НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ульяновского областного суда (Ульяновская область) от 11.04.2017 № 33А-1019/2017

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

Судья Петрова И.И.                                                               Дело № 33а-1019/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город  Ульяновск                                                                        11 апреля 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго», Главного государственного инспектор труда Государственного инспекции труда в Ульяновской области Корнилина К*** Е*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от       11 ноября 2016 года, по которому постановлено:

Административный иск Открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» удовлетворить частично.

Признать предписание Государственной инспекции труда в Ульяновской области №*** от 27.09.2016, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго», в части проведения обучения по охране 49 руководителей ОАО «Ульяновскэнерго» по программе не менее 40 часов в специализированном учебном заведении, имеющим лицензию на право проведения такого обучения  (пункт 2 предписания) – незаконным.

В остальной части административного иска – отказать.

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя        ОАО «Ульяновскэнерго» Петрусёвой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ОАО «Ульяновскэнерго» обратилось в суд с исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании незаконным и отмене пунктов 2 и 3 предписания №*** от 27.09.2016.

В обоснование иска  указало, что в пункте 2 предписания ОАО «Ульяновскэнерго»  указано на необходимость проведения обучения по охране труда 49 (хотя в акте указано 48 должностей)  руководителей по программе не менее 40 часов в специализированном учебном заведении,  имеющем лицензию на право такого обучения. Вместе с тем данный вывод является неверным. 20 должностных лиц ОАО прошли обучение в НОУ ДО «Ц*** обучения специалистов по охране труда!%», что подтверждается соответствующими актами.

В п. 3 предписания указано на необходимость обеспечения работников ОАО «Ульяновскэнерго» средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты с соблюдением сроков носки. Вывод об отсутствии у работников средств индивидуальной защиты сделан на основании того, что, по мнению инспекции, в действующем трудовом законодательстве отсутствуют положения, позволяющие продлять сроки носки спецодежды. Вместе с тем такая возможность предусмотрена п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н. Приказом ОАО «Ульяновскэнерго» от 20.06.2016 № 85 создана комиссия по продлению срока носки средств индивидуальной защиты. Указанной комиссией были приняты решения о продлении срока носки средств индивидуальной защиты, что зафиксировано соответствующими актами.

В ходе проверки должностному лицу инспекции были представлены акты о продлении срока носки средств индивидуальной защиты, составленные комиссионно, из которых видно, что срок носки средств индивидуальной защиты,  не имеющих каких - либо видимых недостатков, т.е. находящихся в хорошем состоянии, продляется. Однако ответчик не согласился с возможностью какого - либо продления сроков носки средств индивидуальной защиты, даже находящихся в хорошем и пригодном для дальнейшей эксплуатации состоянии. Госинспектор труда пришел к выводу о не обеспечении работников ОАО «Ульяновскэнерго» средствами индивидуальной защиты.

В связи с этим ОАО «Ульяновскэнерго» просило признать незаконным и отменить пункты 2 и 3 предписания №*** от 27.09.2016 Государственной инспекции труда в Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОАО «Ульяновскэнерго» не соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о признания незаконным п. 3 предписания государственного инспектора труда в Ульяновской области. Указывает на то, что решениями созданной в              ОАО «Ульяновскэнерго» комиссии были продлены сроки носки средств индивидуальной защиты, что подтверждается представленными суду документами. Такая возможность предусмотрена п. 22 Межотраслевых Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

На момент проверки Инспекцией не было выявлено отсутствие у работников средств индивидуальной защиты или непригодность их к использованию. Госинспектор не согласился лишь с возможностью продления сроков носки средств индивидуальной защиты. Вместе с тем в соответствии со ст. 62 КАС РФ обоснованность своего решения должен доказать государственный орган, наделенный властными полномочиями.                     ОАО «Ульяновскэнерго» доказало наличие у своих работников средств индивидуальной защиты и пригодность их к эксплуатации. Со стороны Инспекции таких доказательств представлено не было. Инспекция по труду не доказала непригодность средств индивидуальной защиты к эксплуатации. Вместе с тем данное обстоятельство является юридически значимым для рассмотрения дела.

В апелляционной жалобе (основной и дополнительной) главный государственный инспектор труда Корнилин К.Е.  не соглашается с решением суда в части признания незаконным п.2 предписания Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 27.09.2016 № ***. В обоснование жалобы указывает на неверное избрание судом порядка рассмотрения дела. Полагает, что заявленные ОАО «Ульяновскэнерго» требования должны рассматриваться в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

Соглашается с тем, что 19, а не 20 работников  предприятия (за исключением н*** Павловского участка М*** А.В.) прошли надлежащее обучение по технике безопасности труда, поскольку имеются протоколы проверки их знаний в НОУ ДО «Ц*** ***» от 25.10.2013 и от 18.03.2016.

Также указывает на то, что должность руководителя группы нормативно-технического обеспечения на момент проведения проверки была вакантна, а должность  руководителя группы технического сопровождения в ОАО «Ульяновскэнерго» отсутствует. Следовательно, указание в предписании на необходимость прохождения работниками указанных должностей обучения по техники безопасности труда является ошибочным.

Вместе с тем остальные 26 руководителей ОАО «Ульяновскэнерго» не прошли надлежащее обучение по технике безопасности труда. При буквальном толковании п.2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций обучение по охране труда может быть проведено непосредственно самой организацией при наличии у неё соответствующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности. В ОАО «Ульяновскэнерго» утверждена программа обучения руководителей и специалистов по охране труда в объеме 40 часов. Данная программа фактически является образовательной программой, а деятельность, направленная на реализацию данной образовательной программы, подлежит  лицензированию.

Кроме того, в соответствии с п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций должны пройти обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. В Ульяновской области при Агентстве по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области (орган  исполнительной власти субъекта РФ) образована комиссия по проверке знаний требований охраны труда членов аттестационных комиссий по охране труда, проводящих обучение в учебных центрах. Члены аттестационной комиссии ОАО «Ульяновскэнерго», которые обучили 26 руководителей предприятия, прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда в НОУ ДО  «Ц*** ***», а не в комиссии, образованной при Агентстве *** Ульяновской области. Таким образом, они не имели  права обучать и проверять знания по охране труда работников ОАО «Ульяновскэнерго». В связи с этим обучение и проверка знаний 26 работников ОАО «Ульяновскэнерго» по охране труда, проведенные непосредственно самой организацией, являются недействительными.

Кроме того, в нарушение п. 3.7 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций работникам, прошедшим обучение, не было выдано удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенной печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда по форме, согласно приложению № 2 в Порядку. 

Главный государственный инспектор труда Корнилин К.Е. соглашается с тем, что на момент проверки должность руководителя группы нормативно-технического обеспечения в ОАО «Ульяновскэнерго» была вакантна, а должность руководителя группы технического сопровождения в                     ОАО «Ульяновскэнерго» отсутствует. В связи с  этим указание в предписании на необходимость проведения обучения по охране труда лицам, занимающим указанные должности, является ошибочным.

В подтверждение своих доводов о необходимости наличия у ОАО «Ульяновскэнерго» лицензии на право обучения своих работников по программе охраны труда ссылается  на письмо Министерства труда и  социальной защиты  РФ от 11.10.2016 № 15-2/ООГ-3609.

В возражениях (основных и дополнительных) на апелляционную жалобу главного государственного инспектора труда Корнилина К.Е.                          ОАО «Ульяновскэнерго» просит решениеЛенинского районного суда в части удовлетворения требований о признании незаконным пункта 2                                     предписания№*** оставить без изменения, апелляционную жалобу главного государственного инспектора труда   Корнилина К.Е.  оставить  без удовлетворения.

В судебное заседание не явились представитель Государственной инспекции труда в Ульяновской области, главный государственный инспектор труда Корнилин К.Е. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 27.09.2016 по результатам проведенной плановой выездной проверки в отношении              ОАО «Ульяновскэнерго» главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилиным К.Е. было вынесено предписание № *** об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Результаты проверки зафиксированы в акте от 27.09.2016 № ***.

В пункте 2 указанного предписания, обществу предписано провести обучение по охране труда 49 руководителей ОАО «Ульяновскэнерго» по программе не менее 40 часов в специализированном учебном заведении, имеющем лицензию на право проведения такого обучения.

В пункте 3 предписания на ОАО «Ульяновскэнерго» возложена обязанность обеспечить работников общества средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты с соблюдением сроков носки.

Статья 221 ТК РФ предусматривает, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

В соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, обязанностью работодателя является своевременная выдача средств индивидуальной защиты (СИЗ) их учет и контроль.

Как предусмотрено п.22 указанных Правил, средства индивидуальной зашиты,  возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных средств индивидуальной защиты к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа  средств индивидуальной защиты устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в ОАО «Ульяновскэнерго» необходимые средства индивидуальной защиты работникам выдаются, однако  после истечения сроков их носки  по заключению соответствующей комиссии, созданной в обществе, сроки их носки продлеваются на определенное время.

Постановлениями главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 06.10.2016 заместитель генерального директора по стратегическому развитию                ОАО «Ульяновскэнерго» М*** В.В., а также ОАО «Ульяновскэнерго» были привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ  - необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Решением судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 30.11.2016 постановление главного государственного инспектора труда Корнилина К.Е. от 16.10.2016 о привлечении к административной ответственности заместителя генерального директора по стратегическому развитию ОАО «Ульяновскэнерго» М*** В.В.  оставлено без изменения.

Решением судьи Ульяновского областного суда от 19.01.2017 решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 30.11.2016, с учетом определения того же судьи от 02.12.2016 об исправлении описки, оставлено без изменения, жалоба заместителя генерального директора по стратегическому развитию ОАО «Ульяновскэнерго» М*** В.В. – без удовлетворения.

Решением судьи Ульяновского районного суда г.Ульяновска от 06.12.2016 постановление главного государственного инспектора труда Корнилина К.Е. от 16.10.2016 о привлечении к административной ответственности                      ОАО «Ульяновскэнерго» изменено – штраф снижен до 130 000 руб.

Решением судьи Ульяновского областного суда от 02.02.2017 решение судьи районного суда оставлено без изменения.

Таким образом, в рамках дел об административных правонарушениях нашел подтверждение факт необеспечения работников ОАО «Ульяновскэнерго» средствами индивидуальной защиты. При этом суды пришли к выводу о том, что продление сроков носки средств индивидуальной защиты (в том виде, как это было сделано ОАО «Ульяновскэнерго») противоречит требованиям действующего законодательства.  В силу ст. 64 КАС РФ вышеуказанные судебные решения имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении требований ОАО «Ульяновскэнерго» о признании незаконным  п. 3 предписания главного государственного инспектора труда в Ульяновской области.  Доводы апелляционной жалобы ОАО «Ульяновскэнерго» являются несостоятельными.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы главного государственного инспектора труда Корнилина К.Е. о несогласии с решением суда в части признания незаконным пункта 2 предписания.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таким образом, предписание об устранении нарушений трудового законодательства является актом должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации. В связи с  этим исполнимость предписания является важным требованием к данному акту. Предписание должностного лица, содержащее законные требования должно быть реально исполнимо, содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.

В данном случае пункт 2 предписания содержал требование о необходимости ОАО «Ульяновскэнерго» провести обучение 49 руководителей по программе не менее 40 часов в специализированном учебном заседании, имеющем лицензию на право проведения такого обучения.

Впоследствии в ходе рассмотрения дела главный государственный инспектор труда согласился с позицией ОАО «Ульяновскэнерго» о том, что часть работников общества прошли соответствующее обучение, в связи с чем пройти обучение должны не 49, а только 26 работников                                    ОАО «Ульяновскэнерго». Таким образом, уточнение круга лиц, которые должны пройти обучение по охране труда, происходило в ходе рассмотрения настоящего дела. 

При таких обстоятельствах п. 2 предписания главного государственного инспектора труда нельзя признать законным, поскольку на момент его вынесения он не соответствовал фактическим обстоятельствам. Точный круг лиц, которые, по мнению главного государственного инспектора труда, должны пройти обучение по охране труда, определен не был.

Кроме того, судебная коллегия находит п.2 предписания не соответствующим требованиям закона в целом.

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

Пунктом 2.3.1 данного Порядка предусмотрено, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года; вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

В соответствии с пунктом 2.3.2 Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Также пунктом 2.3.2 Порядка предусмотрено, в каких организациях должны проходить обучение работники организаций.

Руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся – проходят обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов – проходят обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 19 работников                        ОАО «Ульяновскэнерго» - руководитель, заместители, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, прошли обучение по технике безопасности труда в обучающей организации НОУ ДО «Ц*** ***», что подтверждается протоколами  проверки их знаний от 25.10.2013 и от 18.03.2016. Указанная организация внесена в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, под регистрационным номером № 103 от 01.09.2010, имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности. Главным государственным инспектором труда Корнилиным К.Е. в ходе рассмотрения дела не оспаривался факт того, что необходимость прохождения указанными лицами обучения по охране труда отсутствует.

26 руководителей и специалистов ОАО «Ульяновскэнерго», в должностные обязанности которых не входят функции, связанные с организацией, руководством и проведением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, прошли соответствующую проверку на самом предприятии, что подтверждается протоколом заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов                                  ОАО «Ульяновскэнерго» от 27.01.2016г. Их знания проверяла созданная в       ОАО «Ульяновскэнерго» комиссия в утвержденном приказом № *** от 20.03.2015 составе.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами главного государственного инспектора труда Корнилина К.Е. о том, что обучение 26 работников ОАО «Ульяновскэнерго» по охране труда непосредственно на предприятии, нельзя считает надлежащим, поскольку ОАО «Ульяновскэнерго» не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности,  а члены комиссии ОАО «Ульяновскэнерго» не прошли обучение в обучающей организации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда.  К такой организации на территории Ульяновской области главный государственный инспектор труда относит комиссию при Агентстве *** Ульяновской области. Указанные доводы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Так, последним абзацем ст. 2.3.2 вышеприведенного Порядка предусмотрено, что руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Федеральной службы по труду и занятости от 03.06.2013 № ПГ/5408-3-5,  последний абзац п. 2.3.2 Постановления относится к руководителям и специалистам организации, которые не указаны в абзацах 1 - 8 п. 2.3.2. Обучение по охране труда других лиц организации, относящихся к категории руководителей и специалистов, может проводиться в самой организации, имеющей программу обучения по охране труда, разработанную на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, билеты, утвержденные руководителем организации, и комиссию с членами комиссии, прошедшими обучение в обучающей организации, имеющей соответствующую лицензию и аккредитацию.

Лицензию на право ведения образовательной деятельности должны иметь обучающие организации, к которым законодатель относит образовательные учреждения профессионального образования, учебные центры и другие учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность. Данное толкование законодательства следует из абзаца 4 письма Федеральной службы по труду и занятости от 03.06.2013 № ПГ/5408-3-5

Согласно абзацу 7 письма Федеральной службы по труду и занятости от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5 последний абзац п. 2.3.2 Порядка относится к руководителям и специалистам организации, которые не указаны в абз. 1 - 8      п. 2.3.2 Порядка. Обучение по охране труда этих лиц организации, относящихся к категории руководителей и специалистов, может проводиться самой организацией, имеющей программу обучения по охране труда, разработанную на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, билеты, утвержденные руководителем организации, и комиссию с членами комиссии, прошедшими обучение в обучающей организации, имеющей соответствующую аккредитацию.  Разъяснений о том, что организация, проводящая обучение своих работников по охране труда, должна иметь лицензию на право осуществления образовательной деятельности, данное письмо не содержит.

В пункте 3 письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.10.2016 № 15-2ООГ-3609, на которое ссылается главный государственный инспектор труда Корнилин К.Е.,  разъяснено, что «пунктом 2.3.2 Порядка определено, что руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций проходят обучение по охране труда в обучающих организациях.

В соответствии с действующим законодательством вышеуказанные обучающие организации должны быть аккредитованы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (далее - Приказ).

Для организации обучения по охране труда вышеуказанных лиц в самом хозяйствующем субъекте необходимо пройти обязательную аккредитацию в порядке, установленном Приказом.

При этом необходимо отметить, что согласно указанным Правилам организация, предполагающая осуществлять обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, при прохождении аккредитации в соответствии с Приказом указывает, в том числе, сведения о документах, подтверждающих право на осуществление образовательной деятельности, выданных в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти (в том числе о лицензии).

Остальные специалисты организации в соответствии с абзацем 10 пункта 2.3.2 Порядка могут проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда в самой организации.

К вышеуказанной категории относятся специалисты организаций, в должностные обязанности которых не входят функции, связанные с организацией, руководством и проведением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях.

Для организации и проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда данной категории специалистов и работников рабочих профессий хозяйствующему субъекту аккредитация в соответствии с Приказом не требуется».

Порядок проведения обучения и проверки знаний определен положениями п. 3.4, 3.5 и 3.6 Постановления от 13.01.2003 № 1/29, согласно которым для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.).

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.

Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в ОАО «Ульяновскэнерго» 31.08.2015 утверждена Программа обучения по охране труда работников общества.

Приказом первого заместителя Генерального директора ОАО «Ульяновскэнерго» № *** от 20.03.2015 в обществе создана постоянно действующая комиссия по проверке знаний требований охраны труда работников общества в составе 3 человек (заместитель генерального директора по стратегическому развитию, начальник отдела взаимодействия с сетями, ведущий инженер группы по охране труда).

В  соответствии с п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций проходят обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в последнем абзаце письма Федеральной службы по труду и занятости от 03.06.2013 № ***, реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в том числе осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда, размещен на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

Члены созданной в ОАО «Ульяновскэнерго» комиссии – М*** В.В. и Л*** В.Г. - прошли обучение в специализированной организации НОУ ДО «Ц*** ***». Указанная организация внесена в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, под регистрационным номером № 103 от 01.09.2010, имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Член комиссии А*** Н.П. прошла обучение в НП «У*** ***» (в настоящее время АНО ДПО «У*** областной учебно-методический центр охраны труда!%»). Указанная организация внесена в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, под регистрационным номером №200 от 30.09.2010, имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Таким образом, члены комиссии прошли надлежащее обучение по охране труда в обучающих организациях и вправе были производить проверку знаний по охране труда работников ОАО «Ульяновскэнерго».

Тот факт, что в нарушение п. 3.7 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций работникам ОАО «Ульяновскэнерго», успешно прошедшим проверку знаний требований охраны труда, не было выдано удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению № 2 к Порядку, не свидетельствует о непрохождении обучения. Результаты проверки знаний работников по охране труда отражены в протоколе заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов      ОАО «Ульяновскэнерго» от 27.01.2016,  что соответствует п. 3.6 Порядка.

Также судебная коллегия отмечает, что М*** А.В. по ранее занимаемой должности прошел обучение по охране труда в обучающей организации НОУ ДО «Ц*** ***», что подтверждается актом от 18.03.2016. После перевода его в мае 2016 года на должность н*** П*** участка он прошел обучение по охране труда непосредственно в ОАО «Ульяновскэнерго», что подтверждается протоколом от 09.06.2016.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, вывод суда первой инстанции о незаконности п. 2 предписания является законным и обоснованным.

Также судебная коллегия отмечает, что постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилина К.Е. от 10.01.2017 ОАО «Ульяновскэнерго» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Правонарушение заключалось в том, что н*** П*** участка М*** А.В. не прошел обучение по охране труда, остальные 27 руководителей прошли обучение и проверку знания по охране труда непосредственно в ОАО «Ульяновскэнерго», комиссия которого по проверке знания по охране труда не имеет право обучать и проверять знания по охране труда руководителей предприятия, а значит, фактически указанные лица не прошли обучение по охране труда.

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 28.03.2017 указанное постановление главного государственного инспектора труда Корнилина К.Е. было отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области.

Основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении явилось то, что государственным инспектором труда не были установлены конкретные лица, не прошедшие обучение, не установлены даты их принятия на работу, а, соответственно, обстоятельства нарушения периодичности прохождения необходимого обучения каждым из них. Не указана дата совершения обществом правонарушения. Суд пришел к выводу о том, что дата и обстоятельства вмененного правонарушения главным государственным инспектором труда установлены не были. 

Довод апелляционной жалобы главного государственного инспектора труда Корнилина К.Е. о том, что данное дело должно быть рассмотрено в порядке, предусмотренном ГПК РФ, является несостоятельным. 

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской  Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод;  решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,  органов местного самоуправления, общественных объединений и  должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном  данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им  административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав,  свобод и законных интересов организаций, возникающие из  административных и иных публичных правоотношений, в том числе  административные дела об оспаривании решений органов государственной  власти, иных государственных органов, должностных лиц. 

Положения части 1 статьи 218 названного Кодекса предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены  ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Абзацем первым части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской  Федерации установлено, что в соответствии с возложенными на нее задачами  федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный  надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок,  выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях  в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 357 Трудового кодекса Российской Федерации  государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения  трудового законодательства или иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю  предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание  может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем. Невыполнение требований указанного предписания влечет привлечение к административной ответственности.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за  работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Следовательно, оспариваемое предписание является документом властно - распорядительного характера, содержащим обязательные указания, распоряжения, вынесенное уполномоченным органом.

С учетом приведенных выше положений законодательства оспаривание предписания государственного инспектора труда должно рассматриваться в порядке административного  судопроизводства.

Учитывая, что принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго» и  Главного государственного инспектор труда Государственного инспекции труда в Ульяновской области Корнилина К*** Е*** – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: