72RS0014-01-2020-000504-86
Номер в суде первой инстанции 2а-1883/2020
Дело № 33а-4434/2020
Апелляционное определение
г. Тюмень | |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | ФИО2, ФИО3 |
при секретаре | ФИО4 |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе С.О.И. на решение Ленинского районного суда г.Тюмени от 09 июля 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
Взыскать со С.О.И., <.......> года рождения, проживающей по адресу: город <.......>, в пользу ИФНС России по г. Тюмени № 1 задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 10010 рублей, по транспортному налогу за 2017 год в размере 19344 рублей, пени в размере 110, 56 рублей.
Взыскать со С.О.И., <.......> года рождения, проживающей по адресу: город <.......>, в доход муниципального образования г. Тюмень госпошлину в размере 1083, 94 рубля.».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда ФИО1, объяснения представителя С.О.И.С.В.В., настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Тюмени №1 (далее по тексту - ИФНС России по г.Тюмени №1, Инспекция) обратилась в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с С.О.И. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 10 010 рублей, за 2017 год в размере 19 344 рубля, пени в размере 110 рублей 56 копеек. Заявленные требования мотивированы тем, что С.О.И. имела на праве собственности транспортное средство <.......>, государственный регистрационный знак <.......>, на который за 2015 год начислен транспортный налог в размере 10 010 рублей; за 2017 год начислен транспортный налог в размере 19 344 рубля. 19 сентября 2018 года заказным письмом с уведомлением налогоплательщику направлено налоговое уведомление. В связи с неуплатой налога к установленному сроку С.О.И. выставлено требование об уплате налога и пени в срок до 17 января 2019 года. Ввиду неисполнения обязанности по уплате налога ИФНС России по г.Тюмени № 1 начислены пени за 2015 и 2017 год в размере 110 руб. 56 коп. и подано заявление о выдаче судебного приказа. Судебный приказ мирового судьи о взыскании задолженности со С.О.И. по заявлению ответчика отменен определением мирового судьи от 02 августа 2019 года. Поскольку административным ответчиком задолженность по налогам не уплачена до настоящего времени, ИФНС России по г.Тюмени №1 обратилась в суд с заявленными требованиями.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ИФНС России по г.Тюмени № 1.
С.О.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указывая, что автомобилем не пользовалась, регистрация в Свердловской области была вынужденной.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна С.О.И. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда. Указывает, что собственником автомобиля НИССАН ЦЕДРИК в 2015 и 2017 годах не являлась, автомобиль не эксплуатировала ввиду того, что передала автомобиль другому лицу по Соглашению о расторжении Соглашения об отступном и выкупе автомобиля от 09 июля 2014 года. Утверждает, что собственником автомобиля с момента заключения соглашения является С.В.В., а не она. Она же (С.О.И.) собственником автомобиля являлась только в период времени с 06 марта 2014 года по 09 июня 2014 года. Кроме того, указывает, что в материалах дела отсутствуют копии документов о направлении в её адрес и о получении ею налогового уведомления. Отмечает, что ни одна из двух Инспекций не предоставила оригиналы документов по отправке почты. В копиях почтовых документов МИФНС №19 по Свердловской области не указано, какие именно документы направлялись, возможно это были документы по крестьянско-фермерскому хозяйству. Обращает внимание суда, что налоговое уведомление от 19 сентября 2018 года было направлено С.О.И. Межрайонной ИФНС №19 по Свердловской области, в исковом же заявлении указано, что налоговое уведомление направлено ИФНС России по г.Тюмени №1. Считает подложными копии налогового уведомления по транспортному налогу № 19843614 от 19 сентября 2018 года, требование № 33661 от 19 декабря 2018 года, поскольку изданы по закону другого субъекта Российской Федерации. Настаивает на том, что ИФНС России по г.Тюмени №1 налоговое уведомление С.О.И.. и требование на уплату налога не вручало, поскольку подписи С.О.И. на почтовом уведомлении или аналогичном документе не имеется. Также считает, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением пропущен.
Представитель ИФНС России по г.Тюмени № 1, С.О.И. в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Пунктом 1 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Согласно пункту 2 указанной статьи в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Пунктом 1 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
При этом в силу абзаца 3 пункта ст.363 указанного кодекса транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 3 названной статьи определено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики - физические уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором названного пункта.
В силу пункта 3 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С.О.И. имела в собственности автомобиль <.......>, государственный регистрационный знак <.......>, мощность двигателя 260 л.с., в период с 10 марта 2014 года до 10 октября 2017 года. Данное обстоятельство подтверждается карточкой учета транспортного средства, а также установлено вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Тюмени от 27 декабря 2017 года.
В связи с этим С.О.И, является плательщиком транспортного средства за указанные налоговые периоды. При этом довод С.О.И. о том, что фактическим пользователем транспортного средства с 09 июня 2014 года (даты заключения соглашения о расторжении соглашения об отступном и выкупе автомобиля) являлся С.В.В.., судебной коллегией отклоняется, поскольку в силу положений ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Учитывая, что указанным выше судебным решением с С.О.И. был взыскан транспортный налог за автомобиль <.......>, государственный регистрационный знак <.......>, за 5 месяцев 2015 года, то налоговым органом обоснованно исчислен С.О.И. транспортный налог за 7 месяцев 2015 года (январь-июль 2015 года) и за 9 месяцев 2017 года (январь-сентябрь 2017 года), учитывая, что 10 октября 2017 года транспортное средство было снято с регистрационного учета.
О необходимости уплаты транспортного налога за указанные периоды С.О.И. было направлено налоговое уведомление от 19 сентября 2018 года через личный кабинет налогоплательщика в соответствии с положениями ст.11.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.10, 11).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России №19 по Свердловской области в адрес С.О.И. направлено требование № 33661 об уплате задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 10010 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 код в размере 37 руб. 70 коп., об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 19344 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 код в размере 72 руб. 86 коп., предоставлен срок для добровольного исполнения до 17 января 2019 года (л.д.9). Данное требование направлено административному ответчику по адресу его регистрации по месту жительства.
Согласно пункту 6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с приведенными положениями закона направленное в адрес С.О.И. требование считается полученным.
Согласно пункту 5 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу 24 августа 2013 года, местом нахождения для транспортных средств (за исключением водных транспортных средств, кроме маломерных судов) признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.
Из материалов данного дела и исследованного в судебном заседании административного дела № 2а-9398/2017 по иску МИФНС России № 19 по Свердловской области к С.О.И. о взыскании транспортного налога за 5 месяцев 2017 года, следует, что согласно карточке учета транспортного средства от 05 октября 2017 года автомобиль <.......> зарегистрирован 10 марта 2014 года в МОГТО АМТС И РЭР ГИБДД по Тюменской области по адресу регистрации владельца С.О.И..: <.......>, указанному в ее паспорте на момент постановки транспортного средства (л. 37 административного дела № 2а-9398/2017).
Из карточки учета транспортного средства от 10 октября 2017 года следует, что 10 октября 2017 года автомобиль снят с регистрационного учета в связи с продажей (передачей) транспортного средства другому лицу (л.д.55).
С 13 июля 2015 года С.О.И. была зарегистрирована по месту жительства по адресу <.......> (л.л. административного дела № 2а-9398/2017 17, 94).
Согласно свидетельству № 958 от 26 февраля 2016 года с 26 февраля 2016 года по 26 февраля 2021 года С.О.И. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <.......> (л.д.47).
Согласно части 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Таким образом, в случае если владелец транспортного средства изменял свое место жительства, то исчисление транспортного налога физическому лицу происходит налоговыми органами и по ставкам субъектов Российской Федерации, соответствующим месту жительства физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, в течение налогового периода, за который производится расчет транспортного налога.
В соответствии с пунктом 24.1 Приказа МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспорте гражданина Российской Федерации или в свидетельстве о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.
Проведение регистрационных действий осуществляется любым регистрационным подразделением Госавтоинспекции Российской Федерации вне зависимости от места жительства и (или) регистрации по месту пребывания физического лица или места регистрации и (или) нахождения юридического лица либо его обособленного подразделения (пункт 24.5 Приказа МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001).
При регистрации либо изменении регистрационных данных транспортных средств, в паспортах транспортных средств делаются соответствующие отметки. Производится замена регистрационных документов, а при отсутствии - их выдача (пункт 41 приказа МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001).
На основании пункта 55 Приказа МВД России от 07 августа 2013 года № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним» изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные пунктом 32 Административного регламента. Информация обо всех изменениях регистрационных данных заносится в реестр.
Из анализа вышеуказанных норм в их взаимосвязи следует, что при изменении места жительства собственник транспортного средства обязан внести изменения в регистрационные документы.
За внесением каких-либо изменений в регистрационные документы в части места жительства владельца транспортных средств, С.О.И. в установленном порядке в органы Госавтоинспекции Российской Федерации не обращалась.
В связи с этим, принимая во внимание, что в период с 01 января 2015 года (начало налогового периода, за который взыскивается транспортный налог) до 13 июля 2015 года (дата изменения места жительства), а также в период с 01 января 2017 года до 10 октября 2017 года (дата снятия транспортного средства с регистрационного учета) С.О.И.. была зарегистрирована в г.Тюмени, то транспортный налог за указанные периоды подлежал исчислению на основании ставок, установленных Законом Тюменской области № 93 от 19 ноября 2002 года.
Согласно статье 1 указанного Закона налоговая ставка транспортного налога на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. составляла на налоговый период 2015 года 66 руб., на налоговый период 2017 года – 100 руб. (в редакции Закона Тюменской области № 115 от 05 ноября 2015 года).
Учитывая изложенное, принимая во внимание нахождение в 2015 году транспортного средства в собственности С.О.И. на территории Тюменской области в течение 7 месяцев, транспортный налог за указанный налоговый период исчислен верно в размере 10010 руб.
За нахождение в собственности С.О.И. транспортного средства в 2017 году в течение 2017 года налоговым органом исчислен транспортный налог в размере 19344 руб., исходя из ставки 99 руб. 20 коп., а не 100 руб.
Однако, учитывая, что в соответствии с ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным истцом требований, а оснований для выхода за пределы этих требований и исчислении транспортного налога за 2017 год, исходя из более высокой ставки, чем исчислил налоговый орган, не имеется, оснований для изменения решения суда в указанной части судебная коллегия не усматривает.
Поскольку требование МИФНС России № 19 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было, это послужило основанием для обращения в пределах установленного законом срока к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
19 февраля 2019 года мировым судьей судебного участка Тугулымского судебного района Свердловской области выдан судебный приказ, который определением мирового судьи от 02 августа 2019 года отменен в связи с поступившими от С.О.И. возражениями.
Судебная коллегия полагает, что налоговый орган, подав административное исковое заявление в суд 21 января 2020 года (л.д.4), не пропустил установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и КАС РФ срок обращения в суд с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций.
Судебная коллегия также полагает несостоятельными доводы жалобы о нарушении процедуры взыскания транспортного налога. Учитывая, что в период с 13 июля 2015 года С.О.И. была зарегистрирована по месту пребывания в Свердловской области, кроме того, в указанный период она состояла на учете в качестве налогоплательщика в МИФНС России № 19 по Свердловской области, будучи главой крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д.50), указанная Инспекция вправе была направить С.О.И. требование об уплате налога.
Кроме того, учитывается, что в силу пункта 1 ст.30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
В связи с этим, учитывая, что налоговым органом в установленные законом сроки и порядке были направлены С.О.И. налоговое уведомление, требование, затем – заявление о вынесении судебного приказа, а после его отмены – административное исковое заявление в суд, оснований полагать нарушенным порядок взыскания обязательных платежей и санкций, не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования ИННС России по г.Тюмени № 1, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомления, требования, правильность исчисления размера налогов, сроки на обращение в суд и, с учетом заявленных требований, пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате транспортного налога и пени в связи с нарушением срока его уплаты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, данные выводы являются правильными, основаны на обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, по делу не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 09 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.О.И. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: