НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 29.08.2022 № 2-3555/2022

Дело № 33-4563/2022

(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции №2-3555/2022

УИД 72RS0025-01-2022-001864-14)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи:

Чесноковой А.В.

судей: при секретаре-помощнике судьи:

Завьяловой А.В., Малининой Л.Б., Николаеве Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Китова И.Б. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 24 мая 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Китова И.Б. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области об обязании включить периоды работы: с 23.04.1991 по 04.10.1991, с 22.04.1992 по 22.04.1993 в качестве моториста-рулевого НГ 91 в <.......> управлении речного пароходства Главтюменнефтегаза в стаж работы для назначения пенсии в МКС по п. 6. ч 1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях»; с 06.04.1995 по 31.01.1998 в качестве оператора обезвоживающей и обессоливающей установки цеха подготовки и перекачки нефти в производстве добычи нефти, газа и газового конденсата, с 01.02.1998 по 31.12.1998 в качестве оператора технологических установок в переработке нефти, газа и газового конденсата в стаж работы для назначения пенсии в МКС по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» и пп.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать исчислять специальный стаж в периоды: с 06.04.1995 по 31.01.1998, с 01.02.1998 по 08.12.1999, с 09.12.1999 по 31.12.1999, с 01.01.2000 по 31.12.2001 гг. за работу с тяжелыми условиями по Списку № 2 в полуторном размере; определить дату возникновения права на назначение пенсии по п. 2 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.02.2024 года; взыскании расходов по оплате госпошлины в сумме 300 рублей, расходов на оплату услуг представителя в сумме 35.000 рублей, расходов на оплату доверенности в сумме 2.400 рублей, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Китов И.Б. обратился первоначально в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области (далее по тексту Пенсионный фонд), в котором просил включить периоды работы:

-с 23.04.1991 по 04.10.1991, с 22.04.1992 по 22.04.1993 в качестве моториста-рулевого НГ-91 в <.......> управлении речного пароходства Главтюменнефтегаза в стаж работы для назначения пенсии в МКС по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях»;

- периоды работы с 06.04.1995 по 31.01.1998 в качестве оператора обезвоживающей и обессоливающей установки цеха подготовки и перекачки нефти в производстве добычи нефти, газа и газового конденсата, с 01.02.1998 по 31.12.1998 в качестве оператора технологических установок в переработке нефти, газа и газового конденсата в стаж работы для назначения пенсии в МКС по п. 6 ч. 1 ст. 32 и пп.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях». (л.д.7-9)

После уточнения исковых требований истец просил обязать исчислять специальный стаж периоды: с 06.04.1995 по 31.01.1998, с 01.02.1998 по 08.12.1999, с 09.12.1999 по 31.12.1999, с 01.01.2000 по 31.12.2001 за работу с тяжелыми условиями по Списку № 2 в полуторном размере;

- определить дату возникновения права на назначение пенсии по п. 2 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.02.2024 года.

- взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 35 000 рублей, расходы на оплату доверенности в сумме 2 400 рублей. (л.д.105-110)

Исковые требования мотивированы тем, что Китов И.Б. обратился с заявлением с предоставлением пакета документов к Пенсионному фонду, для определения права выхода на пенсию заблаговременно. После проверки документов ПФ сообщил, что страховой стаж составляет 26 лет 03 месяца 23 дня, стаж работы по Списку № 2 (вредные условия труда) – 06 лет 11 месяцев 13 дней, стаж работы в местности, приравненной к работе в районам Крайнего Севера - 22 года 05 мес. Ответчиком указанные периоды работы не были включены в страховой стаж без объяснения причин.

Истцом были предоставлены в ПФ все необходимые документы, подтверждающие, факт работы истца в спорные периоды в местности, приравненной к работе в районах Крайнего Севера, которые в индивидуальных сведениях лицевого счета были отражены без учета льготы.

Кроме того, ответчиком периоды работы с 06.04.1995 по 31.01.1998, с 01.02.1998 по 08.12.1999, с 09.12.1999 по 31.12.1999, с 01.01.2000 по 31.12.2001 гг. за работу с тяжелыми условиями по Списку № 2 в нарушение положений абз. 7 ч. 1 ст. 94 Закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» исчислены не в полуторном размере.

Указывает, что с 1995 года по 2012 год работал на одном предприятии, менялась организационная форма. В связи с включением указанных периодов в льготном исчислении у истца возникнет право на назначении пенсии по достижению возраста 50 лет, то есть с 25.02.2024г.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Китов И.Б. и его представитель Федотова Е.А. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Березин В.Ю. в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований.

Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым, истец Китов И.Б. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, взыскать с ответчика судебные расходы.

Указывает, что выводы суда о том, что периоды с 23.04.1991 по 04.10.1991, с 22.04.1992 по 22.04.1993, с 06.04.1995 по 31.01.1998, с 01.02.1998 по 31.12.1998, отражены в индивидуальных сведениях лицевого счета в льготном исчислении являются ошибочными, поскольку данные периоды зачтены в календарном порядке.

19.09.2021 года истец обращался к ответчику с заявлением о корректировке сведений персонифицированного учета и внесений уточнений в индивидуальный лицевой счет, в чем ему было отказано, корректировка была сделана лишь в ходе судебного заседание и указано, что продолжительность стажа работы с тяжелыми условиями труда составляет 06 лет 11 мес.

Полагает, что суд при разрешении спора неверно руководствовался постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. № 70 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27,28,30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», которое утратило свое действие, а также не учел разъяснения, изложенные в постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, в постановлении Пленума ВС РФ от 11.12. 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Суд не учел, что согласно ст. 94 Закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» периоды его работы с 1995 г. по 2001 г. в местностях приравненных к районам Крайнего Севера подлежат включению в специальный страховой стаж по Списку № 2, а с учётом применением льготы по исчислению их продолжительности в полуторном размере, специальный страховой стаж составляет 13 лет 10 месяцев 16 дней.

Также приводит доводы о том, что необходимо определить дату возникновения права на назначение досрочной страховой пенсии в целях предоставления ему мер социального поддержки как «предпенсионеру».

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tom.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Федотова Е.А. жалобу поддержала.

Представитель ответчика Оптов М.Я. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Истец Китов И.Б. в суд апелляционной инстанции не явился при надлежащем извещении, уважительных причин отсутствия суду не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.

Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что органы ПФ РФ имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет.

Пенсионный фонд РФ осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, Порядок такой корректировки утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 15.10.2019 N 519п (далее - Порядок).

Согласно п. 2 Порядка настоящие правила определяют механизм корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в части: сведений о страховом стаже застрахованного лица (далее - сведения); сведений о заработке за периоды до 1 января 2002 года.

Постановлением Правления ПФ РФ от 04.08.2020 N 540п в пункт 2 внесены поправки, согласно которым Порядок в настоящие время определяет правила корректировки сведений не только о стаже, но и о трудовой деятельности.

В соответствии с п. 3 Порядка Территориальные органы ПФР осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет:

по заявлению застрахованного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее - заявление);

при выявлении территориальным органом ПФР по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, неполных (недостоверных) сведений.

Пунктом 5 Порядка от 15.10.2019 N 519п предусмотрено, что заявление и документы могут быть поданы застрахованным лицом лично либо через своего представителя путем подачи непосредственно в территориальный орган ПФР, а также путем направления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг», «Личный кабинет застрахованного лица» на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявления и документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» уполномоченный территориальный орган ПФР: принимает решение о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее - решение о корректировке); принимает решение об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее - решение об отказе в корректировке); направляет страхователю уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 12 Порядка).

Согласно пункту 14 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления ПФ РФ от 15.10.2019 N 519п в соответствии с решением о корректировке уполномоченным территориальным органом ПФР осуществляется:

- оформление форм документов персонифицированного учета, с уточненными сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете за периоды работы у страхователя, который на момент подачи заявления ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации,

- а также в целях включения в страховой стаж иных периодов деятельности, засчитываемых в страховой стаж.

В силу пункта 19 Порядка при выявлении неполноты (недостоверности) сведений по результатам проверки территориальным органом Пенсионного фонда сведений индивидуального лицевого счета, принимает решение о корректировке; в соответствии с решением о корректировке осуществляет оформление документов персонифицированного учета; выполняет процедуры по включению сведений персонифицированного учета в данные индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Из содержания вышеуказанных правил следует, что застрахованное лицо вправе обратиться в пенсионный орган с заявлением о корректировке, в случае отказа либо отсутствия в сведениях персонифицированного учета сведений о работе, с учетом которой ему может быть досрочно назначена пенсия в суд, где такие сведения могут быть подтверждены путем предоставления доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 56, 60 ГПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.11.2022г. ОПФР по ТО по обращению Китову И.Б. по вопросу корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета было разъяснено, что после поступления в адрес пенсионного фонда ответов на запросы при принятия решения о рассмотрении заявления о корректировке сведений индивидуального лицевого счета возникла техническая ошибка, в результате которой восстановить срок и занести индивидуальные сведения не предоставляется возможным. После устранения технической ошибки, сведения будут занесены на лицевой счет. Уведомление о корректировке будет направлено заявителю на адрес электронной почты. Также указано, что на основании информации, имеющейся в распоряжении ПФ (выписки из индивидуального лицевого счета, форма СЗИ-ИЛС), страховой стаж истца на 31.12.2020 г. составляет 26 лет 03 месяца (при требуемом 25 лет) стаж за период работы с тяжелыми условиями труда условно составляет 06 лет 11 мес. (при требуемом 12 лет 06 мес.) стаж за период работы в районах Крайнего Севера (РКС) при требуемом 15 лет составляет 17 лет 12 мес. (1 год работы в МКС = 9 мес. работы в РКС).

С учетом переходных положений ФЗ от 03.10.2018 г. № 350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий», пенсионный возраст истца увеличен на 5 лет. ПФ указал, что с учетом выработанного стажа истцу условно определено право для досрочного выхода на страховую пенсию по старости при достижении возраста 60 лет, в 2034 году.

В соответствии с п. 2 ст. 33 Закона № 400-ФЗ, с учетом двойного снижения, при наличии выработанного стажа на соответствующих видах работ, и стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 30 и п.2 ч.1 ст. 30 закона № 400-ФЗ возникает у истца при достижении возраста 55 лет, в 2029 году. Также указано, что с 2019 г. предпенсионный возраст для застрахованных лиц начинается за пять лет до нового пенсионного возраста (с учетом переходного периода). (л.д.17-19)

20.04.2022 г. ПФ дополнительно сообщил истцу о том, что на 31.12.2021г. страховой стаж истца составляет 28 лет 09 месяцев (при требуемом 25 лет), стаж за период работы с тяжелыми условиями труда условно составляет 10 лет 08 мес. (при требуемом 12 лет 6 мес.), стаж за периоды работы в районах Крайнего Севера (РКС) и местности, приравненной к ним (МКС), условно составляет 23 года 10 мес. (при требуемом 15 лет РКС и 20 лет МКС (1 год работы в МСК = 09 мес. работы в РКС). С учетом двойного снижения пенсионного возраста, при наличии выработанного стажа на соответствующих видах работ и стажа в районах Крайнего Севера и приравненных в ним местностям, истец может обратиться за досрочным назначением страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 30 и п. 2 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ при достижении возраста 50 лет, в 2024 году. (л.д.142)

В отзыве на исковое заявление ПФ указывает, что на 31.12.2020 г. страховой стаж истца составляет 26 лет 03 месяца (при требуемом 25 лет) стаж за период работы с тяжелыми условиями труда условно составляет 06 лет 11 мес. (при требуемом 12 лет 06 мес.) стаж за периоды работы в РКС условно составляет 17 лет 12 мес. (1 год работы в МКС =09 месяцев работы в РКС (при требуемом 12 лет 06 мес.) В соответствии с п. 2 ст. 33 Закона № 400-ФЗ, с учетом двойного снижения, при наличии выработанного стажа на соответствующих видах работ, и стажа в районах РКС и приравненных к ним местностях, право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 30 и п.2 ч.1 ст. 30 закона № 400-ФЗ возникает у истца при достижении возраста 55 лет, в 2029 году. (л.д. 144-145)

Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Китова И.Б. 1974 г.р., следует, что периоды работы с 23.04.1991г. -04.10.1991 г., с 22.04.1992 г. - 22.04.1992 г., с 12.05.1993 г. -09.12.1994 г., 06.04.1995 – 31.12.1999 г., 01.01.1999 г. – 31.12.1999 г., 01.01.2000-31.12.2001 г. засчитаны для досрочного назначения страховой пенсии по страсти. (л.д.132)

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы истца с 23.04.1991г. по 04.10.1991г., с 22.04.1992г. по 22.04.1993г. в качестве моториста-рулевого НГ-91 в <.......> управлении речного пароходства Главтюменнефтегаза; с 06.04.1995 г. по 31.01.1998г. в качестве оператора обезвоживающей и обессоливающей установки цеха подготовки и перекачки нефти в производстве добычи нефти, газа и газового конденсата, с 01.02.1998г. по 31.12.1998г. в качестве оператора технологических установок в переработке нефти, газа и газового конденсата - включены ПФ в стаж работы для назначения пенсии в МКС по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» и пп.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» в индивидуальных сведениях лицевого счета отражены в льготном исчислении, в связи с чем указанные требования удовлетворению не подлежат. Доводы апелляционной жалобы истца в данной части отклоняются судебной коллегией, поскольку указанные периоды в лицевом счёте указаны с кодом территориальных условий МКС.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части обязании ответчика исчислять специальный стаж в периоды работы с 06.04.1995 по 31.01.1998, с 01.02.1998 по 08.12.1999, с 09.12.1999 по 31.12.1999, с 01.01.2000 по 31.12.2001 гг. за работу с тяжелыми условиями по Списку № 2 в полуторном размере со ссылкой на положения ст. 94 Закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», суд руководствовался постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70, которым утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», где в пункте 1 указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Суд пришел к выводу, что поскольку на момент отмены указанного закона, на 01.01.2002г., Китовым И.Б. не выработан полностью необходимый специальный стаж по Спискам N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, а также постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, то исчисление выработанного им льготного стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления страховой пенсии по старости.

В настоящее время назначение и выплата пенсий осуществляется на основании Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в котором подобных положений о льготном исчислении периодов работы в районах Крайнего Севера не содержится, в связи с чем спорные периоды работы подлежат исчислению в календарном порядке.

Судебная коллегия не может согласится с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно абзацу 7 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в период осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды, при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.

Таким образом, положения статья 94 названного закона предусматривали льготное (кратное) исчисление некоторых засчитываемых в этот стаж периодов, в частности в отношении лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Аналогичные положения содержались в статье 28 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Судом первой инстанции не принято во внимание письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04 июня 2004 года N МЗ-637 «О порядке применения положений Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П» и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, которыми установлено, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату.

Судом не учтено, что разъяснения, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70, даны до принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 29 января 2004 года N 2-П, в котором указано на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Такие же разъяснения даны в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

В абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Таким образом при разрешении спора в указанной части судом первой инстанции не принята во внимание правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, разъяснения, данные в абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», а также положения пункта 8 статьи 13, пунктов 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», предусматривающих применение пенсионного законодательства, действующего в период осуществления трудовой деятельности. В силу действовавшего ранее правового регулирования, подсчет страхового стажа мог производиться с применением положений статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1.

При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене части, с вынесением нового решения об обязании ответчика исчислять специальный стаж в периоды работы с 06.04.1995 по 31.01.1998, с 01.02.1998 по 08.12.1999, с 09.12.1999 по 31.12.1999, с 01.01.2000 по 31.12.2001 гг. за работу с тяжелыми условиями по Списку № 2 в полуторном размере со ссылкой на положения ст. 94 Закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Суд верно отказал истцу в удовлетворении требования об определении даты возникновения права на назначение пенсии по п. 2 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.02.2024 года, поскольку данные требования не основаны на требованиях закона. Кроме того, указал, что 20.04.2022 года ОПФР ТО разъяснило истцу его право на обращение за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 30 и п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ при достижении возраста 50 лет в 2024 году.

Кроме того, из ответов ПФ, на запросы судебной коллегии, следует, что периоды с 23.04.1991 по 04.10.1991, с 22.04.1992 по 22.04.1993 зачтены на лицевом счете застрахованного лица с кодом территориальных условий (МСК), при назначении пенсии будут учтены в льготном исчислении. Периоды работы с 06.04.1995 по 31.01.1998, с 01.02.1998 по 08.12.1999, с 09.12.1999 по 31.12.1999, с 01.01.2000 по 31.12.2001 гг. с связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, а также с кодом территориальных условий (МСК, РКС) при назначении пенсии будут учтен в полуторном размере и составит 10 лет 1 месяц 8 дней.

Страховой стаж истца составляет на 31.12.2021 г. 28 лет 9 месяцев 5 дней.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 185.529.

Право на досрочную пенсию у Китова И.Б. возникает в возрасте 50 лет, то есть 25.02.2024 года.

В силу статей 98,100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, с учетом частичного удовлетворения иска в сумме 15 000 рублей, по оплате государственной пошлины 300 рублей, за выдачу доверенности представителя 2400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Тюмени от 24 мая 2022 года отменить в части отказа исчисления специального стажа как за работу с тяжелыми условиями, взыскании судебных расходов, вынести новое решение, которым

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области исчислять специальный стаж Китова И.Б. в периоды работы с 06.04.1995 по 31.01.1998, с 01.02.1998 по 08.12.1999, с 09.12.1999 по 31.12.1999, с 01.01.2000 по 31.12.2001 гг. за работу с тяжелыми условиями по Списку № 2 в полуторном размере на основании ст. 94 Закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей, по оплате государственной пошлине 300 рублей, за выдачу доверенности представителя 2400 рублей.

В остальной части оставить решение суда без изменения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 31.08.2022 г.