НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Чеченской Республики (Чеченская Республика) от 14.03.2017 № 33-282/17

Судья Башуев А.С. Дело № 33-282/17

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Грозный 14 марта 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:

председательствующего Висаитове А.А.,

судей Мовлаевой Т.И., Вагапова М.А.,

при секретаре Ахмадове М.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдурзакова ФИО18 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республики, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, понуждении ФСИН России принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья

по апелляционной жалобе представителя УФСИН РФ по Чеченской Республике Ирисханова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Грозного от 28 сентября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Мовлаевой Т.И., объяснения представителя УФСИН РФ по ЧР –Даргаев И.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Абдурзакова Б.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Абдурзаков Б.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по Чеченской Республике, ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, понуждении ФСИН России принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, мотивируя свои требования тем, что 4 февраля 2014 года им было подано заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369. К указанному заявлению прилагались копии документов согласно перечню, приведенному в названном Правительства Постановлении. 21 февраля 2014 года территориальной подкомиссией УФСИН России по Чеченской Республике было рассмотрено его заявление, и принято решение о направлении документов в комиссию ФСИН России для принятия решения по постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты. 14 июня 2016 года он получил выписку из протокола № 86 от 17 декабря 2015 года, в котором комиссия ФСИН России постановила отказать ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369. Считает отказ в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным и подлежащим отмене, поскольку им были предоставлены документы, полностью подтверждающие те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для определенной категории лиц.

Решением Ленинского районного суда г. Грозного от 28 сентября 2016 года постановлено:

исковые требования Абдурзакова ФИО18 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России, признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании комиссии ФСИН России принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 04.02.2014, удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 17.12.2015 в части отказа в постановке Абдурзакова ФИО18 на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Признать за Абдурзаковым Борисом Авхатовичем право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в соответствии с ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принять Абдурзакова ФИО18 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по дате первоначального обращения с 04.02.2014.

В апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Чеченской Республике – Даргиева И.С. просит указанное решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что документы представленные Абдурзаковым Б.А. в комиссию ФСИН России по разрешению вопросов о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения полностью соответствуют требованиям действующего законодательства, доводы ответчика о представлении ответчиком документов не в полном объеме не основаны на законе.

Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).

Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положениями п. 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник, в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подп. "з" п. 5 Правил).

Согласно рапорта Абдурзакова Б.А., 04.02.2014 он обратился с заявлением на имя директора ФСИН России о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К указанному заявлению (рапорту) были приложены необходимые документы, что подтверждается описью учетного дела на имя Абдурзакова Б.А.

Согласно выписке из протокола подкомиссии УФСИН России по Чеченской Республике от 21.02.2014 принято решение о направлении документов Абдурзакова Б.А. для получения единовременной выплаты в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.

Рапорт истца был рассмотрен комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 17.12.2015 (выписка из протокола № 86). Принято решение: отказать Абдурзакову Б.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369.

Как следует из материалов дела истец, его супруга зарегистрированы с 29.09.2009 в доме по адресу: Чеченская Республика, Ачхой-Мартановский p-он, с. Закан-Юрт, ул. Сайгадинова, 19, о чем в паспортах истца и его супруги имеется соответствующий штамп.

Однако, судебная коллегия полагает, что указанные сведения не могут быть признаны достоверными, поскольку в представленных нотариально заверенных копиях паспортах имеются явные признаки исправления в адресе постоянной регистрации.

Кроме того, в ходе судебного заседании суда апелляционной инстанции Абдурзаковым Б.А. были представлены принадлежащие ему и его супруге – Абдурзаковой Л.А. паспорта. В ходе обозрения представленных истцом документов, судом апелляционной инстанции установлен факт наличия исправлений в паспортах истца и его супруги, копии которых были направлены были направлены в комиссию ФСИН России.

Отец истца - Абдурзаков А.Л. зарегистрирован по адресу: Чеченская Республика, Ачхой-Мартановский p-он, с. Закан-Юрт, ул. Сайгадинова, 19 с 28.11.2008 года. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности отцу истца - Абдурзакову А.Л., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2011. Общая площадь дома составляет 89, 40 кв. м.

В подтверждение, что он является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) истцом представлена выписка из похозяйственней книги от 30.01.2014 № 13 согласно которой, в доме по адресу: с. Закан-Юрт, ул. Сайгадинова, 19, проживает 11 человек, то есть на каждого приходится менее 15 кв. м. площади жилого помещения.

Вместе с тем выписка из похозяйственней книги не является документом, заменяющим выписку из домовой книги, в котором указаны данные о зарегистрированных людей в квартире или частном доме.

Положениями пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288, предусмотрены карточки регистрации по форме № 9 (приложение № 13 к Регламенту) и поквартирные карточки по форме № 10 (приложение № 7 к Регламенту), которые оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию. Аналогом домовой книги является поквартирная карточка по форме № 10 (приложение № 7 к Регламенту), которая используется для учета зарегистрированных граждан в жилых помещениях многоквартирных домов. В связи с этим аналогом выписки из домовой книги, может быть поквартирная карточка. В частном доме - собственник самостоятельно заполняет домовую книгу и ведет учет проживающих, его записи заверяются печатью в паспортном столе района, к которому относиться домовладение.

Выписка из похозяйственной книги, в соответствии с п.2 ст.25.2 федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» представляет собой документ, являющийся основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок.

Как установлено комиссией ФСИН России, истец заменяющие документы либо, подтверждающие невозможность их получения не представил.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не были учтены судом при принятии оспариваемого решения.

Доводы суда и заявителя жалобы об ином значении требований, содержащихся в Правилах и Порядке, основываются на ошибочном понимании вышеприведенных законоположений.

Кроме того, отказ комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию предоставления неполного пакета документов не препятствует истцу повторно обратиться с рапортом, устранив имеющиеся недостатки.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, а судом допущено неправильное толкование норм материального права, судебная коллегия полагает, отменить решение суда и постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска Абдурзакова Б.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республики, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по принятию на учет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Грозного от 28 сентября 2016 года по делу по иску Абдурзакова ФИО18 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республики, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, понуждении ФСИН России принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Абдурзакова ФИО18 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республики, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, понуждении ФСИН России принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья отказать полностью.

Председательствующий

судьи