УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Судья Грачева Т.Л. Дело № 33-310/2021 (33-5112/2020) А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е город Ульяновск 26 января 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Фёдоровой Л.Г., судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В., при секретаре Абросимовой А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2408/2020 по апелляционной жалобе Ковалева Николая Петровича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 июля 2020 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 20 ноября 2020 года, по которому постановлено: В удовлетворении исковых требований Ковалева Николая Петровича к Департаменту министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Князькину Александру Аркадьевичу о взыскании убытков, возложении обязанности поставки 85 кубометров дров по утвержденным тарифам, компенсации морального вреда, штрафа отказать. Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Ковалев Н.П. обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю (далее – ИП) Князькину А.А., Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске» о возложении обязанности поставить дрова по утвержденным тарифам, взыскании убытков, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что является и*** п*** г*** и в*** т*** проживает в доме с печным отоплением. Ему, как лицу, имеющему право на льготы, поставлялись дрова в период с 2016 года по 2020 год. Однако, дрова поставлялись с нарушением требований ГОСТ 3243-88 «Дрова. Технические условия», распространяемом на дрова, используемые в качестве топлива. Распиловку и укладку дров ему никто не производил. Кроме того, дрова поставлялись по завышенной цене, сырые и в объеме меньшем, чем это предусмотрено законом. После его обращения с жалобой предприниматель возвратил ему денежные средства в размере переплаты за повышенный тариф только за один год. В удовлетворении его претензий, адресованных ответчикам об устранении нарушений закона, ему отказано. Ответчики обязаны возместить ему расходы по укладке и колке дров, а так же предоставить дрова по ценам в соответствии с тарифом, выплатить компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. Расчет поставляемых дров должен производиться не только исходя из площади жилого дома, но и бани, поскольку он проживает в домовладении, то есть из расчета 30 куб.м (20 – на жилой дом, 10 – на баню). В 2019 году после проверки органами прокуратуры ИП Князькин А.А. возвратил ему стоимость погрузки дров, но за другие годы денежные средства не возвращены. Распиловка также производилась за счет личных средств, которые должны быть ему компенсированы. Его расходы на распиловку дров составили по квитанциям: за 2018 год - 2000 рублей за 5 куб.м, за 2019 год - 2475 рублей также за 5 куб.м. Всего его убытки по распиловке дров составили: 2016 год - 4000 рублей за 10 куб.м дров, 2017 год - 4000 рублей за 10 куб.м дров, 2018 год - 2000 рублей за 5 куб.м, 2019 год - 4950 рублей за 10 куб.м, а всего 14950 рублей. Услуги по колке дров также были оказаны ему за дополнительную плату, а именно: в 2019 году он заплатил 495 рублей за колку 1 куб.м дров. Общая сумма убытков по колке дров составляет 19 800 руб.: за 2016 год – 4950 рублей за 10 куб.м дров, 2017 год - 4950 рублей за 10 куб.м дров, 2018 год - 2475 рублей за 5 куб.м дров, 2019 год - 4950 рублей за 10 куб.м дров. Поскольку он является инвалидом, ему необходима укладка дров. Средняя стоимость услуг по укладке дров составляет 800 рублей за 1 куб.м дров. Убытки по укладке дров составляют 28 000 руб., в том числе за 2016 год - 8000 рублей за 10 куб.м дров, 2017 год - 8000 рублей за 10 куб.м, 2018 год - 4000 рублей за 5 куб.м, 2019 год - 8000 рублей за 10 куб.м. Общий размер его убытков составляет сумму 66 500 рублей. Приобретая дрова в нераспиленном и нерасколотом виде он в полном объеме не получал меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством. Просил взыскать в солидарном порядке с ответчиков убытки за погрузку, распиловку, колку и укладку дров в размере 66 500 руб., возложить на ответчиков обязанность поставить ему 85 куб.м дров по утвержденным тарифам, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, штраф. Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения по Ульяновской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих, самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное учреждение Администрацию муниципального образования «Прибрежненское сельское поселение», муниципальное учреждение Администрацию муниципального образования «Старомайнский район» и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение. В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Ковалев Н.П. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что он вынужден был покупать дрова у ответчика, поскольку администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области не исполняла возложенные на нее законом обязанности по организации снабжения населения топливом, в том числе дровами. Департамент отказался производить компенсации по услугам, которые не предусмотрены местным законодательством, а также производить расчеты с учетом площади бани. В обоснование иска он ссылался на Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации, а также приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 18.04.2017 № 06-43 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях Ульяновской области». Просит учесть, что ИП Князькин А.А. ранее был привлечен к административной ответственности за то, что поставлял дрова по завышенным ценам. Дрова, которые поставлял ИП Князькин А.А. не соответствовали положениям соответствующего ГОСТ по своему размеру и качеству (сырые). Полагает, что отсутствие контракта на поставку дров между ИП Князькиным А.А. и администрацией района, не имеет правового значения. Обращает внимание, что в ходе судебного разбирательства с его стороны была представлена судебная практика по аналогичной категории споров. В возражениях на апелляционную жалобу администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области, администрация муниципального образования «Прибрежненское сельское поселение», Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске» просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом. В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему. Как установлено судом и следует из материалов дела, Ковалев Н.П., *** года рождения, является в*** т***, и*** п*** г***, проживает по адресу: У*** о***, С*** ***, с. П***, у***. С***, д.***. Ковалев Н.П. является получателем мер социальной поддержки: - с 1 июня 2013 года – ежемесячной денежной компенсации расходов на коммунальные услуги и жилое помещение, предоставляемой в соответствии с Законом Ульяновской области от 29 сентября 2015 года № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» (как «Ветеран труда»); - с 2014 года – денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг для доставки этого топлива в соответствии с Законом Ульяновской области от 29 сентября 2015 года № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» и постановления Правительства Ульяновской области от 11 ноября 2009 года № 378-П «Об утверждении порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ульяновской области»; - с 2017 года – ежегодной денежной компенсации ко Дню Победы в соответствии с Законом Ульяновской области от 27 сентября 2016 года № 137-ЗО «Об особенностях правового положения граждан, родившихся в период с 1 января 1927 года по 31 декабря 1945 года»; - денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг по доставке этого топлива, предоставляемой в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 4 октября 2019 года № 485-П «Об утверждении формы и порядка предоставления отдельным категориям граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг». В соответствии с представленными документами Ковалеву Н.П. с 2012 года ежегодно учреждением социальной защиты населения рассчитывалась и выплачивалась денежная компенсация расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг по доставке такого топлива. Так, в 2016 году Ковалевым Н.П. были заявлены к возмещению 6504 руб. за приобретение дров (8 куб.м дров, стоимостью 550 руб. за 1 куб.м, стоимость доставки – 263 руб. за 1 куб.м), сумма выплаченной компенсации – 1618 руб.; в 2017 году – заявлено к возмещению 5700 руб. (за 6 куб.м дров, стоимостью 550 руб. за 1 куб.м, доставка – 350 руб. за 1 куб.м), выплачена компенсация в сумме 1344 руб.; в 2018 году – заявлено к возмещению 4750 руб. (за 5 куб.м дров, стоимостью 600 руб. за 1 куб.м, доставка – 350 руб. за 1 куб.м), выплачена компенсация в сумме 1120 руб. Аналогичные суммы были заявлены и выплачены в эти же периоды супруге истца К***., умершей *** года. Из материалов дела следует, что по приходному кассовому ордеру № *** от 28 июня 2018 года ИП Князькин А.А. получил от Ковалева Н.П. 4750 руб. за дрова топливные и услуги по доставке дров. Как указано в накладной № *** от 28 июня 2018 года, стоимость дров топливных готовых (5 куб.м) составляет 3000 руб. из расчета 600 руб. за 1 куб.м, стоимость доставки указанного объема дров – 1750 руб. (350 руб. за 1 куб.м). Согласно приходному кассовому ордеру № *** от 28 июня 2018 года ИП Князькин А.А. получил от Ковалева Н.П. 2750 руб. за распиловку и погрузку дров топливных. Как указано в накладной № *** от 28 июня 2018 года стоимость услуг по распиловке дров на тюльки составила 2000 руб. (за 5 куб.м дров), погрузки дров в машину – 750 руб. (за 5 куб.м дров). Аналогичные объемы дров и денежные суммы указаны и в счете-фактуре № *** от 28 июня 2018 года. В 2019 году сумма выплаченной в пользу Ковалева Н.П. компенсации составила 2775 руб. (за приобретение 5 куб.м дров, стоимостью 560 руб. за 1 куб.м, стоимость доставки – 550 руб.). Материалами дела подтверждено, что 28 июня 2019 года между ИП Князькиным А.А. и Ковалевым Н.П. был заключен договор купли-продажи, предметом которого являлись дрова топливные (береза), колотые. Согласно п. 1.1. договора наименование, количество и стоимость товара указываются в универсальном передаточном документе. Цена товара устанавливается продавцом и отражена в универсальном передаточном документе (п. 2.1 договора). В случае доставки товара покупателю продавцом стоимость доставки составляет 2750 руб. (п. 2.2 договора). Оплата за товар осуществляется наличным, безналичным путем и иным способом, не противоречащим законодательству Российской Федерации. Пунктом 3.1 договора установлено, что качестве товара должно соответствовать техническим условиям, предъявляемым к поставляемому товару. Согласно п. 5.1 договора любая из сторон договора, не исполнившая обязательства по договору, либо исполнившая их ненадлежащим образом, несет ответственность в соответствии с действующим гражданским законодательством. Согласно приходному кассовому ордеру № ***, выданному ИП Князькиным А.А. истцу, 28 июня 2019 года им получено от истца 4950 руб. за распиловку и колку дров. Как указано в накладной № *** от 28 июня 2019 года, стоимость распиловки дров на тюльки – 2475 руб., услуги по колке дров – 2475 руб., всего стоимость услуг – 4950 руб. Аналогичные услуги и их стоимость указаны в счет-фактуре № *** от 28 июня 2019 года, выданной ИП Князькиным А.А. Ковалеву Н.П. Согласно приходному кассовому ордеру № *** от 28 июня 2019 года, накладной и счету-фактуре с этим же номером и датой, ИП Князькиным А.А. принято от Ковалева Н.П. 5550 руб. за дрова топливные (5 куб.м) и услуги по доставке дров, в том числе 560 руб. за 1 куб.м дров, 2750 руб. – услуги по доставке дров. В ответ на обращение Ковалева Н.П. главой Администрации муниципального образования «Прибрежненское сельское поселение» Старомайнского района Ульяновской области в адрес истца был направлен список организаций и предпринимателей, осуществляющих поставку твердого топлива на территории муниципального образования «Старомайнский район», среди которых указан Князькин А.А. В январе 2019 года Ковалев Н.П. обращался с жалобами в Ульяновское УФАС России и ФАС России по вопросу правомерности выбора органом местного самоуправления индивидуального предпринимателя, осуществлявшего поставку дров по завышенным ценам. В ходе проведения проверки Ульяновским УФАС России установлено, что осуществление поставки твердого бытового топлива на территории муниципального образования «Старомайнский район» осуществляется: ООО «Старомайнское», ООО «Форест», ИП Князькин А.А., ИП Перяева С.Н. На основании объемов реализации твердого топлива физическим лицам названными выше организациями и предпринимателями в муниципальном образовании «Старомайнский район» ИП Князькин А.А. не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение. Однако в ходе рассмотрения заявления Ковалева Н.П. Ульяновским УФАС России установлен факт превышения ИП Князькиным А.А. регулируемого тарифа на розничную реализацию твердого топлива на 6%. Данная информация была направлена в Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области для рассмотрения по существу. Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в отношении ИП Князькина А.А. 29 января 2019 года был составлен протокол об административном правонарушении по факту применения завышенных розничных (индикативных) цен на твердое топливо в июне 2018 года в отношении Ковалева Н.П.; в отношении ИП Князькина А.А. было вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб. Полагая, что имеет право на возмещение убытков в виде понесенных расходов на оплату услуг по распиловке, колке и укладке дров, а также на обеспечение дровами с учетом площади бани, Ковалев Н.П. обратился в суд с настоящим иском. Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил фактические обстоятельства дела, характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска. Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает. Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Статья 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Порядок предоставления отдельным категориям граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или)коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Ульяновской области от 4 октября 2019 года № 485-П (далее – Порядок № 485-П). Как указано в п. 1.1 Порядка № 485-П, данный Порядок определяет правила предоставления отдельным категориям граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Компенсация расходов по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг предоставляется в том числе в виде денежной компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива (п. 1.2). Решение о назначении (об отказе в назначении) денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива, о приостановлении (возобновлении) выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг принимает территориальный орган исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения (п. 1.4). Денежная компенсация расходов на оплату стоимости топлива назначается один раз в год (п. 1.6). Заявление о назначении денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива, составленное по установленной уполномоченным органом форме, прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 2.1 раздела 2, пунктом 4.2 раздела 4 данного Порядка, представляются гражданином (его представителем), имеющим в соответствии с законодательными актами право на получение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и (или) денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива, в территориальный орган (п. 1.7). Согласно п. 1.14 Порядка № 485-П основаниями для принятия решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и (или) денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива являются: 1) получение заявителем на дату обращения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг по иным основаниям и отсутствие заявления заявителя об отказе от получения аналогичных мер социальной поддержки по иному основанию (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации); 2) отсутствие на дату обращения права заявителя на назначение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и (или) денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива; 3) отсутствие на дату приобретения топлива права заявителя на назначение денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива; 4) приобретение топлива в организации и (или) у индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, не являющихся поставщиками топлива; 5) наличие на дату обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг у заявителя задолженности и отсутствие соглашения по ее