НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 19.01.2019 № 2-2385/19

Дело № 33-1390/2020

(в суде первой инстанции № 2-2385/2019)

УИД 72RS0019-01-2019-003449-88

апелляционное определение

г. Тюмень 16 марта 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Жегуновой Е.Е.

судей: Малининой Л.Б., Чесноковой А.В.

при секретаре Копановой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Яцковского Александра Николаевича, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области и межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области «Тобольский» на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 27 ноября 2019 г., которым постановлено:

«Иск Яцковского Александра Николаевича к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тобольский» о защите пенсионных прав - удовлетворить частично.

Включить в выслугу лет Яцковского Александра Николаевича период обучения в ПТУ <.......><.......> с 01 сентября 1996 года по 25 июня 1999 года из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Включить в выслугу лет Яцковского Александра Николаевича периоды службы в органах внутренних дел Российской Федерации с 23 мая по 01 июля 2011 года и с 23 августа по 01 декабря 2014 года из расчета 1:1,5.

Взыскать с Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тобольский» в пользу Яцковского Александра Николаевича в счёт компенсации морального вреда 10 000 рублей.

В остальной части иска – отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения Яцковского А.Н. и его представителя Яцковской С.В., представителя управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области - Перескоковой М.С., представителя межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области «Тобольский» - Гонтаревой Е.В., поддержавших доводы соответствующих апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

Яцковский А.Н. обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тобольский» (далее по тексту - МО МВД России «Тобольский»), с учетом изменения требований просил признать отказ МО МВД России «Тобольский» от 30 сентября 2019 г. в расторжении контракта по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии, незаконным, включить в выслугу лет для назначения пенсии период обучения в профессиональном техническом училище <.......><.......> с 01 сентября 1996 г. по 25 июня 1999 г. из расчета два месяца учебы за один месяц службы, время непосредственного участия в контртеррористических операциях в составе сил объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 03 мая по 16 августа 2001 г. из расчета один день службы за три дня (один месяц за три месяца), периоды прохождения службы с 23 мая по 11 июля 2011 г. в должности милиционера отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых межрайонного отдела внутренних дел «Тобольский» и с 23 августа по 01 декабря 2014 г. в должности командира отделения отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Тобольский» из расчета месяц за полтора месяца службы, признать за ним право на расторжение контракта и назначение пенсии по выслуге лет с 10 октября 2019 г., признать отказ МО МВД России «Тобольский» от 25 октября 2019 г. в расторжении контракта по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии, незаконным, признать приказ МО МВД России «Тобольский» <.......> л/с от 25 октября 2019 г. в части отмены пункта 1 приказа МО МВД России «Тобольский» от 23 октября 2019 г. <.......> л/с в части увольнения Яцковского А.Н. по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии, незаконным, считать его уволенным 25 октября 2019 г. по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Требования были мотивированы тем, что Яцковский А.Н. с 01 сентября 2006 г. проходит службу в МО МВД России «Тобольский». 04 сентября 2019 г. истец подал рапорт на имя начальника МО МВД России «Тобольский» о расторжении контракта по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии, с 10 октября 2019 г. Согласно ответу МО МВД России «Тобольский» <.......> от 30 сентября 2019 г., в расторжении контракта было отказано на основании проведенного предварительного расчета выслуги лет, дающей истцу право на назначение пенсии, в соответствии с которым стаж на 04 октября 2019 г. в календарном исчислении составляет 15 лет 01 месяц 12 дней, в льготном исчислении - 19 лет 10 месяцев 29 дней. При этом, в нарушение пункта 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в выслугу лет истцу не был включен предшествовавший поступлению на службу период обучения в Профессиональном училище <.......><.......> из расчета два месяца учебы за месяц службы. Ссылки ответчика на то, что периоды получения начального профессионального образования не подлежат включению в выслугу лет, несостоятельны, поскольку с момента вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию. Кроме того, при исчислении стажа в выслугу лет не включен на льготных условиях период военной службы с 03 мая по 16 августа 2001 г., когда истец принимал участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в составе Объединенной группировки войск (сил). Между тем, в силу подпункта «в» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 3 месяца. Также истцу не были засчитаны в льготном исчислении периоды прохождения службы с 23 мая по 11 июля 2011 г. в должности милиционера отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых межрайонного отдела внутренних дел «Тобольский» и с 23 августа по 01 декабря 2014 г. в должности командира отделения отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Тобольский». При этом, согласно абзацу 45 подпункта «г» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, в выслугу лет засчитывается на льготных условиях, а именно, один месяц службы за полтора, служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. 30 сентября 2019 г. истцом был подан рапорт о расторжении контракта по выслуге лет, дающей право на получение пенсии с 25 октября 2019 г. в связи с отказом в расторжении контракта с 10 октября 2019 г. Приказом от 23 октября 2019 г. <.......> л/с Яцковский А.Н. был уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии. 25 октября 2019 г. данный приказ в части увольнения Яцковского А.Н. по выслуге лет был отменен, поскольку период прохождения службы по контракту, заключенному до завершения срока срочной службы, был засчитан в выслугу лет в календарном, а не льготном исчислении. Между тем, заключение первого контракта о прохождении военной службы с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, допускается подпунктом «а» пункта 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В судебном заседании представитель истца Яцковского А.Н. - Яцковская С.В., действовавшая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика МО МВД России «Тобольский» - Овечкина Т.Г., представитель третьего лица УМВД России по Тюменской области - Гонтарева Е.В., действовавшие на основании соответствующих доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились. В объяснениях по делу и письменных возражениях на иск ссылались на то, что пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 не предусмотрено включение в выслугу лет периодов получения начального профессионального образования. Ссылались на то, что пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 не предусмотрено включение в выслугу лет периодов получения начального профессионального образования. Полагали, что в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, поступившим на службу до 01 января 2012 г., могут быть включены только периоды обучения в средних специальных образовательных учреждениях. Указали, что период службы с 23 мая по 01 июля 2011 г. в должности милиционера отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Тобольский» подлежит включению в стаж в календарном порядке, поскольку истец в данный период находился в распоряжении органа внутренних дел и согласия на выполнение обязанностей по прежней должности не давал. Отметили, что причиной отказа во включении в выслугу периода службы с 23 августа по 01 декабря 2014 г. стало отсутствие наименования занимаемой истцом должности в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденном приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны истец Яцковский А.Н., ответчик МО МВД России «Тобольский» и третье лицо УМВД России по Тюменской области.

Истец Яцковский А.Н. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в той части, в которой ему было отказано в иске, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Выражает несогласие с выводами суда о том, что оспариваемые приказы не нарушают его прав. Указывает на оставление судом без должной оценки справки Командующего группировкой внутренних войск МВД России на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, которая подтверждает наличие у него права на зачет периода участия в контртеррористических операциях с 03 мая по 16 августа 2001 г. в выслугу лет льготном исчислении.

Представитель ответчика МО МВД России «Тобольский» в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части включения в выслугу лет периода обучения в ПТУ <.......><.......> с 01 сентября 1996 г. по 25 июня 1999 г. и периода прохождения службы с 23 августа по 01 декабря 2014 г. в должности командира отделения ОВ ОКПО МО МВД в льготном исчислении, а также взыскания компенсации морального вреда, и принять в данной части новое решение об отказе в иске. Считает положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не применимыми по рассматриваемому делу. поскольку вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел им не регулируются. Повторно ссылается на то, что включение в выслугу лет периодов получения начального профессионального образования законом не предусмотрено. Как и в первой инстанции, указывает на то, что с 23 августа 2014 г. занимаемая истцом должность командира отделения ОВ ОКПО была исключена из Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868, вследствие чего период замещения данной должности после указанной даты не может быть включен в выслугу в льготном исчислении. Обращает внимание на то, что исключение указанной должности из Перечня было обусловлено отсутствием у лиц, замещающих ее, функций непосредственно по конвоированию и охране.

Представитель третьего лица УМВД России по Тюменской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске в полном объеме, ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным в апелляционной жалобе ответчика. Дополнительно указывает на то, что период с 23 мая по 01 июля 2011 г. не мог быть зачтен истцу в выслугу в льготном исчислении, поскольку Яцковский А.Н. в указанный период находился в распоряжении органа внутренних дел и приказа об исполнении им обязанностей по ранее занимаемой должности не издавалось.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (абзац 4 пункта «а» статьи 1 данного закона).

В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.

В силу пункта 4 части 2 статьи 82 Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ) контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 2, 4 или 16 части 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе сотрудника органов внутренних дел (часть 5 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).

Статьей 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения (часть 1). По истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел вправе прекратить выполнение служебных обязанностей при условии соблюдения им требований, предусмотренных частью 7 статьи 89 настоящего Федерального закона (часть 3). В случае, если по истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел контракт не расторгнут и сотрудник органов внутренних дел не настаивает на увольнении, действие контракта продолжается на прежних условиях (часть 7).

Как следует из дела, Яцковский А.Н. с 01 сентября 2006 г. проходит службу в МО МВД России «Тобольский», c 01 декабря 2014 г. - в должности старшего полицейского (конвоя) Отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (л.д. 115 - 119).

04 сентября 2019 г. истец подал рапорт о расторжении контракта по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В ответе от 30 сентября 2019 г. на данное обращение ему было сообщено о невозможности увольнения по заявленному основанию по причине отсутствия выслуги лет требуемой продолжительности. Согласно расчету выслуги лет, произведенному по состоянию на 04 октября 2019 г., продолжительность выслуги лет в календарном исчислении составила 15 лет 01 месяц 12 дней, в льготном исчислении - 19 лет 10 месяцев 29 дней (л.д. 30).

При этом, истцу в выслугу лет не был включен период получения начального профессионального образования в профессиональном училище <.......><.......> с 01 сентября 1996 г. по 25 июня 1999 г.

Согласно военному билету Яцковского А.Н., в период с 03 мая 2001 г. по 04 января 2002 г. он проходил военную службу по контракту. На момент заключения контракта истец находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона, которая завершилась 16 августа 2001 г. (л.д. 22 - 24). Период службы по контракту был засчитан в выслугу лет из расчета один месяц службы за полтора, за исключением дней непосредственного участия истца в боевых действиях в период с 03 мая по 16 августа 2001 г., которые были засчитаны в выслугу лет из расчета один день за три. Количество дней непосредственного участия истца в боевых действиях в каждом месяце командировки было определено на основании приказов командира войсковой части <.......> от 13 июня 2001 г. <.......>, от 05 июля 2001 г. <.......>, от 31 июля 2001 г. <.......>, от 25 августа 2001 г. <.......> (л.д. 72 - 83).

Период прохождения истцом службы с 23 мая по 11 июля 2011 г. в должности милиционера отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых межрайонного отдела внутренних дел «Тобольский» был засчитан истцу в выслугу лет в календарном, а не льготном (месяц за полтора) исчислении в связи с нахождением истца в распоряжении органа внутренних дел.

Время замещения должности командира отделения отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Тобольский» с 23 августа по 01 декабря 2014 г. было засчитано в стаж в календарном, а не льготном исчислении ввиду исключения данной должности с 23 августа 2014 г. из Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868.

01 октября 2019 г. Яцковский А.Н. повторно подал рапорт об увольнении, которым просил расторгнуть с ним контракт по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с 25 октября 2019 г. (л.д. 40).

Приказом МО МВД России «Тобольский» от 23 октября 2019 г. <.......> л/с Яцковский А.Н. был уволен со службы в органах внутренних дел с 25 октября 2019 г. по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л.д. 132).

25 октября 2019 г. начальником МО МВД России «Тобольский» был издан приказ <.......> л/с, которым пункт 1 приказа МО МВД России «Тобольский» <.......> л/с в части увольнения Яцковского А.Н. отменен (л.д. 53).

Приказом МО МВД России «Тобольский» от 20 ноября 2019 г. <.......> л/с пункт 1 приказа МО МВД России «Тобольский» от 25 октября 2019 г. <.......> л/с в части отмены приказа об увольнении Яцковского А.Н. был отменен, с Яцковского А.Н. было удержано излишне выплаченное денежное довольствие за период с 26 октября по 30 ноября 2019 г. (л.д. 133).

В силу пункта 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 332-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

Пунктом 2 части 1 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Постановив обжалуемое решение в части включения истцу в выслугу лет периода обучения в профессиональном техническом училище <.......><.......> с 01 сентября 1996 г. по 25 июня 1999 г. из расчета два месяца учебы за один месяц службы, суд исходил из того, что статьей 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию, периоды получения которого, предшествовавшие поступлению на службу, подлежат включению в выслугу лет в силу положений пункта 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 332-ФЗ.

Между тем, судом не было учтено следующее.

Статья 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел не регулирует.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05 июня 1994 г. № 650, действовавшему в период обучения истца (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 521), профессионально-технические училища относились к учреждениям начального профессионального образования, осуществляли реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Из содержания пункта 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 332-ФЗ следует, что периоды получения среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих не подлежат зачету в выслугу лет. В связи с изложенным, основания для включения в выслугу лет истца как сотрудниками органов внутренних дел периода получения им начального профессионального образования, приравненного пунктом 2 части 1 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), у суда отсутствовали. Решение суда в данной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 июня 2000 г. № 1054 было постановлено засчитывать с 01 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.

Отказывая во включении истцу в выслугу лет периода пребывания в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона с 03 мая по 16 августа 2001 г. целиком из расчета один месяц за три, суд исходил из того, что вышеприведенными положениями действующего законодательства предусмотрено включение в выслугу лет в таком исчислении исключительно периодов непосредственного участия в контртеррористических операциях, определяемых на основании приказов командиров (начальников) воинских частей. Поскольку данные периоды в пределах срока нахождения истца в командировке, определенные на основании приказов командира войсковой части <.......>, уже были зачтены ему в выслугу лет из расчета один день за три, в зачете в выслугу остального времени пребывания истца в командировке судом было правомерно отказано.

Ссылки в жалобе истца на справку командующего группировкой внутренних войск МВД России на территории Северо-Кавказского региона (л.д. 62) несостоятельны, поскольку данный документ не содержит сведений о периодах непосредственного участия истца в контртеррористических операциях, которые приходились на время его пребывания в служебной командировке с 03 мая по 16 августа 2001 г.

В соответствии с частью 12 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел, зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, до назначения на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел выполняет поручения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности.

Согласно части 4.1 статьи 38 указанного закона, периоды нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (за исключением периода выполнения сотрудником служебных обязанностей по ранее замещаемой должности), включаются в календарном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет, предоставления иных социальных гарантий, присвоения специального звания.

Разрешая спор в части включения истцу в выслугу лет периода нахождения в распоряжении органа внутренних дел с 23 мая по 11 июля 2011 г., суд исходил из того, что приказом УМВД России по Тюменской области от 23 мая 2011 г., которым истец наряду с другими сотрудниками МО МВД России «Тобольский» был зачислен в распоряжение данного отдела, ему было предписано до прохождения аттестации и решения вопроса о дальнейшем прохождении службы исполнять служебные обязанности по ранее занимаемой должности или иным должностям, предусмотренным утвержденным штатным расписанием, в соответствии с приказами, распоряжениями руководителей подразделений УМВД России по Тюменской области или лиц, исполняющих их обязанности (л.д. 131). Факт исполнения истцом в спорный период обязанностей по ранее занимаемой должности подтверждается объяснениями истца и показаниями допрошенных в ходе производства по делу свидетелей. Приказы, предписывающие истцу в указанный период исполнять обязанности по какой-либо иной должности, предусмотренной утвержденным штатным расписанием, либо иные доказательства исполнения истцом в этот период такие обязанности, ответчик и третье лицо в дело не представили. Поскольку предшествовавший зачислению в распоряжение органа внутренних дел период службы был зачтен истцу в выслугу лет в льготном исчислении (месяц за полтора), период нахождения в распоряжении, в течение которого истец исполнял те же обязанности, обоснованно был зачтен ему судом в выслугу в том же порядке.

Доводы жалобы УМВД России по Тюменской области о том, что в период нахождения в распоряжении органа внутренних дел истец не привлекался к исполнению обязанностей по прежней должности, опровергаются вышеприведенными доказательствами.

Период несения службы с 23 августа по 01 декабря 2014 г. в должности командира отделения отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Тобольский» был включен судом в выслугу лет истца в льготном исчислении, из расчета месяц за полтора месяца службы, в связи с тем, что должностные обязанности Яцковского А.Н. в период замещения данной должности не отличались от обязанностей по должности старшего полицейского (конвоя) отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, на которую он был назначен с 01 декабря 2014 г. Должность старшего полицейского (конвоя) отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, в свою очередь, входит в Раздел 1 (должности, введенные с 23 августа 2014 г.) Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868.

Судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с абзацем 45 подпункта «г» пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются как один месяц службы за полтора месяца периоды работы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.

Согласно разделу 2 данного Перечня, предусматривающему должности, введенные до 23 августа 2014 г., правом на льготное исчисление выслуги лет пользуются, в том числе, командиры отделения отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Раздел 1 названного Перечня, предусматривающий должности, введенные после 23 августа 2014 г., такого наименования должности не содержит.

Тождественность служебных обязанностей командира отделения отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, каковым истец являлся до 01 декабря 2014 г., служебным обязанностям старшего полицейского (конвоя) отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, которым он был назначен с указанной даты, материалами дела не доказана.

При таких обстоятельствах, основания для включения истцу в выслугу лет в льготном исчислении (месяц за полтора) периода прохождения службы в должности командира отделения отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых с 23 августа по 01 декабря 2014 г. отсутствовали, что влечет отмену решения суда в соответствующей части.

Оснований для пересмотра решения суда в той части, в которой истцу было отказано в признании за ним права на расторжение контракта и назначение пенсии по выслуге лет с 10 октября 2019 г., признании отказа МО МВД России «Тобольский» от 25 октября 2019 г. в расторжении контракта по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии, незаконным, признании приказа МО МВД России «Тобольский» <.......> л/с от 25 октября 2019 г. в части отмены пункта 1 приказа МО МВД России «Тобольский» от 23 октября 2019 г. <.......> л/с в части увольнения Яцковского А.Н. по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии, незаконным, считать его уволенным 25 октября 2019 г. по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Как уже указывалось выше, приказ МО МВД России «Тобольский» <.......> л/с от 25 октября 2019 г. в части отмены пункта 1 приказа МО МВД России «Тобольский» от 23 октября 2019 г. <.......> л/с в части увольнения Яцковского А.Н. с 25 октября 2019 г. по выслуге лет был отменен приказом МО МВД России «Тобольский» от 20 ноября 2019 г.

Поскольку оспариваемый приказ МО МВД России «Тобольский» <.......> л/с от 25 октября 2019 г., был отменен ответчиком до вынесения судом решения, основания для признания его незаконным в судебном порядке отсутствовали.

Требования Яцковского А.Н. о признании за ним права на расторжение контракта и назначение пенсии по выслуге лет с 10 октября 2019 г. также были правомерно отклонены судом, поскольку рапортом от 01 октября 2019 г. истец просил расторгнуть с ним контракт с 25 октября 2019 г., отказавшись, таким образом, от выраженного в поданном ранее рапорте намерения уволиться с 10 октября 2019 г. Кроме того, указанные требования Яцковского А.Н. противоречили заявленным им требованиям о том, чтобы считать его уволенным с 25 октября 2019 г. в соответствии с приказом МО МВД России по Тюменской области от 23 октября 2019 г.

Давая оценку законности и обоснованности решения суда о присуждении истцу компенсации морального вреда, следует отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Доказательств причинения истцу физических или нравственных страданий в результате отказа ответчика во включении в выслугу лет ряда периодов трудовой и иной деятельности в дело не представлено.

Статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного в результате неправомерных действий или бездействия работодателя.

Как установлено материалами дела, уволен Яцковский А.Н. на основании его рапорта, с указанных в данном рапорте даты и основанию. В суде истец просил признать его уволенным именно с этой даты и по этому основанию. В требовании о признании права на расторжение контракта и назначение пенсии по выслуге лет с 10 октября 2019 г. истцу было обоснованно отказано, о чем уже указано выше. При таком положении компенсация морального вреда в связи с нарушением трудовых прав истца взысканию не подлежала.

Нормы действующего законодательства, устанавливающие условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, не содержат положений, предусматривающих взыскание в пользу граждан компенсации морального вреда в случае нарушения их прав.

В этой связи, решение суда в части присуждения истцу компенсации морального вреда также подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тобольского городского суда Тюменской области от 27 ноября 2019 г. отменить в части включения в выслугу лет Яцковского Александра Николаевича периода обучения в ПТУ <.......><.......> с 01 сентября 1996 г. по 25 июня 1999 г. из расчета два месяца учебы за один месяц службы, периода службы в органах внутренних дел Российской Федерации с 23 августа по 01 декабря 2014 г. из расчета месяц службы за полтора, взыскании компенсации морального вреда и принять в отмененной части новое решение, которым Яцковскому Александру Николаевичу в удовлетворении исковых требований к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тобольский» о включении в выслугу лет периода обучения в ПТУ <.......><.......> с 01 сентября 1996 г. по 25 июня 1999 г. из расчета два месяца учебы за один месяц службы, периода службы в органах внутренних дел Российской Федерации с 23 августа по 01 декабря 2014 г. из расчета месяц службы за полтора, взыскании компенсации морального вреда отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи