72RS0021-01-2021-001443-18
Номер в суде первой инстанции 2а-1516/2021
Дело№ 33а-4922/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Тюмень |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е. |
судей | Левиной Н.В., Ревякина А.В., |
при секретаре | Красюк А.О. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора Я.Е.С. на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 20 апреля 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Тюменского района в интересах К.Х.Х. к Администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района о признании распоряжения от 18.10.2019 №227 (в редакции от 28.11.2019) в части установления срока расселения многоквартирного жилого дома незаконным отказано.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения представителя прокуратуры А.И.Е.., настаивавшей на доводах апелляционного представления, главы Ембаевского муниципального образования Тюменского района Б.Д.Б., возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, представителя Администрации Тюменского муниципального района Б.А.А. возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор г. Тюмени обратился в суд в интересах К.Х.Х. с административным иском к Администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района о признании распоряжения от 18 октября 2019 года №227 (в редакции от 28 ноября 2019 года, такая дата указана в административном иске) в части установления срока расселения из аварийного многоквартирного жилого дома незаконным. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства на территории Ембаевского муниципального образования, а также по обращению К.Х. по жилищному вопросу, указывая, что в соответствии с Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14 августа 2018 года жилое строение общежитие многоквартирный дом, расположенный по адресу: <.......> из собственности СПК «<.......>» был передан в муниципальную собственность администрации Ембаевского муниципального образования. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22 октября 2018 года внесена запись о регистрации за Ембаевским муниципальным образованием права собственности на указанный жилой дом. Также в иске указывается, что 31 декабря 2020 года в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <.......> произошел пожар, в связи с возгоранием в квартире № <.......>. В результате пожара огнем частично повреждены входной тамбур в квартиры №<.......> и жилые помещения в квартире №<.......>, в том числе произошло полное выгорание коридора и кухни, разрушение наружной стены и оконных блоков. При проведении работ по тушению пожара сотрудниками МЧС произведен разбор несущих стен в квартире №1, демонтаж кровельного покрытия, ориентировочная площадь кровли, подлежащая восстановлению 50%. После разбора несущих стен для тушения пожара со стороны квартиры №1, межкомнатная стена между квартирами №1 и №4 в настоящее время фактически осуществляет функцию наружной стены. Таким образом, жилой дом аварийный и непригоден для проживания граждан по признаку опасности для жизни и здоровья людей. Многоквартирный дом <.......> на основании заключения межведомственной комиссии от 15 октября 2019 года №2 распоряжением администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 18 октября 2019 года №227 признан аварийным и подлежащим сносу; подлежит расселению не позднее 01 января 2029 года. Согласно экспертному заключению от 06 сентября 2019 года №26 ООО Региональный Центр Строительных Исследований «<.......>» физический износ здания составляет 70%, техническое состояние объекта «аварийное». Безаварийная эксплуатация здания жилого дома невозможна, так как выявленные дефекты могут привести к обрушению конструкций вследствие потери несущей способности. Ввиду возможного обрушения конструкций возникает угроза жизни и здоровья граждан. Выполнение восстановительных работ нецелесообразно из-за аварийного состояния здания; капитальный ремонт жилого дома нецелесообразен ввиду значительного износа строительных конструкций, здание подлежит сносу. Общая численность квартир в <.......> составляет 8, количество жителей, зарегистрированных в многоквартирном доме 31 человек, фактически на момент пожара в многоквартирном доме проживало 16 человек. В настоящее время переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Тюменской области осуществляется в рамках региональной программы, утвержденной распоряжением правительства Тюменской области от 21 марта 2019 года №276-рп. В соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в Региональную программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в период с 01 января 2012 до 01 января 2017 года. При этом установленный срок - до 01 января 2029 года для расселения жильцов и сноса дома является чрезвычайно длительным. Учитывая аварийное состояние практически всех конструктивных элементов данного дома, за этот период могут произойти необратимые последствия для граждан. В связи с этим, просит признать Распоряжение администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 18 октября 2019 года №227 (в редакции от 28 ноября 2019 года), в части установления срока расселения из многоквартирного дома по адресу: адресу: <.......> незаконным; обязать администрацию Ембаевского муниципального образования установить срок отселения проживающих лиц из многоквартирного дома по адресу: адресу: <.......> до 31 декабря 2021 года.
Старший помощник прокурора Тюменского района Я.Е.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации Ембаевского муниципального образования Глава Ембаевского муниципального образования Б.Д.Б., действующая на основании решения Думы Ембаевского муниципального образования от 24 сентября 2020 года (л.д.151), в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Представитель Администрации Тюменского муниципального района Я.Р.М. действующая на основании доверенности от 11 января 2021 года (л.д.154), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
К.Х.Х. в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Прокуратура Тюменского района. В апелляционном представлении изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований в полном объеме. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Указывая, что действительно, административным ответчиком представлены доказательства расселения граждан из спорного аварийного многоквартирного дома с предоставлением гражданам, в том числе К.Х.Х., по договору найма жилых помещений маневренного фонда. При этом, считает, что указанное обстоятельство нельзя признать выполнением административным ответчиком обязательства по расселению граждан ранее установленного срока, поскольку правовой режим использования жилого помещения по договору социального найма и по договору найма маневренного фонда различен. Утверждает, что отсутствует оценка установленному администрацией Ембаевского муниципального образования сроку расселения граждан из аварийного жилья до 01 января 2029 года, а административным ответчиком не указаны объективные причины установления столь длительного расселения граждан. Обоснованность установления администрацией Ембаевского муниципального образования такого длительного срока расселения граждан не подтверждена. Кроме того, указывает, что в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно - коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Ссылаясь на ч.1 ст.16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», указывает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае, если действие такой программы начинается после 01 января 2019 года, она утверждается на период до 01 сентября 2025 года. Также отмечает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01 января 2017 года. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», распоряжением Правительства Тюменской области от 21 января 2019 года № 276-рп утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019 - 2025 годы, в которую вошли многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 01 января 2017 года. Распоряжением Правительства Тюменской области от 04 июня 2020 года №476-рп утверждена региональная адресная программа в новой редакции, в соответствии с которой сокращен общий срок реализации программных мероприятий на два года с 2025 до 2023 года. В связи с этим, указывает, что граждане, проживающие в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01 января 2017 года, должны быть отселены до 2023 года. Между тем Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусматривает для субъектов Российской Федерации, выполнивших обязательство по переселению граждан из аварийного жилищного фонда поставленного на учет до 2017 года, дальнейшую финансовую поддержку и для переселения граждан из авариных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 года, из чего следует, что переселение граждан производится не за счет бюджета администрации Ембаевского муниципального образования.
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ней Администрация Тюменского муниципального района, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кучашев Х.Х. в лице его опекуна К.Х. в заседание суда апелляционной инстанции не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы административный истец в лице его опекуна извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения апелляционного представления не заявлено, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на апелляционное представление и дополнений к возражениям, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных названным Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия) органов власти, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействий) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, К.Х.Х. является инвалидом первой группы с детства (л.д.55). Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 11 сентября 2007 года он признан недееспособным (л.д.57-57). Постановлением администрации Тюменского муниципального района № 97 от 27 сентября 2007 года его опекуном назначен К.Х.Х. (л.д.56). К.Х.Х. и его опекун К.Х.., а также Х.Г.Х. (дочь К.Х.) проживают в комнате № 6 многоквартирного жилого дома <.......> по договору социального найма № 12 от 05 апреля 2019 года (59-64).
Прокуратурой Тюменского района по обращению К.Х. проведена проверка по вопросу расселения жильцов из аварийного жилого дома по адресу <.......>, в ходе которой установлено, что решением Арбитражного суда Тюменской области от 14 августа 2018 года на Администрацию Ембаевского муниципального образования Тюменского района возложена обязанность принять в муниципальную собственность жилое строение – общежитие (многоквартирный дом), расположенный по адресу: <.......> (л.д.8-10).
Распоряжением Администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района 18 октября 2019 года № 227 на основании заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 15 октября 2019 года № 2, многоквартирный дом по адресу: <.......> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.24).
Распоряжением Администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района 28 декабря 2019 года № 292/2 в указанное распоряжение внесены изменения, постановлено, что указанный многоквартирный жилой дом подлежит расселению не позднее 01 января 2029 года (л.д.25).
Техническим заключением ООО «Региональный центр строительных исследований» «А.» № 26 от 06 сентября 2019 года общее техническое состояние жилого дома по адресу: <.......>, оценено как непригодное для проживания, аварийное и подлежащее сносу. Общий физический износ дома составляет 70 %. Безаварийная эксплуатация жилого дома невозможна, так как выявленные дефекты могут привести к обрушению конструкций вследствие потери несущей способности. Ввиду возможного обрушения конструкций возникает угроза жизни и здоровья людей. Помимо дефектов, ведущий к обрушению (деформации) конструкций жилого дома, зафиксированы также дефекты, оказывающие влияние на условия проживания граждан в нарушение ст.ст.8, 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». (л.д.39-48)
Также из материалов дела следует, что 31 декабря 2020 года в многоквартирном доме по адресу: <.......>, произошел пожар в связи с возгоранием в квартире № 1.
Согласно заключению ООО «Региональный центр строительных исследований» «А.» № 9-ТО от 01 марта 2021 года степень термического поражения деревянных конструкций значительна: зафиксированы потемнения и обугливания древесины; наличие участков полного выгорания древесины (сквозные прогары, выгорание до золы). В части дома, где был пожар, не пострадал лишь фундамент и несущие конструкции пола. Кроме того, в результате тушения пожара произошло намокание деревянных конструкций, затем их обледенение (пожар произошел в зимний период), и, как следствие, деформация деревянных элементов, а также порча отделочных слоев в помещениях квартир (л.д.28-38).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований прокурора, районный суд пришел к выводу, что произведено полное выселение из жилого дома, в том числе с предоставлением жилых помещений маневренного жилого фонда. В частности, судом указано на то, что 04 марта 2021 года между администрацией Тюменского муниципального района и К.Х. был заключен договор найма жилого помещения маневренного жилого фонда №75/21, в соответствии с которым К.Х.Х. и его сыну К.Х., инвалиду I группы, предоставлено жилое помещение маневренного жилого фонда общей площадью 47,9 кв.м, расположенное по адресу: <.......>
Вместе с тем, с выводом о соответствии закону оспариваемого прокурором распоряжения в части срока отселения жильцом многоквартирного жилого дома адресу: <.......> до 01 января 2029 года судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее также – Положение).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 названного Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В пунктах 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Исходя из изложенного, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако, в случае, если помещение представляет опасность для жизни и здоровья человека, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома.
Решение органа местного самоуправления, которым установлен указанный срок, подлежит проверке в судебном порядке и может быть признано незаконным в случае установления таких обстоятельств.
Принимая во внимание приведенные выше заключения ООО «Региональный центр строительных исследований» «А.», факт пожара в жилом доме, в результате которого произошло не только полное выгорание коридора и кухни квартиры 1, разрушение наружной стены и оконных блоков, а также значительные повреждения и других квартир, установление срока отселения до 01 января 2029 года, то есть спустя более 10 лет после признания дома аварийным, не является разумным.
Факт отселения, в частности, К.Х. и К.Х.Х. в жилое помещение маневренного жилого фонда судебная коллегия не может расценить как исполнение обязанности по предоставлению гражданам другого благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставление гражданами вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу пункта 2 части 6 статьи 180 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда, на немедленное исполнение решения суда, если оно обращено судом к немедленному исполнению.
При определении разумного срока отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным, судебная коллегия исходит из следующего.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01 января 2017 года (пункт 1 части 2 статьи 16 указанного Федерального закона).
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», распоряжением Правительства Тюменской области от 21 марта 2019 года № 276-рп утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019 – 2025 годы, в которую вошли многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 01 января 2017 года.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 04 июня 2020 года № 476-рп утверждена региональная адресная программа в новой редакции, в соответствии с которой сокращен общий срок реализации программных мероприятий на два года с 2025 до 2023 года.
Таким образом, граждане, проживающие в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01 января 2017 года, должны быть отселены до 2023 года.
Между тем Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусматривает для субъектов Российской Федерации, выполнивших обязательство по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поставленного на учет до 2017 года, дальнейшую финансовую поддержку и для переселения граждан из авариных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 года (статья 20.14).
Как следует из представленного Администрацией Тюменского муниципального района, принятого судебной коллегий на основании ч.6 ст.307 и ч.2 ст.308 КАС РФ и исследованного в судебном заседании, адресного перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в него включены многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года, в том числе, 8 из них, на территории Ембаевского муниципального образования (с.Яр), срок расселения которых – 31 декабря 2021 года и 31 декабря 2022 года.
Такие обстоятельства, как количество домов, планируемых к отселению до 31 декабря 2023 года, срок их отселения, сокращение сроков реализации региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на два года, свидетельствуют о наличии возможности установления более ранних сроков для отселения из домов, признанных аварийными после 2017 года. Кроме того, судебной коллегией учитывается, что сведений о включении в программу отселения жилых домов, признанных аварийными и подлежащим сносу после 01 января 2017 года, дома по адресу: <.......> не представлено. Данное обстоятельство подтверждено главой Ембаевского муниципального образования Б.Д.Б. в настоящем судебном заседании.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 установлены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года, в том числе органам исполнительной власти предписано исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда.
проживания жилищного фонда.
Учитывая изложенное, необходимость выполнения поставленных целей и задач, а также невозможность проживания людей в спорном многоквартирном доме без риска для жизни и здоровья и невозможность длительного проживания в маневренном жилищном фонде, судебная коллегия полагает необходимым оспариваемое прокурором распоряжение Администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района от 18 октября 2019 года №227 (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 28 декабря 2019 года) в части установления срока расселения многоквартирного жилого дома признать незаконным и возложить на Администрацию Ембаевского муниципального образования Тюменского района обязанность установить срок отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <.......>, не позднее 31 декабря 2023 года.
При этом конкретный срок отселения граждан в порядке части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит определению Администрацией Ембаевского муниципального образования Тюменского района самостоятельно в пределах предоставленных полномочий, но не позднее указанной даты, что отвечает требованиям обеспечения соблюдения жилищных прав, а также направлено на исключение угрозы жизни и здоровья граждан, проживающих в вышеназванном доме.
Принимая во внимание данные обстоятельства, вышеприведенные нормы права, решение Тюменского районного суда Тюменской области от 20 апреля 2021 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 20 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение:
«Административное исковое заявление прокурора Тюменского района в интересах К.Х.Х. к Администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района от 18 октября 2019 года №227 (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 28 декабря 2019 года) в части установления срока расселения многоквартирного жилого дома.
Возложить на Администрацию Ембаевского муниципального образования Тюменского района обязанность установить срок отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <.......> не позднее 31 декабря 2023 года».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии