НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 19.12.2018 № 33-5701/18

Докладчик Лысенин Н.П. Апелляционное дело № 33-5701/2018

Судья Кондакова Т.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 декабря 2018 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Александровой А.В. и Алексеевой Г.И.,

при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело № 2-1182/2018 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новочебоксарск Чувашской Республики – Чувашии (межрайонному) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости, поступившее по апелляционной жалобе ФИО1, его представителя ФИО2 на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 сентября 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) (далее - УПФ РФ в г.Новочебоксарск) от 29.12.2017 ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) по мотиву отсутствия требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда в 12 лет и 6 месяцев. Специальный стаж установлен в 4 года 9 месяцев 15 дней.

Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом уточнения – л.д.67-69) к УПФ РФ в Новочебоксарск о признании его пунктов 1, 2, 5 незаконными и возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периоды:

- работы с 28.07.1986 по 02.01.1991, с 03.01.1991 по 28.02.1993, с 01.05.1995 по 31.12.1996, в том числе периодов нахождения в административных отпусках: с 01.05.1995 по 31.05.1995, с 17.08.1995 по 02.01.1996, с 05.01.1996 по 20.02.1996, с 26.08.1996 по 13.09.1996, с 14.09.1996 по 26.12.1996. с 27.12.1996 по 31.12.1996, в качестве эмалировщика проволоки 4 разряда, горячим способом,

а также назначить досрочную страховую пенсию с 18.10.2017.

Требования мотивированы тем, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж и с учетом указанных периодов у ФИО1 имеется необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

В суде первой инстанции ФИО1, его представитель ФИО2 требования поддержали.

Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14.09.2018 исковые требования ФИО1 к УПФ РФ в г.Новочебоксарск удовлетворены частично. Решение УПФ РФ в г. Новочебоксарск от 29.12.2017 № 774 признано незаконным в части отказа ФИО1 во включении в специальный стаж периода с 28.07.1986 по 02.01.1991 работы в качестве эмалировщика проволоки 4 разряда в цехе эмалирования № 3 завода <Ч>, эмалировщика проволоки 4 разряда в эмалькорпусе филиала завода, эмалировщика проволоки 4 разряда <МКЗ>; периода с 03.01.1991 по 28.02.1993 работы в качестве эмалировщика проволоки 4 разряда на <Э>; периода с 01.05.1995 по 31.12.1996 работы в качестве эмалировщика проволоки 4 разряда цеха эмалирования с доплатой 12% за вредные условия труда в <М> за исключением периодов нахождения в административных отпусках: с 01.05.1995 по с 17.08.1995 по 02.01.1996, с 05.01.1996 по 20.02.1996, с 26.08.1996 по 13.09.1996, с 14.09.1996 по 26.12.1996, с 27.12.1996 по 31.12.1996. На УПФ РФ в г.Новочебоксарск возложена обязанность включить ФИО1 в специальный стаж период с 28.07.1986 по 02.01.1991 работы в качестве эмалировщика проволоки 4 разряда в цехе эмалирования № 3 завода <Ч>, эмалировщика проволоки 4 разряда в эмалькорпусе филиала завода, эмалировщика проволоки 4 разряда <МКЗ>; период с 03.01.1991 по 28.02.1993 работы в качестве эмалировщика проволоки 4 разряда на <Э>; период с 01.05.1995 по 31.12.1996 работы в качестве эмалировщика проволоки 4 разряда цеха эмалирования с доплатой 12% за вредные условия труда в <М>, за исключением периодов нахождения в административных отпусках: с 01.05.1995 по 31.05.1995, с 17.08.1995 по 02.01.1996, с 05.01.1996 по 20.02.1996, с 26.08.1996 по 13.09.1996, с 14.09.1996 по 26.12.1996, с 27.12.1996 по 31.12.1996. ФИО1 отказано в удовлетворении требования об обязании УПФ РФ в г. Новочебоксарск включить в специальный стаж периоды нахождения в административных отпусках: с 01.05.1995 по 31.05.1995, с 17.08.1995 по 02.01.1996, с 05.01.1996 по 20.02.1996, с 26.08.1996 по 13.09.1996, с 14.09.1996 по 26.12.1996, с 27.12.1996 по 31.12.1996. Отказано ФИО1 и в удовлетворении требования об обязании УПФ РФ в г. Новочебоксарск назначить страховую пенсию по старости досрочно с даты подачи заявления о ее назначении с 18.10.2017.

На решение суда ФИО1 и его представителем ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой сторона истца указывает на несогласие с отказом суда во включении в специальный стаж периодов с 01.05.1995 по 31.12.1996, поскольку справкой №156 от 16.04.2013 подтверждается факт работы истца эмалировщиком проволоки горячим способом до 03.07.2000, что составляет 5 лет 2 месяца 02 дня. Также не согласны с вынесением решения об отказе во включении в специальный стаж периодов нахождения в административных отпусках, в эти периоды ему начислялась заработная плата в полном объеме, в указанные периоды он неоднократно отзывался из административных отпусков, что подтверждается соответствующими приказами. Также в соответствии со справкой №156 от 16.04.2013 подлежат включению в специальный стаж и периоды с 02.10.2000 по 20.03.2001, с 04.12.2001 по 21.04.2003, с 19.11.2007 по 17.11.2008 ч, с 11.01.2011 по 07.11.2011. Справка № 156 от 16.04.2013 выдана для представления в адрес Мариинско-Посадского районного суда, который ранее рассматривал данные споры с УПФ РФ, для подтверждения стажа работы с вредными условиями труда. Согласно данной справке, специальный стаж истца всего составляет 15 лет 9 месяцев 5 дней.

Представитель УПФ РФ в Новочебоксарск ФИО3 просила жалобу оставить без удовлетворения.

Истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ право утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий делегировано Правительству Российской Федерации.

Согласно пп. «б» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 1991 года).

Разделом XV «производство и ремонт электротехнического оборудования» позиция 2150700а-19944 Списка № 2 1991 года предусмотрены эмалировщики проволоки, занятые на эмалировании горячим способом.

Из материалов дела усматривается, что работа истца была связана с изготовлением эмальпроводов горячим способом.

В материалах дела имеется запись в трудовой книжке истца о принятии на работу с 06.09.1993 опрессовщиком кабельных изделий, переводе с 01.05.1995 эмалировщиком проволоки 4 разряда в <М>.

Проанализировав представленные документы: справку <М> №156 от 16.04.2013, архивные справки МБУ «Мариинско-Посадский архив» №№ 614,615, 616 от 16.07.2018, личную карточку истца, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта работы истца в тяжелых условиях труда в период с 01.05.1995 по 31.12.1996, включив данный период в специальный стаж.

При этом суд не нашел снований для включения в специальный стаж периодов нахождения истца в административных отпусках.

Выводы суда о том, что периоды нахождения лица в административном отпуске не подлежат включению в специальный стаж, являются обоснованными. В пункте 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, содержится исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в специальный стаж, при этом включение в специальный стаж периода нахождения в административном отпуске не предусмотрено.

Из пункта 9 указанных Правил следует, что не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).

Согласно архивной справке № 616 от 16.07.2018, по <М> в дополнение приказа № 32-к от 03.04.1995 продлен срок административного отпуска для работников основного производства до 15.05.1995 (приказ № 39-к от 27.04.1995); в связи с производственной необходимостью работники отозваны из административного отпуска с 05.06.1995 (приказ № 45-к от 08.06.1995). Согласно приказу № 71-к от 16.08.1995 с 17.08.95 по 31.08.95 всем работникам предоставлен административный отпуск, за исключением дежурного персонала подразделений, приказом № 79-к от 07.09.1995 он продлен до 02.10.1995, приказом № 91-к от 27.09.1995 – до 01.11.1995. На основании приказа № 68-к от 27.08.1996 работникам был предоставлен административный отпуск с 26.08.1996 по 13.09.1996, приказом № 75-к от 17.09.1996 действие административного отпуска продлено по 30.09.1996, приказом № 81-к от 02.10.1996 действие административного отпуска продлено с 01.10.1996 по 14.10.1996, кроме работников отдела главного энергетика, энергоцеха ОМТС, отдала маркетинга, отдела по реализации оборудования, отдела сбыта и дежурного персонала; приказом № 84-к от 15.10.1996 действие административного отпуска продлено с 15.10.1996 по 01.11.1996, приказом № 91-к от 04.11.1996 срок действия административного отпуска продлен до 11.11.1996. Приказом № 94-к от 15.11.1996 продлен срок действия административного отпуска с 15.11.1996 до 30.11.1996, приказом № 100-к от 03.12.1996 - до 09.12.1996, приказом № 103-к от 10.12.1996 - до 16.12.1996, приказом № 108-к от 23.1.1996 - по 31.12.1996.

ФИО1 был отозван из административного отпуска приказом №47-к от 14.06.1995, и данный период был включен в подсчет специального стажа истца.

Приказом № 15-к от 14.03.1996 ФИО1 был отозван из административного отпуска21.02.1996, который также включен в подсчет специального стажа.

Приказом № 111-к от 27.12.1996 в связи с производственной необходимостью ФИО1 отозван из административного отпуска, в связи с чем период с 27.12.1996 по 31.12.1996 подлежит включению в его специальный стаж как период работы. С учетом изложенного из абзацев 2 и 3 резолютивной части подлежит исключению следующий текст: «с 27.12.1996 по 31.12.1996». Решение суда в части отказа во включении в специальный стаж (абзац 5) периода нахождения в административном отпуске с 27.12.1996 по 31.12.1996 отмене не подлежит, поскольку указанный период подлежит включению в стаж как период работы, а не как период нахождения в административном отпуске.

Доводы жалобы о необходимости включения в специальный стаж периодов с 02.10.2000 по 20.03.2001, с 04.12.2001 по 21.04.2003, с 19.11.2007 по 17.11.2008, с 11.01.2011 по 07.11.2011 предметом проверки суда апелляционной инстанции являться не могут, поскольку в ходе судебного разбирательства истцом в соответствии со ст.39 ГПК РФ подано уточненное исковое заявление, которое поддерживалось им при рассмотрении дела, в которое указанные периоды не включены. Дело рассмотрено судом в пределах заявленных исковых требований в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ.

Справка работодателя №156 от 16.04.2013 оценена судом по правилам ст.67 ГПК РФ, оснований для ее переоценки у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с п.4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п.5 данного Приказа в справках, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в случаях, предусмотренных законодательством, указываются помимо прочих сведения о периодах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), о периодах работ, которые в соответствии с пунктом 6 Правил от 11 июля 2002 г. исчисляются по фактически отработанному времени, а также о количестве рабочих дней, в течение которых работник был постоянно в течение полного рабочего дня занят на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; о периодах простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника), а также о периодах отстранения от работы (недопущения к работе) по причинам, перечисленным в пункте 9 Правил от 11 июля 2002 г.

Таких сведений представленная справка не содержит, в связи с чем судом обоснованно приняты во внимание иные доказательства, в том числе архивная справка № 616 от 16.07.2018 с указанием периодов нахождения работников в административных отпусках.

Принимая во внимание, что на момент обращения истца, достигшего возраста 55 лет, требуемого стажа с учетом периодов, включенных в стаж ответчиком и судом, не имелось, судебная коллегия соглашается с решением суда об отсутствии оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 18.10.2017 (даты обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии).

Вместе с тем, с учетом положений п.2 ч. ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которым в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам, судебная коллегия исходя из того, что ответчиком во включении в стаж ряда периодов было отказано незаконно, что в совокупности с рассмотрением спора судом привело к невозможности для истца правильного определения даты возникновения права на пенсию и руководствуясь правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года, полагает необходимым признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 20.09.2018 (даты достижения истцом возраста 56 лет). Решение суда в указанной части является обязательным для ответчика, но не препятствует обращению истца к ответчику, а при наличии спора и в суд с требованиями о включении в специальный стаж иных периодов и при достаточности указанных периодов для назначения пенсии на момент первоначального обращения за ней, об определении права на пенсию с даты первоначального обращения за пенсией.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 сентября 2018 года изменить, исключив из абзацев 2 и 3 резолютивной части решения из периодов нахождения в административном отпуске, не подлежащих включению в стаж работы ФИО1 в <М>, периоды с 27 декабря 1996 года по 31 декабря 1996 года.

Признать за ФИО1 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 20 сентября 2018 года.

Апелляционные жалобы ФИО1, его представителя ФИО2 на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 сентября 2018 года в остальной части оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Н.П. Лысенин

Судьи: А.В. Александрова

Г.И. Алексеева