НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 26.11.2018 № 33-5252/18

Докладчик Александрова А.В. Апелляционное дело № 33-5252/2018

Судья Тигина С.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 ноября 2018 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Александровой А.В., Алексеевой Г.И.,

при секретаре Львовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии с применением повышающего коэффициента, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 – ФИО2 на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 августа 2018 года, которым постановлено:

отказать в удовлетворении требований ФИО1 к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о возложении обязанности применить повышенный коэффициент отношения заработка в размере 1,9 и пересчитать на этом основании размер получаемой пенсии с 31 мая 2018 года.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии (далее – УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии) о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии с применением повышенного отношения заработка в размере 1,9.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с 28 марта 2010 года ему назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". При расчете размера пенсии ответчиком было применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7. Не согласившись с данным размером, истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, однако получил отказ. Между тем, в местности, где проходила его работа, к заработной плате работников энергетики и электрификации, к которым он относился, применялся районный коэффициент 1,8. Таким образом, поскольку истец работал в районе Крайнего Севера и к его заработной плате применялся районный коэффициент 1,8, то в силу закона при начислении пенсии отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации должно составлять 1,9.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии, извещенный надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представлено письменное заявление с просьбой об отказе в удовлетворении требований истца ввиду их несоответствия требованиям пенсионного законодательства, а также о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Ответчик ссылается на то, что размер пенсии истца верно установлен с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 и оснований для применения повышенного отношения заработка 1,9 не имеется, поскольку во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти, а если ими установлены разные районные коэффициенты, то учитывается коэффициент, установленный в данных районе или местности для работников непроизводственных отраслей. На территории ЯНАО севернее Полярного круга к заработной плате для работников производственных отраслей утвержден районный коэффициент 1,8, для работников непроизводственных отраслей - 1,5, а поскольку районные коэффициенты разные, необходимо учитывать коэффициент 1,5. С учетом районного коэффициента к заработной плате 1,5 при определении размера страховой пенсии отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в РФ должно учитываться не свыше 1,7.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Акционерное общество энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» в лице его филиала Северные электрические сети, надлежащим образом извещенное о времени и месте разбирательства дела, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение на усмотрение суда.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное представителем истца ФИО1 – ФИО2 В апелляционной жалобе приведены те же обстоятельства, что заявлены истцом в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Указывает, что суд неверно истолковал и применил нормы материального права.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца ФИО1 и его представителя ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия представителя ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 19 мая 2000 года (приказ от 17 мая 2000 года) работал электромонтером оперативно-выездной бригады 5 разряда <адрес> электрических сетей на подстанции «<данные изъяты>» вахтово-экспедиционным методом работы в филиале Акционерного общества Энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» Северные электрические сети, находящейся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области <адрес>, относящегося к районам Крайнего Севера.

Согласно справке филиала Акционерного общества Энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» Северные электрические сети от 13 марта 2017 года в указанный период к его заработной плате применялся районный коэффициент 1,8 (л.д. 11).

С 28 марта 2010 года истец является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". К его пенсии применяется отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 (л.д. 5-7, 42-43).

Ссылаясь на неверное применение пенсионный органом при расчете пенсии размера отношения заработка, ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для перерасчета пенсии истца с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации размере 1,9, указав, что поскольку органами государственной власти СССР установлены и соответственно применялись разные районные коэффициенты к заработной плате работников в рассматриваемом населенном пункте Тюменской области ЯНАО, то учету подлежит коэффициент, установленный для работников непроизводственных отраслей - 1,5. С учетом районного коэффициента к заработной плате 1,5 при определении размера страховой пенсии отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в РФ должно учитываться не свыше 1,7.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).

В силу ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не подлежит применению за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Так, согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Указанное положение дополнительно разъяснено в п. 7 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 22.04.2003 года N 3 "О порядке применения п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Так, к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности, работников строительных, строительно-монтажных и специализированных управлений, подсобно-вспомогательных производств, транспорта, хозяйств и организаций (за исключением работников организаций и учреждений материально-технического снабжения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население), обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия и организации по бурению и геологоразведке, строительство объектов нефтяной и газовой промышленности и геологоразведки, занятых на работах на территории Ямало-Ненецкого национального округа севернее Полярного круга, Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 04.06.1968 года N 165/15 утвержден районный коэффициент 1,8.

Между тем, для работников непроизводственных отраслей Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа к северу от Полярного круга Постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС установлен коэффициент в размере 1,5 (в частности Постановлениями от 04.09.1964 года N 379/П-18 и N 380/П-18, а также Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.01.1961 года N 45/2 и от 21.07.1961 года N 302/19).

Таким образом, поскольку органами государственной власти СССР установлены и соответственно применялись разные районные коэффициенты к заработной плате работников в рассматриваемом населенном пункте Тюменской области ЯНАО, то в силу приведенных выше норм права учету подлежит коэффициент, установленный для работников непроизводственных отраслей в размере 1,5.

А поскольку при расчете пенсии для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера, в которых, как в рассматриваемом случае, к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8, учитывается отношение ЗР/ЗП не свыше 1,7, то правовых оснований для перерасчета пенсии истца с применением отношения заработка 1,9 не имеется. Выводы суда о правомерности произведенного ответчиком расчета размера пенсии ФИО1 верны.

Довод апелляционной жалобы ФИО1 о том, что по месту его работы в филиале Акционерного общества Энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» Северные электрические сети на его заработную плату начислялся районный коэффициент 1,8, судебная коллегия не может принять во внимание, так как он основан на неверном применении и толковании норм материального права, поскольку установленный районный коэффициент по месту работы истца, правового значения в указанном случае не имеет.

В целом доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны его позиции при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и опровергающей выводы суда первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального права при соблюдении норм процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – ФИО2 на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 августа 2018 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий Н.П. Лысенин

Судьи: А.В. Александрова

Г.И. Алексеева