72RS0014-01-2023-000745-90
Номер в суде первой инстанции 2а-2704/2023
Дело № 33а-3726/2023
Апелляционное определение
г.Тюмень |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
|
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Ленинского районного суда г.Тюмени от 16 марта 2023 года, которым (с учетом определения от 17 апреля 2023 года об исправлении описки) административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 к ФИО5 о взыскании недоимки по налогам удовлетворены. Взыскана с ФИО5, ИНН <.......>, <.......> года рождения, уроженца <.......>, зарегистрированного по адресу: <.......>, недоимка в размере 42 626, 09 руб., в том числе: транспортный налог за 2020 год в размере 42 488, 00 руб.; пени по транспортному налогу за 2020 год за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 год в размере 138, 09 руб. Взыскана с ФИО5, госпошлина в размере 1479 руб. в доход муниципального образования городского округа г.Тюмень.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда ФИО1,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 (далее по тексту – ИФНС России по г.Тюмени №1, Инспекция) обратилась в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с ФИО5 задолженности по транспортному налогу за 2020 год и пени. В административном иске указывается, что ФИО5 с 01 марта 2012 года по настоящее время является собственником транспортного средства <.......>, государственный регистрационный знак <.......>; с 19 марта 2020 по 03 сентября 2020 года он являлся собственником транспортного средства <.......>, государственный регистрационный знак <.......>. В связи с этим он является плательщиком транспортного налога. В связи с тем, что ФИО5 не уплатил транспортный налог за 2020 год, у него образовалась задолженность по транспортному налогу в размере 42 488, 00 руб., на которую были начислены пени в размере 138, 09 руб. ФИО5 было направлено требование № 163655 от 15 декабря 2021 года об уплате задолженности по транспортному налогу и пени, которое не исполнено. По заявлению Инспекции мировым судьёй судебного участка № 13 Ленинского судебного района г.Тюмени 04 апреля 2021 года был выдан судебный приказ, который 27 июля 2021 года отменен в связи с поступившими от ФИО5 возражениями. В связи с этим Инспекция просит взыскать с ФИО5 задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 42 488, 00 руб., пени в размере 138,09 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства в отсутствие представителя ИФНС России по г.Тюмени №1 и ФИО5
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ФИО5 В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что определением суда от 17 апреля 2023 года исправлено отчество административного ответчика и дата его рождения, однако не исправлена описка в решении суда в инициалах административного ответчика, и административный ответчик указан как «ФИО6.». В связи с тем, что не была исправлена описка, ФИО5 был лишен права на его обжалование. Также указывает, что налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах, объект налогообложения транспортное средство <.......>, государственный регистрационный знак <.......>, имеет мощность двигателя 272 лошадиных силы. По Закону Тюменской области «О транспортном налоге» за 2020 год ставка составляла 100 рублей за 1 лошадиную силу для автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил. В связи с этим считает, что размер транспортного налога за 2020 год должен составлять 27200 руб.
Представитель ИФНС России по г.Тюмени №1, ФИО5 в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в полном объеме, исследовав приобщенные на основании ч.6 ст.307, ч.2 ст.308 КАС РФ дополнительные документы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Так, в силу ст.17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 названного Кодекса.
Также из пункта 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Удовлетворяя административные исковые требования о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2020 год на автомобили <.......>, государственный регистрационный знак <.......>; автомобиль <.......>, государственный регистрационный знак <.......>, в размере 42 488, 00 руб. и пени в размере 138,09 руб., суд первой инстанции исходил из того, что ФИО5 является (являлся) собственником указанных автомобилей, а также из ставки транспортного налога, установленного Законом Курганской области № 255 от 26 ноября 2002 года «О транспортном налоге».
Вместе с тем указанные выводы сделаны при неправильном применении норм материального права, являются необоснованными и не соответствующими обстоятельствам, которые подлежали установлению по настоящему административному делу.
В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, а также представленных по запросу судебной коллегии информации заместителя начальника Межрайонного отдела ГИБДД регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора автомототранспортных средств УМВД России по Тюменской области от 18 июля 2023 года и карточек учета транспортных средств, в собственности ФИО5 с 01 марта 2012 года находится автомобиль <.......>, государственный регистрационный знак <.......>, мощностью двигателя 272 лошадиных силы; в период с 19 марта 2020 года по 03 сентября 2020 года в его собственности находился автомобиль <.......>, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 150 лошадиных сил.
В силу п.1 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст.83 указанного кодекса в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным названным Кодексом.
В силу пункта 5 названной статьи постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 5 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.
Таким образом, в случае если владелец транспортного средства изменял место своего жительства, то исчисление транспортного налога физическому лицу производится налоговыми органами по ставкам законов субъектов Российской Федерации, соответствующим месту жительства физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, в течение налогового периода, за который производится расчет транспортного налога.
Как следует из представленных по запросу судебной коллегии ответа заместителя начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области от 26 июля 2023 года и адресной справки, ФИО5, <.......> года рождения, зарегистрирован по месту жительства с 03 марта 2020 года по настоящее время по адресу: <.......>; с 29 мая 2019 года по 03 марта 2020 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <.......>.
Учитывая, что транспортный налог подлежит исчислению по закону субъекта, в котором налогоплательщик зарегистрирован по месту жительства, при этом при смене места жительства – начиная с месяца, следующего за месяцем изменения места жительства, то транспортный налог на транспортное средство <.......> подлежал исчислению за период с 01 января 2020 года по 31 марта 2020 года по Закону Курганской области, исходя из установленной данным законом ставки 150 руб., в связи с чем размер налога за 3 месяца 2020 года на указанное транспортное средство составляет 10190 руб. За остальные 9 месяцев 2020 года (с апреля 2020 года по декабрь 2020 года) транспортный налог на указанное транспортное средство подлежал исчислению, исходя из ставки транспортного налога, установленного статьей 1 Закона Тюменской области № 93 от 19 ноября 2002 года «О транспортном налоге», - 100 руб.
Учитывая, что автомобиль <.......> в собственности ФИО5 находился в течение 5 полных месяцев 2020 года - в период с 19 марта 2020 года по 03 сентября 2020 года (в период его регистрации по месту жительства в г.Тюмени), транспортный налог на указанное транспортное средство подлежал исчислению, исходя из ставки в 30 руб., установленной статьей 1 Закона Тюменской области № 93 от 19 ноября 2002 года «О транспортном налоге».
Как следует из представленных суду апелляционной инстанции письменных объяснений административного истца и приложенных к данным объяснениям документов, налоговым органом произведен перерасчет транспортного налога за 2020 год на оба транспортных средства с учетом изменения места жительства ФИО5, в связи с чем административному ответчику направлено новое налоговое уведомление № 10487476 от 01 сентября 2022 года о необходимости уплаты транспортного налога за 9 месяцев 2020 года на транспортное средство <.......>, исходя из ставки 100 руб., в размере 20400 руб., и за 5 месяцев 2020 года на транспортное средство <.......>, исходя из ставки 30 руб., в размере 1825 руб.
Данным налоговым уведомлением был установлен новый срок для уплаты транспортного налога на указанные транспортные средства за указанные периоды, а также транспортного налога на транспортное средство <.......> за 2021 год, до 01 декабря 2022 года.
Также из письменных объяснений административного истца и представленных им документов следует, что ФИО5 направлено новое требование № 1155 об уплате задолженности, составленное по состоянию на 16 мая 2023 года о необходимости уплаты начисленного за 2020 и 2021 годы транспортного налога до 15 июня 2023 года.
При этом сведений о соблюдении налоговым органом установленного ст.17.1, ст.ст.286, 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации порядка обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО5 недоимки по транспортному налогу за 9 месяцев 2020 года (с апреля 2020 года по декабрь 2020 года) на транспортное средство <.......> (по ставке 100 руб.), а также за 5 месяцев 2020 года на транспортное средство <.......> (по ставке 30 руб.), не представлено, что свидетельствует о несоблюдении налоговым органом обязательного досудебного порядка урегулирования административного спора.
В связи с этим административное исковое заявление в названной части подлежит оставлению без рассмотрения на основании п.1 ч.1 ст.196 КАС РФ.
Проверяя соблюдение порядка принудительного взыскания недоимки и обращения в административным иском в суд в части требований о взыскании с ФИО5 транспортного налога на транспортное средство <.......> за 3 месяца 2020 года (с января по март 2020 года) и пени в связи с неуплатой указанного налога в установленный срок, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с положениями ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ФИО5 через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 84116706 от 01 сентября 2021 года об уплате транспортного налога за 2020 года в срок не позднее 01 декабря 2021 года (л.д.7-9).
В связи с неуплатой транспортного налога за 2020 год административному ответчику также через личный кабинет налогоплательщика в декабре 2021 года было направлено требование № 163655 о необходимости уплаты в срок до 01 февраля 2022 года транспортного налога за 2020 год в размере 42488,00 руб. и пени в связи с неуплатой указанного налога, начисленных в соответствии со ст.75 Налогового кодекса за период с 02 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года, в размере 138,09 руб. (л.д.10-14).
Факт открытия ФИО5 личного кабинета налогоплательщика, использование ФИО5 ресурса личного кабинета подтверждается скриншотами программы «Личный кабинет налогоплательщика», и административным ответчиком не оспаривается.
08 апреля 2022 года мировым судьей судебного участка № 13 Ленинского судебного района г.Тюмени на основании заявления ИФНС России по г.Тюмени №1 был выдан судебный приказ о взыскании задолженности с ФИО5, который в связи с поступлением от него возражений относительно исполнения этого судебного приказа был отменён определением и.о. мирового судьи судебного участка № 13 Ленинского судебного района г.Тюмени от 27 июля 2022 года (л.д.24).
С настоящим административным иском ИФНС России № 1 по г.Тюмени обратилась в суд 26 января 2023 года (л.д.32).
Таким образом, сроки, установленные ч.2 ст. 286 КАС РФ, ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истцом не пропущены.
Довод апелляционной жалобы ФИО5 об уплате им транспортного налога за 2020 года признаются несостоятельными, поскольку срок уплаты транспортного налога за 2020 год в размере 42488 руб. был установлен налоговым уведомлением № 84116706 от 01 сентября 2021 года до 01 декабря 2021 года. Представленным же ФИО5 чеком-ордером (л.д.58) подтверждается уплата им налога в размере 40800 руб. 27 ноября 2020 года, что свидетельствует об уплате налога за более ранний налоговый период, чем налоговый период 2020 года.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции, как постановленное при неполном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, при неправильном применении норм материального права, подлежит изменению. При этом исковые требования подлежат удовлетворению в части: с ФИО5 подлежит взысканию транспортный налог за период с января по март 2020 года на транспортное средство <.......>, государственный регистрационный знак <.......>, в размере 10190 руб., пени за период с 02 декабря 2021 по 14 декабря 2021 года в связи с неуплатой транспортного налога за указанный период 2020 года на указанное транспортное средство в размере 33 руб. 11 коп.
В остальной части административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования административного спора.
На основании ч.3 ст.111 КАС РФ, статей 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ФИО5 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. в доход муниципального образования городской округ г.Тюмень.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г.Тюмени от 16 марта 2023 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 к ФИО5 о взыскании недоимки по налогам удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО5, <.......> года рождения, уроженца <.......>, зарегистрированного по адресу: <.......>, транспортный налог за период с января по март 2020 года на транспортное средство <.......>, государственный регистрационный знак <.......>, в размере 10190 руб., пени за период с 02 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года в связи с неуплатой транспортного налога за указанный период 2020 года на указанное транспортное средство в размере 33 руб. 11 коп.
В остальной части административное исковое заявление оставить без рассмотрения.
Взыскать с ФИО5 государственную пошлину в размере 400 рублей в доход муниципального образования городской округ г.Тюмень».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии