НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 26.10.2020 № 2-2350/20

Докладчик Алексеева Г.И. Апелляционное дело № 33-3471/2020

Судья Филиппова Н.И. Гражданское дело № 2-2350/2020

УИД 21RS0023-01-2020-001892-18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2020 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Лысенина Н.П., судей Алексеевой Г.И., Александровой А.В.,

при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архиповой Алины Юрьевны к казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, возложении обязанности назначить ежемесячную компенсацию, поступившее по апелляционной жалобе Архиповой Алины Юрьевны на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И., судебная коллегия

установила:

Архипова А.Ю. обратилась в суд с иском к казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки», КУ ЧР ЦПМСП, учреждение) о признании права на предоставление ей как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, работавшему в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, в том числе уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, возложении на учреждение обязанности назначить ежемесячную компенсацию с декабря 2019 года.

Исковые требования мотивированы тем, что 18 декабря 2019 года она обратилась в Отдел социальной защиты населения Вурнарского района КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» о предоставлении льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, работавшим в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг (отопление, теплоснабжение, электроснабжение), в том числе уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Письмом от 27 декабря 2019 года Отдела социальной защиты населения Вурнарского района КУ ЧР ЦПМСП ей отказано в назначении мер социальной поддержки. В начале марта 2020 года она обжаловала отказ в назначении ей мер социальной поддержки в Вурнарский районный суд Чувашской Республики, определением судьи от 11 марта 2020 года исковое заявление возвращено с приложенными материалами с разъяснениями, что для разрешения исковых требований необходимо обратиться в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики по месту нахождения ответчика.

На 31 января 2016 года педагогический стаж истца составлял более 25 лет в сельской местности. В период работы истец всегда получала ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что подтверждается справкой № 23 от 12 февраля 2020 года, выданной МОУ «...» ...; письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми за исх. № 18- 09/9650 от 30 декабря 2015 года; решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» № 509 от 04 октября 2010 года «О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа «Воркута»; договором № 10 от 01 января 2015 года и приложением № 4; письмом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» за № 1244 от 28 ноября 2014 года; приказом муниципального общеобразовательного учреждения «...» ... от 12 января 2015 года. В обоснование исковых требований Архипова А.Ю. ссылалась на Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Определения Конституционного Суда РФ от 01 апреля 2008 года № 480-О-П, от 04 декабря 2007 года № 958-О-О, Закон Чувашской Республики от 08 февраля 2005 года № 1 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» и просила признать за ней право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, в том числе уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; возложить на КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» обязанность назначить ей (истцу) ежемесячную компенсацию с декабря 2019 года.

В судебном заседании истец Архипова А.Ю. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Иванова О.Р. исковые требования не признала, поскольку истец педагогическим работником образовательных организаций Чувашской Республики не являлась, в связи с чем ей обоснованно отказано в предоставлении льготы в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Представитель привлеченного судом соответчика Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в судебное заседание не явился.

Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2020 года постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Архиповой Алины Юрьевны к КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании за истцом права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, в том числе уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; о возложении на КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанности назначить ежемесячную компенсацию с декабря 2019 года отказать».

Указанное решение суда обжаловано истцом Архиповой А.Ю. на предмет отмены по мотивам незаконности, необоснованности, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального права, вынесения нового решения об удовлетворении ее исковых требований. Истец считает, что, отказывая в иске, суд необоснованно пришел к выводу о том, что действующее законодательство Чувашской Республики не позволяет назначить истцу меру социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации жилищно-коммунальных услуг в размере 1055 руб., поскольку она являлась педагогическим работником ..., правила выплаты компенсации по ЖКУ в Республике Коми не применимы в Чувашской Республике. Этот вывод суда нарушает позицию Конституционного Суда Российской Федерации о сохранении уровня социальных гарантий. Суд не принял во внимание правовые позиции Конституционного Суда РФ по спорному вопросу, указанные истцом в исковом заявлении. Истец лишена права на предоставление мер социальной поддержки.

В судебное заседание истец Архипова А.Ю. не явилась, извещена надлежаще.

Представитель ответчика КУ ЧР ЦПМСП Иванова О.Р. направила в суд ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с ее нахождением в ежегодном основном оплачиваемом отпуске.

Поскольку неявка конкретного представителя юридического лица не является основанием для отложения судебного разбирательства, судебная коллегия считает ходатайство об отложении судебного разбирательства не подлежащим удовлетворению и полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя КУ ЧР ЦПМСП.

Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики представило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя, в удовлетворении апелляционной жалобы просило отказать.

Признав возможным на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте его рассмотрения, изучив материалы дела, рассматривая дело по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Постанавливая решение, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство Чувашской Республики не позволяет назначить истцу меру социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 1055 руб., поскольку Архипова А.Ю. не относится к числу педагогических работников, проживающих и работающих по месту основной работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти Чувашской Республики, государственных образовательных организациях Чувашской Республики и муниципальных образовательных организациях, а являлась педагогическим работником ... Республики Коми, и правила выплаты компенсации по ЖКХ, принятые в субъекте РФ - Республике Коми, не могут быть применены в субъекте РФ - в Чувашской Республике, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции необоснованными ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 11 сентября 1992 года по 31 июля 2019 года Архипова А.Ю. являлась педагогическим работником ... Республики Коми.

На обращение истца от 18 декабря 2019 года Отделом социальной защиты населения Вурнарского района КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» ей отказано в назначении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, поскольку Архипова А.Ю. вышла на пенсию как работник села в ... Республики Коми в 2014 году (л.д. 13).

В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании», утратившего силу 01 сентября 2013 года, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливались законодательством Российской Федерации и обеспечивались за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливались законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (абз. 3).

Вступившим в силу 01 сентября 2013 года Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47).

Согласно ст. 1 Закона Чувашской Республики от 08 февраля 2005 года № 1 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» мера социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с настоящим Законом устанавливается категориям граждан, проживающих и работающих по месту основной работы (за исключением граждан, работающих на условиях срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы) в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе педагогическим работникам и библиотекарям медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Чувашской Республики, государственных образовательных организаций Чувашской Республики и муниципальных образовательных организаций.

Указанным категориям граждан предоставляется мера социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг (отопление, теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления, и электроснабжение), в том числе на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики (далее - ежемесячная компенсация).

Мера социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предоставляется гражданам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.

В соответствии со ст. 3.1 Закона Чувашской Республики от 08 февраля 2005 года № 1 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно - коммунальных услуг» мера социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, сохраняется за гражданами, указанными в статье 1 настоящего Закона (в редакции Закона Чувашской Республики от 24 февраля 2014 года № 1 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг»), проработавшими не менее 10 лет в организациях, указанных в статье 1 настоящего Закона, расположенных на территориях сельских населенных пунктов, рабочих поселков (поселков городского типа), вышедшими на пенсию в период работы в этих организациях и проживающими в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Указанная мера социальной поддержки предоставляется в виде ежемесячной компенсации в размере 1055 рублей гражданам, у которых право на нее возникло по состоянию на 31 января 2016 года.

С учетом изложенных нормативных положений для сохранения за педагогическими работниками мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Чувашской Республики от 08 февраля 2005 года № 1 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно - коммунальных услуг», необходимо соблюдение в совокупности таких условий, как наличие 10 лет работы в указанных в ст. 1 Закона учреждениях, расположенных на территориях сельских населенных пунктов, рабочих поселков (поселков городского типа); выход на пенсию в период работы в этих учреждениях; проживание в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии с п. 1.2 Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан, имеющих на это право в соответствии с Законом Чувашской Республики «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2016 года № 75 (далее Правила от 11 марта 2016 года), мера социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предоставляется категориям граждан, указанным в статьях 1 и 3.1 Закона (далее - гражданин), в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг (отопление, теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления, и электроснабжение), в том числе на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики (далее - ежемесячная компенсация).

Гражданам, указанным в статье 3.1 Закона, проработавшим в учреждениях государственной ветеринарной службы Чувашской Республики, медицинских организациях, подведомственных исполнительному органу государственной власти Чувашской Республики, государственных образовательных организациях Чувашской Республики, организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Чувашской Республики, государственных организациях культуры Чувашской Республики, муниципальных образовательных организациях и муниципальных организациях культуры, предоставление ежемесячной компенсации осуществляется казенным учреждением Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - Центр предоставления мер социальной поддержки).

Согласно п. 1.3 Правил от 11 марта 2016 года для получения ежемесячной компенсации граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в отдел Центра предоставления мер социальной поддержки по месту жительства за предоставлением ежемесячной компенсации путем подачи заявления о назначении ежемесячной компенсации по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам (далее - заявление) с приложением копий документов, удостоверяющих личность, место жительства, копии (выписки) трудовой книжки или трудового договора гражданина, копии свидетельства о заключении брака.

Гражданином может быть представлен документ, содержащий сведения о совместно проживающих с ним родителях и детях по собственной инициативе. В случае если гражданин не представил указанный документ по собственной инициативе, отдел Центра предоставления мер социальной поддержки для его получения направляет межведомственный запрос в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Копии документов представляются с одновременным предъявлением оригиналов. После сверки документов оригиналы возвращаются гражданину. В случае представления копий документов, верность которых засвидетельствована в установленном законодательством Российской Федерации порядке, предъявление оригиналов не требуется.

Указанные в настоящем пункте заявление и документы могут быть направлены в отдел Центра предоставления мер социальной поддержки по почте. В этом случае оригиналы документов не направляются, установление личности, удостоверение верности копий прилагаемых документов и свидетельствование подлинности подписи на заявлении осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Направление указанных в настоящем пункте заявления и документов по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления. Днем приема указанных в настоящем пункте заявления и документов, направленных по почте, считается дата их регистрации в отделе Центра предоставления мер социальной поддержки.

Указанные в настоящем пункте заявление и документы могут быть направлены в отдел Центра предоставления мер социальной поддержки в форме электронных документов в порядке, установленном федеральными законами «Об электронной подписи» и «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Из трудовой книжки истца следует, что ее педагогическая деятельность началась 15 августа 1987 года, в том числе с 01 сентября 2003 года 31 июля 2019 года она работала в муниципальном образовательном учреждении «...» ... (с учетом переименований).

С 05 сентября 1997 года по 11 декабря 2019 года истец была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ..., 11 декабря 2019 года зарегистрирована по адресу: ... (л.д. 14-16, 17).

Таким образом, истец проработала более 10 лет в муниципальной образовательной организации, расположенной на территории поселка городского типа, вышла на пенсию в период работы в таком учреждении, продолжала проживать в поселке городского типа, в настоящее время проживает в Чувашской Республике в сельском населенном пункте.

Из справки МОУ «...» ..., расположенного по адресу: ..., от 12 февраля 2020 года № 23 следует, что Архипова А.Ю. работала в МОУ «...» ... в должности учителя начальных классов с 01 сентября 2003 года по 31 июля 2019 года, на основании нормативных актов Республики Коми с 01 января 2015 года по 31 июля 2019 года ей выплачивалась компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно списку ГБУ РК «ЦСЗН ...» по коду субсидии «Субсидии на иные цели, осуществление государственного полномочия Республики Коми по предоставлению мер социальной поддержки в форме выплаты денежной компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», до 01 января 2015 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации предоставлялись ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города ...» (л.д. 38).

Из представленных истцом документов следует, что Советом муниципального образования городского округа «...» принималось решение № 509 от 04 октября 2010 года в соответствии в том числе с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» о предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений муниципального образования городского округа «...», работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; в Республике Коми были установлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации, а с учетом изменений в законодательстве – в виде ежемесячной денежной выплаты (компенсации) в фиксированном размере для каждой льготной категории граждан с дифференциацией по природно-климатическим зонам в Республике Коми и сохранением получаемого объема мер социальной поддержки, в том числе для педагогических работников; истец являлась получателем указанных мер социальной поддержки до и после 01 января 2015 года (л.д. 39-51).

Таким образом, истцу предоставлялись указанные меры социальной поддержки в период ее работы в муниципальном образовательном учреждении и после выхода на пенсию.

Суд первой инстанции исходил из того, что в настоящем случае истец Архипова А.Ю. хотя и имеет 10 лет стажа работы, необходимого для сохранения мер социальной поддержки (предоставляемых ей ранее ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города ... на основании ст. 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми»), проживает в сельской местности, однако педагогический стаж и последующий выход на пенсию осуществлен не из образовательного учреждения в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти Чувашской Республики, государственных образовательных организаций Чувашской Республики и муниципальных образовательных организаций. В связи с этим суд не усмотрел оснований для предоставления Архиповой А.Ю. мер социальной поддержки в соответствии с Законом Чувашской Республики от 08 февраля 2005 года № 1 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», счел обоснованным отказ в удовлетворении поданного ею 18 декабря 2019 года обращения о предоставлении таких мер.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 01 апреля 2008 года № 480-О-П «По жалобе гражданки Шуровой Элеоноры Александровны на нарушение ее конституционных прав Законом Республики Бурятия «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия», как подчеркнуто в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года № 958-О-О, из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Следовательно, положения Закона Республики Бурятия «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия» не могут истолковываться как предполагающие лишение права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением переехавших на постоянное жительство на территорию Республики Бурятия из других субъектов Российской Федерации пенсионеров из числа бывших сельских педагогических работников, которые по прежнему месту жительства в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) пользовались в установленном порядке таким правом.

В противном случае - вопреки предписаниям статей 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации - нарушается конституционный принцип равенства при реализации этими лицами приобретенных социальных прав, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, на соблюдении которого должно базироваться осуществляемое в социальной сфере изменение действующего правового регулирования и который предполагает правовую определенность, сохранение стабильности в действующей системе норм и предсказуемость законодательной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-П, от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 29 января 2004 года № 2-П; Определения от 04 декабря 2003 года № 415-О, от 27 декабря 2005 года № 502-О, от 02 февраля 2006 года № 56-О и др.).

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно подчеркивал, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, в силу чего осуществляемое бюджетное регулирование должно обеспечивать сбалансированность бюджетов всех уровней.

Соответственно, субъект Российской Федерации - в случае нехватки финансовых средств, необходимых для обеспечения предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных льгот проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогическим работникам, в том числе вышедшим на пенсию, с учетом их общей численности - вправе рассчитывать на выделение дополнительных средств из федерального бюджета, поскольку на Российской Федерации как правовом социальном государстве, взявшем на себя выполнение публично-правовых обязательств, лежит обязанность обеспечить в рамках осуществленной федеральным законодателем передачи субъектам Российской Федерации полномочия по определению размеров, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, установление такого регионального правового регулирования, которое позволяет сельским пенсионерам из числа бывших педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений реализовать в полном объеме право на эти льготы вне зависимости от места их жительства на территории Российской Федерации и возможного его изменения в пределах страны (п.п. 2.3, 3).

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», согласно п. 1 которого на исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся возлагалась обязанность предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

В последующем Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (подп. «б» п. 6). Постановление утратило силу только 11 июля 2015 года в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 года № 634 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР».

Кроме того, Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22 утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», согласно п. 2 которого право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами семей при переезде их на новое место жительства в сельскую местность либо в поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ пользуются этими льготами.

Из приведенных положений нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности истца и на дату ее выхода на пенсию 04 декабря 2014 года, а также на период продолжения ею педагогической деятельности после выхода на пенсию, следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось работающим в сельской местности педагогическим работникам. Для таких работников, перешедших на пенсию, предусматривалось сохранение этого права при условии, если общий стаж их работы в сельской местности составлял не менее 10 лет. Таким образом, обязательным условием предоставления названной льготы после выхода на пенсию являлось пользование ею на момент выхода на пенсию.

В настоящее время федеральным законодательством вместо права педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в устанавливаемом законодательством субъектов Российской Федерации размере за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Отказ в предоставлении мер социальной поддержки, изложенный в письме истцу от 27 декабря 2019 года № 357 (л.д. 13), не содержит сведений о непредставлении ею каких-либо документов, предусмотренных Правилами от 11 марта 2016 года.

В соответствии с п. 1.9 Правил от 11 марта 2016 года ежемесячная компенсация назначается с месяца приема заявления и документов, указанных в пункте 1.3 настоящих Правил.

На дату обращения истца 18 декабря 2019 года в Отдел социальной защиты населения Вурнарского района КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» за предоставлением мер социальной поддержки Закон Чувашской Республики от 08 февраля 2005 года № 1 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» и Правила предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан, имеющих на это право в соответствии с Законом Чувашской Республики «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», утвержденные Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2016 года № 75, являлись действующими и предусматривали требуемые истцом меры социальной поддержки. Действуют они и в настоящее время.

Истец до переезда в Чувашскую Республику из другого субъекта Российской Федерации, являясь пенсионером из числа бывших сельских педагогических работников, которые по прежнему месту жительства в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) пользовались в установленном порядке правом на компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по состоянию на 31 января 2016 года, переехала на новое место жительства в Чувашскую Республику в сельскую местность, где педагогические работники муниципальных образовательных организаций также пользуются мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг (отопление, теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления, и электроснабжение), в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики, и где указанные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, сохраняются за указанными педагогическими работниками, проработавшими не менее 10 лет в том числе в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территориях сельских населенных пунктов, рабочих поселков (поселков городского типа), вышедшими на пенсию в период работы в этих организациях и проживающими в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). В связи с этим истец имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки, на КУ ЧР ЦПМСП подлежит возложению обязанность по назначению истцу этих мер в виде ежемесячной компенсации с декабря 2019 года.

В связи с изложенным решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании за истцом права на предоставление компенсации на оплату жилого помещения, коммунальных услуг (отопление, теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления, и электроснабжение), в том числе на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики, в соответствии с Законом Чувашской Республики от 08 февраля 2005 года № 1 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», возложении на учреждение обязанности назначить истцу ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг (отопление, теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления, и электроснабжение), в том числе на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики, с декабря 2019 года.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2020 года отменить и принять по делу новое решение.

Признать за Архиповой Алиной Юрьевной право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг (отопление, теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления, и электроснабжение), в том числе на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Возложить на Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанность назначить Архиповой Алине Юрьевне ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг (отопление, теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления, и электроснабжение), в том числе на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики, с декабря 2019 года.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий Н.П. Лысенин

Судьи Г.И. Алексеева

А.В. Александрова