Дело № 33-1113/2020
номер дела суда первой инстанции 2-9834/2019
УИД 72RS0025-01-2019-010030-09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Тюмень 02 марта 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чесноковой А.В.
судей Малининой Л.Б., Ситниковой Л.П.,
при секретаре Ильященко М.В.,
с участием прокурора Сипиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Центрального районного суда города Тюмени от 4 декабря 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к ГАУ ТО Центр занятости населения г Тюмени и Тюменского района, Департаменту труда и занятости населения Тюменской области о признании не законным приказа, восстановлении в прежней должности, взыскании заработка за время вынужденного прогула, обязании замены вкладыша в трудовой книжке, признании не законным решение комиссии, взыскание денежной компенсации в возмещение причиненного морального вреда, - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя ответчика ГАУ ТО Центр занятости населения г. Тюмени и тюменского района ФИО2, представителя Департамента труда и занятости населения Тюменской области ФИО3, заключение прокурора Спиной С.Ю., судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском (с учётом уточнений) к ГАУ ТО Центр занятости населения г. Тюмени и Тюменского района, Департаменту труда и занятости населения Тюменской области о признании незаконным приказа от 22 августа 2019 года №93-к, восстановлении на работе в прежней должности <.......> ГАУ ТО «Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района с 04 сентября 2019 года, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 100000 рублей, возложении обязанности заменить вкладыш в трудовой книжке, признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, взыскании денежной компенсации в возмещение причиненного морального вреда.
Требования мотивированы тем, что приказом ГАУ ТО «Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района» № 93-к от 22 августа 2019 года он был уволен по п.11 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ за нарушение установленных Трудовым кодексом или иным Федеральным законом правил заключения трудового договора на основании письма Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 01 июля 2019 года. В последний день работы 04 сентября 2019 года ему была выдана трудовая книжка. В письме Департамента труда и занятости Тюменской области имеется ссылка на решение комиссии при Департаменте труда и занятости Тюменской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Тюменской области и урегулированию конфликта интересов о том, что замещение им должности <.......> нарушает требования ст. 12 Закона РФ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». О заседании комиссии он не был уведомлен. Считает, что письмо Департамента не может являться основанием для его увольнения. Ограничения по ранее занимаемой им должности государственной гражданской службы на него не распространяются, поскольку функциями государственного (административного) управления организацией, а именно полномочиями по принятию обязательных для исполнения решений по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении ГАУ ТО Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района он не обладал; государственный контроль (надзор) в форме личного участия в проверках не осуществлял, акты проверок не подписывал, к проверкам не привлекался, в связи с чем ограничения, установленные ст. 12 Закона РФ № 273-ФЗ к нему применены быть не могут.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечён Департамент труда и занятости Тюменской области.
В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика ГАУ ТО «Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района» ФИО2 и представитель ответчика Департамента труда и занятости Тюменской области ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.
Участвующий в деле помощник прокурора Кленская Т.П. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец ФИО1 В апелляционной жалобе он просит отменить решение суда и принять по делу новое решение. Указывает, что не согласен с выводом суда о том, что замещая должность <.......> Департамента труда и занятости населения Тюменской области им выполнялись функции управления в отношении ГАУ ТО «Центр занятости населения Тюмени и Тюменского района» и при этом им не было подано обращение о даче согласия на замещение должности в ГАУ ТО «Центр занятости населения г.Тюмени и Тюменского района» в комиссию Департамента труда и занятости населения Тюменской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, чем нарушено положение, установленное п.1 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции». Полагает, что в данном случае согласия комиссии не требовалось, поскольку за время его работы в Департаменте полномочиями управления организациями он не обладал. Его участие в документарной проверке, проводимой Департаментом труда и занятости в период с 14.03.2019 по 20.03.2019 в отношении ГАУ ТО «Центр занятости населения г.Тюмени и Тюменского района» по анонимной жалобе о заработной плате работников ГАУ «Центр занятости населения г.Тюмени и Тюменского района» сводилось только в подписи акта, непосредственного участия в проверке он не принимал, поскольку в период с 18.03.2019 по 29.03.2019 был нетрудоспособен. При этом никаких управленческихрешений по данной проверке Департаментом в отношении ГАУ «Центр занятости населения г.Тюмени и Тюменского района» не принималось. Считает, что комиссией были нарушены требования пунктов 15.5, 17, 18, 31 Постановления Губернатора Тюменской области №48 от 30.08.2010 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Тюменской области и урегулированию конфликта интересов». О заседании комиссии он не знал, с решением и протоколом не был ознакомлен, кворум присутствующих на заседании был не правомочен, поскольку число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, не составляло более одной четверти от общего числа членов комиссии. Кроме того, при трудоустройстве работодателю было известно о его прежней работе.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 с 17 января 2018 года по 13 мая 2019 года замещал должность <.......> Департамента труда и занятости населения Тюменской области, 14 мая 2019 года был принят в ГАУ ТО «Центр занятости населения Тюмени и Тюменского района» на должность <.......> (л.д.27, 51-60).
Приказом ГАУ ТО «Центр занятости населения Тюмени и Тюменского района» №93-к от 22 августа 2019 года трудовой договор с ФИО1 прекращён с 04 сентября 2019 года на основании п.11 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с нарушением правил заключения трудового договора (л.д.7).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции мотивировал решение тем, что поскольку ФИО1 ранее замещал должность <.......> Департамента труда и занятости населения Тюменской области, то есть должность, на которую распространяются ограничения, установленные статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», при этом им выполнялись функции управления в отношении ГАУ ТО «Центр занятости населения Тюмени и Тюменского района», для работы в должности <.......> в ГАУ ТО «Центр занятости населения Тюмени и Тюменского района» ему требовалось получить согласие у прежнего работодателя на замещение должности в указанной организации, что им сделано не было.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует требованиям материального права, подлежащим применению к возникшим правоотношениям.
В соответствии с п.11 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями прекращения трудового договора являются нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст.84 настоящего Кодекса).
Положениями ч.1 ст.84 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п.11 ч.1 ст.77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.
В силу ст. 64.1 Трудового кодекса РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ (ч. 1). Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы (ч. 2). Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ (ч. 3).
Такие же требования установлены ч.1 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», которая предусматривает, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно Положению о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденному Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821, одним из оснований для проведения заседания комиссии является поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы (абз. 2 пп. "б" п. 16).
В соответствии с пп. "д" п. 16 Положения основанием для проведения заседания комиссии является поступившее в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ в государственный орган уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в государственном органе, при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался.
Обращение, указанное в абз. 2 пп. "б" п. 16 данного Положения, подается гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В обращении указываются: фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, адрес места жительства, замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с государственной службы, наименование, местонахождение коммерческой или некоммерческой организации, характер ее деятельности, должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности государственной службы, функции по государственному управлению в отношении коммерческой или некоммерческой организации, вид договора (трудовой или гражданско-правовой), предполагаемый срок его действия, сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг). В подразделении кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений осуществляется рассмотрение обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (п. 17.1.); обращение, указанное в абз. 2 пп. "б" п. 16 Положения, может быть подано государственным служащим, планирующим свое увольнение с государственной службы, и подлежит рассмотрению комиссией в соответствии с настоящим Положением (п. 17.2.).
По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абз. 2 пп. "б" п. 16 Положения, комиссия принимает одно из следующих решений: а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности; б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ (п. 24 Положения), а по итогам рассмотрения вопроса, указанного в пп. "д" п. 16 Положения, комиссия принимает в отношении гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе, одно из следующих решений: а) дать согласие на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности; б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнение в коммерческой или некоммерческой организации работ (оказание услуг) нарушают требования ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и в этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию (п. 26.1. Положения).
Таким образом, вопрос о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего государственного служащего), в связи с чем при определении необходимости получения согласия комиссии он должен оценить свои должностные (служебные) обязанности на предмет взаимодействия с организацией, ознакомиться с правоустанавливающими, отчетными и иными документами организации в части возможного наличия взаимосвязи сферы деятельности организации с полномочиями (функциями) государственного органа, в котором он ранее замещал должность, в целях принятия решения об осуществлении либо неосуществлении им в отношении данной организации отдельных функций государственного управления.
Распоряжением Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 12 апреля 2012 года № 01-рд, утверждён Перечень должностей государственной службы Тюменской области Департамента труда и занятости населения Тюменской области, при замещении которых на граждан при заключении ими трудового или гражданско-правового договора налагаются ограничения, установленные статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Пунктом 46 Перечня предусмотрена должность <.......> на заключение трудового или гражданско-правового договора с организациями, в отношении которых Департаментом труда и занятости населения Тюменской области был осуществлён государственный контроль (надзор) с участием государственного служащего в одной из следующих форм: его личного участия в проверках и подписания им акта проверки (л.д.95).
Учитывая, что ФИО1, работая в Департаменте труда и занятости населения Тюменской области в должности <.......>, согласно должностного регламента, утвержденного директором Департамента от 29.12.2018 (п.п.8,13,14, п.3.2. раздел «должностные обязанности, права и ответственность <.......>») участвовал в проведении проверки в отношении ГАУ ТО Центр занятости населения г.Тюмени и Тюменского района и по результатам проверки был составлен акт от 20.03.2019, который им подписан (л.д.42-47), при трудоустройстве в ГАУ ТО Центр занятости населения г.Тюмени и Тюменского района истцу требовалось получение согласия от Департамента труда и занятости населения Тюменской области на работу в указанной организации. Доводы жалобы истца об обратном основаны на ошибочном толковании вышеприведённых норм материального права.
С учетом вышеизложенных положений действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств в виде необращения истца в соответствующую комиссию с заявлением о даче согласия на замещение им должности в ГАУ ТО «Центр занятости населения Тюмени и Тюменского района», его увольнение по п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ правильно признано судом правомерным, учитывая, что такое необращение и является ответственностью гражданина, влекущей прекращение с ним трудового договора.
Доводы истца об отсутствии оснований для его обращения в комиссию за получением согласия на замещение должности в ГАУ ТО «Центр занятости населения Тюмени и Тюменского района» ввиду неосуществления им в отношении данного учреждения отдельных функций, входящих в его должностные (служебные) обязанности, по государственному управлению этой организацией, опровергаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, на которые судебная коллегия ссылалась ранее.
В силу п. 19, пп. "б" п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821, заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии государственного служащего. О намерении лично присутствовать на заседании комиссии государственный служащий или гражданин указывает в обращении о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы, заявлении о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, заявлении государственного служащего о невозможности выполнить требования Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от его воли или воли его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, уведомлении государственного служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Довод апелляционной жалобы о принятии решения комиссии Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 21 июня 2019г. без извещения истца о заседании, выводов комиссии о том, что замещение ФИО1 на условиях трудового договора должности <.......> в ГАУ ТО ЦЗН города Тюмени и Тюменского района нарушает требования ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", не опровергают.
Кроме того, на заседании комиссии рассматривалось уведомление ГАУ ТО «Центр занятости населения г. Тюмени и Тюменского района» о заключении с ФИО1 трудового договора, а не заявление истца. Вышеуказанным Положением не регламентируется обязательное извещение государственного служащего о рассмотрении такого уведомления работодателя.
Довод жалобы истца об отсутствии кворума при принятии решения комиссией, не соответствии числа членов комиссии требованиям п.9 Положения, является голословным. Доказательств, подтверждающих, что число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, составляло не менее одной четверти от общего числа членов комиссии, истцом, в нарушение требований ст.56 ГПК Российской Федерации, суду первой инстанции не было представлено.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Центрального районного суда города Тюмени от 4 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии