ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Докладчик Ленковский С.В. Апелляционное дело № 33а-5009/2021
Судья Паймин А.А. Дело №2а-285/2021
УИД 21RS0005-01-2021-000439-12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 декабря 2021 года город Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего - судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Ленковского С.В. и Кудряшовой Р.Г.,
с участием представителей ответчиков администрации Ибресинского района Чувашской Республики Михайловой И.Н.,
Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Анисимова К.В.,
старшего прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Александрове П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Мудрецовой Л.Д. и Мудрецова Д.Н. к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации Ибресинского района Чувашской Республики, выразившееся в длительном непринятии мер по исключению из автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» сведений об отнесении многоквартирного <адрес> к жилым домам блокированной застройки, внесению в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" сведений о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу, обязании исключить из автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» сведения об отнесении данного многоквартирного дома к жилому дому блокированной застройки, внести в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" сведения о его признании 19.09.2013 года аварийным и подлежащим сносу с целью последующего включения дома в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации", на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года № 92, поступившее по апелляционной жалобе администрации Ибресинского района Чувашской Республики на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 21 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ленковского С.В., объяснения и выступления Михайловой И.Н., Анисимова К.В. и Овчинниковой Н.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Мудрецовой Л.Д., Мудрецова Д.Н., с учетом уточненных требований, обратился в суд с административным иском к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации Ибресинского района Чувашской Республики, выразившееся в длительном непринятии мер по исключению из автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» сведений об отнесении многоквартирного жилого <адрес> к жилым домам блокированной застройки, внесению в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" сведений о признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу, обязании исключить из автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» сведения об отнесении данного многоквартирного дома к жилому дому блокированной застройки, внести в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" сведения об его признании 19.09.2013 года аварийным и подлежащим сносу с целью последующего включения дома в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации", на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года № 92.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Ибресинского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения требований законодательства при переселении граждан из аварийного жилья по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.Ю. в интересах Мудрецовой Л.Д. в ходе которой выявлены нарушения жилищного законодательства связанные с невключением многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации», на 2019-2025 годы», утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 №92. В ходе проверки установлено, что на основании ордера № 6, выданного администрацией Ибресинского района, 13.04.2004 <адрес> предоставлена в пользование ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ее сыну ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с заключением межведомственной комиссии многоквартирный от ДД.ММ.ГГГГ№<адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. На основании заключения межведомственной комиссии от 29.03.2018 распоряжением администрации Ибресинского городского поселения от 15.06.2018 № 27 вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Администрацией Ибресинского городского поселения в ответе от 14.06.2019 на запрос указывается, что <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании вышеуказанного заключения межведомственной комиссии от 19.09.2013 № 9. Администрацией Ибресинского района в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики для включения указанного дома в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» не направлялись необходимые сведения, такие как копии заключений и актов комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, копии технических паспортов, правоустанавливающих документов на жилые помещения, выписки Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики при утверждении названной Республиканской программы <адрес> не внесен в список домов подлежащих сносу и расселению, чем нарушены права граждан, проживающих и зарегистрированных в нем. Кроме того, непринятие мер по расселению указанного многоквартирного дома и его сносу несет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, находящихся в непосредственной близости от здания многоквартирного дома, поскольку ветхие конструкции в результате их разрушения могут причинить им вред. Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в письме от 14.03.2019 № 09/15-2592 указывается, что данный дом не включен в Республиканскую программу в связи с тем, что <адрес> является объектом блокированной застройки. Допущенные нарушения повлекли нарушения прав и законных интересов семьи Мудрецовых, рассчитывающих на государственную поддержку при переселении из аварийного жилищного фонда, поскольку Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2019 № 92 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 - 2025 годы», в которую, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не включен.
Определением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 2 сентября 2021 года постановлено изменить процессуальное положение ранее привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на административного соответчика.
Административный истец Мудрецова Л.Д., Мудрецов Д.И., помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Кильмаев Д.А. административные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, вновь привели их суду, просили их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик - администрация Ибресинского района Чувашской Республики на судебное заседание, по итогам которого было завершено рассмотрение настоящего административного иска, своего представителя не направило, однако ранее его представитель Михайлова И.И. изложила занятую ими позицию по непризнанию административных исковых требований прокурора района в интересах семьи Мудрецовых, придерживаясь доводов, которые были указаны в отзыве на уточненный иск прокурора.
Административный ответчик - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил, в отзыве на административное исковое заявление его представитель Анисимов К.В. просил суд отказать прокурору в удовлетворении административных исковых требований, рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо - Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направило, в письме адресованном прокурору Ибресинского района Чувашской Республике за подписью заместителя генерального директора Аджиева Т.А. указал, что формирование реестра аварийных домов на портале АИС «Реформа ЖКХ» осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в ходе сбора и анализа информации о расположенном на его территории аварийном жилищном фонде. Сформированный в АИС «Реформа «ЖКХ» реестр аварийных многоквартирных домов заверяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Фонд не располагает сведениями, по каким основаниям дом, расположенный в <адрес> отнесен к домам блокированной застройки.
Заинтересованное лицо - администрация Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направило, в заявлении её законный представитель Воронин В.В. просил суд отказать прокурору в удовлетворении административных исковых требований, рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заинтересованные лица - Кабинет Министров Чувашской Республики, Мудрецов Е.А., Вышковская (Мудрецова) Т.А., извещены о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, об отложении судебного заседания не просили.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 21 сентября 2021 года признано незаконным бездействие администрации Ибресинского района Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики выразившееся в длительном непринятии мер по исключению из автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» сведений об отнесении многоквартирного <адрес> Чувашской Республики к жилым домам блокированной застройки, внесению в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" сведений о признании многоквартирного <адрес> Чувашской Республики аварийным и подлежащим сносу.
Возложена обязанность на администрацию Ибресинского района Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики исключить из автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» сведения об отнесении многоквартирного <адрес> Чувашской Республики к жилому дому блокированной застройки и внести в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" сведения о признании 19 сентября 2013 года многоквартирного <адрес> Чувашской Республики аварийным и подлежащим сносу с целью последующего включения указанного дома в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации", на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года № 92.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик - администрация Ибресинского района Чувашской Республики подала апелляционную жалобу, в которой считает решение незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, по следующим основаниям. Согласно постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 г. № 92 «О республиканской адресной программе "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации" на 2019 - 2025 годы" республиканская адресная программа "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации" на 2019 - 2025 годы разработана в целях обеспечения граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, включенных в Программу (далее соответственно - многоквартирные дома, признанные в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными, аварийное жилое помещение, аварийный жилищный фонд), жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики. Однако суд первой инстанции считает, что целью данной программы является снос аварийного жилья, признанного до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу и в отношении административных истцов такая цель не достигается, в виду наличия ненадлежащих (при отсутствии законных оснований) сведений в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» об отнесении многоквартирного жилого <адрес> Чувашской Республики к жилому дому блокированной застройки, а также того обстоятельства, что по сведениям административных ответчиков данный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от 29 марта 2018 года, несмотря на то, что имеется аналогичное заключение межведкомисии принятое еще до 1 января 2017 года. Из материалов дела следует, что решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 13 июля 2021 года и дополнительным решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 28 июля 2021 года по гражданскому делу №2-223/2021 по иску прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в защиту законных интересов Мудрецовой Л.Д. и Мудрецова Д.Н. к администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение исковые требования удовлетворены и на администрацию Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Мудрецовой Л.Д. и Мудрецову Д.Н. жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям во внеочередном порядке на первом этаже жилого здания. Указанными решениями суда восстановлены нарушенные жилищные права административных истцов. <адрес>ФИО1 Республики не включен в Программу, но административные истцы во исполнение решения суда будут обеспечены жилым помещением, а данный дом после расселения административных истцов подлежит сносу. На сегодняшний день в бюджете Ибресинского городского поселения предусмотрены денежные средства на приобретение жилого помещения для предоставления административным истцам на основании договора социального найма и проводится электронный аукцион. В ходе судебного заседания установлено, что ФИО3, ФИО21, ФИО23, проживавшие в <адрес> Чувашской Республики, выехали в другое место жительство в 1996 - 1997 годах. Иных лиц, зарегистрированных и проживающих в данном доме, не имеется. Из пояснений административного истца Мудрецовой Л.Д., данных в ходе судебного заседания, следует, что если истцам предоставят жилое помещение по решению суда, то им вторая квартира не нужна. Просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Изучив материалы дела, проверив решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в суд апелляционной инстанции указанных выше участников процесса, признав возможным рассмотрение дело в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).
Согласно п.п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании ордера от 13 апреля 2004 года № 6, выданного администрацией Ибресинского района Мудрецовой Л.Д. 13 апреля 2004 года, <адрес> предоставлена в пользование Мудрецовой Любови Дмитриевне и ее сыну Мудрецову Димитрию Николаевичу.
