НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 26.12.2012 № 33-4231/2012

Докладчик Димитриева Л.В. Апелляционное дело № 33-4231/2012

Судья Елехин С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 декабря 2012 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Комиссаровой Л.К.,

судей Александровой А.В. и Димитриевой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Петуховой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 6 ноября 2012 года по гражданскому делу по иску Захарова А.Т. к отделу социальной защиты населения ... района казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран труда»,

установила:

Захаров А.Т. обратился в суд с иском к отделу социальной защиты населения ... района казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран труда» и признании незаконным отказа в её назначении.

Требования мотивированы тем, что он является ветераном труда. В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года № 43 «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики» (далее - Закон) ветеранам труда предоставляется право на ежемесячную денежную выплату. В связи с этим, 2 октября 2012 года им в отдел социальной защиты населения ... района казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее ОСЗН ... района) было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран труда», однако решением от 8 октября 2012 года за № 39 в назначении ежемесячной денежной выплаты ему было отказано и письмом от 15 октября 2012 года сообщено, что в соответствии с указанным выше Законом Чувашской Республики ежемесячная денежная выплата устанавливается лишь при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть при достижении возраста 60 лет для мужчин. Указанные доводы, по его мнению, являются необоснованным, так как в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки не ставится в зависимость от достижения возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 6 ноября 2012 года удовлетворены исковые требования Захарова А.Т.; отказ отдела социальной защиты населения ... района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 8 октября 2012 года № 39 в назначении ему ежемесячной денежной выплаты признан незаконным; на отдел социальной защиты населения ... района казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики возложена обязанность по назначению истцу ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 3.1 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года № 43 «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики» по категории «Ветеран труда» с момента обращения, то есть с 2 октября 2012 года.

На указанное решение представителем Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного по тем основаниям, что ст. 3.1 Закона является продолжением ст. 3 Закона, что следует из ее нумерации, и ежемесячная денежная выплата, по своей сути, является денежным возмещением отмененных мер социальной поддержки, ранее содержащихся в ст. 3 Закона, потому предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты возможно только при достижении пенсионного возраста.

В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, своих представителей не направили.

Изучив материалы дела, посчитав возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, извещенных о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

На уровне Российской Федерации правоотношения, связанные с социальной поддержкой ветеранов труда, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995года №5-ФЗ «О ветеранах». Меры социальной защиты ветеранов труда были предусмотрены статьей 22 указанного Федерального закона.

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004года №122-ФЗ, которым в статью 22 ФЗ «О ветеранах» внесены изменения, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

24 ноября 2004 года был принят Закон Чувашской Республики № 43 «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда», с учетом изменений от 09 июня 2007 года - «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики».

Предметом апелляционного рассмотрения в данном случае по существу является вопрос о правильности применения судом первой инстанции ст. 3 и ст. 3.1. названного Закона.

Удовлетворяя требования Захарова А.Т., суд исходил из того, что истец как ветеран труда имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995года №5-ФЗ «О ветеранах», корреспондирующим к положениям Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года № 43 «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики».

Так, статья 3.1 указанного Закона предусматривает меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, при этом из буквального содержания данной нормы следует, что возникновение права на выплату связано лишь с наличием статуса ветерана труда и не ставится в зависимость от достижения определенного возраста либо получения какого-либо вида пенсии.

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что истец, будучи ветераном труда и не получая мер социальной поддержки в соответствии с положениями иных нормативно - правовых актов, имеет право на ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные ст. 3.1 Закона, до достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, и с момента обращения за назначением данной выплаты.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах», в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации») право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004года), а при изменении после 31 декабря 2004года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В принятом Чувашской Республикой Законе о социальной поддержке ветеранов труда был сохранен закрепленный Федеральным законом «О ветеранах» принцип предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, и частью 3 статьи 3 Закона предусмотрено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости (то есть для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет), если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.

Законом Чувашской Республики от 10 октября 2005 года № 41 в Закон были внесены изменения, направленные на замену льгот, предоставляемых в натуральной форме, денежной компенсацией. В частности, были отменены некоторые меры социальной поддержки для тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики и в Закон была добавлена статья 3.1, заменившая исключенные меры социальной поддержки правом на ежемесячную денежную выплату.

Поскольку по своей природе ежемесячная денежная выплата также является мерой социальной поддержки, предусматривающая ее статья 3.1. подлежит применению в неразрывной связи с общей для нее в отношении ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики нормой статьи 3 Закона, в том числе, и с частью 3 данной статьи.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что истец, являющийся ветераном труда, право на ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 3.1 Закона приобретает по достижении им возраста, дающего право на пенсию по старости.

Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из того, что Захаров А.Т. ... года рождения, не достиг предусмотренного Законом возраста, дающего право на пенсию по старости, решение суда о назначении истцу ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 3.1 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года № 43 «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики» по категории «Ветеран труда» с момента обращения за её назначением не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

В связи с тем, что по делу не требуется собирание или дополнительная проверка доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия, в соответствии с полномочиями, предоставленными ей положениями ст. 328 ГПК РФ, отменяя решение суда первой инстанции, принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 6 ноября 2012 года отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Захарова А.Т. о признании незаконным отказа отдела социальной защиты населения ... района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 8 октября 2012 года № 39, возложении на отдел социальной защиты населения ... района казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанности по назначению ему ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 3.1 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года № 43 «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики» по категории «Ветеран труда» с момента обращения.

Председательствующий

Судьи