НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 01.11.2021 № 2А-2315/20

Докладчик Кудряшова Р.Г. Апелляционное дело № 33а-4459/2021 Судья Кузнецова А.В. Дело № 2а-2315/2020

УИД 21RS0025-01-2020-002047-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 ноября 2021 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В., судей Кудряшовой Р.Г., Голубева А.В., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары к Соловьеву В.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам, поступившее по апелляционной жалобе Соловьева В.В. и его представителя Соловьевой Г.М. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Кудряшовой Р.Г., судебная коллегия

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары (далее ИФНС России по г.Чебоксары, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском, с учетом последующего уточнения, к Соловьеву В.В. о взыскании задолженности в сумме 18524,59 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 13372,38 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 3136,04 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 26,74 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 6,27 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2017 год в размере 1955 руб.; пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 28,16 руб.

Требования мотивированы тем, что Соловьев В.В. 01 декабря 2005 года зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с изменением адреса регистрации 17 апреля 2015 года регистрационное дело в электронном виде передано в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары, 07 февраля 2018 года – в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары. 14 июня 2019 года Соловьев В.В. утратил статус индивидуального предпринимателя. Налоговым органом Соловьеву В.В. за 2019 год были начислены указанные страховые взносы со сроком уплаты до 01 июля 2019 года. Однако суммы страховых взносов им в бюджет не перечислены, в связи с чем, на сумму недоимки налоговым органом была начислена сумма пени. Помимо этого Соловьев В.В. являлся собственником транспортных средств: ВАЗ-2111 с государственным регистрационным номером , Шевроле-Нива с государственным регистрационным знаком , в связи с чем, ему исчислен транспортный налог с физических лиц за 2017 год в размере 1955 руб. (налоговое уведомление от 28 августа 2018 года № 28790654, срок уплаты до 3 декабря 2018 года). В установленный законодательством о налогах и сборах срок обязанность по уплате транспортного налога с физических лиц Соловьевым В.В. также не исполнена. Для добровольной уплаты задолженности налоговым органом Соловьеву В.В. были направлены требования от 30 января 2019 года № 22159 со сроком уплаты до 26 марта 2019 года и от 10 июля 2019 года № 190072 со сроком уплаты до 20 августа 2019 году, в которых налогоплательщику предложено уплатить имеющуюся задолженность. В установленный в требовании срок сумма задолженности налогоплательщиком в бюджет не перечислена. В связи с неисполнением вышеуказанных требований налоговый орган обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа. Определением от 13 ноября 2019 года судебный приказ был отменен ввиду поступивших от должника возражений относительно исполнения судебного приказа.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ИФНС по г.Чебоксары Ладонина В.А. требования поддержала, представитель Соловьева В.В. - Соловьева Г.М. требования не признала.

Решением Московского районного суда г.Чебоксары от 6 августа 2020 года, с учетом определения об исправлении описки от 17 августа 2020 года, указанное административное требование ИФНС России по г.Чебоксары удовлетворено, с Соловьева В.В. пользу ИФНС по г.Чебоксары взыскана задолженность в общем размере 18524,59 руб., в том числе:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период за 2019 год в размере 13372,38 руб.;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 3136,04 руб.;

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 26,74 руб.;

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 6,27 руб.;

транспортный налог с физических лиц за 2017 год в размере 1955 руб.;

пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 28,16 руб.

Этим же решением с Соловьева В.В. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 740,98 руб.

Не согласившись с указанным решением суда Соловьев В.В. и его представитель Соловьева Г.М. подали апелляционную жалобу, в которых ставят вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Соловьева Г.М. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель ИФНС по г.Чебоксары Михайлов С.Ю. представил отказ от административного искового заявления в части требования о взыскании задолженности по транспортному налогу, в остальной части просил решение оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ) утратил силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 «Страховые взносы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 1 декабря 2005 года по 14 июня 2019 года Соловьев В.В. имел статус индивидуального предпринимателя, о чем Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей содержит соответствующие сведения.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений данного пункта.

В соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, данные плательщики уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за себя.

В силу пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.

Кроме того, согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В силу пунктов 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

За 2019 год налоговым органом Соловьеву В.В. по сроку уплаты – 1 июля 2019 года были начислены страховые взносы в общей сумме 16508 рублей 42 копейки, в том числе:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 13372 рубля 38 копеек;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 3136 рублей 04 копейки.

В связи с несвоевременной уплатой Соловьевым В.В. страховых взносов налоговым органом в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 26 рублей 74 копейки.

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 6 рублей 27 копеек.

10 июля 2019 года налоговым органом в адрес ответчика направлено требование № 190072 о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность в срок до 20 августа 2019 года.

Требование Соловьевым В.В. в добровольном порядке не исполнено.

Также из дела следует, что Соловьев В.В. имеет в собственности транспортные средства: ВАЗ-2111, регистрационный знак , дата регистрации 14 ноября 2013 года и Шевроле-Нива, регистрационный знак , дата регистрации 26 ноября 2015 года.

20 сентября 2018 года налоговый орган направил административному ответчику налоговое уведомление от 28 августа 2018 года № 28790654 об уплате, в том числе, транспортного налога за 2017 год (12/12 месяцев владения в году) в размере 1955,00 руб. с указанием на срок исполнения обязанности уплаты налогов не позднее 3 декабря 2018 года.

В связи с несвоевременной уплатой Соловьевым В.В. транспортного налога налоговым органом в порядке ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 28,16 руб.

19 февраля 2019 года налоговый орган направил административному ответчику требование от 30 января 2019 года № 22159 о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность в срок до 26 марта 2019 года.

Данное требование ответчиком также не исполнено.

11 октября 2019 года Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 6 Московского района г.Чебоксары с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Соловьева В.В. задолженности по страховым взносам, транспортному налогу и пени в общей сумме 18524,59 руб.

23 октября 2019 года мировым судьей судебного участка № 6 Московского района г.Чебоксары вынесен судебный приказ о взыскании с Соловьева В.В. вышеуказанной задолженности.

Однако в последующем, определением мирового судьи судебного участка № 6 Московского района г.Чебоксары от 13 ноября 2019 года данный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от Соловьева В.В.

Разрешая настоящий публично-правовой спор, районный суд, проверив соблюдение налоговым органом срока и порядка взыскания налогов, правильность исчисления размера страховых взносов, транспортного налога и пени, пришел к выводу о наличии у Соловьева В.В. обязанности по уплате страховых взносов, транспортного налога и пени по ним, в заявленном к взысканию размере, и удовлетворил административные исковые требования.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у Соловьева В.В. обязанности по уплате страховых взносов и пени по ним.

В силу пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии с пунктом 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признаётся осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1, пунктов 5 - 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьёй:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчётный период 2018 года, 29 354 рублей за расчётный период 2019 года, 32 448 рублей за расчётный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчётный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчётный период 2018 года (29 354 рублей за расчётный период 2019 года, 32 448 рублей за расчётный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчётный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчётный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчётный период 2018 года, 6 884 рублей за расчётный период 2019 года и 8 426 рублей за расчётный период 2020 года.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчётного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учёта в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учёта в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование и уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учёта в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Положениями главы 34 НК РФ основания для освобождения от уплаты страховых взносов ввиду отсутствия доходов от предпринимательской деятельности не предусмотрены.

Уплата страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Как следует из дела, Соловьев В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 1 декабря 2005 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области с основным видом деятельности – торговля розничная строительными материалами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах.

Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.

В соответствии с п.9 ст.22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Статус индивидуального предпринимателя Соловьева В.В. прекращен на основании его заявления 14 июня 2019 года.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у Соловьева В.В. возникла с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя, а именно с 1 декабря 2005 года и сохранялась до момента исключения из реестра индивидуальных предпринимателей 14 июня 2019 года.

Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 12 апреля 2005 года N 164-О и 12 мая 2005 года N 213-О отметил, что в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Юридически значимым обстоятельством для принятия решения об освобождении от уплаты страховых взносов при фактическом прекращении предпринимательской деятельности является наличие непреодолимых обстоятельств, которые препятствовали бы гражданину своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя.

В апелляционной жалобе ответчик Соловьев В.В. ссылается на то, что им со 2 квартала 2006 года предпринимательская деятельность не осуществлялась, соответствующих доходов не имел, сменил место жительства с г. Тольятти, зарегистрирован с 7 июня 2008 года в г. Чебоксары, с 28 июня 2008 года работает по трудовому договору в АО «<данные изъяты>», в связи с чем не должен уплачивать страховые взносы. Вместе с тем, данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права. Как указывалось выше, факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также Фонд обязательного медицинского страхования лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем. Законодатель не предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов, независимо от статуса лиц и наличия каких-либо обстоятельств, а также от факта осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности.

Доказательств того, что Соловьев В.В. не мог надлежащим образом оформить заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, представить иные необходимые сведения, то есть выполнить требования статьи 22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», суду не представлено.

Ссылка на письмо ИФНС России по г. Чебоксары от 11 августа 2017 года в подтверждение отсутствия налоговой задолженности, не может быть принята во внимание.

Так, из материалов дела и пояснений представителя административного истца следует, что письмо ИФНС России по г. Чебоксары от 11 августа 2017 года № 21 (т.1 л.д. 41) является ответом на заявление Соловьева В.В. от 11 августа 2017 года (т. 2 л.д. 23), в котором он просил выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 1 января 2006 года.

В указанном ответе ИНФС России по г. Чебоксары сообщено налогоплательщику Соловьеву В.В. об отказе в выдаче справки по причине отсутствия данных по налоговым обязательствам на дату запроса.

Касаемо заявления ИФНС о вынесении судебного приказа о взыскании с Соловьева В.В. задолженности в размере 95 882,03 рублей (л.д.146 т.1), где указано, что Соловьев В.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 6 июня 2014 года, то, как пояснил представитель истца Михайлов С.Ю., в данном случае в тексте заявления имеет место техническая ошибка. Материалами дела подтверждается факт допущения технической ошибки. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, Соловьев В.В. 1 декабря 2005 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области на основании поданного им заявления. В связи с изменением адреса места жительства 7 февраля 2018 года Соловьев В.В. снят с налогового учета и поставлен на учет ИФНС России по г. Чебоксары. 14 июня 2019 года Соловьев В.В. утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с прекращением предпринимательской деятельности.

Вопреки доводам ответчика, доводы о фальсификации документов, находящихся в материалах административного дела, не подтверждены какими-либо доказательствами.

Представленные представителем ответчика в материалы дела копии ответов Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17 февраля 2021 года, ИФНС по г. Чебоксары 13 августа 2021 года на обращения Соловьевой Г.М. в интересах Соловьева В.В., копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе 16 июня 2008 года, также не являются доказательствами того, что Соловьев В.В. прекратил предпринимательскую деятельность со 2 квартала 2006 года и в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном законом порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя. Так, в ответе Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17 февраля 2021 года по повторному обращению по взысканию Соловьева В.В. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и возврата излишне взысканных сумм сообщается, что вопрос уплаты страховых взносов, включая страховых взносов на обязательное медицинское страхование, относится к предмету налогового законодательства, в связи с чем обращение было направлено по компетенции в Федеральную налоговую службу. Ответ ИФНС по г. Чебоксары содержит разъяснения по вопросу постановки на учет физического лица в налоговом органе и выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, доказательства, подтверждающие, что Соловьев В.В., при фактическом прекращении предпринимательской деятельности в силу непреодолимых обстоятельств, существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции, не представлены.

Утверждение представителя ответчика, что спорные суммы страховых взносов были удержаны из заработной платы Соловьева В.В., судебная коллегия отклоняет, поскольку данный довод ничем не подтвержден. Соловьев В.В. не представил доказательств в подтверждение заявленному.

Также, по административным делам № 2а-4874/2019, 2а-2325/2020 и 2а-2752/2020 Московского районного суда г. Чебоксары рассматривались иски о взыскании задолженности по страховым взносам, пени за иные периоды, чем по настоящему делу.

Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы и о том, что Соловьев В.В. в ИФНС России по г. Чебоксары как индивидуальный предприниматель не регистрировался, предпринимательскую деятельность не осуществлял и не имел налоговой задолженности.

Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения места жительства физического лица снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором физическое лицо состояло на учете: физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, по месту его жительства - на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРИП.

В соответствии с п.п. 3.8.1.1 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС РФ от 3 марта 2004 года № БГ-3-09/178, снятие с учета физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляется налоговым органом по прежнему месту его жительства на основании выписки из ЕГРИП, содержащей сведения об изменении места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записей в ЕГРИП с последующим уведомлением индивидуального предпринимателя по форме № 09-2-5. Датой снятия с учета физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, является дата внесения в ЕГРИП записи об изменении его места жительства.

Налоговый орган по прежнему месту жительства индивидуального предпринимателя направляет сведения о снятии физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и выписку из ЕГРИП по каналам связи в налоговый орган по новому месту жительства не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия с учета. Учетное дело физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, пересылается в налоговый орган по новому месту его жительства в течение трех рабочих дней со дня снятия с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства.

Таким образом, действующим налоговым законодательством необходимость обращения индивидуального предпринимателя в налоговый (регистрирующий) орган по новому месту жительства для постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя не предусмотрена.

Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что 7 февраля 2018 года Соловьев В.В. поставлен на налоговый учет в ИФНС по г. Чебоксары по новому месту жительства.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о соблюдении административным истцом порядка обращения в суд с требованием о взыскании с Соловьева В.В. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование за 2019 год, а также пени на недоимку по страховым взносам по следующим основаниям.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговый орган обращается в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций в течение шести месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, страховых взносов, пени.

В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 53 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона (пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации) соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Таким образом, требование об уплате налогов, страховых взносов, пени может быть направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика по почте заказным письмом, что будет свидетельствовать о надлежащем проведении этой налоговой процедуры, поскольку федеральный законодатель установил презумпцию получения названного документа адресатом на шестой день с даты направления. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 апреля 2010 года № 468-О-О указал, что такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношения и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.

Вместе с тем, исходя из представленного в материалы дела реестра отправки почтовой корреспонденции (т. 1 л.д.13) установлено, что требование № 190072 от 10 июля 2019 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пени со сроком уплаты до 20 августа 2019 года было направлено налоговым органом в адрес Соловьева В.В. простым письмом 12 июля 2019 года, что не оспаривается инспекцией.

Доказательств направления указанного требования Соловьеву В.В. заказной корреспонденцией инспекция не представила.

Также инспекцией не представлено доказательств того, что требование об уплате страховых взносов, пени было передано административному ответчику (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В свою очередь административный ответчик Соловьев В.В. факт получения требования опровергает, что следует из письменных объяснений и апелляционной жалобы. Таким образом, доказательств, подтверждающих направление Соловьеву В.В. требования № 190072 от 10 июля 2019 года об уплате страховых взносов, пени в соответствии с требованиями налогового законодательства (пункта 6 статьи 69 НК РФ) либо бесспорно свидетельствующих о его получении последним, административным истцом не представлено.

С учетом изложенных норм закона и обстоятельств административного дела, направление налогоплательщику Соловьеву В.В. требования об уплате страховых взносов, пени с нарушением положений пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о существенном нарушении процедуры бесспорного взыскания с налогоплательщика задолженности, несоблюдении досудебного порядка.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о соблюдении процедуры принудительного взыскания, о соблюдении налоговым органом требований пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным в материалы административного дела доказательствам направления в адрес Соловьева В.В. требования об уплате страховых взносов, пени, что привело к вынесению неправильного судебного акта, который подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции от представителя ИФНС по г.Чебоксары Михайлова С.Ю. поступил письменный отказ от административного иска в части взыскания с Соловьева В.В. задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 1955 руб. и пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 28,16 руб., при этом указано, что последствия такого отказа известны.

Представитель административного ответчика Соловьева Г.М. не возражала против принятия данного отказа.

В соответствии с ч. 2 и ч. 5 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Отказ от административного иска подписан начальником ИФНС по г.Чебоксары Федоровым С.М., не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц. Из содержания заявления следует, что последствия отказа от административного иска, предусмотренные ст.ст. 157, 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговому органу известны и поняты.

С учетом изложенного судебная коллегия считает возможным принять отказ ИФНС по г.Чебоксары в указанной части.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2020 года отменить.

В части взыскания с Соловьева В.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, пени принять новое решение.

Отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары в удовлетворении требований о взыскании с Соловьева В.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 13372,38 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 3136,04 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 26,74 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 6,27 руб.

Принять отказ административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республике от административного иска, предъявленного к Соловьеву В.В., о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 1955 руб. и пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 28, 16 руб., производство в указанной части по настоящему административному делу прекратить.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий: судья С.В. Карлинов

Судьи: Р.Г. Кудряшова

А.В. Голубев

Определение12.12.2021