НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 12.09.2018 № 33-5160/18

Дело № 33-5160/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

12 сентября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2, Глушко А.Р.,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области в лице представителя ФИО4 на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 14 июня 2018 года, которым постановлено:

«Исковое заявление нотариуса нотариального округа Вагайского района Тюменской области ФИО5 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонному) о признании решения об отказе в перерасчете страховых взносов незаконным, взыскании излишне уплаченных страховых взносов - удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонное) в перерасчете страховых взносов за 2014 и 2015 годы ФИО5 - незаконным.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонное) в пользу нотариуса нотариального округа Вагайского района Тюменской области ФИО5 излишне уплаченные страховые взносы за 2014 и 2015 годы в размере 12 449,29 рублей.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонное) в пользу нотариуса нотариального округа Вагайского района Тюменской области ФИО5 расходы по уплате государственной пошлине за подачу иска в размере 799,97 рублей.

Всего взыскать 13 249,26 рублей.».

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Нотариус нотариального округа Вагайского района Тюменской области ФИО5 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонному) (далее по тексту также - УПФ в г. Тобольске) о признании незаконным отказа в перерасчете обязательств по уплате страховых взносов за 2014 и 2015 годы, и взыскании с ответчика излишне уплаченных страховых взносов в размере 12 499,29 руб., а также расходов по оплате государственной полшины в размере 799,97 руб., указывая, что 03.04.2018 г. ФИО5 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховых взносов за 2014 и 2015 годы, поскольку за 2014 год ею были уплачены страховые взносы в размере 21 450,60 руб., а за 2015 год – 17 500 руб., в то время как с учетом уменьшения дохода для целей налогообложения на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, к уплате подлежало 13 698,16 руб. и 12 753,15 руб., соответственно, размер переплаты составил 7 752,44 руб. и 4 746,85 руб. В перерасчете страховых взносов ФИО5 было отказано, что, по мнению истицы, не соответствует правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 27-П от 30.11.2016 года.

Истец ФИО5, представитель ответчика УПФ в г. Тобольске, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили. Представитель истца ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласно УПФ в г. Тобольске, которое в апелляционной жалобе, поданной представителем ФИО4, просит решение Тобольского городского суда Тюменской области от 14 июня 2018 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что органы ПФР только производят перерасчёт сформированных ранее обязательств, принимают решение о возврате излишне уплаченных сумм, а сам возврат сумм на основании таких решений осуществляют налоговые органы. Обращает внимание, что истица с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 и 2015 годы в Управление не обращалась, следовательно, проверка отсутствия (наличия) текущей задолженности за отчётные периоды, истекшие до 01.01.2017 года, в целях возврата излишне уплаченных страховых взносов Управлением не производилась. Отмечает, что возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов производят налоговые органы, данные денежные средства находятся в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, а не на лицевом счете ответчика.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО5 является нотариусом нотариального округа Вагайского района Тюменской области, за 2014 год ею были уплачены страховые взносы в размере 21 450,60 руб., за 2015 год – 17 500 руб.

Третьего апреля 2018 года ФИО5 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховых взносов за 2014 и 2015 годы, указывая, что поскольку с учетом уменьшения дохода для целей налогообложения на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, к уплате за 2014 год подлежало – 13 698,16 руб., а за 2015 год – 12 753,15 руб., в связи с чем, размер переплаты оставил 7 752,44 руб. и 4 746,85 руб. соответственно.

В удовлетворении заявления ФИО5 ответчиком было письмом от 23.04.2018 года № 06-62/23-674 отказано с указанием на, в частности, то, что из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении 27-П от 30.11.2016 года "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда", следует, что если обязательства плательщиком страховых взносов были исполнены до 02.12.2016 года перерасчёт обязательств производится территориальным органом ПФР без учёта фактически произведённых и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, то есть перерасчёт вышеуказанных обязательств за 2014, 2015 годы возможен на основании судебного решения. В то же время ответчик указал, что за 2016 год перерасчёт обязательств произведён, сведения о чём будут направлены в налоговые органы в соответствующем порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что размер подлежащих уплате страховых взносов должен определяться исходя из полученных нотариусом в отчетном периоде доходов, уменьшенных на суммы, произведенных им в связи с осуществлением деятельности расходов, в связи с чем, отказ пенсионного органа в перерасчете излишне уплаченных нотариусом страховых взносов является незаконным. При этом, Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанном постановлении, проверив отдельные положения налогового законодательства, лишь выявил их конституционный смысл относительно порядка исчисления страховых взносов, вследствие чего вывод административного ответчика о том, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении 27-П от 30.11.2016 года, подлежит применению только в том случае, если обязательства плательщиком страховых взносов были исполнены после 02.12.2016 года, то есть после дня официального опубликования вышеуказанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации, являющего днём его вступления в силу, является ошибочным.

Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции правильными, принимая также во внимание, что нормы Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ позволяют органам Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять перерасчет обязательств плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исходя из суммы фактически полученного ими дохода, а доводы апелляционной жалобы отмены оспариваемого решения в соответствующей части не влекущими.

В то же время в соответствии с нормами ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов пункт 1). На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (пункт 4). Статьёй 24 данного Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ предусмотрено, что он вступает в силу с 1 января 2017 года.

Письмом ФНС России № ГД-4-8/20655@, ФСС России № 02-11-10/06-02-4386П от 13.10.2017 г. «Об организации работы по осуществлению возврата плательщику страховых взносов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года» разъяснено, что в срок не позднее 3 рабочих дней после получения решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, территориальный налоговый орган формирует на его основании решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов и направляет соответствующую заявку на возврат в орган Федерального казначейства Российской Федерации (пункт 6).

Таким образом с 01.01.2017 года органы Пенсионного фонда Российской Федерации полномочиями по возврату излишне уплаченных страховых взносов не обладают, вследствие чего удовлетворение соответствующих требований, предъявленных к ответчику, является неправомерным. При этом судебная коллегия принимает также во внимание, что истица к ответчику с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014 и 2015 годы в порядке, определяемом ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ, не обращалась.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований ФИО7 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонному) о взыскании излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 годы надлежит отказать.

Из материалов дела следует, что истицей при обращении в суд была оплачена государственная пошлина в размере 799,97 рублей, которые судом первой инстанции при удовлетворении требований были взысканы с ответчика.

Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в части удовлетворения требований истицы о взыскании с ответчика излишне уплаченных страховых взносов, решение суда первой инстанции в части размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истицы, подлежит изменению с уменьшением размера подлежащей взысканию государственной пошлины в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации до 300 рублей

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 14 июня 2018 года в части удовлетворения требований ФИО5 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонное) о взыскании излишне уплаченных страховых взносов за 2014 и 2015 годы в размере 12 449,29 рублей отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 14 июня 2018 года в части размера взыскиваемой с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонного) в пользу ФИО5 государственной пошлины изменить, снизив размер взыскиваемой государственной пошлины до 300 рублей.

В остальной части решение Тобольского городского суда Тюменской области от 14 июня 2018 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи коллегии