НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 26.07.2021 № 2А-225/2021

72RS0015-01-2021-000210-58

Дело № 33а-3983/2021

В суде первой инстанции № 2а-225/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

26 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Левиной Н.В.

судей

Галяутдиновой Е.Р., Глушко А.Р.,

при секретаре

Семенец Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 15» (с. Нижняя Тавда), а также апелляционной жалобе лица, не привлеченного к участию в деле Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 16 марта 2021 года, которым постановлено:

«в удовлетворении административного искового заявления Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница № 15" (с.Нижняя Тавда) к Государственной инспекции труда в Тюменской области о признании незаконным и отмене предписания государственной инспекции труда от 09 февраля 2021 г. № 57-21-И/12-731-И/58-5 «Об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»- отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., объяснения представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 15» (с. Нижняя Тавда) Анисимовой И.А., Волокитина С.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы и полагавших, что апелляционная жалоба Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации подлежит удовлетворению, объяснения представителя Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Веселовой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы своего доверителя и полагавшей, что апелляционная жалоба Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 15» (с. Нижняя Тавда)подлежит удовлетворению, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Областная больница № 15» (с. Нижняя Тавда) (далее по тексту также - ГБУЗ ТО «Областная больница № 15», Учреждение) обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Тюменской области о признании незаконным и отмене предписания № 57-21-И/12-731-И/58-5 от 09.02.2021 «Об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Требования были мотивированы тем, что по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной Главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тюменской области - Акуловой О.Л. административному истцу выдано предписание № 57-21-И/12-731-И/58-5 от 09.02.2021 «Об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» находит данное предписание незаконным поскольку административный истец не согласен с выводами инспекции о том, что работник К. на момент несчастного случая действовал в интересах работодателя, выполняя обязанности, определенные трудовым договором, в частности, направлялся за оставленным у пациента медицинским прибором, принадлежащим учреждению. Продолжительность времени работы данного сотрудника была определена графиком работы, утвержденным главным врачом ГБУЗ ТО «Областная больница № 15 (с. Нижняя Тавда) с 08:00 до 16:48 часов. 17.12.2020 в ходе выезда выездной профилактической бригады с целью раннего выявления заболеваний в населенный пункт д. Московка Нижне-Тавдинского района, К. в доме одной из пациенток были оставлены медицинские приборы (пульсоксиметр и тонометр), принадлежащие ГБУЗ ТО «Областная больница № 15 (с. Нижняя Тавда). Из объяснений сотрудников учреждения следует, что пациент собиралась вернуть оставленные у нее приборы в воскресенье 20.12.2020 и необходимость следовать за ними самостоятельно у К. отсутствовала, соответствующих поручений ему никто не давал. Смерть К. наступила в 18 часов 20 минут на 52 км трассы Тюмень-Н.Тавда (напротив кафе-бар «Самовар»), медицинского оборудования на месте происшествия обнаружено не было. С указанием Трудовой инспекции на отсутствие выполнения обязательных процедур, предусмотренных специальной оценкой условий труда, административный истец также не согласен. Информирование К., принятого 01.04.2020 на работу на должность фельдшера кабинета раннего выявления заболеваний, с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте не представлялось возможным в силу объективной причины, поскольку отчеты о проведении такой оценки в соответствии с договором с АНО «Тюменский межрегиональный центр охраны труда» от 30.12.2020 поступили в адрес учреждения 30.12.2020, после смерти К. Отсутствие закрепления приборов за работником К. также вменено административному истцу необоснованно, так как материально-ответственным лицом кабинета раннего выявления заболеваний, где работал К., была назначена фельдшер У., с которой был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Такие выявленные инспектором нарушения, как допуск к работе без проведения инструктажа по охране труда, без стажировки на рабочем месте, без обучения и проверки знаний по охране труда, не связаны с гибелью К. в результате дорожно-транспортного происшествия. Указание административного ответчика на нарушение сроков и порядка расследования несчастного случая с К. (невключение в состав комиссии представителей ГИТ, ФСС и профсоюза, ненаправление извещения установленного образца в прокуратуру, ФСС и другие органы, несвоевременный и неполный сбор материалов для расследования) неправомерно ввиду того, что произошедший с К. несчастный случай, по мнению учреждения, не связан с производством.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» (с. Нижняя Тавда) – Анисимова И.А. заявленные административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Тюменской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна представитель ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» Смоляренко А.М., которая в апелляционной жалобе просит решение Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 16 марта 2021 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что суд первой инстанции необоснованно согласился с оспариваемым предписанием. Считает, что оснований для применения и исполнения ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» требований статей 227, 229, 229.1, 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации по факту смерти фельдшера К. не имелось, поскольку непредвиденное событие, повлекшее смерть фельдшера К., в следствие дорожно-транспортного происшествия, не является несчастным случаем на производстве. Полагает, что в силу того, что на месте происшествия не было обнаружено медицинское оборудование, утверждать о том, что К. направился за медицинским оборудованием, выполняя обязанности, определенные трудовым договором в интересах работодателя, не имеется. Указывает о невозможности ознакомить К. с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте ввиду поступления отчетов о проведении такой оценки 30.12.2020 в рамках договора с АНО «Тюменский межрегиональный центр охраны труда», то есть после смерти К. Отсутствие закрепления приборов за работником К. также вменено административному истцу необоснованно, так как материально-ответственным лицом кабинета раннего выявления заболеваний, где работал К., была назначена фельдшер У., с которой был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Такие выявленные инспектором нарушения, как допуск к работе без проведения инструктажа по охране труда, без стажировки на рабочем месте, без обучения и проверки знаний по охране труда, не связаны с гибелью К. в результате дорожно-транспортного происшествия.

Также на решение Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 16 марта 2021 года поступила жалоба Государственного учреждения Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту также - ГУ ТРО ФСС РФ), полагающего, что ГУ ТРО ФСС РФ является лицом, которое неправомерно не было привлечено к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку судом не привлечено к участию в деле лицо, на права и обязанности которого влияет решение суда первой инстанции. Указывает, что в случае оформления акта о несчастном случае на производстве событие, произошедшее с работником будет квалифицироваться как несчастный случай, связанный с производством, что порождает обязанность ГУ ТРО ФСС РФ осуществить обеспечение по страхованию, согласно пункта 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», то есть принятое решение влияет на права и обязанности ГУ ТРО ФСС РФ, как страховщика по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о необходимости расследования и учета несчастного случая в соответствии со статьями 227, 229, 229.1, 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку дорожно-транспортное происшествие произошло с К. в нерабочее время, не на территории работодателя, без поручений работодателя.

На апелляционные жалобы поступили возражения Государственной инспекции труда в Тюменской области, в которых изложена просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционных жалоб – без удовлетворения.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Тюменской области, в судебное заседание не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы указанное лицо извещено надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьёй 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9).

В соответствии с требованиями ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием к удовлетворению заявленных административным истцом требований является как не соответствие оспоренных решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, так и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Полномочиями Государственной инспекции труда в силу статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – ТК РФ) являются: осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; анализ обстоятельств и причины выявленных нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; проверка соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; проверка соблюдения требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

Статьёй 21 ТК РФ определено, что работник имеет право на: заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

В свою очередь, работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 22 ТК РФ).

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (статья 209 ТК РФ).

В силу статьи 211 ТК РФ, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно статье 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 названного Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности; ознакомление работников с требованиями охраны труда.

В силу требований статьи 219 ТК РФ каждый работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

При этом, статьёй 225 ТК РФ определено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы. Государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Государство обеспечивает подготовку специалистов в области охраны труда.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту также - Федеральный закон № 125-ФЗ).

Названный закон определяет несчастный случай на производстве как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных названным Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть (статья 3).

Расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли: в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора; при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая (статья 227 ТК РФ).

При несчастных случаях, указанных в статье 227 названного Кодекса, работодатель (его представитель) обязан: немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего; принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой (статья 228 ТК РФ).

В силу требований статьи 229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности. При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе. Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней (статья 229.1 ТК РФ).

При расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего. Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством: смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом; смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние. Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает степень вины застрахованного в процентах.

Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем). Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда (229.3 ТК РФ).

Статьёй 357 ТК РФ определено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации (статья 230 ТК РФ).

Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме. Один экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего, председателем комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая) в трехдневный срок после представления работодателю направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем, у которого произошел данный несчастный случай. Копии указанного акта вместе с копиями материалов расследования направляются: в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, - по несчастным случаям на производстве, происшедшим в организациях или на объектах, подконтрольных этому органу, а при страховом случае - также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), закончившихся смертью, вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего направляются председателем комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая на производстве) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и соответствующее территориальное объединение организаций профессиональных союзов для анализа состояния и причин производственного травматизма в Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике. По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве (статья 230.1 ТК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.04.2020 между ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» и К. был заключен трудовой договор № 54, из которого следует, что К. был принят на должность фельдшера в поликлинике отделения медицинской профилактики кабинета раннего выявления.

Восемнадцатого декабря 2020 года на 52 км автодороги Тюмень-Нижняя Тавда Нижнетавдинского района Тюменской области произошло дорожно - транспортное происшествие, в результате которого пешеход К. от полученных травм скончался на месте происшествия.

Приказом (распоряжением) руководителя Учреждения от 24.12.2020 № 728 «О проведении служебного расследования в связи с внештатной ситуацией, возникшей в Учреждении, а именно вещания видеоматериала на общероссийском Федеральном канале «НТВ», - создана комиссия для проведения служебного расследования по обстоятельствам, изложенным 23.12.2020 в указанном видеоматериале, в составе 3-х человек, в том числе: главный врач Учреждения, пресс-секретарь Учреждения, юрисконсульт Учреждения.

В ходе служебного расследования комиссией собраны и исследованы следующие документы: объяснения Петрова ИС. от 24.12.2020; объяснения М. от 24.12.2020; объяснения С. от 24.12.2020; объяснения П. от 24.12.2020; объяснения К. от 24.12.2020; объяснения Ф. от 24.12.2020.

Так, главная медицинская сестра П. в письменных объяснениях сообщила, что в пятницу 18.12.2020 узнала от Ф., что он при подготовке к выезду обнаружил отсутствие медицинских аппаратов (пульсоксиметра и тонометра). После обеда где-то между 13:00 и 14:00 в коридоре она встретила К. и сказала, что надо найти оборудование. Подробно они с ним это не обсуждали, после чего разошлись. После этого П. с К. не виделась.

Старший акушер Ф. в письменных объяснениях указал, что в пятницу 18.12.2020, приступив к исполнению своих должностных обязанностей при подготовке к выезду и проверив содержимое медицинской укладки, выявил отсутствие в ней кофры с пульсоксиметром и тонометром. Так как в предыдущий день на выезд ездил К., он спросил у него, не знает ли тот, где медицинские приборы. К. ответил, что не знает, возможно, приборы остались в машине, на которой осуществлялся выезд 17.12.2020 в д. Московка. Проверив машину, Ф. не нашел в ней пульсоксиметра и тонометра, после чего уточнил у К., не помнит ли он, где мог их оставить. К. ответил, что не помнит, но постарается выяснить. После этого Ф. поехал на выезд, в ходе которого созвонился с К., посоветовал связаться с Велижанской участковой больницей и попросить сотрудников больницы помочь найти приборы и связаться с гражданами, у которых они возможно были оставлены. Около часа дня Ф. сообщили, что приборы найдены и в понедельник на следующей неделе пациент их вернет. После этого Ф. с К. в течение дня не виделся и не общался.

Г. в письменных объяснениях указала, что 18.12.2020 утром, около 10 часов, она обратила внимание, что К. чем-то расстроен. На ее вопрос «Что случилось?» он ответил, что потерял тонометр и пульсоксиметр и на него наорали Ф. и П.П., со слов К., сказала, что хоть иди пешком, но до 16:00 оборудование должно быть на месте. Во втором часу дня, видя его подавленное состояние, Г. в его присутствии позвонила работнику М., объяснив ей ситуацию, попросила съездить в д. Московка и забрать аппарат, но женщина-пациент была на работе и могла передать аппарат лишь в понедельник. К. слышал данный разговор, но сказал, что все равно пойдет пешком.

По результатам проведенной служебной проверки комиссией по результатам проведенной служебной проверки составлен акт от 24.12.2020, из которого следует, что изложенные в репортаже НТВ обстоятельства гибели К. не подтвердились, в частности не подтвердилась дача поручений (устных или письменных) кем-либо из старшего медперсонала ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» К. для возвращения медицинских приборов - пульсоксиметра и тонометра из Московки в Нижнюю Тавду, или иные населенные пункты района. С учетом изложенного, комиссия пришла к выводу о том, что гибель сотрудника К. 18.12.2020 произошла за пределами его установленного рабочего графика (с 8 час. 00 мин до 16 час. 48 мин) и не связана с осуществлением им его служебных (должностных) обязанностей.

В связи с выявленным несчастным случаем (информация в СМИ) и получения сведений, объективно свидетельствующих о нарушении, порядка расследования несчастного случая, на основании поручения руководителя Государственной инспекции труда в Тюменской области от 25.01.2021, главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Тюменской области с участием главного технического инспектора труда Тюменского областного совета профессиональных союзов, главного специалиста отдела страхования профессиональных рисков Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведено расследование данного случая, по итогу которого составлено заключение государственного инспектора труда № 72/8-57-21-И/12-731-И/58-5 от 09.02.2020.

Из заключения государственного инспектора труда № 72/8-57-21-И/12-731-И/58-5 от 09.02.2020 усматривается, что Инспекцией сделан вывод о том, что смерть пострадавшего К. наступила в результате наезда транспортного средства при действии К. в интересах работодателя, поскольку на момент происшествия несчастного случая работник действовал в интересах работодателя, выполняя обязанности, определённые трудовым договором, в части направлялся за оставленным у пациента медицинским прибором, принадлежащим учреждению. На основании изложенного в указанном заключении сделан вывод о том, что данный несчастный случай подлежит квалификации как связанный с производством, оформлению актом формы Н-1. Среди причин, вызвавших несчастный случай, Инспекцией названы неудовлетворительная организация производства работ руководством ГБУЗ ТО «Областная больница № 15», выразившаяся в отсутствии выполнения обязательных процедур, предусмотренных системой управления по охране труда, так как: Положение о системе и охране труда не разработано, К. не проинформирован о СУОТ на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от вредных производственных факторов, в части реализации мероприятий по управлению социальными рисками; работник К. был допущен к работе без проведения инструктажа по охране труда: вводного и на рабочем месте, без стажировки на рабочем месте; без обучения и проверки знаний по охране труда; К. не был ознакомлен с условиями труда на рабочем месте; отсутствует закрепление оборудования (приборов) за работниками, – чем допущено нарушение требований, установленных положениями статей 21, 22, 76, 209, 211, 212, 219, 225 Трудового кодекса Российской Федерации; подпунктов 2.1.2-2.1.5; 3.4-3.7 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29; положений Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Также Государственная инспекция труда в Тюменской области предписанием № 57-21-И/12-731-И/58-5 от 09.02.2021 «Об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» обязало ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» устранить следующие нарушения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права: отменить акт расследования несчастного случая с К., проведенного ранее комиссией предприятия; издать приказ об отмене; оформить акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве пострадавшего К. в соответствии с заключением Государственного инспектора труда в Тюменской области от 09.02.2021; утвердить и заверить его печатью; один экземпляр Акта форма Н-1 о несчастном случае на производстве выдать направить родным К.; довести обстоятельства несчастного случая до работников ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» (с. Нижняя Тавда), провести внеплановый инструктаж; организовать всем работникам проведение: вводного инструктажа по охране труда и на рабочем месте обученным по охране труда в учебном центре лицом; не допускать до работы работников: не прошедших инструктажи: вводный и на рабочем месте по охране труда; организовать работу по системе управления по охране труда на предприятии согласно требований приказа Министерства труда и социальной защиты России от 19 августа 2016 г. № 438Н, в том числе в части включения информации о существующем риске повреждения здоровья в трудовой договор работников; организовать вновь прибывшим работникам прохождение стажировки на рабочем месте; провести специальную оценку условий труда (СОУТ) рабочих мест работников (фельдшера кабинета раннего выявления заболеваний и др.); заключить договор с организацией, которая имеет право проведения специальной оценки условий труда; организовать проведение проверки знаний по охране труда всем работникам обученными лицами по охране труда в учебном центре; не допускать работников без обучения и проверки знаний по охране труда; организовать работу по закреплению оборудования (приборов) за работниками, ознакомить работников под роспись; ознакомить с материалами расследования несчастного случая по требованию законного представителя (иного доверенного лица) пострадавшего, зарегистрировать данный несчастный случай в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме; материалы расследования несчастного случая происшедшего с К. хранить 45 лет; организовать обучение и проверку знаний требований охраны труда в учебном центре: руководителям, специалистам в установленном порядке; по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (К.) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую Государственную инспекцию труда сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8. О выполнении предписания сообщить в срок до 12.03.2021.

Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» о признании незаконным и отмене предписания № 57-21-И/12-731-И/58-5 от 09.02.2021 «Об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», исходил из того, что из материалов дела следует, что К. на момент гибели совершал правомерные действия в интересах работодателя, направляясь за ранее оставленным им у пациента медицинским оборудованием, принадлежащим административному истцу. В этой связи, как указано судом первой инстанции, произошедший с К. несчастный случай был правомерно расценен Государственной инспекцией труда в Тюменской области как связанный с производством.

Вместе с тем, в силу положений статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 229.2 ТК РФ).

Если при расследовании несчастного случая с застрахованным лицом установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия (в предусмотренных названным Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает степень вины застрахованного в процентах (статья 229.2 ТК РФ).

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в числе других физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем (абзац второй пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 125-ФЗ).

В соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующими вопросы расследования несчастных случаев на производстве (статьи 227 - 231), работодатель обязан немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего (ст. 228); при расследовании несчастного случая, в том числе, со смертельным исходом с застрахованными лицами в расследовании принимают участие представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя), а по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо, либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования (ст. 229); работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве со смертельным исходом обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию (ст. 230); при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица) имеют право на участие в урегулировании разногласий по результатам расследования несчастного случая (ст. 231).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 125-ФЗ если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании. При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.

Из указанных норм права в их правовой взаимосвязи, следует, при расследовании несчастных случаев, произошедших с застрахованными лицами со смертельным исходом, привлекаются представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) а также законный представитель, или иное доверенное лиц, находящихся на иждивении потерпевшего, либо состоявших с потерпевшим в близком родстве или свойстве. При этом результаты расследования несчастного случая, в том числе в части установления вины пострадавшего в несчастном случае, затрагивают права всех вышеперечисленных лиц, в то время, как ни ГУ Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ни лица, находящиеся на иждивении потерпевшего, либо состоявших с потерпевшим в близком родстве или свойстве, к участию в деле привлечены не были.

В силу требований пункта 4 части 1 ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В соответствии с пунктом 3 ст. 309 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое решение суда первой инстанции затрагивает вопрос о правах и обязанностях вышеуказанных лиц, к участию в деле не привлечённых, судебная коллегия приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда первой инстанции и о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 16 марта 2021 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Нижнетавдинский районный суд Тюменской области.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии