НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ульяновского областного суда (Ульяновская область) от 10.10.2023 № 33А-4662/2023

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

73RS0025-01-2022-000768-76

Судья Школенок Т.Р.                                                                   Дело № 33а-4662/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город  Ульяновск                                                                            10 октября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Карибовой Назиры Абдуловны на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 апреля 2023 года по делу № 2а-157/2023, по которому постановлено:

административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Карибовой Назиры Абдуловны, *** года рождения, уроженки *** области, зарегистрированной по адресу: ***, 17!%, ИНН ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по налогу   на имущество, расположенное в границах сельских поселений: пеня в размере       23 руб. 01 коп. за период 2016 год, задолженность по транспортному налогу в размере 7294 руб. за период 2020 г., пеня в размере 91 руб. 97 коп. за период      2016 г. (68,26 руб.), 2020 г. (23,71 руб.), задолженность по земельному налогу расположенного в границах городских поселений: налог в размере 978,52 руб., из них за 2018 год (397,52 руб.), за 2019 год (316 руб.), за 2020 год (265 руб.), пеня в размере 42,18 руб. за период 2017 г., задолженность по  налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 206,83 руб., из них  налог в  размере  206, 83 руб. за 2020 г., пеня в  размере 21,36 руб., а всего на общую сумму 8657,87 руб.

Взыскать с Карибовой Назиры Абдуловны в доход бюджета                         МО «Чердаклинский район» Ульяновской области государственную пошлину в размере 400 руб.

В удовлетворении встречного иска Карибовой Назиры Абдуловны к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании действий (бездействия) неправомерными, признании суммы задолженности безнадежной, обязании направить документы  отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя Карибовой Н.А. – Сыраевой Э.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

УФНС России по Ульяновской области  обратилось в суд с уточненным   в ходе судебного разбирательства административным исковым заявлением к Карибовой Н.А. о взыскании задолженности по налогам, пени.

Требования мотивированы тем, что  Карибова Н.А.  состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области в качестве налогоплательщика и в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги. 

В связи с наличием в 2016-2020 г.г. в ее собственности имущества, являющегося объектом налогообложения (транспортные средства, земельные участки, жилые дома и садовые  дома), Карибовой Н.А. был начислен налог. В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления № 26329134 от 01.09.2021, №15427942 от 12.10.2017, №79586214  от  05.10.2017, №9535508 от 27.06.2019,  №9466933 от  26.06.2018, которые в добровольном порядке не были исполнены. Налоговым органом в отношении Карибовой Н.А. выставлены требования №22815 от 06.02.2020, №57911 от 26.06.2020,  №135196 от 27.06.2020, №28437 от 16.06.2021, №53100 от 15.12.2021 об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у нее задолженности и о размерах начисленной на недоимку пени, однако указанная сумма в бюджет не поступила.

Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Карибовой Н.А. недоимки. 24.03.2022 судебный приказ по делу № 2а-585/2022 от 01.03.2022 был отменен.

После предъявления иска в суд на основании заявления Карибовой Н.А. налоговым органом произведен  перерасчет земельного налога. 

Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, административный истец просил взыскать с Карибовой Н.А. 8657, 87  руб.:

пени, начисленные на задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за период 2016 год,  в размере      23 руб. 01 коп.;

задолженность по транспортному налогу в размере 7294 руб. за период         2020 г., пени в размере 91 руб. 97 коп. за период 2016 г. (68,26 руб.), за 2020 г.         (23,71 руб.);

задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 978,52 руб., из них за 2018 г. (397,52 руб.), за 2019 г. (316 руб.), за 2020 г.    (265 руб.), пени в размере 42,18 руб. за период 2017 г.;

задолженность по  земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 206,83 руб., из них налог в размере 206,83 руб. за 2020 г., пени 21,36 руб.

Карибовой Н.А. предъявлено встречное административное исковое заявление к УФНС России по Ульяновской области, в котором она просила признать неправомерными действия (бездействие) УФНС России по Ульяновской области по завышенному расчету и размещению на портале государственных услуг задолженности, направления уведомления и требования за период  2015-2017 гг. в декабре 2018 г., то есть по истечении срока давности, не удовлетворения требования налогоплательщика о применении льгот и снижению применения коэффициента; признать безнадежной к взысканию сумму недоимки, штрафов и пени на основании п.п. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации; обязать УФНС России по Ульяновской области направить ей требование с приложением расшифровки задолженности по каждому объекту, с обоснованием начисления суммы налога, пени, штрафа, с указанием периода расчета, определить сумму налога на имущество, которое имеется у налогоплательщика за налоговый период в три года, пересчитать и начислить сумму для уплаты налога.

Встречный административный иск обоснован тем, что она (Карибова Н.А.) является пенсионером, ветераном труда, ежегодно подавая документы в налоговую инспекцию, не получает льготы по оплате, при этом МИФНС № 7 по Ульяновской области (ныне - УФНС России по Ульяновской области) продолжает  направлять в суд иски о взыскании с нее налогов и пени за один и от же период. Перечень указанного в административном иске имущества не соответствует фактически имеющемуся у нее.

Никаких налоговых уведомлений и требований с 2016 года по настоящее время она не получала, что исключает взыскание с нее налогов и пени. Кадастровую стоимость имущества считает завышенной. Ссылается на имевшие с ее стороны обращения в УФНС с обжалованием действий МИФНС, в Управление Росрестра по Ульяновской области с просьбой снизить кадастровую стоимость объектов недвижимости, которые были оставлены без удовлетворения. Она  ежегодно предоставляет в МИФНС информацию о несогласии с требованиями ИФНС, отсутствием в ее собственности объектов налогообложения. Упомянутый в иске УФНС автомобиль ГАЗ 33110 снят с регистрационного учета.

Обращает внимание на пропуск административным истцом срока для обращения в суд. Ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд не заявлялось.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Карибова Н.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на доводы, в целом аналогичные доводам встречного административного искового заявления. Указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ее представителя об  истребовании из ОСП сведений о ранее исполненных и списанных суммах по налогу и пени. Судом необоснованно не применен срок исковой давности к требованиям о взыскании задолженности за 2016 и 2017 годы. Не исследован вопрос о применении льготы по объекту налогообложения. Полагает представленный налоговым органом реестр отправки уведомлений ненадлежащим доказательством их вручения. Карибова Н.А. не является пользователем личного кабинета налогоплательщика, в связи с чем у нее отсутствует возможность получения сведений от налогового органа данным способом. Судом не принято во внимание, что пени могут быть начислены лишь при наличии доказательств вручения уведомления. Кроме того, период взыскания накладывается на периоды, по которым задолженность была взыскана ранее. Указывает, что заявленные требования уже являлись предметом спора, судом было отказано во взыскании задолженности за данный период в связи с пропуском срока исковой давности.   

Указывает на неизвещение ее о дате и времени судебного разбирательства по рассмотрению дела, а также на то, что уточненные исковые требования и приложенные к иску документы ей не направлялись. Просит учесть пропуск административным истцом срока для обращения в суд, при этом ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд не заявлялось.

Считает несостоятельными выводы суда о владении административным ответчиком до декабря 2022 года автомобилем «Мазда», поскольку данный автомобиль был продан иному лицу по договору купли-продажи от 13.07.2022. Не соглашается с выводом суда об обращении ее за налоговой льготой и о получении ответов на обращения. Также не соглашается с выводом суда о том, что она опровергает наличие у нее имущества, указывая, что она обращала внимание на неправильность адреса СНТ (вместо СНТ Чердаклы было указано                              СНТ п.Октябрьский). Отмечает, что земельный участок по адресу: ***, выбыл из ее владения по договору дарения и вновь был возвращен после отмены договора дарения в судебном порядке. Суд не запросил сведения о собственнике земельного участка. В ее собственности никогда не находилось имущество по адресу: ***, а также имущества в СНТ Садовод, ***, 1,31. Требования ее представителя об исключении части имущества из расчетов и расчете задолженности за последние 6 месяцев были оставлены без внимания. Полагает, что не могут быть взысканы пени, начисленные на задолженность по налогу, срок исполнения по которому истек. При правильном начислении налога и своевременном направлении ей соответствующих расчетов она не отказывается от уплаты налогов. Не согласна с исчислением земельного налога по объекту, находящемуся по ***, исходя из площади 1136 кв.м, поскольку в ее собственности находится участок площадью 600 кв.м, а в 2017 году ей была предоставлена дополнительная площадь под застройку. Обращает внимание, что ей не направлено апелляционное определение после первого рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Считает необоснованной ссылку суда на  то, что расчет налога приведен в налоговых уведомлениях, поскольку она их не получала, наличие реестра об отправке ей налоговых уведомлений не подтверждает факт их вручения ей. 

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции   лица, участвующие в деле, не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом (ч.2 ст.286 КАС РФ).

В соответствии с абз.1 ст.137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (абз.1 п.4                        ст.138 НК РФ).

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений регулируется Налоговым кодексом РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.23 НК РФ  обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.  

Статьей 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Согласно ст.70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной ст.75 НК  РФ пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В силу п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно ст. 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В силу п.1 ст.391 НК РФналоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом                      (п.1 ст. 397 НК РФ).

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2).

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).

Расчет суммы данного налога производится в соответствии со ст.2 Закона Ульяновской области №130-ЗО от 06.09.2007 «О транспортном налоге в Ульяновской области» и статьей 362 НК РФ, предусматривающей, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.363 НК РФ).

Согласно пп. 10 п.1 ст. 407 НК РФ право на льготу по уплате налога на имущество физических лиц предоставляется пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Заявление о предоставлении налоговой льготы и документ о праве на льготы необходимо лично представить в налоговую инспекцию по месту нахождения имущества.

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности (п.2 ст.407 НК РФ).

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п.3).

Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (п. 6 ст. 407 НК РФ).

В соответствии с пп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31.12.2018.

Уменьшение налоговой базы в соответствии с п.5 ст.391 НК РФ (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика (абз. 1 п.6.1 ст.391 НК РФ).

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота (налоговый вычет) предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога (п.6.1 ст.391,                         п. 7 ст. 407 НК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Карибова Н.А., *** года рождения, зарегистрированная по адресу: ***, ***, ИНН ***, состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области в качестве налогоплательщика.

Согласно сведениям, представленным Управлением ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, за Карибовой Н.А. зарегистрированы транспортные средства:  

ВАЗ 210540, государственный регистрационный номер ***, с 11.03.2015 по 15.05.2017;

МАЗДА СХ-5, государственный регистрационный номер ***, с 09.06.2020 по 07.12.2022;         

ФОРД ФОКУС, государственный регистрационный номер ***, 09.06.2020 по настоящее время (т.2 л.д.159).

Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Карибовой Н.А. на праве собственности принадлежат:

квартира (кадастровый номер ***, площадь 42 кв.м, доля 1), расположенная по адресу: ***,           с 28.11.2016 по настоящее время;

квартира (кадастровый номер ***, площадь 35.6 кв.м, доля 1/2), расположенная по адресу: ***, с 05.02.2014 по настоящее время;

жилой дом (кадастровый номер ***, площадь 45.4 кв.м, доля 1), расположенный по адресу: ***,          с 09.12.2016 по настоящее время;

жилой дом (кадастровый номер ***, площадь 129.6 кв.м, расположенный по адресу: ***, с 31.12.2001 по настоящее время;

жилой дом (кадастровый номер ***, площадь 16.7 кв.м, доля 1), расположенный по адресу: ***, с 13.05.2014 по настоящее время;

жилой дом (кадастровый номер ***, площадь 30.4 кв.м, доля 1), расположенный по адресу: ***, с 09.08.2012 по 27.07.2016;

объект незавершенного строительства (кадастровый номер ***, площадь 33.6 кв.м, доля 1), расположенный по адресу: ***, с 10.10.2018 по 13.12.2019;

жилой дом (кадастровый номер ***, площадь 32.6 кв.м, доля 1), расположенный по адресу: ***, с 13.12.2019 по настоящее время (т.2 л.д.97-132).

Также согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Карибовой Н.А. на праве собственности  принадлежат:

земельный участок (кадастровый номер ***, доля в праве 1, площадь 1000 кв.м), расположенный по адресу: ***, с 16.07.2013 по 10.02.2016;

земельный участок (кадастровый номер ***, доля в праве 1, площадь 1136 кв.м), расположенный по адресу: ***, с 30.06.2009 по настоящее время;

земельный участок (кадастровый номер ***, доля в праве 1, площадь 432 кв.м), расположенный по адресу: ***, с 13.05.2014 по настоящее время;

земельный участок (кадастровый номер ***, доля в праве 1, площадь 424 кв.м), расположенный по адресу: ***, с 09.08.2012 по 27.07.2016;

земельный участок (кадастровый номер ***, доля в праве 1, площадь 600 кв.м), расположенный по адресу: ***!%, с 27.11.2014 по настоящее время;

земельный участок (кадастровый номер ***, доля в праве 1, площадь 600 кв.м), расположенный по адресу: ***, с 06.03.2015 по настоящее время;

земельный участок (кадастровый номер ***, доля в праве 1, площадь 600 кв.м), расположенный по адресу: ***, с 06.03.2015 по 16.01.2017, с 26.02.2019 по настоящее время;

земельный участок (кадастровый номер ***, доля в праве 1, площадь 1000 кв.м), расположенный по адресу: ***, с 12.03.2020 по настоящее время;

земельный участок (кадастровый номер ***, доля в праве 1, площадь 1000 кв.м), расположенный по адресу. ***, с 10.04.2017 по 20.04.2018, с 07.12.2021 по настоящее время             (т.2 л.д.97-132).

Начисление транспортного налога, налога на имущество и земельного налога производилось налоговым органом по ставкам и периодам, указанным в налоговых уведомлениях:

транспортного  налога  за  автомобиль ВАЗ  210540  за 2016 год  - в  налоговом  уведомлении  № 79586214  от  05.10.2017 (т.1  л.д.38);

налога на имущество  за 2016 год - в уведомлении  № 1542942 от  12.10.2017             (т.1 л.д.30). За несовременную  уплату налога  на имущество  начислены пени  за 2016 год в  размере  23, 01 руб.;

земельного налога  за 2016-2020 в налоговых уведомлениях №26329134 от  01.09.2021, №79586214 от  05.10.2017, №9535508 от  27.06.2019, №9466933 от  26.06.2018 (т.1 л.д.38, 46, 48,50). 

Расчет налогов был произведен исходя из представленных уполномоченными органами сведений  о стоимости недвижимого имущества, пропорционально времени владения им.

Налоговые уведомления, в которых содержались расчеты налога за соответствующие периоды, были направлены в адрес налогоплательщика заказной почтовой корреспонденцией, но в установленные законом сроки не были исполнены.

В связи с неуплатой налогов в установленные сроки административному ответчику (истцу по встречному иску) были направлены налоговые требования №22815 от 06.02.2020 со сроком уплаты до 18.03.2020 (т.1 л.д.19), №57911 от 26.06.2020 со сроком уплаты до 17.11.2020 (т.1 л.д. 21),  № 135196 от 27.06.2020 со сроком уплаты до 18.11.2020 (т.1 л.д.23), №28437 от 16.06.2021 со сроком уплаты до 23.11.2021 (т.1 л.д.25), №53100 от 15.12.2021 со сроком уплаты до 28.01.2022 (т.1 л.д.27-28), в которых сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме  начисленной на сумму недоимки пени (расчет пени - т.1 л.д.59-64).

Требования направлены налогоплательщику по месту его регистрации заказной корреспонденцией  и, в силу п.4 ст.69 НК РФ, считаются полученными по истечении 6 дней (т.1 л.д. 20, 22, 24, 26, 29).

Согласно карточке расчетов с бюджетом (КРБ) до настоящего времени сумма задолженности по налогам в бюджет не поступила (т.1 л.д.52-55).

В связи неисполнением налоговых требований в установленные в них сроки  10.02.2022 налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Карибовой Н.А. (т.1 л.д.58).

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования в сторону уменьшения до 8857,87 руб. (т.2 л.д.23).

По указанному заявлению было сформировано уведомление от 27.04.2022 о предоставлении налоговой льготы с 09.01.2001 (т.2 л.д.50), которое было направлено в адрес Карибовой Н.А.

В целях корректного исчисления налога УФНС проведены дополнительные мероприятия, в результате которых в соответствии с Решением Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от №16/4 от 26.11.2018 «Об утверждении положения о земельном налоге на территории муниципального образования «Чердаклинское городское поселение», Карибовой Н.А. предоставлена льгота по уплате земельного налога физических лиц, как пенсионеру по старости, за налоговые периоды 2018-2020 гг.

Иных заявлений от Карибовой Н.А. в УФНС России по Ульяновской области не поступало (т.2 л.д.133).

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска налогового органа и взыскал с Карибовой Н.А. сумму имеющейся задолженности по налогам и пени, а в удовлетворении встречного административного иска Карибовой Н.А. отказал, поскольку предусмотренной ст.227 КАС РФ совокупности условий не было установлено.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, копия административного заявления с приложенным перечнем документов ей направлено при подаче иска, согласно реестру заказной корреспонденции №*** от 16.05.2022 и по сведениям ООО «Региональная курьерская служба» административное исковое заявление было получено Карибовой Н.А. 20.05.2022 (т.1 л.д.68). При этом административное исковое заявление содержит подробные расчеты налога и пени с указанием объектов налогообложения, кадастровые номера объектов недвижимости, налоговой ставки, налогового периода, а приложенные к иску документы включают в себя, в том числе копии налоговых уведомлений и требований, подтверждающих заявленные требования, почтовые реестры и карточку расчета с бюджетом.

Кроме того, в адрес Карибовой Н.А. направлены возражения на апелляционную жалобу (при первом рассмотрении дела), содержащие уменьшенные исковые требования, что подтверждается почтовым реестром               (т.1 л.д.231-239), ей направлено определение о подготовке дела к судебному разбирательству от 27.02.2023 (при новом рассмотрении), содержащее уточненные исковые требования (т.2 л.д.27). Определение получено Карибовой Н.А., что следует из  ее отзыва на иск (т.2 л.д.61) и пояснений ее представителя –          Сыраевой Э.И. в судебном заседании суда первой инстанции (т.2               оборотный л.д. 162).

Утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, что она не была надлежащим образом извещена о рассмотрении дела, опровергается материалами дела. Так, в судебном заседании 15.03.2023 принимала участие представитель Карибовой Н.А. – Сыраева Э.И., которая указала, что ее доверитель извещена о судебном заседании (т.2 л.д.162). После отложения судебного заседания на 27.04.2023 на 15.00 Карибова Н.А. и ее представитель в судебное заседание не явились, извещены заказным письмом от 14.04.2023 (т.2 л.д.165), которое получено 20.04.2023 представителем Карибовой Н.А., что подтверждается почтовыми реестрами и уведомлением о вручении. Право на получение судебной корреспонденции за Карибову Н.А. предоставлено Сыраевой Э.И. доверенностью от 06.12.2018, выданной сроком на пять лет (т.2 л.д.63).

Доводы заявителя о неполучении налоговых уведомлений (требований об уплате) само по себе не свидетельствует о нарушении ее прав, поскольку обязанность по уплате налогов возникает у налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога, а не в результате направления уведомления налогового органа. Неисполнение данной конституционной обязанности влечет наступление предусмотренных законодательством о налогах и сборах последствий и применение установленного порядка мероприятий, не зависящих от факта направления УФНС лицу соответствующего письма.

Более того, в судебном заседании судом первой инстанции исследованы почтовые реестры и акты об уничтожении документов, не подлежащих хранению, оценив которые в совокупности с другими доказательствами по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о надлежащем уведомлении налогоплательщика о начисленных суммах налогов и пени.

В силу положений ст.69 НК РФ исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

Требование об уплате задолженности может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.4).

Доводы апелляционной жалобы о неприменении льгот при начислении налогов является несостоятельным, поскольку опровергается материалами дела.

Так, 14.04.2022 Карибова Н.А. обратилась в УФНС России по Ульяновской области с заявлением о предоставлении налоговой льготы в отношении  трех объектов налогообложения – жилого дома, земельного участка и квартиры             (т.2 л.д.46). По указанному заявлению было сформировано уведомление от 27.04.2022 о предоставлении налоговой льготы с 09.01.2001 (т.2 л.д.50), расчет задолженности, предъявленной ко взысканию по настоящему административному иску, исчислен с применением причитающихся Карибовой Н.А. налоговых льгот.

Доводы заявителя жалобы о неправомерном начислении пени на задолженность по налогам за 2016 и 2017 годы, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку он начислены на ранее образовавшуюся задолженность, которая взыскивается в принудительном порядке.

Так, пени, указанные в требовании № 57911 от 26.06.2020, № 135196 от 27.06.2020 начислены на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017, которая обеспечена мерами взыскания (исполнительный лист серии ФС № *** от 14.04.2021).

Пени, указанные в требовании №135196 от 27.06.2020, №57911 от 26.06.2020, №53100 от 15.12.2021 начислены на недоимку по транспортному налогу за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017, которая обеспечена мерами взыскания (исполнительный лист серии ФС № *** от 14.04.2021).

Пени, указанные в требовании №22815 от 06.02.2020, № 57911 от 26.06.2020, № 135196 от 27.06.2020, № 28437 от 16.06.2021, № 53100 от 15.12.2021 начислены на недоимку по земельному налогу за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017, за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018, которая обеспечена мерами взыскания (исполнительный лист серии ФС № *** от 14.04.2021).

Доводы о необоснованном отклонении судом ходатайств Карибовой Н.А. об истребовании доказательств являются несостоятельными и опровергаются материалами дела. Судом первой инстанции в целях проверки доводов           Карибовой Н.А. как по первоначальному иску УФНС, так и по ее встречному иску, истребованы все необходимые доказательства по делу, включая сведения из УФССП России по Ульяновской области о ведущихся в отношении             Карибовой Н.А. исполнительных производств с предметом исполнения «задолженность по налогам и пени».

Также судом первой инстанции исследованы и приобщены к материалам дела ранее состоявшиеся в отношении Карибовой Н.А. судебные акты о взыскании недоимки по налогам. Вопреки ее утверждениям о взыскании с нее ранее в судебном порядке сумм задолженности, являющихся предметом рассмотрения по настоящему спору, таких судебных решений не имеется. Согласно решению Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 20.04.2016 по делу            №2а-392/2016 УФНС обращалось с требованиями о взыскании с Карибовой Н.А. задолженности по налогам и пени за период 2011, 2013 гг.

Довод Карибовой Н.А. о том, что она никогда не имела объекта недвижимости в СНТ Садовод, линия 1, участок 31 опровергается выпиской  из ЕГРН, из которой следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером *** является Карибова Н.А., *** г.р., с 13.05.2014 (т.2 л.д.107).

Указанный в исковом заявлении объект недвижимости (хозяйственное строение, сооружение) по адресу с.*** с кадастровым номером *** согласно выписке из ЕГРН является нежилым помещением по адресу: ***, принадлежит Карибовой Н.А., идентифицируется по кадастровому номеру.

Кроме того, по данному объекту   налог к  оплате   фактически  не  выставлялся ввиду  наличия  льготы, соответственно,  пени  в  настоящем  иске ко взысканию  не  предъявлялись.

Довод заявителя о том, что автомобиль МАЗДА был продан иному лицу по договору купли-продажи от 13.07.2022, опровергается материалами дела – сведениями из МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 06.04.2023, согласно которым автомобиль снят с учета в связи с продажей 07.12.2022 (т.2 л.д.158-159).

Что касается указания в первоначальном иске УФНС транспортных средств  ПАЗ и МАРЗ, то в ходе рассмотрения дела данные сведения, которые по пояснениям налогового органа явились технической ошибкой, были скорректированы, указаны транспортные средства, фактически зарегистрированные на имя Карибовой Н.А. – МАЗДА СХ-5 и ФОРД ФОКУС. Расчет налога, начисленного на указанные транспортные средства, предъявлен ко взысканию пропорционально времени владения, за 7 месяцев 2020 года (т.2 л.д.144). О том, что транспортный налог начислен именно на данные автомобили, сообщалось Карибовой Н.А. в письме от 02.08.2022 №12-23/40473 с приведением расчетов (т.2 л.д.52-53).

Земельный налог на участок по адресу: *** начислен исходя из его площади 1136 кв.м, согласно сведениям представленным из ЕГРН (т.2 оборотный л.д.101).

Доводы жалобы о несоблюдении налоговым органом сроков обращения в суд являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда о соблюдении указанного срока, с которыми судебная коллегия соглашается, подробно изложены в оспариваемом судебном акте.

В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей  юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов; учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы, налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Срок исполнения по требованию, когда указанная сумма превысила                  10 000 руб. (от 15.12.2021 №53100) истек 28.01.2022. Судебный приказ о взыскании с Карибовой Н.А. задолженности по налогам и пени по делу № 2а-585/2022 был вынесен 01.03.2022, что свидетельствует о соблюдении УФНС России по Ульяновской области установленного п.2 ст.48 НК РФ срока.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В связи с отменой 24.03.2022 судебного приказа от 01.03.2022 требование было предъявлено в порядке искового производства в предусмотренный абз.2 п.З ст.48 НК РФ шестимесячный срок – 24.05.2022.

Учитывая соблюдение установленного законом срока для обращения в суд, ходатайство о восстановлении срока административным истцом не заявлялось.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание соблюдение налоговым органом сроков для обращения в суд, наличие у  Карибовой Н.А. после перерасчета налогов (в связи с предоставлением налоговой льготы в отношении двух объектов одного вида) остатка задолженности, осведомленность административного ответчика о ее наличии, правовых оснований для отказа в удовлетворении административного иска налогового органа у суда не имелось.

Ссылка в апелляционной жалобе на пропуск установленного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации трехмесячного срока для направления требования об уплате налога не влечет отказа во взыскании недоимки, так как данный срок не является пресекательным, его пропуск может быть учтен как причина отказа во взыскании налога в случае нарушения совокупного срока производства по принудительному взысканию задолженности, однако в рассматриваемом случае такого нарушения не усматривается.

Оснований для освобождения Карибовой Н.А. от уплаты имеющейся задолженности, признания ее безнадежной ко взысканию на основании п.п. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации,  судом не имеется.

Таким образом, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения.

Новых доводов, которые могли бы являться основанием для отмены решения, в апелляционной жалобе не приведено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 апреля 2023 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу Карибовой Назиры Абдуловны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 11.10.2023.