Дело № 33-4585/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень 27 августа 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.
судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.
при секретаре Ильященко М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Абатского районного суда Тюменской области от 28 мая 2018 г., которым постановлено:
«В удовлетворении требований ФИО1 к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) о признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Абатский, Викуловский, Сорокинский районы), просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки и возложить на ответчика обязанность предоставить ему меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.
Требования были мотивированы тем, что педагогический стаж истца составляет более 25 лет, в период с 1977 по 2000 годы он работал учителем в Луговской средней школе (село Луговое Тюменского района), после чего вышел на пенсию досрочно. В период трудовой деятельности истец не был поставлен в известность о необходимости включения в списки сотрудников, имеющих право на льготу в виде возмещения расходов на оплату коммунальных услуг. Кроме того, указанной льготой пользовалась его супруга, работавшая фельдшером, что исключало возможность реализации данного права истцом. После переезда на постоянное место жительства в село Б.Сорокино Сорокинского района Тюменской области ФИО1 обратился в местный отдел социальной защиты населения с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату коммунальных услуг, однако получил отказ со ссылкой на то, что он не являлся получателем указанной льготы на момент выхода на пенсию. Истец находит данный отказ неправомерным, поскольку нормы федерального законодательства предусматривают в качестве единственного условия предоставления оспариваемой меры социальной поддержки наличие у пенсионера, проживающего в сельской местности, стажа работы в сельских образовательных организациях не менее 10 лет. В случае с истцом данное условие соблюдается, вследствие чего оснований для отказа в назначении ему льготы не имелось.
В судебное заседание истец ФИО1, представитель ответчика Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский, Сорокинский районы) и представитель третьего лица отдела социальной защиты населения Сорокинского района не явились, дело было рассмотрено судом в их отсутствие. Представителем ответчика в материалы дела представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором он просил отказать в требованиях истца, ссылаясь на то, что в силу пункта 31 Положения о возмещении расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 г. № 202-пк, оспариваемая мера социальной поддержка предоставляется тем пенсионерам из числа педагогических работников, которым на момент выхода на пенсию возмещались расходы на оплату услуг за счет средств областного бюджета. Полагал законным отказ в предоставлении истцу данной льготы, поскольку он не являлся ее получателем на момент оформления пенсии. Обратил внимание на то, что пенсия была назначена истцу через месяц после увольнения с последнего места работы, вследствие чего возможность предоставления ему на тот момент данной меры социальной поддержки была исключена.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец ФИО1, в апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что в 2000 году ему была назначена пенсия по выслуге лет, а пенсию по старости он стал получать лишь в 2010 году. Приводит довод об отсутствии у него необходимости в получении мер социальной поддержки на момент увольнения из школы, поскольку заявленную в иске социальную выплату тогда получала его жена. Ссылается на изменение впоследствии своего семейного положения, что обусловило нуждаемость в оспариваемой льготе. Как и в первой инстанции, считает наличие у пенсионера из числа педагогических работников десятилетнего стажа работы в сельских образовательных организациях достаточным для возникновения права на возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В возражениях относительно апелляционной жалобы истца представитель ответчика Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский, Сорокинский районы) полагает решение суда правильным.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из дела, ФИО1 с 24 октября 2017 г. зарегистрирован и проживает по адресу: <.......> (л.д. 12).
Согласно трудовой книжке истца, в период с 08 августа 1977 г. по 02 сентября 1999 г. он работал учителем в Луговской средней школе (село Луговое Тюменского района Тюменской области), 05 июля 2000 г. истец был принят на работу вновь к тому же работодателю, 12 августа 2000 г. уволен по собственному желанию, 01 января 2008 г. истец был принят на работу в ООО «Лика» на должность <.......> (л.д. 13 - 21).
С 25 сентября 2000 г. истцу была назначена пенсия за выслугу лет на основании статей 80, 84 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пожизненно (л.д. 22).
14 декабря 2017 г. ФИО1 обратился в Межрайонное управление социальной защиты населения (Абатский, Викуловский, Сорокинский районы) с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. В ответе на данное обращение истцу было сообщено об отказе в удовлетворении заявления ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что на момент выхода на пенсию ему возмещались расходы на оплату коммунальных услуг
МАОУ Луговская средняя общеобразовательная школа сведениями о возмещении истцу расходов на оплату коммунальных услуг не располагает (л.д. 27).
Тот факт, что данная льгота истцу никогда не предоставлялась, он не отрицал.
Согласно абзацу третьему части 5 статьи 55 действовавшего в период работы истца педагогом в сельской местности и его выхода на пенсию Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Из действовавших в тот же период Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» и Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» следует, что в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохранялось право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Иными словами, для педагогических работников, имеющих стаж работы в школе сельской местности не менее 10 лет, в качестве условия получения названной льготы после прекращения трудовых обязанностей в тот период необходимо было пользование ею на момент перехода на пенсию.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ абзац третий части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» был дополнен указанием на то, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливались законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 47 действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере социальной поддержки в Тюменской области регулируются Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 331.
Согласно части 1 статьи 24 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 331, в отношении работников образовательных организаций Тюменской области и муниципальных образовательных организаций в Тюменской области осуществляются следующие меры социальной поддержки: 1) возмещение расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений независимо от формы собственности жилищного фонда в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для предоставления социальной поддержки, в размере 100 процентов от установленных тарифов, - в отношении педагогических работников, работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), независимо от их места жительства; 2) возмещение расходов на оплату услуг по отоплению и освещению независимо от формы собственности жилищного фонда, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на приобретение и доставку твердого топлива, в пределах регионального стандарта, установленного для определения нормативов потребления коммунальных услуг, в размере 100 процентов от установленных тарифов - в отношении педагогических работников, работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), независимо от их места жительства.
В силу пункта 2 части 2 данной статьи, социальная поддержка, предусмотренная пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, осуществляется также в отношении проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) пенсионеров из числа педагогических работников, проработавших не менее 10 лет в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), и членов их семей, совместно с ними проживающих.
Порядок и условия предоставления данной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг определены Положением о возмещении расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 г. № 202-пк (далее по тексту - Положение).
В соответствии с подпунктом «ф» пункта 2 Положения, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется путем возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении граждан, работающих в сельской местности или поселках городского типа (рабочих поселках), пенсионеров из числа указанных граждан, совместно проживавших супругов умерших пенсионеров из числа указанных граждан, в отношении которых соответствующие меры социальной поддержки предусмотрены Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» либо которым на день вступления в силу вышеуказанного Закона фактически предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на основании инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР «О Методических указаниях по планированию расходов на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатов» от 23 ноября 1978 г. № 1-165-И.
Согласно пункту 31 Положения, возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, указанным в подпунктах «ф» и «х» пункта 2 настоящего Положения, вышедшим на пенсию, за исключением указанных в пункте 30 настоящего Положения, производится, если на момент выхода на пенсию по старости с учетом права на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пенсионным законодательством общий стаж их работы в сельской местности составлял не менее 10 лет (одновременно или суммарно) и им возмещались расходы на оплату услуг за счет средств областного бюджета.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг вышедшим на пенсию педагогическим работникам Тюменской области, проработавшим не менее 10 лет в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию им указанная мера социальной поддержки предоставлялась.
Постановив обжалуемое решение, суд пришел к выводу о том, что истец не наделен правом на предоставление меры социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, поскольку необходимое условие для назначения пенсионерам из числа педагогических работников данной льготы - пользование ею на момент выхода на пенсию, в случае с ним не соблюдается.
Судебная коллегия находит выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда и принятого судом по делу решения не опровергают
Так, ссылки в жалобе на то, что к моменту увольнения истца из школы мерой социальной поддержки, заявленной в иске, пользовалась его жена, подлежат отклонению за недоказанностью материалами дела. Необходимо также отметить, что о праве на данную меру поддержки как супруг пенсионера из числа граждан, имеющих право на нее, ФИО1 в иске заявлял, возможность получения указанной меры социальной поддержки самим истцом на момент его выхода на пенсию в 2000 году была исключена, поскольку в то время он не работал педагогом в сельской образовательной организации, будучи уволенным в предыдущем месяце по собственному желанию.
Поскольку истец никогда не являлся получателем льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с осуществлением им педагогической деятельности, ссылка в жалобе на назначение ему в 2000 году пенсии по выслуге лет, а в 2010 году - пенсии по старости на принятое судом решение влиять не может.
Доводы жалобы о том, что наличия у истца десятилетнего стажа работы педагогом в сельской школе достаточно для возникновения права на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, не основаны на законе. Как уже указывалось выше, действовавшее в период выхода истца на пенсию правовое регулирование не предусматривало соответствующих положений. В настоящее время условия и порядок предоставления заявленной в иске льготы работникам муниципальных сельских образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований последних. Обязательным условием для компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг вышедшему на пенсию педагогическому работнику Тюменской области является не только его стаж работы педагогом в сельской школе, но и получение им указанной меры социальной поддержки на момент выхода на пенсию.
Иных доводов в апелляционной жалобе не приведено.
Судом первой инстанции правильно и полно определены значимые для дела обстоятельства, дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам, нормам материального права решение суда соответствует, нарушений норм процессуального права судом не допущено, а потому оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Абатского районного суда Тюменской области от 28 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи