29.12.2015 года легковой автомобиль модели LAD A 219170 GRANT А с государственным регистрационным номером <...> (мощность двигателя - 106,10 л.с.) (л.д. 15, 30). С 13.04.2005 года по 15.12.2015 года ФИО1 на праве собственности принадлежал автомобиль модели ИЖ-27156-011 с государственным регистрационным номером <...> (мощность двигателя - 73 л.с.) (л.д. 30).

Административным истцом по адресу регистрации административного ответчика (<адрес>) для уплаты налога были направлены налоговые уведомления, содержащие сведения об объектах налогообложения, налоговом периоде, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект и сумма налога, подлежащая уплате: № 336238 от 08 мая 2015 года об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 1 857 руб., размер налоговой льготы 13020 руб. за автомобиль КАМАЗ-5320 с государственным регистрационным номером <...> (л.д. 9, 10); № 91056241 от 27 сентября 2016 года об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 12 378 руб., размер налоговой льготы 4 550 руб. (л.д. 11-12, 13).

Из материалов дела следует, что в адрес ФИО1 административным истцом направлялись требования об уплате налога № 8940 о задолженности по состоянию на 26.10.2015 года и № 3864 по состоянию на 21.12.2016 года (л.д. 5-8).

Требования налоговой инспекции в добровольном порядке исполнены не были.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами КАС РФ, НК РФ, Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38, исходил из того, что ФИО1, как лицо, за которым в вышеуказанный период были зарегистрированы транспортные средства, является плательщиком транспортного налога. Поскольку она этот налог не уплатила, то недоимка по налогу и соответствующие пени за их неуплату подлежат взысканию в судебном порядке. При этом судом указано, что административный истец, являющийся инвалидом 2 группы, подлежит частичному освобождению от уплаты транспортного налога.

Судебная коллегия решение суда в части взыскания транспортного налога находит обоснованным и законным, а выводы суда - соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.

Довод о неверном исчислении суммы налога является несостоятельным. Относительно периода нахождения транспортных средств в собственности ответчика, их мощности расчет транспортного налога, подлежащего взысканию с ФИО1, административным истцом произведен правильно.

Ссылки административного ответчика, что автомобиль грузовой модели КАМАЗ-5320 с государственным регистрационным номером <...> с весны 2012 года не используется из-за поломки, транспортный налог необходимо было исчислять без учета указанного транспортного средства и освободить ее от уплаты транспортного налога за другой автомобиль, не имеют правового значения, поскольку в силу действующего налогового законодательства, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от факта наличия или отсутствия у него транспортного средства в непосредственной эксплуатации, то есть фактического пользования.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.

Учитывая отсутствие доказательств уплаты транспортного налога за спорный период и иных неучтенных льгот в отношении административного истца, подтвержденных документально, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности выводов суда о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, пени. Расчет взыскиваемых сумм административным ответчиком не оспаривался, арифметически верен, соответствует материалам дела.

Нарушений прав административного ответчика при рассмотрении дела судом не допущено, административный ответчик не лишен возможности обращения в суд с требованием о возмещении убытков к собственнику автомобиля.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Апелляционную жалобу ФИО1 на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 21 июня 2017 года оставить без удовлетворения.


Председательствующий

Судьи:


Карлинов С.В.

Спиридонов А.Е.

Ярадаев А.В.