НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 29.10.2012 № 33-4864/2012

Дело № 33-4864/2012

аПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень

29 октября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Григорьевой Ф.М.,

судей

Жегуновой Е.Е., Михеенко К.М.

при секретаре

Сеногноевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Серебрякова А.А. в лице представителя Калинина Д.А., действующего на основании письменной доверенности от <....> года, выданной Обществом с ограниченной ответственностью Правовой центр «Артемьев» во исполнение нотариальной доверенности <....> года, на решение Центрального районного суда города Тюмени от 31 июля 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Серебрякова А.А. к Администрации Тюмени, Департаменту имущественных отношений Администрации Тюмени об обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М.; объяснения Калинина Д.А., представляющего на основании письменной доверенности от <....> года интересы истца Серебрякова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; объяснения Михайлова Р.А., представляющего на основании письменной доверенности от <....>. интересы Администрации города Тюмени и на основании письменной доверенности от <....>. интересы департамента имущественных отношения Администрации города Тюмени, возражавшего против доводов апелляционной жалобы; объяснения Сергеенковой Л.Ю., представляющей на основании письменной доверенности от <....>. интересы Правительства Тюменской области и на основании письменной доверенности от <....>. интересы Главного Управления строительства Тюменской области, возражавшей против доводов апелляционной жалобы; судебная коллегия

установила:

Истец Серебряков А.А. в лице представителя по доверенности Калинина Д.А., обратился в суд с заявлением, с учётом уточнений, к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени (далее по тексту Департамент) и Администрации города Тюмени о признании незаконным отказа в перечислении социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей». Кроме этого истец просил обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени перечислить социальную выплату в рамках подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» (л.д.30).

Требования мотивированы тем, что в соответствии с уведомлением от 07 февраля 2008 года семья истца была признана претендентом на получение социальной выплаты в 2009 году по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Письмом от 11.01.2010 года истцу сообщили, что в связи с окончанием финансового года, бюджетные средства, предусмотренные на реализацию программных мероприятий молодым семьям – участникам программы 2009 года были использованы и выдача свидетельств участникам программы 2009 года в 2010 году не может быть произведена. Приказом Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области от 21 июля 2011 года № 429-п семья истца была включена в список молодых семей – участников на получение социальных выплат в 2011 году.

Однако в 2011 году истцу в выдаче свидетельства отказано со ссылкой на подпункт «д» пункта 1.1 «Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п, которым установлено ограничение в использования социальной выплаты, а именно социальная выплата не может быть направлена на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным или жилищным займам, на приобретение жилого помещения и строительство индивидуального жилого дома, полученным после 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пений за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Вместе с тем, подпункт «д» пункт 1.1. Указанного Положения введен Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2011 года № 575 и начал действовать 30 августа 2011 года. Истец заключил кредитный договор 15 февраля 2011 года, то есть до вступления в законную силу указанного подпункта. Более того, заявка на получение кредита была подана в Банк ещё в 2010 году. Таким образом, нормативные акты, на которые ссылался ответчик при отказе в предоставлении социальной выплаты, вступили в действие после принятия решения о признании семьи Серебрякова А.А. нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении их в число участников подпрограммы, следовательно, как ухудшающие их положение, но могут быть основанием для отказа включения их в список участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Истец Серебряков А.А. и его представитель Калинин Д.А., действовавший на основании письменной доверенности от <....>., в судебном заседании иск поддержали.

Третье лицо Серебрякова А.С. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в её отсутствие (л.д.67).

Представитель ответчиков Администрации города Тюмени и Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени – Осейчук Ю.В., действовавший на основании письменных доверенностей № <....> от <....> года (л.д.61) и № <....> от <....> года (л.д.60), в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Как следует из письменного отзыва, семья истца была включена в резервный список молодых семей на получение социальной выплаты в 2009 году. Фактически социальную выплату истец в 2009г. не получил, в связи с чем, семья истца была включена в список на получение социальной выплаты в 2011 году. Поскольку истец обратился с заявлением именно на погашение ипотечного жилищного кредита, полученного после 01 января 2011 года, тогда как для молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011 - 2015 годы действуют ограничения в использовании социальной выплаты: она не может быть предоставлена на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечных жилищным кредитам, полученным после 01 января 2011 года, поэтому истцу в социальной поддержке было отказано. (л.д. 64-66).

Представитель третьих лиц Правительства Тюменской области и Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области – Сергеенкова Л.Ю., действовавшая на основании письменных доверенностей № <....> от <....> года (л.д.63) и № <....> от <....> года (л.д.62) в судебном заседании полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку заявлены необоснованно и просила в удовлетворении требований отказать.

Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен истец Серебряков А.А. в лице представителя по доверенности Калинина Д.А.

В апелляционной жалобе просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска. Считает, что судом были неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и не был применен закон, подлежащий применению, так как фактически семья истца была признана нуждающейся в жилом помещении и имела право на получение субсидии в порядке и на условиях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Полагает, что судом неверно применены ухудшающие его положение нормы постановления Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78 (в редакции, действовавшей с 30 августа 2011 года) и Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы, поскольку кредит был получен им в феврале 2011 года, анкета-заявление на предоставление кредита подана в декабре 2010 года. Указывает, что право на социальную поддержку в рамках подпрограммы, действовавшей в 2002 - 2010 годах, не было им реализовано по независящим от него причинам. Также по не зависящим от него причинам ему не был выдан в 2010г. кредит, заявку на получение которого он оформил в 2010 году. Считает, что, применив к ранее сложившимся правоотношениям новое законодательство, ответчик ограничил полученный им ранее объем прав, упразднил приобретенное им право на выбор способа реализации социальной выплаты, что противоречит ст. 40 Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда не имеется в связи со следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья. Пунктом 15 указанного постановления предусмотрен заявительный характер участия в подпрограмме и предполагалось представление такого заявления в орган местного самоуправления по месту жительства. Пунктом 22 указанного постановления было установлено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, Правительством Тюменской области было принято постановление от 16 июня 2006 года № 142-п, которым определен, в том числе, порядок формирования списков молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. В силу указанного постановления Правительства Тюменской области такие списки формируются, исходя из времени подачи молодой семьей заявления на участие в подпрограмме, количества детей. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Уполномоченный орган исполнительной власти утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в планируемом году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, решение уполномоченного органа исполнительной власти области по вопросу включения их в указанные списки.

Как следует из материалов дела, Распоряжением администрации города Тюмени от 31 января 2008 года № 62-рк молодая семья истца Серебрякова А.А. признана нуждающейся в жилы помещениях в целях предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья (л.д.11).

В 2009 году молодая семья Серебрякова А.А. была признана претендентом на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и включена в резервный список, о чем уведомлена администрацией города Тюмени (л.д. 12, 13).

В 2010 году федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы прекратила свое действие, а вместе с ней и все входящие в нее подпрограммы, как и подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Социальная выплата в 2010 году, то есть в период действия федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов, семье Серебрякова А.А. предоставлена не была.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Приложением к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту - Правила), предполагающие заявительный характер участия в подпрограмме. Порядок формирования списка молодых семей - участников этой подпрограммы фактически был сохранен прежним.

Вместе с тем, постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п (п. 2.6) установлено, что в 2011 году участниками подпрограммы признаются молодые семьи, включенные в 2006 - 2010 годах в резервные списки на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и не использовавшие право на получение социальной выплаты.

В 2011 году семья Серебрякова А.А. была включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (л.д. 15), в связи с чем, 31 октября 2011 года Серебряков А.А. обратился в департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору (л.д. 18).

Приказом департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от 29 декабря 2011 года № 1666 семье Серебрякова А.А. было отказано в перечислении социальной выплаты, поскольку ипотечный кредит, о получении социальной выплаты на погашение которого обратился истец, был получен Серебряковыми после 01 января 2011 года и приобретенная с помощью этих кредитных средств квартира учтена при определении нуждаемости семьи Серебрякова А.А. в жилье (л.д. 19-22, 23).

Разрешая возникший спор и постановляя решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции мотивировал тем, что у ответчиков отсутствует обязанность по перечислению Серебрякову А.А. социальной выплаты, поскольку с 2011 года действующими нормативно-правовыми актами возможность использования социальной выплаты на погашения долга по ипотечному жилищному кредиту, полученному после 01 января 2011 года, не предусматривается.

Судебная коллегия находит указанный вывод суда первой инстанции правильным, поскольку он не противоречит действующему правовому регулированию и установленным по делу обстоятельствам.

Так, в разделе «Характеристики проблемы» Паспорта подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы указано, что в текущих условиях, когда практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Согласно подп. «г» п. 2 указанных Правил - социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу подп. «е» п. 2, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 575 - и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

В ранее действовавшей редакции данных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам не предполагалась.

Аналогичное регулирование порядка предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома предусматривается постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п (в редакции от 16 августа 2011 года), допускающим использование социальной выплаты для погашения долга по жилищным кредитам, полученным только до 01 января 2011 года.

Ранее действовавшая редакция указанного постановления Правительства Тюменской области такой возможности не предполагала.

Таким образом, возможность получения в городе Тюмени молодыми семьями - участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы свидетельств о праве на социальную выплату с целью погашения долга по кредитам, полученным после 01 января 2011 года, нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном и региональном уровне, не предусматривается и не предусматривалось.

Действующим правовым регулированием предполагается возможность предоставления таких свидетельств молодым семьям лишь на погашение первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Однако, с заявлением о выдаче свидетельства на социальную выплату на погашение первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита Серебряков А.А. не обращался.

При таких обстоятельствах отказ департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени семье Серебрякова А.А. в предоставлении социальной выплаты являлся правомерным.

Оснований для удовлетворения заявленных по настоящему делу Серебряковым А.А. требований у суда первой инстанции не имелось.

Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального права, действовавшие на момент спорных правоотношений.

Поскольку семья Серебрякова А.А. является участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, а принятые в целях её реализации нормативные правовые акты предполагают выдачу свидетельства на социальную выплату на погашение долга по ипотечному кредиту, полученному только до 01 января 2011 года, тогда как Серебряковы получили кредит, за счет которого приобрели квартиру и улучшили свои жилищные условия, после 01 января 2011 года, поэтому доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права являются необоснованными.

В период действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, на которую в обоснование права на выплату ссылается Серебряков А.А., истец был включен лишь в резерв претендентов на предоставление социальной выплаты, до 2010 года включительно кредит на приобретение жилья не получал, жилищные условия своей семьи не улучшал.

В 2011 году подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и принятые в целях ее исполнение правовые акты прекратили действие.

С введением нормативных правовых актов, принятых в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, за молодыми семьями – участниками подпрограммы сохранилось право на социальную выплату на приобретение жилого помещения. Однако, вновь принятыми нормативными правовыми актами возможность погашения молодыми семьями долга по жилищному кредиту средствами указанной выше социальной выплаты не предполагается. При этом, обеспечивается защита в полном объеме прав и интересов тех молодых семей, которые получили жилищные кредиты при прежнем правовом регулировании до 01 января 2011 года и могли рассчитывать в момент их получения на погашение долга по этим кредитам за счет средств социальной выплаты. Однако семья истца к таковым не относится.

О намерении реализовать имевшуюся у истца возможность в 2011 году использовать социальную выплату для направления на иные цели, предусмотренные действовавшими в период улучшения истцом жилищных условий своей семьи правовыми нормами, помимо погашения долга по кредиту, он не заявлял и обоснованность такого заявления не подтверждал.

Довод апелляционной жалобы на изъявление воли на получение кредита с целью приобретения жилого помещения в 2010 году во внимание судебной коллегии не принимается, поскольку с таким обстоятельством действующее законодательство не связывает возможность предоставления молодой семье свидетельства на право получения социальной выплаты на погашение долга по кредиту. Правовое значение в данном случае имеет дата получения кредита, а не дата обращения с заявлением о его получении.

В связи с изложенным апелляционной жалобы удовлетворению не подлежит.

Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Тюмени от 31 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Серебрякова А.А. в лице представителя по доверенности Калинина Д.А., - без удовлетворения.

Председательствующий:   Судьи: