НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ульяновского областного суда (Ульяновская область) от 16.03.2021 № 2-2-210/20

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Мельникова О.В.                                                                         Дело № 33-661/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Ульяновск                                                                                     16 марта 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-210/2020 по апелляционной жалобе Карповой Жанны Викторовны на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 6 ноября 2020 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Карповой Жанны Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести  перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом соответствующих периодов работы истца, отказать.

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Карпова Ж.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе, пенсионный  орган) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести  перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом периодов работы и заработка в Республике Таджикистан. В обоснование иска указала, что с 28 ноября 2016 года является получателем страховой пенсии по старости. При назначении пенсии в страховой стаж не был включен период ее работы на территории Республики Таджикистан в *** «А***», подтверждённый записью в ее трудовой книжке. 27 февраля 2020 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчёте размера пенсии на основании справок о заработной плате № ***, № *** от 23 января 2020 года за период с 1984 по 1991 год, выданных о*** а*** о*** «Т*** а*** к***» Р*** Т***. Решением ответчика от 4 июня 2020 года в перерасчёте размера пенсии ей отказано по причине не подтверждения компетентными органами иностранного государства сведений о заработной плате, содержащихся в  справках. С решением ответчика она не согласна. Просила признать незаконным решение пенсионного органа от 4 июня 2020 года об отказе в перерасчете размера пенсии; обязать ответчика  произвести перерасчет размера пенсии с учётом стажа работы за период с 1984 года по 1991 год на территории Республики Таджикистан в *** «А*** с даты назначения пенсии – 28 ноября 2016 года; обязать  произвести перерасчет размера пенсии  из заработка за 60 месяцев на основании справки № *** от 23 января 2020 года, выданной о*** а*** о*** «Т*** а*** к***» Р*** Т*** – с 27 февраля 2020 года.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Карпова Ж.В. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что в силу действующего законодательства основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При обращении за назначением пенсии 28 ноября 2016 года она представляла ответчику трудовую книжку, в которой указаны спорные периоды работы на территории Республики Таджикистан. Полагает, что у ответчика не было оснований ставить под сомнение записи в трудовой книжке, и соответственно, оснований для запроса дополнительных сведений о периодах ее работы. Считает, что у ответчика, а равно у суда не было повода не доверять содержанию справок от 23 января 2020 года, выданных о*** а*** о*** «Т*** а*** к***» Р*** Т*** Просит учесть, что в решении суда отсутствуют выводы относительно ее доводов о перерасчете размера ее пенсии с учетом заработка на территории Республики Таджикистан в период с 3 июля 1984 года по 22 апреля 1991 года, который в настоящее время ответчиком включен в стаж.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Карпова Ж.В., *** *** года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с *** ноября 2016 года.

При назначении пенсии в расчет страхового стажа Карповой Ж.В. не был включен период ее работы с 3 июля 1984 года по 22 апреля 1991 года на Т*** а*** з***, куда она была принята в *** слесарем третьего разряда 3 июля 1984 года на основании приказа № *** от 3 июля 1984 года, уволена по собственному желанию 22 апреля 1991 года в связи с выездом к новому месту жительства на основании ст. 35 КЗоТ Таджикской ССР приказом № *** от 19 марта 1991 года.

При обращении за назначением пенсии в заявлениях от 3 ноября 2016 года Карпова Ж.В. просила произвести оценку пенсионных прав по более выгодному варианту с учетом замены стажа работы периодом ухода за детьми; назначить пенсию по имеющимся документам, указав, что ознакомлена с тем, что при представлении документов будет сделан перерасчет с 1 числа месяца, следующим за месяцем представления документов.

27 февраля 2020 года Карпова Ж.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с учетом заработка, указанного в справках № ***, *** от 23 января 2020 года за период работы слесарем *** «А***» с 1984 по 1991 год.

Решением ответчика от 4 марта 2020 года постановлено провести проверку обоснованности выдачи Карповой Ж.В. справок о заработной плате путем направления запроса в *** и *** т*** Т*** *** «А***».

4 марта 2020 года пенсионным органом были направлены запросы в ГУП «Т*** а*** к***» для подтверждения факта выдачи и достоверности указанных в справках сумм заработной платы истца за период работы с 3 июля 1984 года по 22 апреля 1991 года в *** и *** т*** Т*** *** «А***».

Решением пенсионного органа от 4 марта 2020 года в связи с проведением проверки обоснованности выдачи справок о заработной плате, срок рассмотрения заявления Карповой Ж.В. был приостановлен до завершения проверки.

Решением ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области от 4 июня 2020 года в связи с непредставлением компетентными органами Республики Таджикистан документов о стаже и заработной плате Карповой Ж.В. и истечением трех месяцев со дня приостановления истцу отказано в перерасчете размера страховой пенсии.

17 августа 2020 года в ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе из Республики Таджикистан поступили документы, подтверждающие страховой стаж Карповой Ж.В. с 3 июля 1984 года по 22 апреля 1991 года.

27 августа 2020 года Карпова Ж.В. вновь обратилась в ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом стажа работы в Республике Таджикистан с 3 июля 1984 года по 22 апреля 1991 года.

С 1 сентября 2020 года Карповой Ж.В. произведен перерасчет размера пенсии с добавлением подтвержденного стажа в Республике Таджикистан с 3 июля 1984 года по 22 апреля 1991 года, но без учета сведений о заработной плате, содержащихся в справках № ***, *** от 23 января 2020 года.

Полагая, что имеет право на перерасчет размера пенсии с учетом стажа в Республике Таджикистан с момента назначения пенсии, а с учетом заработной платы за тот же период работы в Республике Таджикистан – с момента обращения с соответствующим заявлением (27 февраля 2020 года), Карпова Ж.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет размера страховой пенсии Карповой Ж.В. с учетом периода ее работы с 3 июля 1984 года по 22 апреля 1991 года произведен ответчиком с 1 сентября 2020 года на основании заявления истца от 27 августа 2020 года после подтверждения данного стажа компетентным органом Республики Таджикистан. 

Выводы суда в данной части основаны на нормах закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований считать решение суда в данной части неправильным у судебной коллегии не имеется.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на дату назначения истцу страховой пенсии по старости) было установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992  года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее – Рекомендации).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года №203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.

Пунктом 11 названных Правил от 2 октября 2014 года № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Статьей 23 Федерального закона № 400-ФЗ определены сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Так, в силу п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 данной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона (часть 2 ст. 23).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 3 ст. 23).

Заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (часть 6 ст. 23).

В случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (часть 7 ст. 23).

В случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы (часть 8 ст. 23).

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 34 Правил № 884н предусмотрено, что в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, непредставления по запросу территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе приостановить срок рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Приостановление срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

По завершении проверки, поступлении всех документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациях, истечении трех месяцев со дня приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую течение срока рассмотрения соответствующего заявления восстанавливается.

Восстановление срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает заявителя о приостановлении и восстановлении срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую путем направления соответствующего решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления.

Разделом V Правил № 884н определен порядок перерасчета и корректировки размера пенсии.

Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 48).

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя.

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 49).

Днем приема заявления о перерасчете размера пенсии является день обращения за пенсией, указанный в пунктах 25 - 28 данных Правил.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает заявление о перерасчете размера пенсии с представленными документами, необходимыми для такого перерасчета, направляет уведомление о приеме заявления о перерасчете размера пенсии и документов, представленных для перерасчета размера пенсии, приостанавливает срок рассмотрения заявления в порядке, предусмотренном пунктами 29, 30, 34 названных Правил для приема заявления о назначении пенсии с представленными для ее назначения документами, направления уведомления о приеме заявления о назначении пенсии, приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии (пункт 50).

Пунктом 52 Правил № 884н предусмотрено, что заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми для перерасчета размера пенсии документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые заявитель представил по собственной инициативе.

В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявитель представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривает заявление о перерасчете размера пенсии с учетом документов, представленных заявителем по собственной инициативе, в срок, указанный в абзаце первом данного пункта.

Перерасчет размера пенсии оформляется распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, которое приобщается к выплатному делу получателя пенсии (пункт 59).

Отказ в удовлетворении заявления пенсионера о перерасчете размера пенсии оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 60).

Разделом VI Правил № 884н определены правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (пункт 63).

Основанием для проведения проверки документов (сведений), необходимых для установления пенсии, является решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о проведении проверки (пункт 64).

Проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65).

Из приведенных положений закона следует, что назначение, а равно перерасчет размера пенсии осуществляется на заявительной основе.

Исходя из нормативных положений назначение, выплата и перерасчет страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении и перерасчете страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении, перерасчете страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении, перерасчете на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Материалами дела подтверждено, что при обращении за назначением пенсии Карпова Ж.В. просила назначить пенсию по старости по имеющимся документам. Ей было разъяснено, что при предоставлении документов ей будет сделан перерасчет размера пенсии с первого числа следующего месяца.

При обращении к ответчику 27 февраля 2020 года с заявлением о перерасчете пенсии Карпова Ж.В. просила произвести перерасчет размера пенсии на основании сведений о заработной плате, содержащихся в справках № *** и № *** от 23 января 2020 года, выданных *** «Т*** а*** к***».

Рассмотрение заявления истца о перерасчете пенсии было приостановлено на срок три месяца, по истечении которых в пенсионный орган из *** «Т*** а*** к***» поступили сведения о работе Карповой Ж.В. в *** «А***» *** слесарем третьего разряда с 3 июля 1984 года по 22 апреля 1991 года, которые послужили основанием для перерасчета пенсии истца на основании ее заявления от 27 августа 2020 года.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, основания для перерасчета размера пенсии с учетом стажа работы Карповой Ж.В. в Республике Таджикистан с момента назначения пенсии отсутствуют.

Согласно записям в трудовой книжке Карповой Ж.В., 3 июля 1984 года она была принята в *** слесарем третьего разряда в *** и *** т*** «Т***» на основании приказа № *** от 3 июля 1984 года; уволена с указанной должности 22 апреля 1991 года на основании приказа № *** от 19 марта 1991 года по собственному желанию в связи с выездом по новому месту жительства.

Пунктом 2.3 действовавшей в тот период времени Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162, на который содержится ссылка в дополнительных возражениях ответчика, представленных в суд апелляционной инстанции, было предусмотрено, что все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Поскольку при обращении за назначением пенсии пенсионный орган запрашивал сведения о работе истца, а Карпова Ж.В. просила назначить пенсию по имеющимся документам, оснований для перерасчета размера пенсии с учетом стажа работы в Республике Таджикистан с момента назначения пенсии не имеется.

При обращении за перерасчетом пенсии 27 февраля 2020 года истец просила произвести такой перерасчет с учетом сумм заработной платы, указанной в справках *** «Т*** а*** к***», тогда как еще сам период работы истца в данном обществе не был засчитан в страховой стаж.

Учитывая, что 27 августа 2020 года истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом включения в стаж периода работы в Республике Таджикистан с 3 июля 1984 года по 22 апреля 1991 года, такой перерасчет обоснованно был произведен пенсионным органом с 1 сентября 2020 года, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии.

Вместе с тем, в части отказа в удовлетворении исковых требований о перерасчете размера пенсии Карповой Ж.В. с учетом заработной платы за тот же период работы в Республике Таджикистан решение суда не содержит каких-либо выводов, что противоречит ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу частей 1, 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.

По запросу суда апелляционной инстанции *** «Т*** а*** к***» представлены сведения о заработной плате Карповой Ж.В. за период работы на Т*** а*** з*** в должности слесаря третьего разряда с 3 июля 1984 года по 22 апреля 1991 года, которые идентичны сведениям, содержащимся в справках № *** и № ***, выданных *** «Т*** а*** к***» 23 января 2020 года, с которыми истец обращалась в пенсионный орган и просила произвести перерасчет размера пенсии.

Принимая во внимание, что ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области включил в страховой стаж Карповой Ж.В. период ее работы с 3 июля 1984 года по 22 апреля 1991 года в Республике Таджикистан и произвел перерасчет размера пенсии с 1 сентября 2020 года с добавлением стажа, с этой же даты у истца возникло право на перерасчет размера пенсии с учетом сведений о заработной плате на основании справок, с которыми она обращалась 27 февраля 2020 года, и содержание которых подтверждено в ходе настоящего судебного разбирательства.

Из отзыва и документов, представленных ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе в суд апелляционной инстанции, усматривается, что 19 февраля 2021 года в пенсионный орган поступили справки о трудовом стаже за период работы Карповой Ж.В. на Т*** а*** з*** и справки о заработной плате за период ее работы с июля 1984 года по март 1991 года, в связи с чем ответчиком был произведен перерасчет размера пенсии Карповой Ж.В. с 1 марта 2021 года на основании заявления истца от 24 февраля 2021 года.

Вместе с тем, заявление Карповой Ж.В. от 24 февраля 2021 года о перерасчете размера пенсии, копия которого представлена ответчиком в суд апелляционной инстанции в качестве обоснования производства перерасчета пенсии с 1 марта 2021 года, Карповой Ж.В. не подписано, в связи с чем не может быть принято во внимание судом апелляционной инстанции.

С учетом изложенного выше решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Карповой Ж.В. о перерасчете размера пенсии с учетом сведений о заработной плате в Республике Таджикистан, в указанной части по делу в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в пределах заявленных исковых требований) надлежит принять новое решение, которым обязать ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) произвести перерасчета размера страховой пенсии по старости Карповой Ж.В. с 1 сентября 2020 года с учетом сведений о заработной плате, содержащихся в справке № *** от 23 января 2020 года, выданной о*** а*** о*** «Т*** а*** к***».

В остальной части решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328  Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 6 ноября 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Карповой Жанны Викторовны о перерасчете размера пенсии с учетом сведений о заработной плате в Республике Таджикистан.

Принять в указанной части новое решение.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) произвести перерасчета размера страховой пенсии по старости Карповой Жанны Викторовны с 1 сентября 2020 года с учетом сведений о заработной плате, содержащихся в справке № *** от 23 января 2020 года, выданной о*** а*** о*** «Т*** а*** компания».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную ж*** Карповой Жанны Викторовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Карсунский районный суд Ульяновской области.

Председательствующий

Судьи