НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 12.01.2019 № 2А-438/19

Докладчик Евлогиева Т.Н. Апелляционное дело № 33а-661/2020 Судья Лушникова Е.В. Административное дело № 2а-438/2019

УИД 21RS0012-01-2019-000498-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2020 года гор. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,

судей Орловой И.Н., Ленковского С.В.,

при секретаре судебного заседания Семенове Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Андреевой Розы Насиховны, Аникина Александра Витальевича, Соловьевой Любови Алексеевны к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики об оспаривании действий (бездействия), поступившее по апелляционной жалобе Андреевой Розы Насиховны, Аникина Александра Витальевича, Соловьевой Любови Алексеевны на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 14 ноября 2019 года.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Андреева Р.Н., Аникин А.В., Соловьева Л.А. обратились в суд с административным иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее Министерство), администрации Моргаушского района Чувашской Республики, в котором просили признать незаконными действия по изменению даты признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома в реестре аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012, с 14.02.2013 на 08.11.2017, а также незаконным отказ Министерства, выраженный в письме от 27.02.2019 №09/15-2030 и возложить обязанность на административных ответчиков внести изменения в реестр аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012, в части даты признания многоквартирного жилого дома с 14.02.2013 на 08.11.2017, а также включить многоквартирный жилой дом в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92.

В ходе нахождения административного дела в производстве суда истцы уточнили исковые требования и просили признать незаконными: действия администрации Моргаушского района Чувашской Республики по изменению даты признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по <адрес>, с 14.02.2013 на 08.11.2017; бездействие, выразившееся в непредставлении в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документов для включения указанного дома в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025, утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92 и возложить обязанность на ответчиков включить указанный многоквартирный жилой дом в названную республиканскую адресную программу.

Заявленные требования мотивированы тем, что заключением межведомственной комиссии от 14.02.2013 года многоквартирный жилой дом 1979 года постройки, расположенный <адрес>, в котором проживают административные истцы, признан аварийным и не пригодным для постоянного проживания. Износ дома по данным технической инвентаризации, проведенной МУП «БТИ» Моргаушского района Чувашской Республики, составлял более 65%. В последующем администрацией Моргаушского района Чувашской Республики пакет необходимых документов был представлен в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики для включения в реестр аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 и в Республиканскую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда. На основании представленных документов Минстрой Чувашии включил данный дом в реестр аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 с датой признания жилого дома аварийным «14.02.2013». В феврале 2017 года ООО «Независимая экспертиза» экспертным заключением подтвердило аварийное состояние дома. Далее, 20 декабря 2017 года межведомственной комиссией при повторном обследовании дома также была подтверждена его аварийность и необходимость сноса. По официальным данным Минстроя Чувашии и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства объект значился, как признанный аварийным после 01.01.2012 и до 01.01.2017. Однако в начале февраля 2019 года административные истцы обнаружили, что на официальном сайте Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства датой признания дома аварийным указана иная дата - 18.12.2017, что, по мнению административных истцов, свидетельствует о том, что дата признания дома ветхим была изменена Минстроем Чувашии. В ответ на просьбу внести изменения в реестр аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 г. в части даты признания аварийным спорного дома, административные истцы получили отказ, изложенный в письме Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 27.02.2019. Данный отказ мотивирован тем, что согласно пункту 45 «Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47, обязательным требованием при признании дома аварийным и подлежащим сносу является наличие заключения специализированной организации, проводившей обследование дома. В связи с тем, что в 2013 году заключение специализированной организации отсутствовало, то дом следует признавать аварийным с 2017 года, уже после проведения его обследования специализированной организацией - ООО «Независимая экспертиза».

С данным отказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики внести изменения в реестр аварийных многоквартирных домов административные истцы не согласны, поскольку считают, что он не соответствует закону, нарушает их права на жилище и безопасность, так как дом уже давно является аварийным, в нем не безопасно проживать. Полагают, что административный ответчик неправомерно изменил дату признания дома аварийным с 14.02.2013 на 18.12.2017. Вышеуказанными действиями административного ответчика нарушены их права на переселение из аварийного дома, поскольку они будут вынуждены проживать в аварийном здании, в непригодных для проживания условиях.

В судебное заседание суда первой инстанции административные истцы Андреева Р.Н., Аникин А.В., Соловьева Л.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Представитель административного истца Аникина А.В. - Галкин С.В. требования административного иска с учетом последующего уточнения поддержал в полном объеме.

Административные ответчики - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, администрация Моргаушского района Чувашской Республики, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Заинтересованные лица Андреев В.В., Павлова Т.А. в судебное заседание не явились.

Заинтересованные лица - администрация Юськасинского сельского поселения, ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», Кабинет Министров Чувашской Республики в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.

Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 14 ноября 2019 года постановлено:

отказать в удовлетворении административных исковых требований Андреевой Розы Насиховны, Аникина Александра Витальевича, Соловьевой Любови Алексеевны, предъявленных к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрации Моргаушского района Чувашской Республики:

- о признании незаконными действий и бездействия администрации Моргаушского района Чувашской Республики, выразившихся в изменении даты признания дома <адрес> аварийным с 14 февраля 2013 года на 08 ноября 2017 года, а также выразившиеся в непредставлении в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документов для включения указанного дома в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 - 2025 годы,

- об обязании включить дом <адрес> в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 - 2025 годы.

Не согласившись с решением суда, административные истцы Аникин А.В., Андреева Р.Н., Соловьева Л.А. подали апелляционную жалобу на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности, придерживаясь доводов, изложенных в административном исковом заявлении.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Андреева Р.Н., Аникин А.В., Соловьева Л.А. и заинтересованное лицо Андреев В.В. апелляционную жалобу поддержали по доводам, в ней изложенным, и вновь привели их суду.

Представитель административного ответчика - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики – Анисимов К.В., являющийся одновременно и представителем Кабинета Министров Чувашской Республики, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать, в том числе и по доводам, которые изложены в отзыве от 30 декабря 2019 года на апелляционную жалобу административных истцов.

Представитель административного ответчика – администрации Моргаушского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Павлова Т.П., представители заинтересованных лиц - администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, ГК Фонд содействия реформированию ЖКХ в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела в апелляционном порядке извещены надлежащим образом, подтверждением чему в материалах дела имеются расписки в получении судебных извещений.

Изучив материалы дела, проверив решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дело в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Согласно п.п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

Судом установлено и следует из материалов дела, что шестиквартирный жилой дом , в котором проживают административные истцы, расположен по <адрес>.

Также судом установлено, что 11 февраля 2013 года жильцы дома по <адрес> Андреева JI. И., Андреева Р. Н., Аникин А. В., Соловьева Л. А. обратились с заявлениями на имя главы администрации Юськасинского сельского поселения, являющегося одновременно председателем межведомственной комиссии, по вопросу обследования на ветхость жилых помещений, находящихся по <адрес>.

Согласно акту обследования помещения (жилого дома) № 4 от 14 февраля 2013 года межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района №28 от 4 июня 2012г., произвела обследование жилого дома по <адрес>; по результатам обследования межведомственная комиссия в акте признала указанный жилой дом аварийным и не пригодным для постоянного проживания. (л.д.9-10 т.1).

Заключением №4 от 14 февраля 2013 года межведомственная комиссия на основании акта межведомственной комиссии №4 от 14.02.2013 признала названный жилой дом аварийным и не пригодным для постоянного проживания, а жилой дом подлежащим сносу (л.д.11, 202-207 т.1).

Также судом установлено, что в декабре 2017 года межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 18 декабря 2017 года № 69а, вновь провела обследование жилого дома по <адрес>, по результатам которого были составлены акт обследования № 1 от 20 декабря 2017 года и заключение №1 от 20 декабря 2017 года об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, согласно которым указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 8 ноября 2017 года № 30 многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийными и подлежащим переселению (п.1 распоряжения).

В пункте 2 этого же распоряжения постановлено организовать отселение физических лиц из многоквартирных домов, указанных в п. 1 распоряжения, предусмотренное для реализации долгосрочной федеральной, республиканской, муниципальной адресной программы в срок до декабря 2023 года.

По мере осуществления мероприятий, предусмотренных п. 2 данного распоряжения, предоставлять приобретенные жилые помещения гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма в многоквартирном доме, указнном в п. 1 распоряжения (п. 3).

Согласно данных реестра аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными с 1 января 2012 года по причине физического износа, ведущегося в администрации Моргаушского района Чувашской Республики на бумажном носителе, указанный дом <адрес> значится в указанном реестре аварийных домов с указанием на срок расселения дома - 2023 год.

Согласно данных паспорта дома <адрес>, содержащихся на официальном сайте Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в разделе «Переселение граждан», данный дом имеет статус аварийного.

В пункте 14 паспорта «Реквизиты документа, подтверждающего признание дома аварийным», указан номер документа - 30, а также дата документа 8 ноября 2017 года, также указано основание признания дома аварийным - физический износ.

В пункте 15 паспорта указана общая степень износа здания 65 %.

В пункте 16 указана дата, на которую установлен износ здания - 14 февраля 2013 года.

Также в паспорте аварийного дома указано, что дальнейшее использование дома - снос (п. 17), плановая дата сноса 29 февраля 2024 года (п. 19), фактическая дата сноса - 29 февраля 2024 года (п. 21).

В настоящее время расселение граждан на территории Чувашской Республики из аварийного жилищного фонда происходит в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также в рамках региональной программы утвержденной на соответствующий период.

Так, в Чувашской Республике Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025.

Жилой дом , расположенный по <адрес>, в указанную республиканскую адресную программу не включен, несмотря на то, что еще до 1 января 2017 года межведомственной комиссией заключением от 14 февраля 2013 года признан аварийным, не пригодным для проживания, подлежащим сносу и был включен в реестр аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года.

Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что исходя из конкретных обстоятельств дела, оснований заявленного административного иска, административные исковые требования административных истцов сводятся к оспариванию бездействия административных ответчиков по несовершению действий по включению жилого дома <адрес> в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 - 2025 годы.

При этом, обосновывая свои исковые требования, административные истцы указывают на то, что данный дом еще в феврале 2013 года был признан аварийным, а последующее внесение в реестр аварийных домов сведений о дате признания дома аварийным - 8 ноября 2017 года, и не включение дома, в котором они проживают, в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025, нарушает их право на переселение из аварийного жилья в рамках указанной программы, рассчитанной на ее реализацию в 2019-2025 годы.

В суде первой и апелляционной инстанции истцы ссылались и на то, что бездействие Минстроя Чувашии усматривают и в том, что названное министерство, получив от органа местного самоуправления документы на дом, включив его в реестр аварийных домов, в котором дом значился аварийным вплоть до 1 января 2017 года, бездействовал и в течение длительного времени не разъяснил им о необходимости проведения технического обследования жилого дома с привлечением специализированной организации, что ими было сделано за счет собственных средств лишь после ответа Минстроя Чувашии на их заявление по вопросу невключения жилого дома в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы (л.д.7-8 т.1).

Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что сведения о признании жилого дома <адрес> аварийным были направлены в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, и на основании представленных документов указанный жилой дом был включен в реестр аварийных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года по Чувашской Республике.

Однако, отказывая в удовлетворении заявленных административных требований, сославшись на положения Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ, Положение №47 от 28.01.2006 о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», регулирующие спорные правоотношения, суд исходил из того, что техническое обследование жилого дома с привлечением специализированной организации было произведено после 1 января 2017 года - лишь 17 февраля 2017 года, заключение межведомственной комиссии о признании дома аварийным и его сносе было принято 20 декабря 2017 года, распоряжение администрации Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики № 30 о признании дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу было издано 8 ноября 2017 года, то есть после 1 января 2017 года.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, с учетом следующего.

Исходя из заявленных административными истцами фактических оснований, норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, судебная коллегия проверяет законность невключения жилого дома, расположенного по <адрес>, в республиканскую адресную программу (в перечень аварийных многоквартирных домов), при том, что жилой дом включен в реестр аварийных многоквартирных домов до 1 января 2017 года.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В целях осуществления создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и другим вопросам был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ).

В статье 2 данного закона приведено понятие аварийного жилищного фонда, под которым понимается аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 6.5 настоящего Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - программа переселения) должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные дома).

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3).

В соответствии с указанным Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ Российской Федерацией создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который согласно пункту 11 части 1 статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года N 92 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы».

При этом следует учитывать, что республиканская адресная программа Чувашской Республики принята, как видно из текста ее преамбулы, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов.

Согласно Методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденным Приказом Минстроя России от 31.01.2019 N 65/пр (ред. от 18.02.2020), планируемая дата, расселения аварийных многоквартирных домов, с учетом пункта 9.10 части 1 статьи 14 и части 11 статьи 16 Федерального закона - до 1 сентября 2025 года.

Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года N 92, как указано в ней самой, разработана в целях обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.

Таким образом, целью указанной программы является снос аварийного жилья, признанного до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу.

Однако в данном случае в отношении административных истцов такая цель не достигается, в виду несовершения административными ответчиками полного объема действий, предусмотренных действующим законодательством по включению жилого дома административных истцов в республиканскую адресную программу.

Так, частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п.33 Положения).

Таким образом, системное толкование вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что при нецелесообразности восстановления помещения оно подлежит признанию непригодным для проживания.

Как разъяснил Президиум Верховного Суда Российской Федерации в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном 29.04.2014, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.

В данном случае административными истцами обжалуется бездействие административных ответчиков, в том числе, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В силу пункта 5 статьи 2, статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 45 Положения в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения заключение специализированной организации об обследовании многоквартирного дома.

В соответствии с пунктом 42 Положения, действующим как в редакции на момент обследования жилого дома, так и в ред. от 29.11.2019, под заявителем понимается собственник помещения, гражданин (наниматель) либо орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора.

Как следует из материалов дела, проживающие в доме граждане, являются нанимателями занимаемых ими жилых помещений в данном доме.

Так, указанный жилой дом на основании акта приема-передачи № 4 от 6 февраля 2013 года, составленного между Федеральным государственным унитарным предприятием «Ударник» Российской академии сельскохозяйственных наук Моргаушского района Чувашской Республики и главой Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, передан в собственность Юськасинского сельского поселения.

Согласно выпискам из ЕГРН право собственности на квартиру указанного жилого дома зарегистрировано за муниципальным образованием – Моргаушский район Чувашской Республики, право собственности на квартиры не зарегистрировано (л.д.67-72).

Как также следует из материалов дела, по итогам обследования жилого дома, расположенного по <адрес>, 14 февраля 2013 года межведомственная комиссия признала тот факт, что указанный жилой дом является аварийным, непригодным для проживания, подлежащим сносу. Износ жилого дома на тот период времени составил свыше 65%.

При этом, указное заключение межведомственной комиссии ни кем не оспаривалось, незаконным не признано.

Пункт 49 Положения предписывает органу местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения межведомственной комиссии в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу принять решение в виде распоряжения с указанием сроков отселения граждан.

Однако, несмотря на наличие акта и заключения межведомственной комиссии от 14 февраля 2013 года о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, орган местного самоуправления - ни наймодатель администрация Юськасинского сельского поселения Моргаушского района, глава которой является председателем данной комиссии, ни администрация Моргаушского района Чувашской Республики не совершили действий по проведению технического обследования жилого дома с привлечением специализированной организации и не потребовали от нанимателей получения заключения специализированной организации; при этом администрация Моргаушского района не разъяснила нанимателям и наймодателю о необходимости такого обследования, которое предписывает Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, также не потребовала от администрации сельского поселения получения заключения специализированной организации; распоряжение с указанием сроков отселения граждан из указанного аварийного дома не было вынесено. Вместе с тем, сведения о признании жилого дома <адрес> аварийным были направлены в администрацию Моргаушского района и в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, и на основании представленных документов указанный жилой дом был включен в реестр аварийных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года по Чувашской Республике. Как указывает администрация Моргаушского района в отзыве на исковое заявление, документы для доработки Минстроем Чувашии не возвращались, замечания не поступали (л.д.87-90 т.1).

В соответствии с Приказом Минстроя России от 30.07.2015 №536/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными», формирование реестров аварийных домов осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем ввода соответствующей информации в систему.

Согласно Положению о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2012 №214, Министерство исполняет функции организатора по реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ в области жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства; выступает государственным заказчиком по выполнению мероприятий республиканских адресных инвестиционных программ в области жилищно-коммунального хозяйства.

Как следует из Преамбулы Программы и раздела VIII «Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения», Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным и ответственным за реализацию Программы; формирование и реализация Программы осуществляются Министерством на основании представленных органами местного самоуправления документов, в числе которых является реестр аварийного жилищного фонда и приложенные к нему подтверждающие документы.

Таким образом, названное министерство обладает полномочиями по внесению изменений в республиканскую адресную программу переселения.

Как указано выше, жилой дом <адрес> был включен в указанный реестр признанных аварийными домов еще до 1 января 2017 года.

Как следует из материалов дела, лишь при формировании Программы административными ответчиками было установлено отсутствие в документах заключения специализированной организации по техническому обследованию жилого дома и соответствующего распоряжения о его судьбе. В связи с чем 17 февраля 2017 года было проведено такое обследование жилого дома специализированной организацией и вновь проведено обследование жилого дома межведомственной комиссией, заключением которой от 20 декабря 2017 года жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу; комиссией установлено, что износ дома на дату обследования возрос до 74,7 процентов, что не опровергает выводы межведомственной комиссии, изложенные в ранее вынесенном заключении от 14.02.2013 о техническом состоянии жилого дома, и только их подтверждает (л.д. 23-36 т.1). При этом комиссией было учтено заключение межведомственной комиссии от 14.02.2013, и, кроме того, установлено, что жилой дом не построен в 1997 году, а перекатан (л.д.12-15 т.1).

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о длительном бездействии административных ответчиков в период со дня вынесения межведомственной комиссией заключения от 14 февраля 2013 года и до 1 января 2017 года, выразившемся в несовершении в полном объеме действий по включению жилого дома, признанного межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу еще в 2013 году, в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы.

Последствия бездействия административных ответчиков заключаются в том, что несовершение названных действий до 1 января 2017 года повлекло для административных истцов невключение жилого дома в республиканскую программу и невозможность участия в названной программе, что и побудило административных истцов обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, и такое бездействие судебная коллегия считает незаконным.

Однако, суд изложенные истцами основания о незаконности бездействия административных ответчиков, повлекших для них негативные последствия, положил в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных ими требований, лишив тем самым судебной защиты.

В связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения о признании незаконным бездействие администрации Моргаушского района Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики по невключению дома <адрес> в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025, утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92.

Учитывая, что если жилой дом, признанный до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то наниматели жилых помещений в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не имеют право на предоставление другого жилого помещения в рамках указанной программы.

Таким образом, в данном конкретном случае, при установленных судебной коллегией обстоятельствах, само по себе неисполнение административными ответчиками обязанности по совершению полного объема действий по включению жилого дома в республиканскую программу, не должно повлечь за собой негативные правовые последствия для административных истцов, являющихся нанимателями жилых помещений в этом доме. В связи с чем, а также учитывая, что на момент рассмотрения данного дела указанные выше обстоятельства, препятствующие включению жилого дома в названную программу устранены, административный иск подлежит удовлетворению и в остальной части заявленных требований.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 14 ноября 2019 года отменить и по делу вынести новое решение, которым признать незаконным бездействие администрации Моргаушского района Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики по невключению дома <адрес> в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025, утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92.

Возложить обязанность на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики включить многоквартирный жилой дом по адресу<адрес> в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 №92.

Председательствующий Т.Н. Евлогиева

Судьи И.Н. Орлова

С.В. Ленковский