НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 31.05.2021 № 33-2822/2021

УИД 72RS0010-01-2021-000287-92

Дело № 33-2822/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Тюмень 31 мая 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего: Елфимова И.В.,

судей: Малининой Л.Б., Чесноковой А.В.

при секретаре - помощнике судьи: Николаеве Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 01 марта 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска ФИО1 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области (межрайонное) о назначении пенсии, отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы в полном объеме, возражения представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Ишиме Тюменской области (межрайонное), действующей на основании доверенности и полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Пенсионного фонда РФ в г. Ишиме Тюменской области (межрайонное) (далее ГУ УПФ РФ) о назначении пенсии. Требования мотивированы тем, что 21.12.2020г. ФИО1 обратился к ответчику с заявлением по вопросу назначения пенсии по старости в соответствии со ст. 33, 37 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п.п. 10, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в связи с достижением возраста 58 лет.

Решением УПФ РФ г. Ишиме Тюменской области (межрайонное) № 425895/20 от 29.12.2020г. в удовлетворении заявления было отказано, так как пенсия может быть назначена по достижении возраста 61 года. Поскольку ФИО1 является советником государственной гражданской службы РФ 1 класса, при назначении пенсии применяется ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой назначение указанной пенсии должно осуществляться со снижением возраста, предусмотренного в соответствующем году для данной категории граждан в соответствии с приложением № 5 (в 2021 году V (60 лет) + 36 месяцев – 2 года).

Истец не согласен с отказом в назначении пенсии, считает, что он имеет право на назначение пенсии в 58 лет, в силу ст. 33, 37 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п.п. 10 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Просит признать решение Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии незаконным и возложить обязанность на ответчика назначить ФИО1 пенсию по старости с 21.01.2021г.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области (межрайонное) ФИО5 с иском не согласилась.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец ФИО1 (л.д. 56-59).

В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на положения ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», ст.ст. 28.1, 33-37 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», п.п. 10 п. 1 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», полагает ошибочными выводы суда о том, что он имеет право на назначение ему пенсии по старости в 61 год.

В дополнении к апелляционной жалобе ФИО1 также указывает, что переход к новым значениям пенсионного возраста у госслужащих происходит поэтапно. До 2021 года повышение возраста составляет по полгода в год, далее темп синхронизируется с общим повышением пенсионного возраста в стране и растет по году.

Помимо этого, для всех федеральных госслужащих с 2017 года повышаются требования к минимальному стажу гражданской или муниципальной службы, позволяющему получать государственную пенсию за выслугу лет, которая обычно назначается в качестве доплаты к страховой пенсии по старости. Согласно поэтапному переходу к новым значениям пенсионного возраста у госслужащих, повышение возраста составляет по полгода в год (с 2017г. по 2020г. плюс 24 месяца), далее темп синхронизируется с общим повышением пенсионного возраста в стране и растет по году, и в 2021 г. новое значение составляет плюс 36 месяцев.

Исходя из вышеизложенного, как указывает заявитель, государственные гражданские служащие, достигшие в 2021 году возраста 63 года (по новым значениям, в связи с общим повышением) приобретают право выхода на страховую пенсию по старости, а также право на пенсию по выслуге лет. Тогда как пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливаются согласно норм Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и Федерального закона от 28.12.2013г, № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г.

Федеральным законом от 03.10.2018г. №350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивщим в силу с 1 января 2019г., внесены изменения в пенсионное законодательство, предусматривающие с указанной даты поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию. Указывает, что на граждан, пострадавших в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, увеличение пенсионного возраста не распространяется. Гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, назначается государственная пенсия в соответствии с законом № 166-ФЗ (4-я статья). Они вправе получать страховую пенсию по старости, когда возникнет право на нее (будет выработан минимально необходимый стаж, достигнут пенсионный возраст, и т.д.).

ФИО1 указывает, что, имея право на две пенсии, чернобыльцы могут выбрать, какая из них им выгоднее. Для назначения государственной пенсии по старости пострадавшим гражданам достаточно иметь пятилетний стаж. Учитывая изложенное, право на выплату пенсии по старости у ФИО1, как он полагает, возникает с января 2021 года в 58 лет.

Право на выплату пенсии по выслуге лет у ФИО1 (как у государственного гражданского служащего) возникает согласно приложению 5 (плюс 36 месяцев) в 2024 году, в 61 год. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик в лице начальника ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области ФИО6 просит решение суда оставить без изменения.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением ГУ УПФ РФ в г. Ишиме Тюменской области № 425895/20 от 29.12.2020г. ФИО1 было отказано в удовлетворении заявления о назначении пенсии по достижению возраста 58 лет, так как пенсия может быть назначена по достижении возраста 61 год, поскольку ФИО1 является советником государственной гражданской службы РФ 1 класса, при назначении пенсии применяется ч. 1.1, ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой назначение указанной пенсии должно осуществляться со снижением возраста, предусмотренного в соответствующем году для данной категории граждан в соответствии с приложением №5 (в 2021 году V (60 лет)+ 36 месяцев – 2 года) (л.д. 10).

При рассмотрении дела сторонами не оспаривалось, что ФИО1 проживал в местности, отнесённой к зоне проживания с правом на отселение в результате аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии АБ № 051531 (л.д. 11).

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 37 указанного Закона, гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со статьёй 33 настоящего Закона.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (ст. 13 закона).

Согласно ст. 28.1 указанного Закона, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции от 19.12.2016г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что ФИО1 является советником государственной гражданской службы РФ 1 класса, таким образом, он относится к гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», которым пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях».

Согласно части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя и установленных по делу обстоятельств и доказательств, представленных сторонами, руководствуясь вышеуказанными нормами права, пришёл к правильному выводу о том, что ФИО1, как лицу, замещающему должность государственной гражданской службы, пенсия по старости может быть назначена только по достижении им в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к Федеральному закону от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку данные исключения указаны в ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, учитывая изложенное судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ФИО1 имеет право на назначение пенсии в 61 год, исходя из расчета 60 лет (возраст выхода на пенсию по состоянию на 31.12.2016 года) + 3 года (исходя из приложения 5 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях») - 2 года (в силу ст. 37, ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

Не могут являться основанием для отмены принятого решения доводы апелляционной жалобы о том, что на граждан, пострадавших в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, увеличение пенсионного возраста не распространяется.

Согласно изменениям, внесённым в Закон № 1244-1, увеличение пенсионного возраста не затронет граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф.

Изменения, внесённые Федеральным законом № 35-ФЗ, предусматривают закрепление по состоянию на 31 декабря 2018 года возраста, установленного ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со снижением которого осуществляется назначение пенсий в соответствии с Законом № 1244-1 для всех категорий граждан, подпадающих под данный Закон. Исключение установлено для граждан, подпадающих под данный Закон № 1244-1, из числа государственных служащих, поскольку и в настоящее время, начиная с 2017 года, у этой категории лиц возраст выхода на пенсию по старости в соответствии с Законом № 12-44-1 подлежит увеличению.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы заявителя основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 01 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи