НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 29.08.2022 № 33А-4674/2022

72RS0013-01-2022-004344-97

Номер в суде первой инстанции 2а-4207/2022

Дело № 33а-4674/2022

Апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Колосковой С.Е.

судей

Галяутдиновой Е.Р., Ревякина А.В.,

при секретаре

Семенец Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени №1 на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 02 июня 2022 года, которым в удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 к Ондер Альфине Гапнасировне о взыскании задолженности по обязательным платежам, санкциям, отказано.

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения Ондер А.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 обратилась (далее по тесту – ИФНС России по г.Тюмени №1) в суд с административными исковыми требованиями к Ондер А.Г. о взыскании недоимки по страховым взносам в сумме 26 348 руб. 82 коп. из которых: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (далее – на обязательное пенсионное страхование) за 2017 год в сумме 16 770 руб., пени за 2017 год за период с 04 октября 2017 года по 04 октября 2021 года в сумме 5 257 руб. 95 коп.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее по тексту – на обязательное медицинское страхование) за 2017 год в сумме 3 289 руб. 50 коп., пени за 2017 год за период с 04 октября 2017 года по 04 октября 2021 года в сумме 1 031 руб. 37 коп. Заявленные требования мотивированы тем, что Ондер А.Г. состоит на учете ИФНС России по г.Тюмени №1 с 01 января 2017 года. Была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 07 июня 2011 года по 18 сентября 2017 года. Согласно ст.419 Налогового Кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели. В связи с этим налогоплательщику за период с 01 января 2017 года по 18 сентября 2017 года начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 16770 руб. 00 коп., на обязательное медицинское страхование в размере 3289 руб. 50 коп. Так как страховые взносы не уплачены в установленный срок, Инспекцией начислены пени за период с 04 октября 2017 года по 04 октября 2021 года на обязательное пенсионное страхование в размере 5257 руб. 95 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1031 руб. 37 коп. Плательщику через личный кабинет налогоплательщика направлено требование №144695 от 05 октября 2021 года. Судебный приказ, выданный мировым судьей судебного участка №9 Калининского судебного района г.Тюмени от 23 декабря 2021 года на основании заявления Инспекции, отменен определением 18 января 2022 года в связи с поступившими от Ондер А.Г. возражениями относительно исполнения судебного приказа.

Представитель ИФНС России по г.Тюмени №1 Бикеева А.П., действующая на основании доверенности от 29 декабря 2021 года (л.д.47), в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.

Ондер А.Г. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна ИФНС России по г.Тюмени №1. В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывет, что при проведении мероприятий налогового контроля по правомерности освобождения Ондер А.Г. от уплаты страховых взносов на основании п. 7 ст.430 Налогового кодекса Российской Федерации и пп. 6 п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком - инвалидом, налоговым органом было принято решение об отказе в освобождении налогоплательщика от уплаты страховых взносов в фиксированном размере за период с 01 января 2017 года по 18 сентября 2017 года по причине представления неполного пакета подтверждающих документов, а именно, в связи с непредставлением решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, об установлении периода (код периода «ТРУДЛИЦО»). Также указывается, что письмом от 27 октября 2021 года № 4208/9095 Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Тюменской области по направленному запросу налогового органа от 24 сентября 2021 года № 15-25/040196@ не подтверждены заявленные Ондер А.Г. периоды осуществления ухода трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом. Данная информация направлена 18 ноября 2021 года заказным письмом № 15-28/048588 от 17 ноября 2021 года в адрес налогоплательщика. Указывает, что при отслеживании отправлений по ШПИ 80094666063949 установлено, что направленное вышеуказанное письмо вручено адресату почтальоном 19 ноября 2021 года. Таким образом, информация о неправомерном предоставлении льготы, доначислении страховых взносов, а также указание на предоставлении документов доведена до Ондер А.Г., вместе с тем, попыток урегулирования данного спора налогоплательщиком не предпринято.

В возражениях на апелляционную жалобу Ондер А.Г., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель административного истца ИФНС России по г. Тюмени №1 в заседание суда апелляционной инстанции не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы административный истец извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ИФНС России по г. Тюмени №1.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 ст.8 указанного кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика, плательщика страховых взносов уплатить определенный налог, страховой взнос, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу пункта 9 названной статьи правила, предусмотренные указанной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений данного пункта.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действующего на момент возникновения задолженности, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно части 8 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу частей 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01 января 2017 года Закон № 212-ФЗ утратил силу. Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела Ондер А.Г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя по 18 июля 2017 года.

С учетом положений ст.425 Налогового кодекса Российской Федерации Ондер А.Г. начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 16770,00 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджет в Федеральный фонд ОМС в размере 3289,50 руб.

В адрес ответчика через личный кабинет налогоплательщика направлено требования №144695 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 05 октября 2021 со сроком исполнения до 11 ноября 2021 года (л.д. 21 оборот- 22).

В связи с неуплатой страховых взносов Ондер А.Г. налоговым органом начислены пени за период с 04 октября 2017 года по 04 октября 2021 года на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на обязательное медицинское страхование в размере 5257,95 руб., на обязательное пенсионное страхование в размере 1031,37 руб. (л.д.19-20).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правильно исходил и положений пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса, согласно которым индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

В силу пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» плательщики страховых взносов освобождаются от их уплаты в период ухода, за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Из материалов дела следует, что Ондер А.Г. имеет на иждивении сына О.<.......> года рождения, который согласно справке серии МСЭ-2018 № 0884740 является ребенком-инвалидом с детства (инвалидность установлена бессрочно).

Административным ответчиком Ондер А.Г. были представлены документы, подтверждающие осуществление в 2017 году ухода за ребенком инвалидом, в связи с чем ей 20 апреля 2018 года был направлен ответ ИФНС России по г.Тюмени, согласно которому инспекцией приняты документы для освобождения от уплаты страховых взносов в фиксированном размере в связи с присмотром и уходом за ребенком-инвалидом. В данном ответе указано о том, что Ондер А.Г. освобождена от уплаты страховых взносов в фиксированном размере за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года (л.д.57).

Также судебная коллегия, полагая правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска, исходит из следующего.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются в том числе выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года № 34-П, по смыслу названных положений Налогового кодекса Российской Федерации, акты информационно-разъяснительного характера уполномоченных органов влекут благоприятные последствия для налогоплательщика в случае, если они касаются непосредственно норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах и регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия полагает, что, исходя из обстоятельств дела и приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации, а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Ондер А.Г., получившая ответ из ИФНС по г.Тюмени № 1, вправе была рассчитывать на то, что ее документы, направленные в налоговый орган и подтверждающие осуществление в 2017 году ухода за ребенком-инвалидом, приняты налоговым органом, в связи с чем у нее нет обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2017 года по 18 сентября 2017 года.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что налоговым органом был нарушен срок направления Ондер А.Г. требования об уплате страховых взносов за 2017 год.

В силу пункта 1 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно пункту 2 указанной статьи требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Пунктом 1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с названным пунктом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи.

По общему правилу, установленному абзацем 2 пункта 2 ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей.

В силу пункта 5 ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Учитывая приведенные нормы, принимая во внимание, что деятельность в качестве ИП Ондер А.Г. прекратила с 18 сентября 2017 года, страховые взносы она обязана была бы уплатить не позднее 03 октября 2017 года.

В связи с этим недоимка по страховым взносам должна быть выявлена 04 октября 2017 года, а требование об уплате страховых взносов должно быть направлено Ондер А.Г. не позднее 04 января 2018 года (три месяца со дня выявления недоимки).

Вместе с тем, такое требование было направлено Ондер А.Г. путем размещения в личном кабинете только 06 октября 2021 года (л.д.14).

Судебная коллегия полагает, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля срока, предусмотренного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем сроки осуществления принудительных мер учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Кодекса.

Эта позиция подтверждена в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 1988-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Григорьева Дмитрия Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 7 пункта 1 статьи 31, пунктом 2 статьи 70 и пунктом 7 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации», в котором, в частности, указано, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями Кодекса.

Такая же позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 года № 790-О.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В связи с этим судебная коллегия считает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, а потому решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба – не подлежащей удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Калининского районного суда г.Тюмени от 02 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени №1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационной суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи коллегии: