У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д 73RS0004-01-2021-007318-50 Судья Кузнецова Э.Р. Дело № 33а-4727/2021 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Ульяновск 14 декабря 2021 года Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Пулькиной Н.А., судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В. при секретаре Каминской Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Калашникова Дмитрия Вячеславовича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 27 июля 2021 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 6 августа 2021 года по делу №2а-2425/2021, по которому постановлено: административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска к Калашникову Дмитрию Вячеславовичу о взыскании задолженности по страховым взносам, пени удовлетворить. Взыскать с Калашникова Дмитрия Вячеславовича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год - 32 448 руб., пени за несвоевременную уплату за период с 01.01.2021 по 25.01.2021 в размере 114 руб. 92 коп., всего – 32 562 руб. 92 коп. Взыскать с Калашникова Дмитрия Вячеславовича в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 1177 руб. Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Калашникова Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила: Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска (далее - ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска) обратилась в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Калашникову Д.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени. В обоснование административного иска указано, что Калашников Д.В. осуществляет адвокатскую деятельность с 12.11.2018, в связи с чем обязан в установленные сроки уплачивать страховые взносы. Вместе с тем страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в фиксированном размере 32 448 руб. административным ответчиком не уплачены. Налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Калашникова Д.В. было направлено требование №1891 от 26.01.2021, которое на момент обращения в суд не исполнено. Судебный приказ мирового судьи судебного участка №1 Заволжского судебного района г.Ульяновска от 09.04.2021 о взыскании с Калашникова Д.В. спорной недоимки отменен определением от 18.05.2021 на основании заявления административного ответчика. ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска просила взыскать с Калашникова Д.В. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год - 32 448 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 01.01.2021 по 25.05.2021 в размере 114 руб. 92 коп., всего – 32 562 руб. 92 коп. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ – УПФ РФ по Заволжскому району города Ульяновска Ульяновской области. Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Калашников Д.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное. Указывает, что он является пенсионером органов прокуратуры и получателем пенсии по выслуге лет. Федеральным законом от 30.12.2020 №502 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» из перечня страхователей по обязательному пенсионному страхованию исключены адвокаты, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет и по инвалидности. Таким образом, он не относится к плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В письме от 02.03.2021, адресованном ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска, он указал о прекращении начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Полагает, что действия налогового органа по взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нарушают его права, влекут причинение ему значительного материального ущерба, так как, уплатив страховые взносы, административный ответчик не будет получать никакого дополнительного обеспечения при наступлении страхового случая. Также отмечает, что требование налогового органа не содержит расчета пеней и нормативного обоснования взыскания спорных страховых взносов. В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного истца и заинтересованного лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия согласно положениям ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда. В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги, сборы, страховые взносы (ст.19 НК РФ). В соответствии с подп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Согласно п.1 ст.430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., страховые взносы подлежат уплате в фиксированном размере, за расчетный период 2020 года размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 32 448 руб. В силу п.1 ст.431 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Как установлено судом, в ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска с 2018 года стоит на учете Калашников Д.В., *** года рождения, осуществляющий деятельность в качестве адвоката, являющийся плательщиком страховых взносов. В связи с осуществлением административным ответчиком деятельности в качестве адвоката ему налоговым органом начислены за 2020 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32 448 руб. Из-за неуплаты в установленный законом срок страховых взносов налоговым органом административному ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год за период с 01.01.2021 по 25.01.2021 в сумме 114 руб. 92 коп. В требовании налогового органа от 26.01.2021 №1891 Калашникову Д.В. выставлена к оплате, в том числе, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 руб. и пени на данную недоимку за период с 01.01.2021 по 25.01.2021 в сумме 114 руб. 92 коп. Налоговый орган обратился за взысканием спорной недоимки в порядке, установленном ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации. Сроки обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Калашникова Д.В. недоимки по страховым взносам и пени, а также в районный суд после отмены судебного приказа административным истцом соблюдены. Принимая решение об удовлетворении требований административного истца о взыскании с Калашникова Д.В. недоимки по страховым взносам за 2020 год и пени, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у административного ответчика, занимающегося адвокатской деятельностью, обязанности по уплате страховых взносов в соответствии с п.1 ст.430 и подп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации. Положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов адвокатов, являющихся пенсионерами органов прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, установленным Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Довод административного ответчика в апелляционной жалобе о том, что он, являясь получателем пенсии за выслугу лет, не должен уплачивать требуемые страховые взносы, основан на ошибочном толковании закона и не может служить основанием для отмены принятого по делу решения. В случае, если адвокат является получателем пенсии на основании указанного закона, он имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных названным законом, и страховой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при наличии условий для назначения ему страховой пенсии по старости. Согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации. Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, одновременно выступают в качестве застрахованного лица и страхователя, причем статусом страхователя они обладают не только в отношении физических лиц, которым они производят выплаты по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, но и в отношении себя. Таким образом, правовое положение лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе адвокатов, в сфере обязательного пенсионного страхования характеризуется сочетанием прав и обязанностей застрахованного лица и страхователя. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, отнесение самостоятельно обеспечивающих себя работой к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате за себя страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, оно направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, тем более что самозанятые лица подвержены такому же социальному риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, а уплата ими страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на трудовую пенсию (определения от 12.04.2005 №164-О и №165-О, от 29.09.2011 №1179-О-О, от 25.01.2012 №226-О-О и др.). Федеральным законом от 22.07.2008 №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» лицам, проходившим военную службу по контракту, и приравненным к ним в области пенсионного обеспечения лицам при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, закрепленных статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было предоставлено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Тем самым в системе обязательного пенсионного страхования застрахованным лицам, приобретшим названный статус после назначения им пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, была предоставлена возможность реализации пенсионных прав, формирование которых обеспечивалось уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В отношении самозанятых граждан из числа военных пенсионеров была осуществлена необходимая корреляция их статуса в качестве страхователей - плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц - получателей трудовых пенсий в размере, соотносимом с уплаченными ими в Пенсионный фонд Российской Федерации и отраженными на их индивидуальных лицевых счетах страховыми взносами. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2020 №5-П «По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», подпункта 2 пункта 1 статьи 6 пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой» правовое регулирование, установленное с учетом правовых позиций, выраженных в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 №223-О и от 11.05.2006 №187-О, не может рассматриваться как ущемляющее право указанных лиц на социальное обеспечение и приводящее в нарушение предписаний ст.55 Конституции Российской Федерации к их необоснованному финансовому обременению и неправомерному лишению части законно заработанного (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 №622-О-О, от 18.10.2012 №1948-О, от 24.06.2014 №1471-О, от 20.11.2014 №2712-О, от 28.03.2017 №519-О и др.). Поскольку правовой механизм участия самозанятых граждан из числа военных пенсионеров в системе обязательного пенсионного страхования был сохранен в действующем законодательстве, подп.2 п.1 ст.6, п.2.2 ст.22 и п.1 ст.28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации, ч.4 ст.7 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, ч.ч. 2 и 3 ст.8, ч.18 ст.15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абз.3 п.1 ст.7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не противоречат Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения. Конституционным Судом Российской Федерации на федерального законодателя была возложена обязанность незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания подп.2 п.1 ст.6, п.2.2 ст.22 и п.1 ст.28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации, ч.4 ст.7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», ч.ч. 2 и 3 ст.8, ч.18 ст.15 Федерального закона «О страховых пенсиях» применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении. Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2020 №5-П Федеральным законом от 30.12.2020 №502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в статью 6 Федерального закона №167-ФЗ внесены изменения, исключившие из числа страхователей адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения. При этом Федеральный закон от 30.12.2020 №502-ФЗ вступил в силу 10.01.2021 и не содержит положений, предусматривающих обратную силу. Согласно позиции Минфина России, выраженной в письме №03-15-05/20613 от 23.03.2021, учитывая, что адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, они не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Федерального закона №502-ФЗ - с 10.01.2021 и, соответственно, обязаны уплатить за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2020 года в фиксированном размере 32 448 рублей плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период 2020 года. В силу изложенного суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для отказа административному истцу во взыскании с Калашникова Д.В. недоимки по страховым взносам за 2020 год. Пени, начисленные налоговым органом на недоимку по страховым взносам, также обоснованно взысканы судом с административного ответчика. Размер данной недоимки судом проверен и признан верным, доказательств погашения спорной задолженности административным ответчиком не представлено. Довод в апелляционной жалобе о том, что налоговым органом в требовании от 26.01.2021 указана сумма пеней, но не приведен расчет данной суммы не освобождает административного ответчика от обязанности по погашению задолженности, в том числе по пени на недоимку по страховым взносам на дату выставления требования. Согласно п.4 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно в процентах от неуплаченной суммы налога. Таким образом, период для начисления пени с 01.01.2021 по 25.01.2021 и размер пени рассчитаны административным истцом в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации и являются верными. Принятое по делу решение является законным и обоснованным, судом надлежаще установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда в силу ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется. Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 27 июля 2021 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 6 августа 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Калашникова Дмитрия Вячеславовича – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.12.2021. |