Докладчик Александрова А.В. | Апелляционное дело № 33-4543/2021 |
Судья Чукмаева Т.Г. | Дело № 2-141/2021 |
УИД 21RS0003-01-2021-000035-69 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 ноября 2021 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Агеева О.В.,
судей Александровой А.В., Арслановой Е.А.,
при секретаре Владимирове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, администрации Батыревского района Чувашской Республики, муниципальному казенному учреждению «Центр финансового и хозяйственного обслуживания муниципального образования «Батыревский район» о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск, единовременной выплаты к отпуску, материальной помощи, компенсации за задержку выплаты денежных средств, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 28 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском с учетом уточнений к администрации Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, администрации Батыревского района Чувашской Республики, муниципальному казенному учреждению «Центр финансового и хозяйственного обслуживания муниципального образования «Батыревский район» о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 220634 руб. 24 коп., компенсации за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты с 22.10.2020 по день вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере 15000 руб., единовременной выплаты к отпуску в размере 27486 руб., материальной помощи в сумме 27445 руб., представительских расходов в размере 25000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что 10.10.2005 ФИО1 был избран главой Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики. В связи с избранием 21.10.2020 на должность главы Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики ФИО2 его полномочия были прекращены. С 23.10.2015 по 21.10.2020 года являясь главой Большечеменевского сельского поселения Батыревского района, истец имел право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 50 календарных дней, который он не имел возможности использовать полностью. В нарушении трудового законодательства, при увольнении истца ему не была выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск за период с 2016 года по 2020 год в сумме 220634,24 руб., в том числе: за 2016г. в сумме 34493,04 руб. за 36 календарных дней; за 2017г. – в сумме 6419,58 руб. за 6 календарных дней; в 2018г. – в сумме 8883,12 руб. за 8 календарных дней; за 2019г. – в сумме 6503,40 руб. за 6 календарных дней; за 2020 г. – в сумме 26363,10 руб. за 22 календарных дня. Кроме того, ему не выплачена единовременная выплата к отпуску за 2017 год в сумме 8672 руб. и за 2020 год в сумме 18814 руб., а также материальная помощь за 2018г. в сумме 9019 руб., за 2019г. в сумме 9019 руб. и за 2020 г. в сумме 9407 руб.
Истец ФИО1, его представитель ФИО3, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда первой инстанции не явились. От представителя истца поступило заявление об отложении рассмотрения дела в виду его участия в другом процессе. Судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствии стороны истца.
Представитель ответчика администрации Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики ФИО2 и представитель ответчика администрации Батыревского района Чувашской Республики ФИО4 исковые требования не признали.
Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения «Центр финансового и хозяйственного обслуживания муниципального образования «Батыревский район» ФИО5 исковые требования не признала.
Решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 28 июля 2021 года постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, администрации Батыревского района Чувашской Республики, муниципальному казенному учреждению «Центр финансового и хозяйственного обслуживания муниципального образования «Батыревский район» о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 220634 руб. 24 коп.; компенсации за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты с 22 октября 2020 года по день вынесения решения суда; компенсации морального вреда 15000 рублей; единовременной выплаты к отпуску 27486 рублей; материальной помощи в сумме 27445 рублей; представительских расходов в размере 25000 рублей, отказать».
С решением суда не согласился истец ФИО1, которым подана апелляционная жалоба на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности и вынесении по делу нового решении. Автор жалобы считает, что справки, составленные администрацией района, согласно которым истцу полностью предоставлены отпуска за период с 10.10.2005 по 28.10.2015 и с 23.10.2015 по 21.10.2020, не свидетельствуют об использовании отпусков ФИО1 в полном объеме. Истец с содержанием справки своевременно не ознакомлен. Кроме того, ответчик не предоставил сведения о полученных ФИО1 с его подписью отпускных. Указывает, что согласно нормам ст. ст. 21, 22, 57, 129, 135, 136 ТК РФ, 55, 56 ГПК РФ, с учетом правовой природы трудового спора обязанность доказывания соблюдения требований трудового законодательства и соблюдения трудовых прав работника возлагается на работодателя. Считает ошибочным вывод суда о не вступлении в юридическую силу Положения о трудовых отношения и социальных гарантиях деятельности главы сельского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения Батыревского района от 06.10.2009, в виду отсутствия официального опубликования в средствах массовой информации, указывая на то, что Положение о трудовых отношения и социальных гарантиях деятельности главы сельского поселения является индивидуальным правовым актом (распространяется только в отношении конкретного лица, главы Большечеменовского сельского поселения), а не является нормативным (рассчитанным на неопределенное количество лиц). Указанное решение Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР от 06.10.2009 размещено на сайте Большечеменевского сельского поселения Батыревского района ЧР.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчиков Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики и администрации Батыревского района Чувашской Республики ФИО4, Муниципального казенного учреждения «Центр финансового и хозяйственного обслуживания муниципального образования «Батыревский район» ФИО5, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами гражданского дела, в 2005 году ФИО1 был избран главой Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, а затем дважды переизбирался на новый срок и выполнял обязанности на указанной должности без перерыва до прекращения в связи с истечением срока полномочий.
Собранием депутатов Большечеменевского сельского поселения от 21.10.2020 № вынесено решение о прекращении полномочий главы Большечеменевского сельского поселения ФИО1
Разрешая заявленный спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных по делу доказательств следует, что все основные оплачиваемые отпуска и дополнительно оплачиваемые отпуска истцу были предоставлены.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании единовременной выплаты к отпуску и материальной помощи, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не предусмотрены единовременные выплаты и материальная помощь при увольнении муниципальному служащему. Возможность применения в отношении лиц, замешавших должности муниципальной службы, указанной выплаты законодателем отнесено на усмотрение органа местного самоуправления. При этом решение вопроса об обоснованности применения (неприменения) поощрения не отнесено к компетенции суда, так как единовременное поощрение к обязательным выплатам не относится, не носит гарантированный характер. Кроме того суд исходил из того, что данное требование не может быть удовлетворено, поскольку Положение о трудовых отношениях и социальных гарантиях деятельности главы сельского поселения, возглавляющего администрацию Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, утвержденное решением Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения Батыревского района от 06.10.2009, не вступило в юридическую силу, его официального опубликования в средствах информации не было.
Судебная коллегия соглашается с окончательными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ).
Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Как следует из материалов дела, Собранием депутатов Большечеменевского сельского поселения ФИО1 был избран главой Большечеменевского сельского поселения и вступил в должность 23 октября 2015 года.
В силу положений, закрепленных в ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.21 Устава Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, глава Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики является выборным должностным лицом местного самоуправления.
Решением Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения от 21.10.2020 № полномочия ФИО1 прекращены в связи с вступлением в должность вновь избранного главы Большечеменевского сельского поселения.
В силу части 5.1 статьи 40 Закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В Чувашской Республики отношения, связанные с гарантиями осуществления полномочий выборного должностного лица (главы сельского поселения), регулирует Закон Чувашской Республики от 03.10.2012 № 64 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Чувашской Республике».
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 64 от 03.10.2012 гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим законом.
В силу части 3 статьи 2 Закона № 64 от 03.10.2012 года порядок предоставления гарантий, установленных уставом муниципального образования, а также порядок их финансирования и размеры денежных выплат, связанных с обеспечением условий для осуществления полномочий выборного должностного лица, устанавливаются муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Вместе с тем, в Уставе Большечеменевского сельского поселения, принятого решением Собрания депутатов Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики от 25.03.2011 № гарантий осуществления полномочий главы сельского поселения в виде права на ежегодный оплачиваемый отпуск не установлено.
В отсутствии закрепленной в Уставе Большечеменевского сельского поселения гарантии о ежегодном оплачиваемом отпуске главы сельского поселения и его продолжительности, следует руководствоваться Законом Чувашской Республики от 03.10.2012 № 64 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Чувашской Республике».
Частью 1 статьи 3 Закона № 64 определены гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица, к числу которых относится, в том числе право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
Частью 2 статьи 11 Закона № 64 установлено, что ежегодный оплачиваемый отпуск выборного должного лица состоит из ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день.
Частями 3 и 5 статьи 11 Закона № 64 установлено, что выборному должностному лицу предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день указанным Законом не определена, следовательно, необходимо руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ.
В силу ч. 1 ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.
Таким образом, истцу за 5 лет работы должен был быть предоставлен отпуск всего в размере 165 дней (основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней и за ненормированный рабочий день – 3 дня, всего 165 дней, где 33 дня * 5 лет).
Согласно предоставленных в материалы дела справки МКУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения муниципального образования «Батыревский район Чувашской Республики» от 08.06.2021, а также распоряжений главы Большечеменевского сельского поселения ФИО1 о предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков, главе Большечеменевского сельского поселения ФИО1 в период его работы с 23.10.2015 по 21.10.2020 были предоставлены дни отпуска за отработанный период в количестве 172 дня. Во исполнение данных распоряжений о предоставлении отпусков ФИО1 были произведены выплаты отпускных. Распоряжения о предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков, подписаны самим ФИО1 Предоставление отпусков по указанным распоряжением и выплата отпускных, истцом не оспаривается. Истец, исходя из доводов искового заявления и апелляционной жалобы полагает, что имел право на предоставления ежегодного отпуска в размере 55 дней, как предусмотрено Положением о трудовых отношениях и социальных гарантиях деятельности главы сельского поселения, возглавляющего администрацию Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, утвержденным собранием депутатов Большечеменевского сельского поселения от 06 октября 2009 года №.
Вместе с тем, Положение о трудовых отношениях и социальных гарантиях деятельности главы сельского поселения, возглавляющего администрацию Большечеменевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, утвержденное собранием депутатов Большечеменевского сельского поселения от 06 октября 2009 года № на основании которого истцом заявлены исковые требования, утратило силу в связи с принятием Закона Чувашской Республики от 03.10.2012 № 64 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Чувашской Республике».
Доводы жалобы истца со ссылкой на то, что он являлся муниципальным служащим, в связи с чем имел право на дополнительный оплачиваемый отпуск, являются несостоятельными, поскольку согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
Аналогичное положение содержится также в Законе Чувашской Республики от 05.10.2007 N 62 "О муниципальной службе в Чувашской Республике".
Таким образом, указанными законами не определяется, в том числе статус выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.
Следовательно, ФИО1, являясь главой Большечеменевского сельского поселения, муниципальным служащим не являлся.
Не может быть принят во внимание довод жалобы о не ознакомлении истца с содержанием представленных ответчиком справок о расчете отпускных, поскольку истец не был лишен права на ознакомление с материалами дела, установленного ст.35 ГПК РФ.
Принимая во внимание, что Законом Чувашской Республики от 03.10.2012 № 64 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Чувашской Республике» не предусмотрены единовременные выплаты и материальная помощь при увольнении выборных должностных лиц местного самоуправления, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании указанных выплат. Оснований не соглашаться с выводами суда, приведенными в обжалуемом судебном акте, у судебной коллегии не имеется.
Учитывая, что в удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск, единовременной выплаты к отпуску и материальной помощи было отказано, суд правомерно отказал в удовлетворении требований о взыскании компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда, как производных от основного требования.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 28 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий О.В. Агеев
Судьи: А.В. Александрова
Е.А. Арсланова
Определение13.12.2021