НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 13.01.2019 № 33-956/20

Дело № 33-956/2020

(УИД 72RS0013-01-2019-006437-75)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

«16» марта 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего: судей: при секретаре:

Жегуновой Е.Е., Малининой Л.Б., Чесноковой А.В. Копановой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Иванова ФИО8 на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 05 ноября 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Иванова ФИО8 к Государственному учреждению – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации – отказать»

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., объяснения представителя ответчика ГУ Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в г. Тюмени – Улитина А.Б., действующего на основании доверенности № 21 от 02 марта 2020 года, и полагавшего оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а обжалуемое заявителем судебное постановление – без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Иванов Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.

Исковые требования мотивированы тем, что Иванов Н.В. с 24.01.2007 года является инвалидом с детства третьей группы (ампутирована правая нога выше колена). В соответствии с индивидуальной программой реабилитации <.......>.4ФБ/2016 от 30 ноября 2016 года истцу установлены мероприятия медицинской реабилитации, в том числе протез бедра модульный с внешним источником энергии. В соответствии с заключением медико-технической экспертизы № 12 от 27 июня 2019 года необходима смена приемной гильзы бедра и замена полимерного чехла (силиконового).

15.07.2019 года истец обратился к ответчику с заявлением о выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, смену приемной гильзы бедра и замену полимерного чехла (силиконового). Однако ответчик в установленные законом сроки какое-либо решение не принял, выплату денежных средств не произвел. В связи с чем истец 15.08.2019 года вновь обратился к ответчику с жалобой. Однако по мнению истца, согласно ответа от 04.09.2019 года, ответчик проигнорировал действующее законодательство, предусматривающее право инвалида на реабилитацию, в том числе на обеспечение техническими средствами (изделиями) реабилитации за счет государства. С учетом изложенного Иванов Н.В. полагал, что нарушены его конституционные права на реабилитацию инвалидов, на возможность участия в жизни общества наравне с другими гражданами.

На основании вышеуказанного, истец просил признать бездействие ответчика по выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации - смену гильзы бедра и замену силиконового чехла незаконным, возложить на ответчика обязанность по выплате денежной компенсации в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании истец Иванов Н.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске и в письменных дополнениях к иску.

Представитель ответчика ГУ Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - Улитин А.Б. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Иванов Н.В., в апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять новое решение, которым заявленные им исковые требования просит удовлетворить. Полагает, судом не учтено, что в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять таковые в соответствии с административным регламентом. На основании указанной нормы закона, Приказом ФСС РФ от 16.05.2019г. № 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников» (далее по тексту – Административный регламент). Полагает, что решение суда постановлено без учета положений п.п. 15, 25, 26, 28 Административного регламента, а также того обстоятельства, что ответчик, являясь страховой организацией, обязан исполнять индивидуальную программу реабилитации истца и не вправе ставить под сомнение медицинский аспект вопроса обеспечения истца техническими средствами реабилитации. Полагает, что суд также оставил без внимания отсутствие какого-либо решения по факту его обращения к ответчику и того обстоятельства, что ответчик не выполнил требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Считает, что решение суда нарушает его конституционные права и постановлено с нарушением требований ст.ст. 67, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – Поштаренко Д.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Истец Иванов Н.В., извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Иванов Н.В. является инвалидом с детства, третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ от 24 января 2007 года (л.д. 8).

30 ноября 2016 года разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида <.......>.4ФБ/2016, в соответствии с которой Иванов Н.В. подлежит обеспечению техническим средством реабилитации: протез бедра модульный с внешним источником энергии: 1 шт., чехол на культю бедра из полимерного материала (силиконовый): 2 шт. (л.д. 9-16).

Согласно заключению медико-технической экспертизы по установлению ремонта или досрочной замены технического средства реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий № 12 от 27 июня 2019 года на полимерном чехле по краю крепления ваккумной мембраны имеется линейный разрыв длиной приблизительно 1-1,5 см. При надевании протеза без дополнительных чехлов вакуумная мембрана не прилегает к стенкам протеза по всей окружности. Из изложенного следует, что имеет место уменьшение объемных размеров культи. В таких обстоятельствах пользоваться протезом небезопасно. Необходима досрочная замена технического средства (л.д. 22-23).

15 июля 2019 года истец обратился в филиал № 1 ГУ Тюменское региональное отделение фонда социального страхования РФ с заявлением о выплате денежной компенсации в сумме 445 100,00 рублей за приобретение чехла на культю бедра из полимерного материала и смену приемной гильзы бедра протеза модульного, приложил товарный и кассовый чеки, согласно которым произведена оплата ООО «Экзотик-Центр» за чехол на культю бедра из полимерного материала и смену приемной гильзы протеза бедра модульного в сумме 445 100,00 рублей (л.д. 20, 21).

Денежная компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации Иванову Н.В. ответчиком не произведена, что представителем ответчика не оспаривалось.

17 июля 2019 года филиалом № 1 ГУ Тюменское региональное отделение фонда социального страхования РФ направлен запрос в ООО «Экзотик-Центр» для подтверждения информации о приобретении Ивановым Н.В. средств медицинской реабилитации (л.д. 48).

29 июля 2019 года от ООО «Экзотик-Центр» поступил ответ, из которого следует, что указанный истцом вид услуг (продаж) Иванову Н.В. не предоставлялся, товарный и кассовые чеки, представленные в Фонд, не формировались и в информационной базе отсутствуют. Компания использует иную ленту ККМ, оттиск печати не соответствует печати компании (л.д. 42).

По информации УФНС России по Тюменской области от 11.10.2019 года сведения о регистрации ККТ с заводским номером ККТ и заводским номером фискального накопителя, указанных в кассовых чеках, в том числе от 08.07.2019 года № 08590 по данным программного комплекса налоговых органов отсутствуют (л.д. 81).

Как следует из скриншотов сайта в сети интернет, номер ККМ, указанный в представленном Ивановым Н.В. чеке, фигурирует на сайте организации, предоставляющей услуги по продаже кассовых и товарных чеков (л.д. 55-60).

ГУ Тюменское региональное отделение фонда социального страхования РФ обратилось в ОП-6 УМВД России по г. Тюмени с заявлением о проведении проверки в действиях Иванова Н.В. признаков состава преступления (л.д. 36-38). Постановлением от 06 августа 2019 года в возбуждении уголовного дела по ст.159 УК РФ в отношении Иванова Н.В. отказано за отсутствием признаков состава преступления (л.д. 39-40). Данное решение отменено, материал проверки направлен в ОП № 6 для организации дополнительной проверки, что подтверждается информацией заместителя прокурора Центрального административного округа г. Тюмени (л.д. 79).

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 2, 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», Приказом ФСС РФ от 16.05.2019г. № 256 «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников», пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Ивановым Н.В. требований, исходя из того, что истец не доказал фактически понесенные расходы на приобретение им технических средств реабилитации.

Судебная коллегия считает, что указанные выводы суда первой инстанции, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом правильно применены нормы материального и процессуального права.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 вышеназванного Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

В пункте 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, поименованы протезы.

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 названных правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации разработан и утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 года № 57н.

Согласно п. 5 приведенного Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления других необходимых документов.

Приказом Фонда социального страхования РФ от 16.05.2019г. № 256 утвержден административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

Подпунктом «з» п. 2 Административного регламента установлено, что заявителями на получение государственной услуги являются, в том числе инвалиды.

Согласно пп. «г» п.10 регламента, результатами предоставления государственной услуги является, в том числе, выплата компенсации расходов заявителям в случае приобретения технических средств (изделий), за собственный счет заявителям, указанным в подпункте «з» пункта 2 Административного регламента.

Из п. 15 Административного регламента следует, выплата компенсации расходов заявителям в случае приобретения соответствующих технических средств (изделий) за собственный счет заявителям, указанным в подпункте «з» пункта 2 Административного регламента, осуществляется территориальным органом Фонда в месячный срок с даты принятия решения о ее выплате, которое принимается территориальным органом Фонда в течение 30 дней со дня поступления заявления в части выплаты компенсации и документов, указанных в пунктах 18 и 21 Административного регламента.

Пункт 18 Административного регламента предусматривает, что для получения государственной услуги заявителем представляются (направляются) документы, в числе которых документы, подтверждающие понесенные заявителем расходы.

Основанием для начала административной процедуры является результат рассмотрения заявления и документов, представленных заявителем (пункт 91 Административного регламента).

Исходя из анализа вышеуказанных норм права, платежные документы, подтверждающие факт приобретения технических средств, должны быть представлены ответчику, который в свою очередь имеет право проверить их подлинность. Однако представленные истцом ответчику платежные документы носят недостоверный характер, а потому не подтверждают факт несения истцом расходов на приобретение в ООО «Экзотик-Центр» чехла на культю бедра из полимерного материала и смену приемной гильзы бедра протеза.

Доводы апелляционной жалобы Иванова Н.В. о том, что судом не приняты во внимание положения п.п. 15, 25, 26, 28 Административного регламента являются несостоятельными, поскольку каких-либо дополнительных документов ответчик от истца не требовал, нарушения срока принятия решения ответчик не допускал, поскольку пришел к выводу, что истцом представлены недостоверные платежные документы, то есть не весь пакет документов представлен заявителем, как того требовал п. 18 Административного регламента.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчик лишил его гарантированных государством прав на реабилитацию, являются несостоятельными, поскольку заявителем не предоставлены документы, подтверждающие факт несения расходов, не доказаны обстоятельства того, что таковые недостоверны по причинам, не зависящим от него (Иванова Н.В.).

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановленным с соблюдением норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, исследованным и оцененным судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, смысл и содержание норм материального закона, подлежащего применению по данному делу, судом поняты и истолкованы правильно, вследствие чего доводы жалобы истца в указанной части необоснованные. Решение суда мотивировано, содержит ссылки на доказательства, нормы материального права и выводы по доводам истца и возражениям ответчика.

Иных доводов апелляционная жалоба ответчика не содержит, нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы истца не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда города Тюмени от 05 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Иванова ФИО8 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: