НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 14.05.2018 № 33-2600/2018

Дело № 33-2600/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень 14 мая 2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Елфимова И.В.

судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.

при секретаре Копановой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2018 г., которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменском районе Тюменской области ( межрайонное) об обязании произвести перерасчет пенсии, - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонному) (далее по тексту - ГУ УПФР в Тюменском районе), с учетом изменения требований просил возложить на ответчика обязанность пересчитать пенсию по варианту без индивидуального коэффициента пенсионера от минимального размера пенсии с совокупной выплатой 660 руб. в месяц по статье 18 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и выплатить на 31 декабря 2001 г. в полном объеме.

Требования были мотивированы тем, что с 02 марта 1994 г. ФИО1 является получателем пенсии, которая была назначена ему досрочно в соответствии с пунктом «б» статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». На момент назначения пенсии общий трудовой стаж истца составлял 37 лет 03 месяца 25 дней. При расчете пенсии ответчик не предоставил истцу возможность выбора варианта расчета пенсии - с применением индивидуального коэффициента пенсионера либо без такового, что привело к нарушению прав истца и уменьшению размера получаемой им пенсии. В этой связи, имеется необходимость в перерасчете пенсии на 31 декабря 2001 г. без применения данного коэффициента. При этом, расчет должен производиться исходя из величины минимальной пенсии 660 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ УПФР в Тюменском районе - ФИО2, действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Из письменного отзыва на иск и пояснений представитель ответчика в судебном заседании следует, что выполненные ответчиком расчеты размера пенсии истца соответствуют требованиям законодательства, а применение предлагаемого истцом способа расчета приведет к уменьшению размера его пенсии. При этом произведенный истцом расчет пенсии, исходя из минимального размера пенсии по возрасту равного 660 руб., ошибочен, поскольку такую сумму составляет минимальный размер совокупной выплаты, который не тождественен минимальному размеру пенсии по возрасту, составлявшему с 01 августа 2001 г. без учета районного коэффициента сумму 185 руб. 32 коп.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец ФИО1, в апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что при расчете его пенсии на 31 декабря 2001 г. ответчиком не был применен индекс роста, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2001 г. № 521. Настаивает, что расчет пенсии на указанную дату без применения индивидуального коэффициента пенсионера был для него наиболее выгоден по сравнению с произведенным ответчиком. При этом, полагает, что предлагаемый им расчет должен производиться исходя из размера минимальной пенсии, равного 660 руб., установленного Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2001 г. № 833. Указывает, что при разрешении спора суд подверг сомнению его общий и специальный стаж для назначения пенсии, а также сослался на льготный стаж, которого у него нет.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ответчика ГУ УПФР в Тюменском районе просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено материалами дела, ФИО1 <.......> года рождения с 01 марта 1994 г. была назначена пенсия по старости в соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон РФ № 340-1) в связи с работой с тяжелыми условиями труда.

На 01 февраля 2017 г. размер пенсии истца составлял <.......>. в месяц.

ФИО1 пытался обжаловать в судебном порядке бездействие ГУ УПФР в Тюменском районе в части отказа в перерасчете пенсии на 31 декабря 2001 г. от заработка по России на 01 января 2002 г. в размере 1802 руб. 00 коп. Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г. Тюмени от 17 апреля 2017 г. в иске ему было отказано (л.д. 38 - 40).

Согласно статье 17 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон РФ № 340-1) минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже размера, установленного федеральным законом. Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Минимальный размер пенсии был установлен Федеральным законом от 30 сентября 1997 г. № 127-ФЗ «О повышении минимального размера пенсий, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации в 1997 году». В результате последовательных индексаций (последний из индексов роста 1,1 был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2001 г. № 521) данный размер с 01 августа по 31 декабря 2001 г. составлял 185 руб. 32 коп., а с учетом районного коэффициента по югу Тюменской области 1,15 - 639 руб. 36 коп.

В соответствии со статьей 18 Закона РФ № 340-1 максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт «а» статьи 12 Закона), - трех с половиной размеров. Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

С 01 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (далее по тексту - Федеральный закон № 113-ФЗ), установивший, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Федеральным законом № 113-ФЗ в статью 7 Закона РФ № 340-1 были внесены соответствующие изменения и согласно ее новой редакции в связи с ростом заработной платы в стране пенсии подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера с соблюдением следующих условий: а) индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период. При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии;…. в) увеличение назначенных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране проводится четыре раза в год - с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября; г) размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, во всех случаях не может быть менее соответствующего минимального размера пенсии, установленного Законом; д) размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, ограничению максимальным размером, установленным Законом, не подлежит;… е) минимальный размер пенсии по старости (статья 17 Закона) и соответственно минимальные размеры других видов пенсий повышаются в сроки, предусмотренные пунктом «в» настоящей статьи, при этом новый минимальный размер пенсии определяется путем умножения действующего минимального размера пенсии на индекс роста среднемесячной заработной платы в стране за соответствующий квартал. Однако во всех случаях минимальный размер пенсии по старости не может быть ниже размера, предусмотренного статьей 17 Закона; з) в тех случаях, когда размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, не достигает размера, предусмотренного другими нормами Закона, пенсионер вправе выбрать исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента.

Указом Президента Российской Федерации от 08 февраля 2001 г. № 135 с 01 марта 2001 г. установлен минимальный размер совокупной выплаты, включающей сумму государственной пенсии с учетом надбавок, повышений и соответствующего районного коэффициента, а также компенсационной выплаты с применением соответствующего районного коэффициента, установленной на основании законодательства Российской Федерации, пенсионерам, имеющим полный общий (специальный) трудовой стаж для назначения пенсии, в сумме 600 рублей в месяц, за исключением лиц, получающих пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей». Если минимальный размер совокупной выплаты, определяемый в соответствии с настоящим пунктом, составляет менее 600 рублей в месяц, то ее доведение до указанного минимального размера осуществляется путем соответствующего увеличения компенсационной выплаты.

Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2001 г. № 833 минимальный размер совокупной выплаты, установленный Указом Президента Российской Федерации от 08 февраля 2001 г. № 135, с 01 августа 2001 г. был повышен до 660 рублей в месяц.

Перерасчет размера пенсий в соответствии с нормами Федерального закона № 113-ФЗ производился пенсионерам, которым было выгодно применение данного закона, т.е. только в случае увеличения размера пенсии.

По утверждению ответчика, изложенному в одном из его отзывов на иск (л.д. 29), пенсия истца была пересчитана с 01 мая 2000 г. с применением индивидуального коэффициента пенсионера, как по наиболее выгодному для истца варианту.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. (заявленная в иске дата) расчет размера пенсии истца был возможен в двух вариантах: без применения индивидуального коэффициента пенсионера и путем применения такого коэффициента с соблюдением условий, определенных законом.

Как правильно указано в представленных ответчиком в дело расчетах, по варианту расчета пенсии истца без применения индивидуального коэффициента пенсионера с учетом компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 02 ноября 2000 г. № 1815, данная пенсия по состоянию на 31 декабря 2001 г. составляла бы 837 руб. 48 коп., а по варианту расчета с применением указанного коэффициента на ту же дату - 1343 руб. 48 коп.

Поскольку на 31 декабря 2001 г. расчет пенсии по второму из упомянутых вариантов (с применением индивидуального коэффициента пенсионера) был для истца очевидно более выгодным, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в требовании об обязательстве ответчика произвести перерасчет пенсии по варианту без применения индивидуального коэффициента пенсионера.

Ссылки истца в жалобе на то, что расчет его пенсии на 31 декабря 2001 г. без применения индивидуального коэффициента пенсионера был для него более выгоден по сравнению с произведенным ответчиком, несостоятельны как основанные на неверном расчете. Так, согласно приведенным выше правовым нормам пенсия по предлагаемому истцом варианту подлежит расчету исходя из минимального размера пенсии равного 185 руб. 32 коп. (с учетом районного коэффициента по югу Тюменской области - 639 руб. 36 коп.). Применение истцом при расчетах своей пенсии не минимального размера пенсии, а минимального размера совокупной выплаты в 660 руб., включающего согласно Указу Президента Российской Федерации от 08 февраля 2001 г. № 135 сумму государственной пенсии с учетом надбавок, повышений и соответствующего районного коэффициента, является ошибочным, поскольку понятие «минимальный размер пенсии» не идентично понятию «минимальный размер совокупной выплаты».

Довод апелляционной жалобы о том, что при расчете пенсии истца на 31 декабря 2001 г. ответчиком не был применен индекс роста, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2001 г. № 521, отклоняется как не основанный на материалах дела.

Каких-либо выводов, позволяющих усомниться в продолжительности общего и специального стажа истца, в решении суда, вопреки доводам апелляционной жалобы, не приведено. То обстоятельство, что специальный стаж истца назван в решении льготным, на правильность принятого судом решения не повлияло.

Учитывая, что иных заслуживающих внимания доводов в апелляционной жалобе не приведено, оснований для ее удовлетворения не имеется.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, принятое судом по делу решение не противоречит нормам материального права, нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи