НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 29.08.2018 № 33-4083/18

Докладчик Алексеева Г.И. Апелляционное дело № 33-4083/2018

Судья Шопина Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2018 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Лысенина Н.П., судей Алексеевой Г.И., Александровой А.В.,

при секретаре Ивановой М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Любимовой Надежды Вячеславовны к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за несвоевременную выплату причитающихся сумм, компенсации морального вреда, возложении обязанности направить сведения в УПФР по г. Чебоксары, удержать НДФЛ, поступившее по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 июня 2018 года.

Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И., судебная коллегия

установила:

Любимова Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее также МВД РФ, МВД России) с последующим уточнением требований о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01 января 2017 года по 30 января 2017 года в сумме 22083 руб. 03 коп., задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 3739 руб. 54 коп., задолженности по выходному пособию в сумме 10824 руб. 58 коп., задолженности по выходному пособию за второй и третий месяцы со дня увольненияв сумме 18815 руб. 16 коп., процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм за период с 30 января 2017 года по 29 июня 2018 года в сумме 15115 руб. 65 коп. и далее до дня фактического погашения задолженности, компенсации морального вреда в размере 10000 руб., возложении обязанности передать сведения о ее работе с 01 января 2017 года по 30 января 2017 года в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии (далее также УПФ в г. Чебоксары), удержать НДФЛ с взысканных сумм.

Исковые требования мотивированы тем, что Любимова Н.В. работала в Управлении Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Чувашской Республике (далее также УФМС РФ по ЧР) в должности должность по трудовому договору, являлась членом ликвидационной комиссии. Приказом № 293 л/с от 30 января 2017 года с истцом расторгнут трудовой договор и она уволена по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Однако при увольнении расчеты по выплатам, причитающимся при увольнении, с ней не произведены. Ссылаясь на положения ст.ст. 127, 140, 236, 237 ТК РФ, Любимова Н.В. просила удовлетворить ее требования.

В судебном заседании истец Любимова Н.В., ее представитель Пешков С.В. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее МВД РФ) и третьего лица Министерства внутренних дел по Чувашской Республике (далее МВД по Чувашской Республике, МВД по ЧР) Свеклова Т.В. исковые требования не признала, указала, что МВД РФ является правопреемником упраздненной Федеральной миграционной службы (ФМС РФ) лишь по переданным полномочиям и функциям миграционной службы, обязанность выплаты заработной платы лежит на ФМС РФ.

Представитель третьего лица казенного учреждения Чувашской Республики «Центр занятости населения г. Чебоксары» Минтруда Чувашии Волкова О.В. оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Третьи лица УПФ в г.Чебоксары, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, КУ ЧР «Центр занятости населения г. Новочебоксарска», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 29 июня 2018 года исковые требования Любимовой Н.В. удовлетворены частично:

с МВД РФ в пользу Любимовой Н.В. взысканы заработная плата за период с 01 января 2017 года по 31 января 2017 года в сумме 22083 руб. 03 коп., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 3739 руб. 54 коп., задолженность по выходному пособию в сумме 10824 руб. 58 коп., проценты за несвоевременную выплату причитающихся сумм за период с 31 января 2017 года по 29 июня 2018 года в сумме 15115 руб. 65 коп. (без учета удержания НДФЛ), компенсация морального вреда в размере 5000 руб., а также проценты за несвоевременную выплату причитающихся сумм начиная с 29 июня 2018 года до дня фактического погашения задолженности из расчета 1/150 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки по день фактического расчета включительно;

на МВД РФ возложена обязанность направить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары сведения о периоде работы Любимовой Н.В. с 01 января 2017 года по 30 января 2017 года в ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике и обязанность удержать НДФЛ с взысканных настоящим решением суда сумм заработной платы за период с 01 января 2017 года по 30 января 2017 года в сумме 22083 руб. 03 коп., задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 3739 руб. 54 коп., процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм за период с 31 января 2017 года по 29 июня 2018 года в сумме 15115 руб. 65 коп.;

в удовлетворении остальной части исковых требований Любимовой Н.В. к МВД РФ о взыскании компенсации морального вреда отказано.

На указанное решение ответчиком МВД РФ подана апелляционная жалоба по мотивам его незаконности и необоснованности. В жалобе указано, что в период с 01 июня 2016 года по 30 января 2017 года Любимова Н.В. являлась членом ликвидационной комиссии УФМС РФ по ЧР, в каких-либо трудовых отношениях с МВД РФ и МВД по ЧР не состояла, гражданско-правовых и срочных договоров на выполнение работы не заключала. В соответствии с письмом МВД России от 25 апреля 2017 года № 1/4834 «О содержании ликвидационных комиссий ФСКН России и ФМС России» оплата работы членов ликвидационных комиссий в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете, возможна только при наличии заключенных гражданско-правовых и срочных договоров. Лимиты бюджетных обязательств ФМС России в МВД не передавались, в связи с чем оплата труда членов ликвидационной комиссии в отсутствие правовых оснований невозможна. Запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности юридического лица внесена лишь 19 марта 2018 года, то есть до указанной даты ФМС РФ являлась юридическим лицом и должна была нести ответственность за выплату заработной платы своим сотрудникам. В силу п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) МВД РФ не обязано нести ответственность за неисполнение обязанностей ФМС РФ перед своими работниками. Положения пункта 2 Указа Президента Российской Федерации № 156 о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации функций и полномочий упраздняемой ФМС РФ, а также штатной численности, сокращенной на 30 процентов, и положения пункта 3 названного Указа о правопреемстве МВД РФ упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, не свидетельствуют о какой-либо реорганизации ФМС РФ, а предполагают лишь правопреемство по ранее возникшим обязательствам ликвидируемого органа и наделение МВД РФ функциями и полномочиями ликвидируемой Федеральной миграционной службы. Исходя из положений ст.ст. 61, 62, 63 ГК РФ юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации, не утрачивает своей правоспособности. Надлежащим ответчиком по данному иску являлась ФМС России, так как непосредственно в трудовых отношениях истец состояла именно с указанным органом. Ссылаясь на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», ответчик указывает на отсутствие доказательств причинения истцу нравственных и физических страданий. Задолженность по выплате заработной платы образовалась не по вине МВД России, а по вине ФМС России. Ввиду неоднократных уточнений исковых требований рассмотрение дела откладывалось, и как следствие увеличивалась сумма компенсации за просрочку исполнения обязательств.

В судебном заседании представитель ответчика МВД РФ и третьего лица МВД по ЧР Крамской А.А. апелляционную жалобу поддержал.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Любимова Н.В. работала в должности должность УФМС РФ по ЧР.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФМС России упразднена.

В соответствии с пп. «а», «в» п. 2 названного Указа от 05 апреля 2016 года № 156 МВД РФ переданы функции и полномочия упраздняемой ФМС России, штатная численность упраздняемой ФМС России с сокращением ее на 30 процентов.

МВД РФ является правопреемником упраздняемой ФМС России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (пп. «б» п. 3 Указа) и ему предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 01 июня 2016 года (пункт 5 Указа).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1025-р «Об отнесении к ведению МВД России организаций, находившихся в ведении ФМС России» срок ликвидационных мероприятий, связанных с упразднением ФМС России, установлен по 31 декабря 2016 года включительно. До этого момента все вопросы, связанные с упразднением ФМС России и ее территориальных органов, переходят к специально сформированным в порядке, определенном подпунктом «а» пункта 4 Распоряжения № 1025-р, ликвидационным комиссиям.

Председателю ликвидационной комиссии ФМС России в этом случае поручается принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России (подпункт «е» пункта 4 Распоряжения № 1025-р).

Таким образом, по 31 декабря 2016 года все вопросы по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении сотрудников упраздненной ФМС России и их увольнению относились к компетенции ликвидационной комиссии ФМС России, назначенной Распоряжением № 1025-р, которая осуществляет ликвидационные мероприятия, передает имущество ФМС России в МВД РФ.

Приказом ФМС России от 01 июня 2016 года № 271 УФМС России по Чувашской Республике ликвидировано. Распоряжением ФМС России № НС-1/9-189 от той же даты утвержден состав ликвидационной комиссии Управления, Любимова Н.В. являлась членом ликвидационной комиссии.

Приказом УФМС России по ЧР № 291 л/с Любимова Н.В. освобождена от замещаемой должности и уволена 31 декабря 2016 года по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2016 года № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01 июля 2017 года. Указанным распоряжением в редакции от 30 июня 2017 года № 1412-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01 июля 2018 года.

Тем же распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2016 года № 2896-р ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России федеральным органом исполнительной власти определено МВД России (п. 2); предписано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, необходимо произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете (п. 4).

В соответствии с письмом ФМС России от 28 декабря 2016 года № НС-1020 приказом от 31 декабря 2016 года № 292 л/с отменен приказ УФМС РФ по ЧР от 31 декабря 2016 года № 291л/с в части увольнения Любимовой Н.В.

Приказом УФМС России по Чувашской Республике № 293 л/с от 30 января 2018 года Любимова Н.В. уволена 30 января 2018 года по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, указано на необходимость выплаты истцу в связи с увольнением премии по итогам работы за 1 квартал 2017 года пропорционально отработанному времени в размере 75 процентов должностного оклада, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 2 календарных дней, выходного пособия в размере среднего месячного заработка в соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ.

Суд первой инстанции, установив, что в период с 01 января 2017 года по 30 января 2017 года Любимова Н.В. исполняла обязанности члена ликвидационной комиссии УФМС РФ по ЧР, не получила заработную плату за период с 01 января 2017 года по 30 января 2017 года, компенсацию за неиспользованный отпуск, выходное пособие, в 2017 году бюджетное финансирование УФМС РФ по ЧР не производилось, пришел к выводу о правомерности иска к МВД России, определил размер взыскиваемой суммы исходя из расчета истца.

Судебная коллегия с выводом суда соглашается.

Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2016 года № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий ФМС России продлен до 01 июля 2018 года, на МВД РФ возложена ответственность за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России, в том числе по предоставлению ликвидационных балансов, предусмотрено финансирование обеспечения расходов, связанных с указанными мероприятиями в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, определенных МВД России в федеральном бюджете (п. 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 2896-р). Соответственно, на этом органе и лежит обязанность по выплате заработной платы и иных выплат, предусмотренных законом.

Доводы апелляционной жалобы МВД РФ об отсутствии трудовых отношений с истцом, являвшейся членом ликвидационной комиссии УФМС РФ по ЧР, основанием к отказу в удовлетворении иска служить не могут, поскольку финансирование ликвидационных мероприятий на 2017 год, как указано выше, возлагалось на МВД России.

Ответчик МВД России не оспаривает в жалобе выводы суда первой инстанции об отсутствии бюджетного финансирования ФМС России и территориальных органов ФМС, находящихся в стадии ликвидации, за спорный период.

В ином порядке истец лишена возможности получить оплату своего труда за указанный ею период, при том, что принудительный труд (без оплаты) в Российской Федерации запрещен, а Любимова Н.В. в интересах государства (его органов) выполняла должностные обязанности в спорный период, что никем не оспаривается.

Оснований для применения положений ст.ст. 61-63 ГК РФ не имеется, так как в настоящем деле общие положения Гражданского кодекса РФ о ликвидации юридических лиц должны применяться с учетом особенностей ликвидации учреждения, отнесенного к ведению ФМС РФ, и дальнейшего упразднения последнего, связанного с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой функции, имущество, права и обязательства ФМС РФ переданы МВД России.

Соглашается судебная коллегия и с выводом суда первой инстанции о необходимости компенсации истцу морального вреда.

Согласно абз. 2 п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

Как установлено судом, ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, выразившиеся в невыплате заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск.

При определении размера компенсации морального вреда суд первой инстанции, исходя из объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, пришел к выводу о компенсации истцу морального вреда в сумме 5000 руб. Оснований для изменения размера компенсации судебная коллегия не находит.

Уточнение Любимовой Н.В. исковых требований не является основанием для отказа во взыскании в соответствии со ст. 236 ТК РФ процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм по день фактического расчета, поскольку такое право истца предусмотрено ст. 39 ГПК РФ, а обязанность по выплате названной денежной компенсации в силу ч. 2 ст. 236 ТК РФ возникает независимо от наличия вины работодателя.

В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, аналогичны доводам, излагавшимся в возражениях ответчика на исковые требования Любимовой Н.В., которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат фактов, не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного акта либо опровергающих выводы суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 июня 2018 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий Н.П. Лысенин

Судьи Г.И. Алексеева

А.В. Александрова