погашению; 6) представление заявителем документов, предусмотренных данным Порядком, или их копий не в полном объеме и (или) с нарушением предъявляемых к ним требований, а равно представление документов или их копий, содержащих неполные и (или) недостоверные сведения. Раздел 4 Порядка № 485-П определяет порядок предоставления денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива. Так, в соответствии с п. 4.1 получателям, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате топлива и приобретшим его за собственные средства в организации и (или) у индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, осуществляющих поставку топлива, назначение денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива осуществляется в установленных размерах исходя из стоимости топлива, рассчитанной с учетом установленной розничной цены на топливо, реализуемое населению, и стоимости транспортных расходов для доставки этого топлива, при обращении получателя в территориальный орган. Согласно п. 4.2 для принятия решения о предоставлении денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива заявитель представляет в территориальный орган следующие документы: 1) документ, удостоверяющий в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя и членов его семьи, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате топлива; 2) документ, подтверждающий право заявителя на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (удостоверение, свидетельство, справку, в том числе справку, содержащую сведения об инвалидности, в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 4.3 данного раздела); 3) документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения за назначением денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива в интересах заявителя его представителя). Учреждение для назначения денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива посредством направления межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемой к ней региональной системы межведомственного электронного взаимодействия Ульяновской области, с соблюдением требований о защите персональных данных запрашивает и получает в соответствующем органе местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области сведения о наличии в жилом помещении, в котором проживает заявитель, печного отопления, а также сведения об инвалидности, содержащиеся в федеральном реестре инвалидов (п. 4.3). При расчете суммы денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива учитываются расходы на приобретение топлива и оплату транспортных услуг для его доставки, понесенные получателем за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением (но не ранее приобретения получателем права на получение мер социальной поддержки по оплате топлива) (п.4.4). Расчет размера денежной компенсации расходов на оплату стоимости топлива производится учреждением. При наличии у получателя права на денежную компенсацию расходов на приобретение топлива по нескольким основаниям расчет ее размера производится в соответствии с личным заявлением получателя по одному основанию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 4.5). Аналогичные положения предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на приобретение топлива содержались в ранее действовавшем, в том числе в период спорных правоотношений, Порядке предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включенных в Федеральный регистр, в Ульяновской области, утвержденном постановлением Правительства Ульяновской области от 9 декабря 2009 года № 405-П. Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 7 августа 2007 года № 154 «О ценах на твердое топливо» (в редакции приказа Минконкуренции Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 06-205) утверждена Временная методика по расчету цен (тарифов) на твердое топливо, реализуемое населению, согласно приложению 1, которая действует до принятия на федеральном уровне нормативного акта по методике установления розничных цен на твердое топливо (уголь, дрова), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье. Как указано в п. 2 приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 7 августа 2007 года № 154, до утверждения розничных цен на твердое топливо, реализуемое населению, на основании Временной методики по расчету цен (тарифов) на твердое топливо, реализуемое населению, постановлено утвердить цены (индикативные) на твердое топливо, реализуемое населению Ульяновской области, согласно приложению 2. Цена (индикативная) - средневзвешенная стоимость единицы твердого топлива, сложившаяся в регионе. Цены (индикативные) на твердое топливо, утвержденные данным приказом, являются предельными максимальными розничными ценами на твердое топливо, реализуемое населению области. Согласно п. 3 Приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 7 августа 2007 года № 154 действие данного приказа распространяется на организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию твердого топлива населению Ульяновской области. Если цены (индикативные) на твердое топливо, утвержденные названным приказом, не обеспечивают возмещение экономически обоснованных затрат, то хозяйствующие субъекты вправе обратиться в Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области Ульяновской области для установления индивидуальных розничных цен на твердое топливо, предоставив расчетные материалы в соответствии с Временной методикой по расчету цен (тарифов) на твердое топливо, реализуемое населению (п. 4 приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 7 августа 2007 года № 154). До установления индивидуальных розничных цен на твердое топливо, реализация твердого топлива населению Ульяновской области хозяйствующими субъектами по ценам, превышающим цены (индикативные) на твердое топливо, утвержденным данным приказом, не допускается (п. 5 приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 7 августа 2007 года № 154). Раздел 3 Временной методики по расчету цент (тарифов) на твердое топливо, реализуемое населению, определяет порядок расчета цен (тарифов) на твердое топливо, реализуемое населению. Так, в соответствии с п. 3.2 Временной методики при расчете цен (тарифов) на твердое топливо учитываются расходы, связанные с выполнением следующих функций: в отношении дров: валка леса; обрубка, сбор и сжигание сучьев; трелевка; раскряжевка хлыстов; зачистка после раскряжевки; сортировка, штабелевка; доставка на склад хозяйствующего субъекта; разгрузка на складе хозяйствующего субъекта; погрузка на транспорт потребителя. Согласно п. 3.3 Временной методики при расчете цен (тарифов) учитываются следующие прямые затраты: стоимость сырья (древесина, уголь); оплата труда; отчисления во внебюджетные фонды; содержание и эксплуатация оборудования, в том числе ГСМ, текущий ремонт; спецодежда, инвентарь. Согласно п. 4.1. Временной методики она распространяется на объемы твердого топлива, поставляемого населению на нужды отопления, и разовую поставку дров объемом не менее 1,0 куб. м или угля не менее 0,5 тн. В случае, если твердое топливо реализуется в розницу меньшими объемами, то применяются договорные цены (п. 4.2 Временной методики). Приложение № 2 к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 7 августа 2007 года № 154 определяет розничные (индикативные) цены на твердое топливо (дрова, уголь), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье на территории Ульяновской области. Так, в отношении дров одно-, двухметровой меры лиственных и хвойных пород такая цена определена в размере 565 руб. за плотный куб.м. Как указано в п. 1 Приложения № 2, розничные (индикативные) цены являются предельными (максимальными) и могут быть снижены поставщиками самостоятельно в зависимости от складывающейся ситуации. Услуги по транспортировке твердого топлива от склада поставщика до потребителя оплачиваются дополнительно по соглашению сторон (п. 3 Приложения № 2). Материалами дела подтверждено, что размер денежной компенсации, связанной с оплатой стоимости топлива, которая выплачивалась Ковалеву Н.П., определялся уполномоченным органом, в пределах приведенных норматива и цен, установленных для продажи населению. При наличии действующих, утвержденных и неоспоренных тарифов (цены) на твердое топливо в виде дров одно-, двухметровой длины, реализуемых гражданам, наличие Государственного стандарта Союза ССР (ГОСТ 3243-88) от 21 декабря 1988 года «Дрова. Технические условия», на которые содержится ссылка в апелляционной жалобе, не может служить основанием для иного расчета денежной компенсации за топливо, а равно для взыскания убытков в связи с распиловкой, колкой и укладкой дров. Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно не усмотрел предусмотренных законом оснований для возложения на ответчиков обязанности по возмещению истцу убытков исходя из иного расчета, в том числе с учетом площади бани, поскольку действующим законодательством предусмотрена компенсация расходов за приобретение твердого топлива именно на отопление жилого помещения. Постановлением Администрации муниципального образования «Старомайнский район» от 29 декабря 2012 года № 744 определены нормативы потребления твердого топлива на территории муниципального образования «Старомайнский район», согласно которым количество топлива, в данном случае дров (в среднем для всех пород) в плотной массе на отопление 1 кв.м. в отопительный период составляет 0,2767. Ссылка в жалобе на приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 18 апреля 2017 года № *** «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ульяновской области» не может быть принята во внимание, так как утвержденные данным приказом нормативы касаются многоквартирных жилых домов. То обстоятельство, что ИП Князькин А.А. был привлечен к административной ответственности за превышение нормативной цены на дрова в 2018 году (на 35 руб. за 1 куб.м), на что обращено внимание в апелляционной жалобе, также не влечет отмену судебного решения и взыскания с данного ответчика в пользу истца убытков. Из материалов дела, расписки истца от 15 мая 2019 года следует, что Ковалев Н.П. получил от ответчика 1200 руб. за дрова 2018 года, указав, что материальных и моральных претензий не имеет. В 2019 году цены на дрова у ИП Князькина А.А. не превышали нормативные (560 руб. при нормативе 565 руб.). Материалами дела подтверждено, что ИП Князькин А.А. ликвидирован 13 декабря 2019 года. При изложенных выше обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований Ковалева Н.П. в какой-либо части. Доводы апелляционной жалобы о наличии иной судебной практики также не влекут отмену состоявшегося судебного решения, ввиду отсутствия преюдициального значения для рассмотренного спора. Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно. В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 июля 2020 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 20 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковалева Николая Петровича – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска. Председательствующий Судьи |