Докладчик Лысенин Н.П. Апелляционное дело № 33-3779/2018
Судья Шопина Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 августа 2018 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Алексеевой Г.И. и Степановой З.А.,
при секретаре судебного заседания Петровой Г.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Сергеевой Ольги Александровны к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, выходному пособию, процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм, компенсации морального вреда, возложении обязанности направить сведения в УПФР по г.Чебоксары, удержать НДФЛ, поступившее по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2018 года и дополнительное решение от 14 июня 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Сергеева О.А. обратилась в суд с иском, с учетом уточнения, к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) о взыскании заработной платы за период с 01.01.2017 по 14.02.2017 в сумме 32434 руб. 69 коп., задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 10868 руб. 86 коп., задолженности по выходному пособию в сумме 65187 руб. 84 коп., процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм за период с 15.02.2017 по 24.05.2018 в сумме 28 636 руб. 30 коп., компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Сергеева О.А. проходила государственную гражданскую службу в Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Чувашской Республике (УФМС РФ по ЧР) в должности <...>. Приказом № 295 л/с от 14.02.2017 с истицей расторгнут служебный контракт и она уволена с государственной гражданской службы в связи с упразднением государственного органа по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Однако при увольнении с истицей расчеты по выплатам, причитающимся при увольнении, произведены не были. Обосновывая свои требования положениями ст. 140, 127, 236 и 237 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), Сергеева О.А. просила ее требования удовлетворить.
В судебном заседании истица Сергеева О. А., ее представитель Пешков С.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика МВД РФ, третьего лица МВД по Чувашской Республике Свеклова Т.В. исковые требования не признала, указав на то, что МВД РФ является правопреемником упраздненной Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС РФ) лишь по переданным полномочиям и функциям миграционной службы, обязанность выплаты заработной платы лежит на ФМС РФ. Арифметическую правильность расчетов истицы не оспаривала.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24.05.2018 исковые требования Сергеевой О.А удовлетвоены частично.
С МВД РФ в пользу Сергеевой О.А. взысканы: заработная плата за период с 01.01.2017 по 14.02.2017 в сумме 32 434 руб. 69 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 10 868 руб. 86 коп., задолженность по выходному пособию в сумме 65 187 руб. 84 коп., проценты за несвоевременную выплату причитающихся сумм за период с 15.02.2017 по 24.05.2018 в сумме 28 636 руб. 30 коп. (без учета удержания НДФЛ), компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.
На МВД РФ возложена обязанность по направлению в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары сведений о периоде работы Сергеевой О.А. с 01.01.2017 по 14.02.2017 в ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике и обязанность удержать НДФЛ с взысканных настоящим решением суда сумм.
В удовлетворении остальной части исковых требований Сергеевой О.А. к МВД РФ о взыскании компенсации морального вреда отказано.
Дополнительным решением от 14.06.2018 удовлетворены исковые требования Сергеевой О.А. о взыскании процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм до дня фактического погашения задолженности. Резолютивная часть решения суда от 24.05.2018 дополнена третьим абзацем следующего содержания:
«С 25 мая 2018 года взыскивать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Сергеевой Ольги Александровны проценты за несвоевременную выплату причитающихся сумм до дня фактического погашения задолженности из расчета 1/150 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная с 25 мая 2018 года по день фактического расчета включительно».
На указанное решение ответчиком МВД РФ подана апелляционная жалоба по мотивам его незаконности и необоснованности. В жалобе указано, что в период с 01.06.2016 по 14.02.2017 истица являлась членом ликвидационной комиссии УФМС РФ по ЧР, в каких-либо трудовых отношениях с МВД РФ и МВД по ЧР не состояла, гражданско-правовых и срочных договоров на выполнение работы не заключала. В соответствии с письмом МВД России от 25.04.2017 № 1/4834 «О содержании ликвидационных комиссий ФСКН России и ФМС России», оплата работы членов ликвидационных комиссий в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете, возможна лишь только при наличии заключенных гражданско-правовых и срочных договоров. Лимиты бюджетных обязательств ФМС России в МВД не передавались, в связи с чем оплата труда членов ликвидационной комиссии, в отсутствие правовых оснований, невозможна. Запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица внесена лишь 19.03.2018, то есть, до указанной даты ФМС РФ являлась юридическим лицом и должна была нести ответственность за выплату заработной платы своим сотрудникам. В силу п.1 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) МВД РФ не обязано нести ответственность за неисполнение обязанностей ФМС РФ перед своими работниками. Положения пункта 2 Указа Президента Российской Федерации № 156 о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации функций и полномочий упраздняемой ФМС РФ, а также штатной численности, сокращенной на 30 процентов и положения пункта 3 названного Указа о правопреемстве МВД РФ упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, не свидетельствуют о какой-либо реорганизации ФМС РФ, а предполагают лишь правопреемство по ранее возникшим обязательствам ликвидируемого органа и наделение МВД РФ функциями и полномочиями ликвидируемой Федеральной миграционной службы. Приводя положения ст.ст.61, 62, 63 ГК РФ, ответчик указывает, что юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации, не утрачивает своей правоспособности. В части компенсации морального вреда, ссылаясь на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», ответчик полагает, что истицей не представлено доказательств причинения ей нравственных и физических страданий, задолженность по выплате заработной платы образовалась не по вине МВД России, а по вине ФМС России. Истцом в процессе рассмотрения гражданского дела неоднократно подавались уточненные исковые заявления, в связи с чем рассмотрение дела откладывалось, и как следствие увеличивалась сумма компенсации за просрочку исполнения обязательств.
В судебном заседании представитель ответчика МВД РФ и третьего лица МВД по ЧР Ильин А.В. жалобу поддержал, истица Сергеева О.А., ее представитель Пешков С.В. просили жалобу оставить без удовлетворения.
Представители третьих лиц Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Сергеева О.А. проходила государственную гражданскую службу Российской Федерации, замещала должность федеральной государственной гражданской службы <...>.
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФМС России упразднена. В соответствии с пп. «а», пп. «в», п.2 МВД РФ переданы функции и полномочия упраздняемой ФМС России, штатная численность упраздняемой ФМС России, с сокращением ее на 30 процентов.
МВД РФ является правопреемником упраздняемой ФМС России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (пп. «б» п.3 Указа) и ему предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 01.06.2016 года (пункт 5 Указа).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 1025-р «Об отнесении к ведению МВД России организаций, находившихся в ведении ФМС России» срок ликвидационных мероприятий, связанных с упразднением ФМС России, установлен по 31.12.2016 включительно. До этого момента все вопросы, связанные с упразднением ФМС России и ее территориальных органов, переходят к специально сформированным в порядке, определенном подпунктом «а» пункта 4 Распоряжения № 1025-р, ликвидационным комиссиям.
Председателю ликвидационной комиссии ФМС России в этом случае поручается принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России (подпункт «е» пункта 4 Распоряжения N 1025-р).
Таким образом, по 31 декабря 2016 года все вопросы в части обеспечения гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении сотрудников упраздненной ФМС России и их увольнения со службы относились к компетенции ликвидационной комиссии ФМС России, назначенной Распоряжением № 1025-р, которая осуществляет ликвидационные мероприятия, передает имущество ФМС России в МВД России.
Приказом ФМС России от 01.06.2016 № 271 УФМС России по Чувашской Республике ликвидировано, распоряжением ФМС России № НС-1/9-189 от той же даты утвержден состав ликвидационной комиссии Управления, Сергеева О.А. являлась членом ликвидационной комиссии.
Приказом УФМС России по ЧР от 31.12.2016 № 289 л/с истица была освобождена от замещаемой должности и уволена 31.12.2016 с государственной гражданской службы в соответствии с п.8.3. ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01 июля 2017 года. Указанным распоряжением в редакции от 30.06.2017 № 1412-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01 июля 2018 года.
Этим же распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России, определено МВД России (п.2); указано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, необходимо произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД в федеральном бюджете (п.4).
В соответствии с письмом ФМС России от 28.12.2016 № НС-1020, приказом от 31.12.2016 № 292 л/с отменен приказ УФМС РФ по ЧР от 31.12.2016 № 289 л/с, в части увольнения с государственной гражданской службы Сергеевой О. А.
Приказом ФМС России от 14.02.2017 № 295 л/с контракт с истицей расторгнут в соответствии с п.8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», установлена дата увольнения – 14.02.2017, указано на необходимость выплаты истице в связи с увольнением премии по итогам работы за 1 квартал 2017 года за фактически отработанное время, в размере 45 процентов оклада месячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 4 календарных дней.
Суд первой инстанции, установив, что в период с 01.01.2017 по 14.02.2017 Сергеева О.А. исполняла обязанности члена ликвидационной комиссии УФМС РФ по ЧР, не получила заработную плату за период с 01.01.2017 по 14.02.2017, компенсацию за неиспользованный отпуск, выходное пособие, в 2017 году бюджетное финансирование УФМС РФ не производилось, пришел к выводу о правомерности иска к МВД России, определил размер взыскиваемой суммы исходя из расчета истца.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается.
Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий ФМС России продлен до 01.07.2018, на МВД РФ возложена ответственность за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России, в том числе по предоставлению ликвидационных балансов, предусмотрено финансирование обеспечения расходов, связанных с указанными мероприятиями в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, определенных МВД России в федеральном бюджете (п.4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 2896-р) соответственно на указанном органе лежит обязанность по выплате заработной платы и иных выплат, предусмотренных законом.
Доводы апелляционной жалобы МВД РФ об отсутствии трудовых отношений с истицей, являвшейся членом ликвидационной комиссии УФМС РФ по ЧР, основанием для отказа в удовлетворении иска служить не может, поскольку как указывалось выше, финансирование ликвидационных мероприятий на 2017 год было возложено на МВД России.
Ответчик МВД России не оспаривает в жалобе выводы суда первой инстанции об отсутствии бюджетного финансирования ФМС России и территориальных органов ФМС, находящихся в стадии ликвидации, за спорный период.
Иным способом получить оплату труда истица лишена возможности, при том, что принудительный труд (без оплаты) запрещен в Российской Федерации, Сергеева О.А. в интересах государства (его органов) выполняла служебные обязанности в спорный период, что никем не оспаривается.
Оснований для применения положений ст.ст. 61-63 ГК РФ не имеется, так как в настоящем деле общие положения Гражданского кодекса РФ о ликвидации юридических лиц должны применяться с учетом особенностей ликвидации учреждения, отнесенного к ведению ФМС РФ и дальнейшего упразднения последнего, связанной с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой функции, имущество, права и обязательства ФМС РФ переданы МВД России.
Также соглашается судебная коллегия и с выводом о взыскании в пользу истицы компенсации морального вреда.
В соответствии со ст.73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно абз.2 п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Как было установлено судом, ответчиком допущены нарушения трудовых прав истицы, выразившиеся в невыплате денежного довольствия и компенсации за неиспользованный отпуск.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции, исходя из объема и характера, причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, пришел к выводу о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей.
Оснований для изменения размера компенсации судебная коллегия не находит.
Уточнение исковых требований истцом не может служить основанием для отказа во взыскании процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм по день фактического расчета в соответствии со ст.236 ТК РФ, поскольку такое право предусмотрено ст.39 ГПК РФ.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу письменных доказательств, аналогичны доводам, изложенным в возражениях ответчика на иск, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2018 года и дополнительное решение от 14 июня 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Н.П. Лысенин
Судьи: Г.И. Алексеева
З.А. Степанова