Согласно ордера от 14 августа 1996 года № 84, он выдан администрацией Ибресинского района Мудрецовой Елене Николаевне на семью из 4 человек, в том числе: Мудрецовой Е.Н., её супругу А.Н. детям: Евгению, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Татьяне ДД.ММ.ГГГГ г.р., на право занятия жилого помещения - <адрес> Чувашской Республики.
Согласно выписки из ЕГРН по состоянию на 16 августа 2021 года на жилой <адрес> Чувашской Республики, с кадастровым номером №, 1968 года постройки, площадью 64,9 кв.м, правообладателей не имеет.
Согласно выписки из ЕГРН по состоянию на 16 августа 2021 года жилую <адрес> Чувашской Республики, с кадастровым номером №, площадью 36,7 кв.м., её собственником указано муниципальное образование - Ибресинское городское поселение Ибресинского района Чувашской Республики, права зарегистрированы 26 августа 2015 года.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 19 сентября 2013 года № 9 многоквартирный <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 29 марта 2018 года № 6 распоряжением администрации Ибресинского городского поселения от 15 июня 2018 № 27 <адрес> Чувашской Республики признан аварийным и подлежащим сносу.
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего административного дела, оснований заявленного административного иска, требования административных истцов сводятся к оспариванию бездействия административных ответчиков по несовершению действий по включению жилого <адрес> в <адрес> в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации на 2019 - 2025 годы».
В связи с таким бездействием административными истцами также заявлено требование о возложении обязанности на административных ответчиков к совершению действий по включению указанного жилого дома в Республиканскую адресную программу.
Исходя из заявленных административными истцами фактических оснований, норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, предметом настоящего административного дела является проверка законности бездействия/действий по не включению жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Республиканскую адресную программу (в перечень аварийных многоквартирных домов), при том, что жилой дом признан заключением межведомственной комиссии от 19 сентября 2013 года № 9 многоквартирный <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, т.е. до 1 января 2017 года.
Разделом VIII Республиканской адресной программы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации на 2019 - 2025 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров ЧР от 28.03.2019 N 92, регламентирована процедура формирования и реализации Программы, в соответствии с которым указанная процедура осуществляются названным Министерством на основании представленных органом местного самоуправления документов, указанных в данном разделе Программы. Между тем, как следует из материалов дела, администрацией Ибресинского района пакет документов, перечисленный в разделе VIII Республиканской программы, в Минстрой Чувашии не направлялись.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из наличия заключения межведомственной комиссии от 19 сентября 2013 года о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, пришел к верному выводу, что бездействие административных ответчиком в период со дня вынесения межведомственной комиссией заключения от 19 сентября 2013 года и до 1 января 2017 года повлекло для административных истцов не включение жилого дома в республиканскую программу и не возможность участия в названной программе.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействия администрации Ибресинского района Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, выразившееся в длительном непринятии мер по исключению из автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» сведений об отнесении многоквартирного <адрес> к жилым домам блокированной застройки, внесению в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" сведений о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В целях осуществления создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и другим вопросам был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ).
В статье 2 данного закона приведено понятие аварийного жилищного фонда, под которым понимается аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 6.5 настоящего Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - программа переселения) должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные дома).
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3).
В настоящее время расселение граждан на территории Чувашской Республики из аварийного жилищного фонда происходит в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также в рамках региональной программы утвержденной на соответствующий период.
В соответствии с указанным Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ Российской Федерации, согласно пункту 11 части 1 статьи 14, финансовая поддержка субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предоставляется при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года N 92 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации на 2019-2025 годы».
При этом следует учитывать, что Республиканская адресная программа Чувашской Республики принята, как видно из текста ее преамбулы, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов.
Согласно Методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденным Приказом Минстроя России от 31.01.2019 N 65/пр (ред. от 18.02.2020), планируемая дата, расселения аварийных многоквартирных домов, с учетом пункта 9.10 части 1 статьи 14 и части 11 статьи 16 Федерального закона - до 1 сентября 2025 года.
Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации на 2019-2025 годы», утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года N 92, как указано в ней самой, разработана в целях обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.
Таким образом, целью указанной программы является снос аварийного жилья, признанного до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу.
Однако в данном случае, как указывают административные истцы, в отношении них такая цель не достигается, в виду наличия ненадлежащих (при отсутствии законных оснований) сведений в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» об отнесении многоквартирного жилого <адрес> Чувашской Республики к жилому дому блокированной застройки, а также того обстоятельства, что по сведениям административных ответчиков данный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от 29 марта 2018 года, несмотря на то, что имеется аналогичное заключение межведомственной комиссии принятое еще до 1 января 2017 года.
Так, частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п.33 Положения).
Таким образом, системное толкование вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что при нецелесообразности восстановления помещения оно подлежит признанию непригодным для проживания.
Как разъяснил Президиум Верховного Суда Российской Федерации в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном 29.04.2014, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.
В данном случае административными истцами обжалуется бездействие административных ответчиков, в том числе, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В силу пункта 5 статьи 2, статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 45 Положения в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения заключение специализированной организации об обследовании многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 42 Положения, действующим как в редакции на момент обследования жилого дома, так и в ред. от 29.11.2019, под заявителем понимается собственник помещения, гражданин (наниматель) либо орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора.
По итогам обследования жилого дома 19 сентября 2013 года межведомственная комиссия признала тот факт, что указанный жилой дом следует отнести к категории непригодного для постоянного проживания.
При этом, указанное заключение межведомственной комиссии от 19 сентября 2013 года ни кем не оспаривалось, незаконным не признано.
Несмотря на наличие заключения межведомственной комиссии от 19 сентября 2013 года № 9 о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, орган местного самоуправления - ни наймодатель администрация Ибресинского городского поселения, глава которой является председателем данной комиссии, ни администрация Ибресинского- района Чувашской Республики не совершили действий по проведению технического обследования жилого дома с привлечением специализированной организации и не потребовали от нанимателей (пользователей) получения заключения специализированной организации; при этом администрация Ибресинского района не разъяснила нанимателям и наймодателю о необходимости такого обследования, которое предписывает Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, также не потребовала от администрации городского поселения получения заключения специализированной организации.
Согласно Положению о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2012 №214, Министерство исполняет функции организатора по реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ в области жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства; выступает государственным заказчиком по выполнению мероприятий республиканских адресных инвестиционных программ в области жилищно-коммунального хозяйства.
Как следует из Преамбулы Программы и раздела VIII «Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения», Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным и ответственным за реализацию Программы; формирование и реализация Программы осуществляются Министерством на основании представленных органами местного самоуправления документов, в числе которых является реестр аварийного жилищного фонда и приложенные к нему подтверждающие документы.
Таким образом, названное Министерство обладает полномочиями по организации работы по внесению изменений в Республиканскую адресную программу переселения.
Как указано выше, жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу еще до 1 января 2017 года.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о длительном бездействии административных ответчиков в период со дня вынесения межведомственной комиссией заключения от 19 сентября 2013 года, выразившемся в не совершении в полном объеме действий по включению жилого дома, признанного межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу еще в 2013 году, в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы.
Последствия бездействия административных ответчиков заключаются в том, что не совершение названных действий повлекло для Мудрецовых не включение жилого дома в Республиканскую программу и невозможность участия в названной программе, что и побудило административных истцов обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, и такое бездействие суд первой инстанции обоснованно счел незаконным.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается и оснований для признания его неверным не находит.
Доводы апелляционной жалобы администрации не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не могут в связи с этим служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Довод ответчика о том, что Мудрецовы в указанном доме фактически не проживают в течении длительного времени, не влияет на законность оспариваемого решения, поскольку их не проживание в данном доме связано с невозможностью в нем проживать в связи с аварийным его состоянием.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана правильная оценка, не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия учитывает, представленные в суд апелляционной инстанции доказательства, подтверждающие, что в настоящее время Мудрецовой Л.Д. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> на состав семьи из двух человек на основании договора социального найма. В подтверждении данного обстоятельства, представлены договор социального найма жилого помещения от 28 октября 2021 года, акт передачи жилого помещения от 28 октября 2021 года.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение в части возложения обязанности на администрацию Ибресинского района Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики внести в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" сведения о признании 19 сентября 2013 года многоквартирного <адрес> Чувашской Республики аварийным и подлежащим сносу с целью последующего включения указанного дома в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации", на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года № 92 и в указанной части требований прокурора отказать, поскольку цель обращения с административным иском достигнута, а дальнейшую судьбу указанного аварийного дома администрация Ибресинского района Чувашской Республики вправе разрешить самостоятельно.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 21 сентября 2021 года отменить в части возложения обязанности на администрацию Ибресинского района Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики внести в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" сведения о признании 19 сентября 2013 года многоквартирного <адрес> Чувашской Республики аварийным и подлежащим сносу с целью последующего включения указанного дома в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации", на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года № 92 и в указанной части требований прокурора о возложении обязанности на администрацию Ибресинского района Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики внести в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" сведения о признании 19 сентября 2013 года многоквартирного <адрес> Чувашской Республики аварийным и подлежащим сносу с целью последующего включения указанного дома в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации", на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года № 92 отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ибресинского района Чувашской Республики – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течении 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи:
Определение20.12.2021