НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 15.05.2013 № 33-1659/13

Докладчик Александрова А.В. апелл. дело № 33-1659/2013

судья Шопина Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 мая 2013 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Комиссаровой Л.К.,

судей Александровой А.В., Димитриевой Л.В.,

при секретаре Михайловой А.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения комиссии Территориального управления ... по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от ... года об отказе в предоставлении согласия на замещение должности <данные изъяты> Управления ... и возложении обязанности дать согласие на замещение указанной должности, поступившее по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 февраля 2013 года, которым постановлено:

ФИО1 отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным решения комиссии Территориального управления ... по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от ... года об отказе в предоставлении согласия на замещение должности <данные изъяты> Управления ... и возложении обязанности дать согласие на замещение указанной должности.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии Территориального управления ... по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от ... года об отказе в предоставлении согласия на замещение должности <данные изъяты> Управления ... и возложении обязанности дать согласие на замещение указанной должности.

Требования мотивированы тем, что она проходила федеральную государственную гражданскую службу в Территориальном управлении ... с ... года по ... года в должности <данные изъяты>. В ее обязанности входили функции по финансовому контролю за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок. В связи с открытием вакансии <данные изъяты> в Управлении ... заявительница изъявила желание участвовать в конкурсе, предварительно ознакомившись с должностным регламентом, и по результатам конкурса была признана его победителем. ... года в ТУ ... ею было подано заявление об увольнении по собственному желанию. Согласно приказу от ... года действие служебного контракта с ней прекращено. ... года ФИО1 было подано заявление в Комиссию ТУ ... для получения согласия на замещение должности <данные изъяты> Управления .... Решением Комиссии от ... года ей было отказано в предоставлении такого согласия по причине возможности возникновения конфликта интересов, поскольку она принимала непосредственное участие в осуществлении контрольных мероприятий в отношении Управления ....

Действительно, в ... года ТУ ... проводилась проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств и имущества, находящегося в федеральной собственности, в ..., подведомственных ей получателях бюджетных средств за 2010-2011 годы, а также целевого использования средств займа , предоставленного ... банком ... (...) для реализации проекта «...» за период 2010-2011 года в Управлении .... Акт проверки, доклад и представление в отношении Управления по итогам проверки ею, как членом ревизионной группы и <данные изъяты>, не готовились, не оформлялись и не подписывались, обеспечение контроля за ходом реализации материалов проверки ею также не осуществлялось. В связи с этим она считает, что замещение должности <данные изъяты> Управления ... не влечет за собой конфликта интересов.

В судебном заседании ФИО1 заявленные ею требования подержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представители заинтересованного лица Территориального управления ... ФИО2, ФИО3 и ФИО4 с требованиями ФИО1 не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях и решении Комиссии.

Представитель заинтересованного лица Управления ... – ФИО5 просила требования ФИО1 удовлетворить, указывая, что довод Территориального управления о том, что будущая работа заявителя может привести к конфликту интересов, не имеет правовых оснований и является предположительным.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное истцом ФИО1 на предмет отмены по мотивам его незаконности и необоснованности в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неверной их оценкой. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что судом не установлено в чем конкретно заключается ее личная заинтересованность и конфликт интересов, при трудоустройстве в Управление .... Более того заявитель полагает, что так как она переходит из одного государственного органа в другой, то согласие комиссии на ее переход, не требовалось. По мнению апеллянта, судом не выяснено наличие между ТУ ... и Управлением ... отношений, основанных на управленческих полномочиях. Поскольку не разрешено, в чем может заключаться угроза использования ею информации, полученной при проверке Управления ..., оснований для отказа в предоставлении согласия на замещение ею должности <данные изъяты> Управления ... не имеется.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения заявителя ФИО1, представителей заинтересованного лица Управления ... ФИО6, ФИО5, поддержавших апелляционную жалобу, представителей заинтересованного лица Территориального управления ... ФИО2, ФИО7, полагавших решение суда законным и обоснованным, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом при рассмотрении дела было установлено, что ФИО1 в период с ... года по ... года являлась государственным гражданским служащим Территориального управления ... и замещала должность <данные изъяты>.

... г. ФИО1, как бывший сотрудник Территориального управления ..., в соответствии со ст. 12 Федерального закона N 273 от 25.12.2008 г. "О противодействии коррупции", обратилась с заявлением о даче согласия на замещение должности <данные изъяты> в Управления ....

Решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов Территориального управления ... от ... г. заявителю было отказано в предоставлении согласия на замещение должности главного <данные изъяты> Управления ....

Отказывая в удовлетворении требований ФИО1 и признавая законным решение комиссии, суд первой инстанции указал на то, что заявитель занимала должность по осуществлению контрольных и надзорных мероприятий, принимала участие в проверки у своего будущего работодателя Управления ..., результаты которой оспаривались Управлением ... в Арбитражном суде и на дату рассмотрения дела в суде не реализованы, и возможно использование заявителем на новом месте работы конфиденциальной информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей, выводы комиссии о возможности конфликта интересов в случае трудоустройства заявителя на должность <данные изъяты> Управления ..., являются обоснованными.

Судебная коллегия находит вышеуказанные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (подпункты "а", "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).

Анализ правовых норм названного закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность граждан ранее проходивших службу в государственных органах на должностях входящих в перечень определенный Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" получать предварительное согласие соответствующей комиссии на замещение должности в других организациях, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно п. 16 "Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" утвержденных Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 основанием заседания комиссии для дачи согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, является обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

При этом, в соответствии с частью 3 обозначенной статьи под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 79-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Таким образом, конфликт интересов это ситуация, имеющая имущественную составляющую, при которой личные интересы государственного служащего не совпадают с целями государства. Как правовой институт конфликт интересов является элементом антикоррупционного механизма, цель предотвращения которого - недопущение причинения вреда интересам государства и общества.

Между тем, оценивая возникшую между сторонами ситуацию, судебная коллегия приходит к выводу, что она не подтверждает возникновение между сторонами государственно-служебных отношений конфликта интересов, то есть ситуации, при которой исходя из буквального смысла ч. 1 и 3 ст. 19 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", какая либо личная заинтересованность ФИО1, влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ею должностных (служебных) обязанностей и при которой возникло противоречие между ее личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Доводы о том, что ФИО1 ранее принимала участие в проверке Управления ... и что в настоящее время результаты данной проверки оспариваются Управлением, не свидетельствуют о личной заинтересованности ФИО1, влияющей на объективное выполнение последней должностных обязанностей, последствием которой является возможность получения ФИО1 доходов при их исполнении.

Вышеуказанные обстоятельства представителями Территориального управления ... в соответствии со статьей 56 ГПК РФ в ходе рассмотрения дела не приведены, как не доказано и возникновение конфликта интересов сторон государственно-служебных отношений.

Кроме того, согласно Письма Минтруда России от 22.06.2012 N 17-1/10/1-248 "О разъяснении практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (вместе с "Разъяснениями практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", содержащей ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, в том числе случаев, когда дача согласия комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов бывшему государственному служащему на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации не требуется", случаями, когда дача согласия комиссией не требуется, является в том числе ситуация, когда гражданин переходит на работу по трудовому договору в другой государственный орган.

Указанное вытекает и из Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов") и Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" из норм которых следует, что речь о даче согласия комиссией идет именно при переходе граждан из государственного органа в коммерческую или некоммерческую организацию.

На основании изложенного дача согласия комиссией в данном случае не требуется, так как ФИО1 переходит на работу по трудовому договору в другой государственный орган, в связи с чем требования ФИО1 в части обязания комиссии предоставить согласие не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 февраля 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным решения комиссии Территориального управления ... по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от ... года об отказе в предоставлении согласия на замещение должности <данные изъяты> Управления ....

Вынести в указанной части новое решение.

Признать незаконным решение комиссии Территориального управления ... по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от ... года об отказе в предоставлении согласия ФИО1 на замещение должности <данные изъяты> Управления ....

В остальной части апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: