Дело № 33а-5612/2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е. |
судей | |
при секретаре | Гатауллиной Д.Д. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Карпова А.А. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 июня 2017 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление ИФНС России по г. Тюмени № 1 к Карпову А.А. о взыскании задолженности по налогам, удовлетворить частично.
Взыскать с Карпова А.А., проживающего по адресу: г. <.......>, в пользу ИФНС России по г. Тюмени № 1 задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 111 308 рублей 30 копеек, в том числе налог в размере 83 590 рублей, пени в размере 27 718 рублей 30 копеек.
Взыскать с Карпова А.А., проживающего по адресу: г. <.......>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 426 рублей 17 копеек.».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения Карпова А.А., настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 (далее по тексту – ИФНС России по г. Тюмени № 1, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Карпову А.А. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 351 858 руб., пени в размере 27 718,30 руб., мотивируя требования тем, что Карпов А.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Тюмени № 1 в качестве физического лица с 02 июня 2004 года, является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, исчисляемого статьёй 227 Налогового кодекса Российской Федерации. 18 августа 2015 года Карповым А.А. в ИФНС России по г. Тюмени № 1 представлен расчет авансовых платежей по налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2015 год, согласно которой уплате в бюджет подлежит налог в размере 83 590 руб., указанная сумма налогоплательщиком оплачена не была. 30 апреля 2016 года Карповым А.А. в ИФНС России по г. Тюмени №1 представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2015 год, в которой отражен доход от адвокатской деятельности в размере 2 330 000 руб., был заявлен налоговый вычет в размере 266 400 руб. Инспекцией налоговый вычет подтвержден в полном объеме. Таким образом, указывается в иске, сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика, составляет 268 268 рублей, тогда как сумма налога, подлежащая уплате за 2015 год с учетом авансовых платежей, по данным налогового органа, составляет 351 858 руб. На указанную сумму Инспекцией были начислены пени в размере 27 718,30 руб.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Тюмени № 1 Герасименко Е.В., действующая на основании доверенности № 13 от 28 декабря 2016 года (л.д. 41), в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Административный ответчик Карпов А.А. в судебном заседании против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, предоставил суду квитанцию от 01 июня 2016 года об оплате задолженности в размере 268 268 руб. 00 коп.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Карпов А.А. В апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 июня 2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ИФНС России по г.Тюмени № 1 в части взыскания пени в суме 91,21 руб., отказав в удовлетворении остальной части требований. Указывает, что размер задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, исходя из суммы дохода, составляющего 2 330 000 руб., а также подтвержденного Инспекцией налогового вычета в размере 266 400 руб., составлял 268 268 руб., при этом, указанная сумма была оплачена им в полном объеме. Считает, что Инспекцией не представлены доказательства в обоснование своих требований. Утверждает, что сумма авансовых платежей не увеличивает общую сумму налога, подлежащей уплате в бюджет, а входит в нее. Уплата авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п.9 ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) производится на основании налоговых уведомлений, в то время как Инспекцией в материалы дела не представлены налоговые уведомления об уплате авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц за 2015 года. Также указывает, что административный истец неверно произвел расчет пени, не представил в материалы дела документальные обоснования сумм, от которых были рассчитаны пени. Полагает, что сумма подлежащей взысканию пени составляет 91,21 руб.
Представитель ИФНС России по г.Тюмени № 1 в заседание суда апелляционной инстанции не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы он был извещен надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, ходатайство об отложении рассмотрения дела по апелляционной жалобе не заявлено, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного истца.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Карпов А.А. является действующим адвокатом состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Тюмени в качестве физического лица с 02 июня 2004 года, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, исчисляемого и уплачиваемого с особенностями, предусмотренными статьей 227 НК РФ.
18 августа 2015 года Карповым А.А. в ИФНС России по г. Тюмени № 1 представлен расчет авансовых платежей по налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2015 год, согласно которому определены авансовые платежи в размере 83 590 руб.
30 апреля 2016 года Карповым А.А. в ИФНС России по г. Тюмени №1 представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2015 год, в которой отражен доход от адвокатской деятельности в размере 2 330 000 руб., а также заявлены налоговые вычеты в общем размере 266 400 руб. (1400 руб. – стандартный налоговый вычет, 265000 руб. – профессиональный налоговый вычет) (л.д.16-24).
Сумма полученного в 2015 году дохода от адвокатской деятельности, как и право на предоставление налогового вычета в указанном размере, административным истцом не оспаривается.
В налоговой декларации Карповым А.А. был исчислен налог на доходы физических лиц, исходя из размера полученного дохода и размера налогового вычета, 268268 руб. (2330000-266400)*13% = 268 268 руб.
Согласно представленному Карповым А.А. чеку-ордеру от 01 июня 2017 года, сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц оплачена в размере 268 268 руб. (л.д.37).
Между тем, как следует из административного иска, Инспекцией размер подлежащего уплате Карповым А.А. налога на доходы физических лиц за 2015 год исчислен с учетом авансовых платежей в размере 83590 руб. (83590 руб. + 268268 руб.).
Согласно п. 8 ст. 227 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 ст. 227 НК РФ видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 и 221 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 227 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет общую сумму НДФЛ, подлежащую уплате в соответствующий бюджет, с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
Таким образом, авансовые платежи по НДФЛ рассчитываются налоговыми органами исходя из сумм предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период, а исчисление и уплата налога по окончании налогового периода производятся налогоплательщиком самостоятельно с учетом сумм авансовых платежей, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
В соответствии со ст. ст. 45 и 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных статьей 48 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Пунктом 9 ст. 227 НК РФ предусмотрено, что авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Таким образом, сроки уплаты авансовых платежей не связаны с датой получения налогоплательщиком их расчета от налогового органа.
Вместе с тем в силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Следовательно, если налогоплательщиком не были получены от налогового органа налоговые уведомления по уплате авансовых платежей по НДФЛ, у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате авансовых платежей по НДФЛ. Доказательств же направления Карпову А.А. уведомления о необходимости уплаты авансовых платежей за 2015 год, не представлено. В то же время если налогоплательщик, не получив налоговое уведомление от налогового органа, самостоятельно исчислит и уплатит авансовые платежи в бюджет, то он вправе учесть их, уменьшив НДФЛ по итогам налогового периода.
Кроме того, авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми внутри налогового периода, такие платежи являются предварительными, неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу. Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, дающих право налоговому органу в принудительном порядке взыскивать с налогоплательщика суммы авансовых платежей, рассчитанных на основании предполагаемого дохода.
В связи с этим судебная коллегия считает, что НДФЛ, подлежащий уплате Карповым А.А. за 2015 года, был исчислен налогоплательщиком правильно в размере 268268 руб., исходя из фактически полученного им в 2015 году дохода в размере 2330000 руб., с учетом налогового вычета в размере 266400 руб.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, решение суда в части взыскания с Карпова А.А. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2015 год подлежит отмене с постановлением по делу нового решения об отказе в иске в данной части.
Кроме того, решение суда не может быть признано законным и в части взыскания с Карпова А.А. пени по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 ст.227 НК РФ общая сумма налога на доходы физических лиц уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно материалам дела, исчисленный за 2015 год налог был уплачен Карповым А.А. 01 июня 2017 года, то есть с нарушением установленного законом срока, в связи с чем согласно ст.75 НК РФ Инспекция вправе была предъявить Карпову А.А. требование об уплате пени, исчисленных на сумму уплаченного с нарушением срока НДФЛ.
Как следует из представленного в обоснование иска расчета пени, сумма пени исчислена за период с 15 октября 2015 года (когда обязанность по уплате НДФЛ еще не наступила) по 16 июля 2016 года, при этом пени начислены на суммы, являющиеся по сути, как следует из указанного расчета, остатком задолженности по НДФЛ за другие периоды (2013, 2014 годы), в то время как по настоящему делу требования о взыскании указанной задолженности не заявляются.
Принимая во внимание положения части 1 ст.178 КАС РФ о принятии судом решения по заявленным административным истцом требованиям, с Карпова А.А. подлежат взысканию пени за один день просрочки – 16 июля 2016 года в размере 19 руб. 21 коп.
Частью 3 ст.111 КАС РФ предусмотрено, что в случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных названной статьей.
Учитывая данные нормы, положения подпункта 1 пункта 1 ст.333.19 НК РФ, решение суда в части взыскания с Карпова А.А. государственной пошлины подлежит изменению путем снижения размера государственной пошлины до 400 руб. Принимая во внимание положения ст.61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», государственная пошлина подлежит взысканию в доход муниципального образования город Тюмень.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 июня 2017 года в части взыскания с Карпова А.А. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2015 год отменить, принять в указанной части новое решение об отказе Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 в иске в названной части.
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 июня 2017 года в части взыскания с Карпова А.А. пени и государственной пошлины изменить, снизив размер пени до 19 рублей 21 копейки, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход муниципального образования город Тюмень, до 400 рублей.
Председательствующий
Судьи коллегии