НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 25.05.2020 № 33-1199/20

Дело № 33-1199/2020

(УИД 72RS0025-01-2019-006500-26)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

25 мая 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего:

Елфимова И.В.

судей:

при секретаре- помощнике судьи

Пуминовой Т.Н., Чесноковой А.В.

Бекшеневе Р.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 29 октября 2019 года по гражданскому делу № 2-6959/2019, которым постановлено:

«Исковые ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконным приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № 257 от 30.01.2018 года о снятии ФИО3 с составом семьи 2 человека, включая ФИО2 с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени восстановить ФИО3 с составом семьи 2 человека, включая ФИО2, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 20.05.2010 года.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени предоставить ФИО3 с составом семьи 2 человека, включая ФИО2, жилое помещение муниципального жилищного фонда требуемой площади по договору социального найма.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в пользу ФИО3 расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав объяснения истца и его представителя Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени ФИО6, действующей на основании доверенности № 195 от 26 декабря 2019 года и поддержавшей доводы жалобы в полном объеме, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец ФИО3 обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени, с учётом увеличения исковых требований просила признать незаконным Приказ № 257 от 30.01.2018 года о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, восстановить ФИО3 с составом семьи 2 человека в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, обязать предоставить семье истца из двух человек жилое помещение по договору социального найма, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что истец с несовершеннолетним сыном ФИО2, 2008 года рождения, зарегистрированы и проживают по адресу: г. Тюмень, <.......>. В указанную квартиру были вселены как члены семьи нанимателя - сестры истца ФИО7 В 2009 году семья истца в составе двух человек была признана малоимущей, на основании распоряжения Главы Администрации города Тюмени от 20.05.2010 года № 513-рк принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В 2014 году <.......>, в котором проживает ФИО3, был признан аварийным, в связи с чем, она обратилась в администрацию г. Тюмени и номер её очереди в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий изменился с 364 на 48. 27.10.2017 года по сообщению сотрудника Департамента ФИО3 должна была получить уведомление, а также перечень необходимых документов для предоставления жилого помещения по договору социального найма на состав её семьи. Однако 11.12.2017 года ответчиком принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги по причине отсутствия оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также непредставления документов, необходимых для принятия решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а именно согласия на обработку персональных данных зарегистрированных в занимаемом семьей истца жилом помещении Шолоховой и Агеевой. Указанное решение было отменено судом. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы истец узнала, что в отношении неё вынесено решение о снятии её с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях. По запросу истца копия Приказа № 257 от 30.01.2018 года была получена в мае 2018 года, в связи с чем ФИО3 считает, что ею не пропущен срок для обжалования указанного приказа. Данный приказ истец считает незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, поскольку нарушены её права и законные интересы, а также она подлежит восстановлению в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, её представитель ФИО8 исковые требования поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени ФИО9 исковые требования не признала.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района не явился.

Суд постановил указанное выше решение, с которыми не согласен ответчик Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени в лице представителя ФИО1 В апелляционной жалобе она просит решение Центрального районного суда г. Тюмени от 29 октября 2019 года отменить, принять новое решение (л.д. 82-87).

В доводах апелляционной жалобы заявитель выражает несогласие с принятым решением в связи с нарушением судом норм материального права. Ссылаясь на ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8.1, 10 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений в Тюменской области», указывает, что для определения гражданина в качестве малоимущего и признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения законом субъекта установлено наличие двух обстоятельств в совокупности:

- низкий доход,

- независящие причины, послужившие получению низкого дохода.

При этом независящие причины определяются в рамках предоставления адресной социальной помощи, сведения об оказании гражданину адресной социальной помощи являются необходимыми для принятия органом местного самоуправления решения о постановке граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие». Между тем, как указывает заявитель, адресная социальная помощь семье ФИО3 в 2017 года не оказывалась, считает, что справка ГКУ ТО «Центр обеспечения мер социальной поддержки» от 18.12.2017 года не подтверждает получение истцом адресной социальной помощи в установленном порядке. Учитывая, что ФИО3 на основании приказа № 257 от 30.01.2018 года была снята с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то, как полагает заявитель, оснований для возложения на Департамент обязанности по предоставлению истцу на состав семьи жилого помещения у суда не имелось. Также считает необоснованным решение суда в части взыскания с Департамента расходов по оплате госпошлины, поскольку ответчик освобождён от её уплаты в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Истец ФИО3, представитель третьего лица Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации г. Тюмени от 20.05.2010 года № 513-рк ФИО3 с 03.03.2010 года состоит на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: в списке «Граждане, признанные малоимущими и нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма», с составом семьи 2 человека (л.д. 29-30).

30 октября 2017 года ФИО3 обратилась в Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени с заявлением о предоставлении по договору социального найма жилого помещения на состав семьи 2 человека.

Приказом от 30.01.2018 года № 257 ФИО3, проживающая по адресу: г. Тюмень, <.......> составом семьи 2 человека, включая сына ФИО2, снята с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основанием для снятия с учёта послужили утрата оснований, дающих гражданину право на получение жилого помещения по договору социального найма, отсутствие оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (не подтверждают факт наличия независящих причин низкого уровня доходов, в связи с чем не могут быть признаны малоимущими в целях получения жилого помещения по договору социального найма).

Согласно направленной Департаментом имущественных отношений администрации г. Тюмени ФИО3 информации от 06.05.2019 года № 44-07-1284/19 в качестве оснований снятия заявителя с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма указано:

- не предоставление согласия на обработку персональных данных лиц, зарегистрированных в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Тюмень, <.......>;

- на дату принятия решения 11.12.2017 года, согласно ответа Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района в рамках межведомственного взаимодействия получена информация, семья заявителя признана малоимущей для получения государственной социальной помощи, вместе с тем, в 2017 году адресная социальная помощь семье ФИО3 не назначалась.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств и доказательств, представленных сторонами, учитывая положения ст.ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», обоснованно указал на то, что адресная социальная помощь является одним из видов поддержки отдельных категорий граждан в Тюменской области и не является единственным доказательством признания граждан малоимущими.

При этом, по смыслу действующего законодательства, получение адресной социальной помощи является одним из подтверждений независящих от гражданина причин низкого дохода, однако, само по себе не влияет на наличие возможности к признанию гражданина малоимущим в целях предоставления ему жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

По общему правилу, установленному статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.

В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Административным регламентом, утвержденным Постановлением Администрации города Тюмени от 18.09.2017г. № 553-пк установлен порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Исходя из анализа положений Закона Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», статей 16, 17 Закона Тюменской области от 28.12.2004г. № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», согласно которых социальная поддержка малоимущих граждан, проживающих в Тюменской области, осуществляется путем оказания им адресной социальной помощи, право на нее имеют проживающие в Тюменской области малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже установленной по Тюменской области величины прожиточного минимума на душу населения или по соответствующей социально-демографической группе, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что адресная социальная помощь является одним из видов поддержки отдельных категорий граждан в Тюменской области, и не является единственным доказательством признания граждан малоимущими.

Порядок ведения органами местного самоуправления в Тюменской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (далее по тексту - Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года №137), согласно ст. 6 которого нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны граждане, соответствующие в совокупности следующим условиям:

1. постоянно проживают в Тюменской области не менее 5 лет (за исключением детей в возрасте до 5 лет);

2. признаны в порядке, установленном настоящим Законом, малоимущими или относятся к одной или нескольким категориям граждан, указанным в статье 7 настоящего Закона;

3. имеют основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (граждане, относящиеся к категориям, указанным в статье 7 настоящего Закона, также не должны иметь установленных статьей 8 настоящего Закона оснований, исключающих возможность признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области).

При этом признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления одновременно с признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном настоящим Законом (ч.1 ст.8.1 настоящего Закона).

Для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, применяется порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, установленный федеральным законом для оказания государственной социальной помощи. При расчете размера дохода, приходящегося на каждого

члена семьи, в целях настоящего Закона учитываются все виды доходов, установленные Правительством Российской Федерации для оказания государственной социальной помощи (абзац первый ч.3 ст.8.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137).

При этом, согласно абзаца второго ч.3 ст.8.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 в действующей редакции, органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по не зависящим от них причинам, указанным в Законе Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» или признанным таковыми по решению органов местного самоуправления, ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного по Тюменской области.

Перечень документов, необходимых для решения вопроса о признании гражданина малоимущими в целях учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрен статьей 8.2 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137. При этом, документы, перечисленные в данной статье за исключением заявления, представляются заявителем по желанию. Получение сведений, не подтвержденных документами, предоставляемыми заявителем, осуществляется в порядке межведомственного запроса.

Получение адресной социальной помощи является одним из подтверждений независящих от гражданина причин низкого дохода, однако, само по себе не влияет на наличие возможности к признанию гражданина малоимущим в целях предоставления ему жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Как указано выше, семья ФИО3 согласно справке № 30010260735Д/5 от 26.07.2017 года признана малоимущей, среднедушевой доход составил 3 161 руб., величина прожиточного минимума на душу населения по Тюменской области, действующая на дату обращения, составляла 10147 рублей (л.д.11). ФИО3 и ее семья, включая сына ФИО2, состоят на учете в Управлении социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, признаны малоимущими для получения государственной социальной помощи с 26.07.2017 года по 25.07.2018 года, размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи на дату исчисления дохода 14.07.2017 года (за период с 01.04.2017 года по 30.06.2017 года) составляет 3 161 руб., семье адресная социальная помощь не оказывалась (л.д.66).

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что ФИО3 и её сын ФИО2 являются малоимущими и имеют право состоять на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а неполучение адресной социальной помощи не свидетельствует об утрате семьей ФИО3 статуса малоимущей.

Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм права и неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.

Также не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы в части необоснованного взыскания с Департамента расходов по оплате госпошлины, поскольку ответчик освобождён от её уплаты в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

В силу ст. 88 указанного кодекса судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Учитывая положения ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, решение суда в части взыскания с ответчика в пользу ФИО3 расходов по оплате госпошлины в размере 900 руб. является обоснованным.

Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, не допущено.

Поскольку правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а доводы жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то судебная коллегия считает, что решение является законным и обоснованным, а потому оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тюмени от 29 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента имущественных отношений администрации города Тюмени – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: