НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 24.01.2024 № 2А-3118/2023

Докладчик Фомина Н.Э. апелляционное дело № 33а-325/2024

Судья Филиппова К.В. административное дело № 2а-3118/2023

УИД 21RS0024-01-2023-003789-45

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 января 2024 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,

судей Фоминой Н.Э., Лушниковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Краснова Евгения Петровича к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары Шепиновой Ольге Зиноновне, УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам, восстановлении срока на подачу административного иска, поступившее по апелляционной жалобе административного истца Краснова Е.П. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Фоминой Н.Э., заслушав пояснения представителя административного истца Шкляевой О.В., административного ответчика судебного пристава-исполнителя отделения судебных пристава по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Чебоксары Шепиновой О.З., заинтересованного лица Васильевой А.Ю., судебная коллегия

установила:

Краснов Е.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных пристава по Чувашской Республике (далее - УФССП России по ЧР), судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике (Далее – ОСП по исполнению ИД о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары) Шепиновой О.З. о признании незаконным постановления от 31 августа 2023 года о расчете задолженности по алиментам Краснова Е.П. вынесенное в рамках

В обоснование заявленных требований указав, что на исполнении в ОСП по исполнению ИД о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары находится исполнительное производство №--ИП, возбужденное на основании исполнительного листа №ФС - от 10 ноября 2016 года, выданного Калининским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики, о взыскании с Краснова Е.П. алиментов на содержание малолетнего ребенка начиная с 6 сентября 2016 года до совершеннолетия ребенка в размере 1/4 части всех видов заработка и иного дохода ежемесячно пользу Васильевой А.Ю.

31 августа 2023 года судебным приставом-исполнителем Шепиновой О.З. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому задолженность за период с 11 августа 2020 года по 23 августа 2023 года составляет 395 920 руб. 87 коп., исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания.

Вместе с тем, на иждивении Краснова Е.П. находится еще один ребенок - Заочным решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республике от 14 августа 2012 года постановлено взыскать с Краснова Е.П. в пользу Красновой Л.М. алименты на содержание - в размере одной четверти заработка и (или) иного дохода ежемесячно начиная с 21 мая 2012 года до совершеннолетия ребенка.

При этом в период с 1 декабря 2016 года по настоящее время Краснов Е.П. осуществляет уход за своим ребенком – инвалидом - и получает пособие. Административный истец полагает, что в связи с указанным обстоятельством у него отсутствовала возможность трудоустройства, в связи с чем судебным приставом-исполнителем был неверно произведен расчет алиментов исходя из средней заработной платы в Российской Федерации.

Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2010 года №17-П, Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» и Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года №397, ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указывает, что уход за ребенком-инвалидом является формой занятости заботящегося о нем гражданина, способного к труду, но в период осуществления ухода не имеющего возможности работать на основании трудового или гражданско-правового договора, заниматься предпринимательской деятельностью, вследствие чего ему выплачивается компенсация утраченного заработка. В связи с изложенным полагает, что гражданин, осуществляющий уход за ребенком – инвалидом не может признаваться неработающим в том смысле, который подразумевается нормами пункта 4 статьи 113 Семейного Кодекса Российской Федерации и части 3 статьи Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Административный истец Краснов Е.П., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде первой инстанции, в судебное заседание не явился, реализовав свои процессуальные права через участие представителя Шкляевой О.В., поддержавшей административное исковое заявление.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по исполнению ИД о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары Шепинова О.З. в удовлетворении административного искового заявления просила отказать.

Заинтересованное лицо Васильева А.Ю., участвуя в судебном заседании, в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде первой инстанции, в судебное заседание не явились, явку представителя не обеспечили.

Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 октября 2023 года постановлено:

«в удовлетворении административного искового заявления Краснова Евгения Петровича к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары Шепиновой О.З., УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии о признании незаконным постановления от 31 августа 2023 года о расчете задолженности по алиментам по исполнительному производству от 11 августа 2023 года №--ИП отказать».

Не согласившись с данным решением, административным истцом Красновым Е.П. была подана апелляционная жалоба, на предмет его отмены и принятия по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование заявленных требований административный истец повторно ссылается на обстоятельства и доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Краснов Е.П., в судебное заседание не явился, реализовав свои процессуальные права через участие представителя Шкляевой О.В., поддержавшей апелляционную жалобу.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по исполнению ИД о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары Шепинова О.З., в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.

Заинтересованное лицо Васильева А.Ю., в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.

Административный ответчик УФССП России по Чувашской Республике, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку в силу ст. 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации их неявка не служит препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке, проверив законность и обоснованность судебного решения судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон, Закон об исполнительном производстве) постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Положениями части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ установлен срок, когда административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд - в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность по доказыванию соблюдения срока на обращение в суд с административным исковым заявлением лежит на административном истце.

Как следует из административного искового заявления, административным истцом оспаривается постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению ИД о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары Шепиновой О.З. о расчете задолженности по алиментам по исполнительному производству № --ИП от 11 августа 2023 года (л.д. 33).

Согласно представленным суду апелляционной инстанции сведениям копия данного постановления была направлена административному истцу 31 августа 2023 года через Единый портал государственных услуг и получена им 31 августа 2023 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Согласно представленной Красновым Е.П. почтовой квитанции первоначально и своевременно с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики (л.д. 11), однако определением судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 сентября 2023 года административное исковое заявление было возвращено Краснову Е.П. на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ ввиду его неподсудности Московскому районному суду г. Чебоксары Чувашской Республики. В разумный срок с указанной даты – 14 сентября 2023 года настоящее административное исковое заявление было подано в Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики (л.д. 12).

Принимая во внимание приведенные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости восстановления Краснову Е.П. срока на подачу настоящего административного искового заявления в суд.

В силу ч. 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

В силу статьи 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

К принципам осуществления исполнительного производства согласно ст.4 Закона об исполнительном производстве относится принцип законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.

Из положений статьи 6.5 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» следует, что судебные приставы обеспечивают реализацию задач, в том числе по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заочным решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 августа 2012 года был расторгнут брак между административным истцом Красновым Е.П. и Красновой Л.М., место жительство несовершеннолетнего - было определено с Красновой Л.М.

С Краснова Е.П. в пользу Красновой Л.М. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего - в размере 1/4 заработка и (или) иного дохода ежемесячно начиная с 21 мая 2012 года до совершеннолетия ребенка (л.д. 33-34).

Заочным решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 ноября 2016 года установлено отцовство Краснова Е.П. в отношении -, с Краснова Е.П. в пользу Николаевой А.Ю. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего - в размере 1/4 заработка и (или) иного дохода ежемесячно начиная с 6 сентября 2016 года до совершеннолетия ребенка (л.д. 35-36).

Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 24 июля 2023 года, Краснов Е.П. был лишен родительских прав в отношении малолетнего ребенка -- передан на воспитание матери – Васильевой А.Ю. Во изменение заочного решения Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики с Краснова Е.П. в пользу Васильевой А.Ю. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка – - в твердой денежной сумме в размере 5996, что составляет 1/2 долю от прожиточного минимума для детей в Чувашской Республике ежемесячно со дня вступления в законную силу настоящего решения до достижения ребенком совершеннолетия. Постановлено, что указанная сумма подлежит индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации (л.д. 37-42) (л.д. 43-46).

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению ИД о взыскании алиментных платежей от 11 августа 2023 года в отношении Краснова Е.П. возбуждено исполнительное производство №--ИП на основании исполнительного листа №ФС - от 10 ноября 2016 года, выданного Калининским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики, о взыскании в пользу Васильевой А.Ю. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 дохода должника (л.д. 49-50, 51).

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению ИД о взыскании алиментных платежей по г. Чебоксары от 31 августа 2023 года была рассчитана задолженность Краснова Е.П. за период с 11 августа 2020 года по 23 июля 2023 года в соответствии с п. 4 ст. 113 Семейного Кодекса Российской Федерации с учетом частичной оплаты в размере 395920, 87 руб. (л.д. 53).

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность Краснова Е.П. по алиментам была рассчитана с учетом положений ч. 3, ч. 4 ст. 113 Семейного Кодекса Российской Федерации, в размере, определенном заочным решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 ноября 2016 года, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации. Взыскание на компенсационные выплаты, выплачиваемые Краснову Е.П., обращено быть не может.

Судебная коллегия не может согласиться выводом суда первой инстанции в части отсутствия нарушений при определении задолженности по алиментам Краснова Е.П. исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.

Как следует из заявления о возбуждении исполнительного производства оно поступило в службу судебных приставов с исполнительным документом (л.д. 52).

С учетом данного обстоятельства и положения ч. 1 ст. 113 Семейного Кодекса РФ судебным приставом-исполнителем ОСП по исполнению ИД о взыскании алиментных платежей была рассчитана задолженность Краснова Е.П. по уплате алиментов по исполнительному листу №ФС - от 10 ноября 2016 года, выданному Калининским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики, за три года предшествующих предъявлению исполнительного листа – начиная с 11 августа 2020 года.

Согласно части 3 статьи 113 Семейного Кодекса РФ размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.

Согласно заочному решению Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 ноября 2016 года с Краснова Е.П. в пользу Николаевой А.Ю. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего - в размере 1/4 заработка и (или) иного дохода ежемесячно начиная с 6 сентября 2016 года до совершеннолетия ребенка (л.д. 35-36).

Указанный размер алиментов, подлежащих взысканию с Краснова Е.П. в пользу Васильевой А.Ю., действовал до 24 июля 2023 года – до принятия судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики апелляционного определения от 24 июля 2023 года.

В связи с изложенными обстоятельствами расчет алиментов был произведен судебным приставом-исполнителем в размере 1/4 до 23 июля 2023 года.

В силу части 4 статьи 113 Семейного Кодекса РФ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Из имеющейся в материалах дела справке, выданной отделением пенсионного фонда Российской Федерации Чувашской Республики от 1 сентября 2023 года №154411/23 административному истцу была установлена выплата как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», Указом Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы». Размер выплаты определен за период с 01 января 2017 года по 31 августа 2023 года (л.д.8).

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 01 февраля 2019 года N 7-П федеральный законодатель, устанавливая в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о правах ребенка принципами справедливости, равенства, соразмерности правовой механизм взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, обязан обеспечить соблюдение баланса интересов сторон соответствующих правовых отношений и исключить чрезмерное и неразумное обременение лиц, осуществляющих алиментные выплаты. Требование об обеспечении баланса имущественных прав участников правоотношений согласуется с положением части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (пункт 2).

В Постановлении от 20 июля 2010 года N 17-П Конституционный Суд Российской Федерации указывал на то, что надлежащее исполнение родителями своей конституционной обязанности заботиться о детях неразрывно связано с реализацией ими таких гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, как право на труд (статья 37, часть 1), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также имущественные права (статья 35, часть 2). Их осуществление в Российской Федерации как правовом демократическом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, цель которого - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предполагает возможность распоряжения своими способностями и имуществом различными, самостоятельно избранными способами (пункт 2).

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" устанавливались ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года N 343, предусматривалось, что для назначения компенсационной выплаты представляются документы, подтверждающие факт прекращения работы и неполучение пособия по безработице, а осуществление компенсационной выплаты прекращается, в частности, в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

Такие же нормы установлены Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" и Правилами осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 397.

Статьей 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности.

Вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено аналогичное правило (статья 12). При этом под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2).

Из вышеизложенного следует, что уход за ребенком-инвалидом является формой занятости заботящегося о нем гражданина, способного к труду, но в период осуществления ухода не имеющего возможности работать на основании трудового или гражданско-правового договора, заниматься предпринимательской деятельностью, вследствие чего ему выплачивается компенсация утраченного заработка.

Таким образом, гражданин, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом, не может признаваться неработающим в том смысле, который подразумевается нормами пункта 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Данное обстоятельство следует также из того, что применение указанных норм законов по отношению к лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, очевидно нарушает баланс интересов обеих сторон алиментных отношений, поскольку возлагает на лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом, чрезмерную обязанность выплаты денежных средств, которыми он обладать заведомо не может, влечет за собой необусловленное его материальным положением изъятие имущества, и, кроме того, означает ограничение ребенка-инвалида в возможности получения ухода.

Учитывая, что принцип законности, установленный пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве", означает возможность осуществления исполнительных действий только на основаниях, в порядке и пределах, которые установлены законом, у первой инстанции отсутствовали основания для признания законным постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности Краснова Е.П. по алиментам за период времени ухода за ребенком-инвалидом (получения компенсационных выплат) с 11 августа 2020 года по 23 июля 2023 года исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.

По смыслу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным суд отказывает, если оно не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу приведенных выше обстоятельств выводы суда первой инстанции об отказе Краснову Е.П. в удовлетворении административного иска нельзя признать правомерными. Обстоятельства дела и оцениваемые в совокупности с ними нормы права, подлежащие применению в данном деле, являются основанием для удовлетворения административного иска.

Поскольку произведенный расчет задолженности по алиментам не может быть признан правильным, подтвержденным представленными суду документами, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от 31 августа 2023 года об определении задолженности по алиментам не соответствует требованиям закона, нарушает права должника на правильное и своевременное исполнение судебного акта, не отвечает закрепленным законом целям правильного исполнения исполнительных документов.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 октября 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению ИД о взыскании алиментных платежей по г.Чебоксары Шепиновой О.З. о 31 августа 2023 года о расчёте задолженности Краснова Евгения Петровича по алиментам, вынесенное в рамках исполнительного производства №--ИП.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий Т.Н.Евлогиева

Судьи Н.Э.Фомина

Е.В.Лушникова