Дело № 33-747/2020
(Номер суда первой инстанции№2-8870/2019
УИД 72RS0025-01-2019-008729-32)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи: | Жегуновой Е.Е. |
судей: при секретаре: | Малининой Л.Б., Ситниковой Л.П., Копановой М.С., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе с учетом дополнений представителя истца Вердиева Н.Д., Красиковой Э. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 октября 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Вердиева Н.Д. оглы удовлетворить частично.
Включить период работы Вердиева Н.Д. оглы в стаж на соответствующих видах работ: с 03.04.2008 по 08.05.2008 г., с 01.07.2010 по 20.08.2010 г., с 21.08.2010 по 31.08.2010 г., с 01.09.2010 по 26.10.2010 г., с 31.10.2010 по 02.11.2010 г., с 03.11.2010 по 29.12.2010 г. в должности электросварщика ручной сварки 6-го разряда в Тюменском филиале <.......>».
В остальной части иска отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Вердиев Н.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ в г.Тюмени Тюменской области (далее по тексту ГУ УПФ РФ) о признании решения от 16.01.2019 г. незаконным, обязании включить в стаж периоды работы с 01.10.1985 г. по 01.11.1985 г. в должности слесаря-монтажника СМУ Кайшярорской ГАЭС, с 01.11.1985 г. по 01.07.1987 г. в должности монтажника 4 разряда СМУ Кайшярорской ГАЭС, с 01.07.1987г. по 12.11.1991г. в должности электросварщика ручной сварки СМУ Кайшярорской ГАЭС, с 01.08.1999г. по 15.11.1999г. в должности водителя на главный механический участок в <.......>», с 30.12.1999г. по 05.06.2002г. – в должности электросварщика в <.......>», с 03.04.2008 по 08.05.2008 г., с 01.07.2010 по 20.08.2010 г., с 21.08.2010 по 31.08.2010 г., с 01.09.2010 по 26.10.2010 г., с 31.10.2010 по 02.11.2010 г., с 03.11.2010 по 29.12.2010 г. в должности электросварщика ручной сварки 6-го разряда в Тюменском филиале <.......>», назначить пенсию с 16.10.2018 г.
Исковые требования мотивированы тем, что 16.10.2018г. истец обратился в УПФ РФ в г. Тюмени с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в чем было отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа, (23 года 08 месяцев 10 дней). В решении от 16.01.2018 г. указано, что в специальный страховой стаж не зачтены периоды работы истца на территории Республики Азербайджан с 01.10.1985 г. по 31.12.1990 г. в связи с отсутствием справки, уточняющей особый характер или условия работы, остальные периоды по причине того, что организация-страхователь представила сведения без указания кода особых условий, отсутствие сведений об оплате страховых взносов в ПФ РФ, а также отсутствие соглашения о пенсионном обеспечении между Правительством РФ и Правительством Азербайджана.
Истец указывает, что предоставление подтверждения занятости рабочих за период работы с 01.07.1987г. по 12.11.1991 г. законодательством не предусмотрено, предоставление работодателем сведений без указания кода особых условий труда не лишает права истца на досрочное назначение пенсии.
Истец Вердиев Н.Д. в суд первой инстанции не явился при надлежащем извещении, его представитель Красикова Э. в судебном заседании суда первой инстанции настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Власова Л.А. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения иска.
Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым представитель истца Вердиева Н.Д., Красикова Э., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований по включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости периодов с 01.10.1985 г. по 01.11.1985 г. в должности слесаря-монтажника в Строительно-монтажном Управлении Кайшядорской ГАЭС, с 01.11.1985 г. по 01.07.1985 г. в должности монтажника 4 разряда в строительно-монтажном Управлении Кайшядорской ГАЭС, с 01.07.1977 г. по 12.11.1991 г. в должности электросварщика ручной сварки в строительно-монтажном Управлении Кайшядорской ГАЭС, принять в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что факт его работы в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, подтверждается трудовой книжкой, которая велась надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательства, следовательно, выводы суда об отсутствии справки, уточняющей особый характер или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии и подтверждающие постоянную занятость на указанных работах, несостоятельны.
Также полагает, что судом не принято во внимание, что Пенсионным фондом в общий стаж работы включен период работы с 01.10.1985 г по 31.12.1990 года, несмотря на то, что ответчиком трудовые обязанности осуществлялись до 12.11.1991 г.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель истца просит включить в стаж работы истца периоды его работы с 04.09.2018 г. по 31.12.2018 г. в должности сварщика ручной сварки в Сварочно-монтажном участке <.......>. Указав, что ответчик 16.01.2019 г. необоснованно отказал во включении данного периода во страховой стаж истца. Данное требования не заявлялось и рассматривалось судом первой инстанции, но в целях законности просит его рассмотреть и удовлетворить.
На апелляционную жалобу поступили возражения представителя ответчика Власовой Л.А., в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Представитель истца Красикова Э. в судебном заседании в суде апелляционной инстанции жалобу поддержала.
Иные лица участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явилась при надлежащем извещении, уважительных причин отсутствия суду не представила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия полагает следующее.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подп. 2 п. 1 и п. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст. 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) не включило периоды работы Вердиева Н.Д.: с 01.10.1985 г. по 01.11.1985 г. в должности слесаря-монтажника СМУ Кайшярорской ГАЭС, а также с 01.11.1985 г. по 01.07.1987 г. в должности монтажника 4 разряда СМУ Кайшярорской ГАЭС, с 01.07.1987г. по 12.11.1991г. в должности электросварщика ручной сварки СМУ Кайшярорской ГАЭС, по причине отсутствия справки, уточняющей особый характер или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии и подтверждающие постоянную занятость на указанных работах, данные документа не поступили в 3-х месячный срок. Указанный период с 01.10.1985 г. по 31.12.1990 г. учтен в общий страховой стаж.
с 01.08.1999г. по 15.11.1999г. в должности водителя на главный механический участок со «Азенергострой монтаж», с 30.12.1999г. по 05.06.2002г. - в должности электросварщика в <.......>», указав, что соглашение о пенсионном обеспечении между Правительством РФ и Правительством Азербайджана отсутствует. Периоды работы на территории Азербайджана до 01.12.1991 г. рассматриваются как стаж, приобретенный на территории бывшего СССР, периоды работы на территории Азербайджана после 01.12.1991 г. не подлежат включению, поскольку расцениваются как периоды работы за границей, отсутствует уплата страховых взносов в ПФ РФ;
с 03.04.2008 по 08.05.2008 г., с 01.07.2010 по 20.08.2010 г., с 21.08.2010 по 31.08.2010 г., с 01.09.2010 по 26.10.2010 г., с 31.10.2010 по 02.11.2010 г., с 03.11.2010 по 29.12.2010 г. в должности электросварщика ручной сварки 6-го разряда в Тюменском филиале <.......>», в связи с тем, что организация - страхователь представила сведения, без указания кода особых условий труда.
Частично удовлетворяя требования и включая в специальный стаж периоды работы истца с 03.04.2008г. по 08.05.2008 г., с 01.07.2010г. по 20.08.2010 г., с 21.08.2010г. по 31.08.2010 г., с 01.09.2010г. по 26.10.2010 г., с 31.10.2010г. по 02.11.2010 г., с 03.11.2010г. по 29.12.2010 г. в должности электросварщика ручной сварки 6-го разряда в Тюменском филиале <.......>», суд первой инстанции исходил из того, что данные периоды работы подтверждаются записями в трудовой книжке, сославшись на постановление Конституционного Суда РФ № 2-ПР от 29.01.2004 г. В данной части решение суда не обжалуется сторонами, а потому не проверятся судебной коллегией.
В остальной части отказал поскольку истцом не предоставлены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ, одним из которых является справка, уточняющая особый характер или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии и подтверждающие постоянную занятость на указанных работах. Поскольку стажа, недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии истцу, отказал в удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не соглашается частично по следующим основаниям.
Российская Федерация и Азербайджанская Республика являются государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой не заключен.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Российская Федерация является государством - участником Соглашения от 13.03.1992 г., Азербайджанская Республика - не является.
В Решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 г. N 01-1/6-04 по делу о толковании применения п. 2 ст. 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 г. высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13.03.1992 г. должны учитывать трудовой стаж приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государства в период их вхождения в состав Союза ССР до 01.12.1991 г.
После распада Советского Союза трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 г., может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами.
При этом согласно ст. 10 Федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение трудовой пенсии в п. 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Кроме того, законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в п. 2 ст. 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы СССР, а также до 01.01.1991 г. в Российской Федерации, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В Определении от 19.12.2017 г. N 2915-О Конституционный Суд Российской Федерации повторил позицию о том, что решение вопроса о зачете времени работы на территории Азербайджанской Республики с 01.01.1991 г. в страховой стаж заявителя, не являвшегося в этот период застрахованным в российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Азербайджанской Республики или специального закона.
В соответствии с п. 8 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 г. N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Соглашения от 13.03.1992 года необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991 года принимаются территории государств - участников Содружества без легализации.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, где в п. 11 указано, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Кроме того, до 01.01.1992 г. законодательство в области пенсионного обеспечения не предусматривало требований об обязательном указании характера работы электросварщиком, монтажником, а достаточно было подтверждение самого факта работы по данной специальности, а также не учитывалась полная занятость на выполнении тяжёлой работы.
Из представленной истцом трудовой книжки следует, что истец работал с 01.10.1985 г. по 01.11.1985 г. в должности слесаря-монтажника СМУ Кайшярорской ГАЭС, а также с 01.11.1985 г. по 01.07.1987 г. в должности монтажника 4 разряда СМУ Кайшярорской ГАЭС, с 01.07.1987г. по 12.11.1991г. в должности электросварщика ручной сварки СМУ Кайшярорской ГАЭС.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что факт работы истца в указанный период в должностях электросварщика и монтажника подтверждается трудовой книжкой, и в соответствии с приведенным законодательством не подлежит уточнению особый характер или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии и постоянная занятость на данных работах. Периоды же работы после заключения Соглашения учитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что работа в данных должностях была предусмотрена Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. да № 1173, судебная коллегия полагает, что периоды работы истца с 01.10.1985 г. по 01.11.1985 г. в должности слесаря-монтажника СМУ Кайшярорской ГАЭС, а также с 01.11.1985 г. по 01.07.1987 г. в должности монтажника 4 разряда СМУ Кайшярорской ГАЭС, с 01.07.1987г. по 01.12.1991 г. в должности электросварщика ручной сварки СМУ Кайшярорской ГАЭС, подлежат включению в специальный страховой стаж, пенсия подлежит назначению истцу с 16.10.2019 года, а следовательно, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы, решение суда в данной части подлежит отмене.
Периоды работы истца с 01.08.1999г. по 15.11.1999г. в должности водителя на главном механическом участке в СО «Азенергостроймонтаж», с 30.12.1999г. по 05.06.2002г. - в должности электросварщика в СО «Азенергостроймонтаж» - на территории государства Азербайджана не могут быть учтены в стаж, дающий право на досрочную пенсию, поскольку отсутствует соглашение о пенсионном обеспечении между Правительством РФ и Правительством Азербайджана, а также из-за отсутствия сведений уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а потому доводы жалобы в данной части основаны на неверном толковании норм материального права.
Требования о включении в стаж работы истца периодов его работы с <.......> по <.......> в должности сварщика ручной сварки в Сварочно-монтажном участке 2 СМУ 3 ОП «Песцовая», не могут являться предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, поскольку в силу части 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 октября 2019 года отменить в части отказа,
Обязать Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Тюмени включить Вердиеву Н.Д. оглы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды его работы с 01.10.1985 г. по <.......> в должности слесаря-монтажника СМУ Кайшярорской ГАЭС, а также с 01.11.1985 г. по 01.07.1987 г. в должности монтажника 4 разряда СМУ Кайшярорской ГАЭС, с 01.07.1987 г. по 01.12.1991г. в должности электросварщика ручной сварки СМУ Кайшярорской ГАЭС.
Обязать Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Тюмени назначить Вердиеву Н.Д. оглы досрочную страховую пенсию с <.......>.
В остальной части отставить решение суда без изменения.
Апелляционную жалобу представителя истца Вердиева Н.Д., Красиковой Э. удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи коллегии: