Дело № 33-1942/2019
Апелляционное определение
г. Тюмень 15 апреля 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе
председательствующего | Пуминовой Т.Н., |
судей | Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П., |
при секретаре | Копановой М.С., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Бурмакиной О.Н. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 04 июля 2018 г., которым, с учетом дополнительного решения от 14 января 2019 г., постановлено:
«В удовлетворении иска Бурмакиной О.Н. к департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени о признании незаконным решения оформленного уведомлением № 44-50-1226/7 от 11 декабря 2017 года об отказе в предоставлении муниципальной услуги, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма – отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П., выслушав объяснения представителя истца Бурмакиной О.Н. Пичугиной С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя ответчика Красновой Е.А., судебная коллегия
установила
Бурмакина О.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени о признании незаконным решения от 11.12.2017 № 44-50-1226/7 об отказе в предоставлении муниципальной услуги, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, взыскании госпошлины в размере 300 руб.
Требования мотивированы тем, что Бурмакина О.Н. с несовершеннолетним сыном Б.И.Н. проживают в жилом помещении по адресу: <.......>, в жилом помещении также проживают сестра истца Ш.Е.Н. с дочерью А.А.Д. Семья истца в составе двух человек в 2009 году признана малоимущей и Распоряжением от 20.05.2010 № 513-рк принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В 2014 году жилой дом <.......> признан аварийным. 30 октября 2017г. Бурмакина О.Н. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, предоставила документы согласно выданному перечню, однако 11 декабря 2017 г. ответчиком принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, мотивированное тем, что отсутствуют основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не представлено согласие на обработку персональных данных Ш.Е.Н. и А.А.Д.. Указанное решение истец считает незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, поскольку её семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке принята на соответствующий учет; административным регламентом установлена обязанность предоставлять согласие на обработку персональных данных лиц, являющихся членами семьи заявителя, тогда как Ш.Е.Н. с дочерью не являются членами её семьи, они находятся в конфликтных отношениях. Кроме того, считает, что при принятии документов, ее должны были уведомить о наличии препятствий для получения услуги, необходимости устранения недостатков в заявлении, приложении документов.
В судебное заседание истец Бурмакина О.Н. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, её представитель Пичугина С.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени Галявина Л.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснила, что в рамках межведомственного взаимодействия была получена информация о том, что в 2017 г. адресно-социальная помощь семье Бурмакиной О.Н. не назначалась, что свидетельствует о том, что данная семья утратила статус малоимущей, приказом от 30.01.2018 Бурмакина О.Н. снята с учета в связи с утратой оснований.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась истец Бурмакина О.Н. В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что она каждый год подтверждала, что относится к категории малообеспеченных, последняя справка о признании ее семьи малоимущей была получена 26.07.2017, между тем, указанная справка не была приложена к заявлению, поскольку сотрудник Департамента имущественных отношений пояснил, что данные сведения будут запрошены в Департаменте социального развития Тюменской области.
Считает, что ответчик не запросил сведения о признании ее семьи малоимущей, о предоставлении адресной социальной помощи, поскольку данные доказательства не были представлены в материалы дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась Бурмакина О.Н., о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежаще. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Бурмакиной О.Н.
Изучив обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей истца и ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги и принять по делу новое решение об удовлетворении указанного искового требования, исходя из следующего.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции, пришел к выводу, что в соответствии с подпунктами «б», «в» пункта 2.9 Административного регламента Департаментом правомерно отказано Бурмакиной О.Н., с составом семьи 2 человека, в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению по договору социального найма жилого помещения, поскольку Бурмакиной О.Н. не предоставлено согласие на обработку персональных данных лиц, зарегистрированных в жилом помещении, занимаемом заявителем и членами его семьи, Бурмакина О.Н. утратила основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма (не подтвержден факт наличия независящих причин низкого уровня доходов, в связи с чем гражданин не может быть признан малоимущим в целях получения жилого помещения по договору социального найма).
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции в данной части сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании распоряжения администрации г. Тюмени от 20.05.2010 № 513-рк Бурмакина О.Н. с 03.03.2010 состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: в списке «Граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма», с составом семьи 2 человека (л.д. 13).
30 октября 2017г. Бурмакина О.Н. обратилась в Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени с заявлением о предоставлении по договору социального найма жилого помещения на состав семьи 2 человека.
Уведомлением от 11.12.2017 № 44-50-1226/7 Бурмакиной О.Н. отказано в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению ей, как лицу, признанному малоимущим и нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, с составом семьи 2 человека, жилого помещения муниципального жилищного фонда города Тюмени, расположенного по адресу: <.......>. Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги послужило:
- не предоставлено согласие на обработку персональных данных лиц, зарегистрированных в жилом помещении, занимаемом заявителем и членами его семьи.
- отсутствие оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (в 2017 году адресная социальная помощь семье Бурмакиной О.Н. не оказывалась).
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договора социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
По общему правилу, установленному статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Административным регламентом, утвержденным Постановлением Администрации города Тюмени от 18.09.2017 № 553-пк установлен порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Приложением № 7 к Административному регламенту определен исчерпывающий перечень документов, для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель должен предоставить самостоятельно, в том числе Согласие на обработку персональных данных лиц, зарегистрированных в жилом помещении, занимаемом заявителем, его супругой (супругом), их несовершеннолетними детьми, их совершеннолетними детьми, не достигшими возраста 23 лет, обучающимися в образовательных организациях по очной форме обучения по форме, установленной приложением 6 к Регламенту (со всех адресов регистрации по месту жительства за пять лет, предшествующих дню подачи заявления).
Приложением № 8 к Административному регламенту определен исчерпывающий перечень документов для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, в том числе сведения территориального органа социальной защиты населения о размере дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, исходя из видов доходов, определяемых в соответствии с частью 3 статьи 8.1 Закона Тюменской области № 137 (в том числе о получении заявителем и членами его семьи адресной социальной помощи).
В соответствии с пунктом 3.2 Административного регламента, при рассмотрении заявлений о предоставлении муниципальной услуги, должностное лицо Департамента, ответственное за рассмотрение заявления осуществляет:
д) проверку факта постановки на учет, а также отсутствие оснований для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях на день подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги, указанного в приложении 2 к Регламенту;
е) полноту полученной информации (документов).
Согласно пункту 2.9 Административного регламента в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма отказывается при наличии одного из следующих оснований:
в) непредставление или предоставление не в полном объеме документов, которые в соответствии с приложением 7 Регламента подлежат предоставлению заявителем самостоятельно;
г) поступление ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации на межведомственный запрос, свидетельствующий об отсутствии документов и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги, отсутствие указанных документов (сведений в них) в распоряжении Департамента, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с Законом Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по не зависящим от них причинам, установленным в соответствии с Законом Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного по Тюменской области.
Согласно статье 16 Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» социальная поддержка малоимущих граждан, проживающих в Тюменской области, осуществляется путем оказания им адресной социальной помощи. Адресная социальная помощь оказывается в виде социального пособия и (или) натуральной помощи.
В соответствии со статьей 17 Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» право на адресную социальную помощь имеют проживающие в Тюменской области малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже установленной по Тюменской области величины прожиточного минимума на душу населения или по соответствующей социально-демографической группе. Независящими причинами, дающими право на получение адресной социальной помощи малоимущим семьям, являются:
1) многодетность (наличие в семье трех и более нетрудоспособных детей и (или) детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования по очной форме);
2) наличие нетрудоспособного члена семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с действующим законодательством (кроме случаев, когда трудоспособные члены семьи признаны безработными, или обучаются в профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования по очной форме, или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом I группы).
Независящей причиной, по которой малоимущий одиноко проживающий гражданин имеет право на получение государственной адресной социальной помощи, является его нетрудоспособность.
С учетом изложенных норм права, адресная социальная помощь является одним из видов поддержки отдельных категорий граждан в Тюменской области, не является единственным доказательством признания граждан малоимущими. Материалы дела не содержат доказательств о запросе у территориального органа социальной защиты населения сведений о размере дохода, приходящегося на каждого члена семьи, исходя из видов доходов, определяемых в соответствии с частью 3 статьи 8.1 Закона Тюменской области № 137.
В соответствии со статьей 6 Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» совместно с гражданином, признанным малоимущим, в качестве членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, признаются проживающие с ним совместно его супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети, а также их совершеннолетние дети, не достигшие возраста 23 лет и обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Поскольку передача персональных данных третьих лиц возможна с согласия обладателей указанных данных, Ш.Е.Н., А.А.Д. не являются членами семьи истца, как субъекты персональных данных свое согласие на их обработку не предоставляли, истец по объективным причинам не имеет возможности предоставить в орган местного самоуправления согласие на обработку персональных данных указанных лиц, то судебная коллегия приходит к выводу, что отказ в предоставлении муниципальной услуги по данному основанию нарушает права истца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегиясчитает, что обжалуемое решения суда в части отказа в удовлетворении иска о признании незаконным решения, оформленного уведомлением №44-50-1226/7 от 11.12.2017г. нельзя признать обоснованным, так как он принято с нарушением норм материального права, что согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены, и принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований в данной части.
Вместе с тем, решение суда первой инстанции об отказе в иске в части возложения обязанности на Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени по предоставлению жилого помещения Бурмакиной О.Н. по договору социального найма, является правильным, отвечающим нормам материального права, так как из материалов дела следует, что Бкрмакина О.Н. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях приказом Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени №257 от 31.01.2018г. Данный приказ истицей не обжалован, о чем подтвердила в судебном заседании её представитель Пичугина С.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 04 июля 2018 г. отменить в части и принять в отмененной части по делу новое решение.
Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени, оформленное уведомлением № 44-50-1226/7 от 11.12.2017г. об отказе в предоставлении муниципальной услуги Бурмакиной О.Н. по предоставлению жилого помещения муниципального жилищного фонда города Тюмени с составом семьи 2 человека.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Тюмени от 04 июля 2018 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи коллегии