НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 11.12.2017 № 33А-7024/17

Дело № 33а-7024/2017

Апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

Левиной Н.В., ФИО2,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Р.О.А. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от <.......>, которым постановлено:

«Административное исковое заявление ИФНС России по г. Тюмени <.......> к Р.О.А. о взыскании страховых взносов удовлетворить.

Взыскать с Р.О.А., проживающей по адресу: г. Тюмень, <.......>, в пользу ИФНС России по г. Тюмени <.......> задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 12 889 рублей 61 копейка, в том числе налог в размере 12 075 рублей 60 копеек, пени в размере 814 рублей 01 копейка, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии - 3 866 рублей 87 копеек, в том числе налог в размере 3 622 рубля 68 копеек, пени в размере 244 рубля 19 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 1 701 рубль 75 копеек, в том числе налог в размере 1 539 рублей 64 копейки, пени в размере 162 рубля 11 копеек.

Взыскать с Р.О.А., проживающей по адресу: г. Тюмень, <.......>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 738 рублей 33 копейки».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения представителя инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени <.......>Ш.В.А., полагавшего необходимым в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени <.......> (далее также - ИФНС России по г. Тюмени <.......>, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Р.О.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в размере 18 458,23 руб. Заявленные требования мотивированы тем, что с <.......> ИФНС России по г. Тюмени <.......> переданы функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Р.О.А. состоит с <.......> на учете в ИФНС России по г. Тюмени <.......> в качестве плательщика страховых взносов, в качестве индивидуального предпринимателя Р.О.А. была зарегистрирована с <.......> по <.......>. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени в налоговый орган передана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 12 889,61 руб., в том числе страховые взносы (в иске ошибочно указано – налог) в размере 12 075,60 руб., пени в размере 814,01 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3 866,71 руб., в том числе страховые взносы (в иске ошибочно указано – налог) в размере 3 622,68 руб., пени в размере 244,19 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1 701,75 руб., в том числе страховые взносы (в иске ошибочно указано – налог) в размере 1 539,64 руб., пени в размере 162,11 руб. Плательщику страховых взносов заказным письмом направлено требование от <.......> об уплате задолженности со сроком уплаты до <.......>, <.......> выдан судебный приказ о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней, однако в связи с поступившими от ответчика возражениями <.......> судебный приказ отменен. Ссылаясь на статьи 17.1, 23, 31, 34, 45, 48 Налогового Кодекса Российской Федерации ИФНС России по г. Тюмени <.......> обратилась в суд с заявленными требованиями.

Представитель ИФНС России по г. Тюмени <.......>, Р.О.А. в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Р.О.А. В апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда от 24 августа 2017 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Указывает, что применение судом части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации при разрешении административного иска является неправильным, поскольку ухудшает ее положение, так как на момент возникновения спорных правоотношений (с <.......> по <.......>) указанная норма закона отсутствовала. Полагает, что суду следовало применить общий срок исковой давности и в удовлетворении иска отказать. Ссылаясь на часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необоснованным заявленный размер взыскиваемой денежной суммы, поскольку из представленного истцом требования об уплате недоимки от <.......> невозможно установить за какой период произведено начисление и проверить правильность расчета.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ИФНС России по г. Тюмени <.......>, полагая решение законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Р.О.А. в заседание суда апелляционной инстанции не явилась. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы она извещена надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2012 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), действовавшего в период возникновения спорных отношений, плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 18). Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 названного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 приведенной статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 названного Федерального закона (часть 3 статьи 18).

В силу статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисляемыми за каждый календарный день просрочки уплаты взносов начиная со дня, следующего за днем уплаты. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней применяется равной одной трехсотой действующей в это время ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Р.О.А. с <.......> по <.......> была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Принимая во внимание, что недоимка по страховым взносам выявлена в период после прекращения Р.О.А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, то взыскание страховых взносов должно производиться в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 21 названного Федерального закона в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

В силу части 2 указанной статьи требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 названной статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 7 статьи 22).

Согласно справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации от <.......><.......> у Р.О.А. имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (л.д.15). В соответствии с представленным расчетом недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации составила 15 698,28 рублей (в том числе недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии 12 075,6 рублей; на накопительную часть трудовой пенсии 3 622,68 рублей); в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования недоимка составила 1539,64 рублей.

За неуплату в установленный срок страховых взносов административному ответчику было произведено начисление пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд 1 058,2 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 162,11 рубля. (л.д.9-11).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам направлено Р.О.А.<.......>, то есть в установленный законом срок, по адресу, указанному ответчиком в качестве места жительства (г. Тюмень, <.......>88), что подтверждается требованием (л.д.7), списком почтовых отправлений с отметкой отделения почтовой связи (л.д.14), в связи с чем считается полученным по истечении 6 дней с даты отправки. Срок уплаты недоимки по страховым взносам определен до <.......>.

Р.О.А. обязанность по уплате страховых взносов не исполнила.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные доказательства, верно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска в полном объеме.

Доводы жалобы о нарушении административным истцом срока обращения в суд судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании правильно примененных судом норм права.

Частью 1.1 статьи 21 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2012 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 2 статьи 21).

Рассмотрение дел о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство органа контроля за уплатой страховых взносов о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования о взыскании страховых взносов (часть 3 статьи 21).

Из материалов дела усматривается, что вследствие неисполнения ответчиком требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени в установленный данным требованием срок (<.......>), в установленный частью 2 статьи 21 Федерального закона № 212-ФЗ срок (<.......>) Управление Пенсионного фонда в г. Тюмени обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Р.О.А. задолженности по страховым взносам и пени.

Судебный приказ вынесен мировым судьей судебного участка <.......> Центрального АО г. Тюмени <.......>.

В связи с поступившими от Р.О.А. возражениями определением мирового судьи судебного участка <.......> Центрального судебного района г. Тюмени от <.......> указанный судебный приказ отменен (л.д.16).

Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01 января 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пунктом 2 статьи 4 названного Закона установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В связи с отменой судебного приказа <.......> административный истец, принимая во внимание приведенные выше положения Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, обратившись в районный суд в порядке административного судопроизводства с настоящим административным иском <.......>, не пропустил установленный законом срок, в связи с этим доводы апелляционной жалобы в указанной части судебной коллегией отклоняются.

Позиция Р.О.А., что часть 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации ухудшает ее положение как плательщика страховых взносов также несостоятельна, поскольку действовавшее на момент возникновения обязанности по уплате страховых взносов законодательство с учетом положений статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации, позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации <.......> от <.......> «О некоторых вопросах, связанных с применением гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», также предусматривало возможность обращения органа Пенсионного фонда Российской Федерации в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.

Расчет недоимки и пени, вопреки доводам жалобы, был проверен судом, оснований не согласиться с расчетом, судебная коллегия не усматривает. Доказательств ошибочности данного расчета ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда об обоснованности исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени <.......> о взыскании страховых взносов и пени с Р.О.А.

Вместе с тем, судебная коллегия, полагая решение суда по существу законным и обоснованным, считает необходимым изложить резолютивную часть решения в новой редакции, поскольку в резолютивной части решения судом ошибочно указано о взыскании налога, а не страховых взносов.

Кроме того, принимая во внимание положения статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», государственная пошлина, размер которой правильно определен судом первой инстанции, подлежит взысканию с административного ответчика в доход муниципального образования город Тюмень.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 24 августа 2017 года оставить по существу без изменения, апелляционную жалобу Р.О.А. оставить без удовлетворения.

Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции:

«Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени <.......> к Р.О.А. о взыскании страховых взносов удовлетворить.

Взыскать с Р.О.А., проживающей по адресу: г. Тюмень, <.......>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени <.......> задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 12 889 рублей 61 копейка, в том числе страховые взносы в размере 12 075 рублей 60 копеек, пени в размере 814 рублей 01 копейка, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии - 3 866 рублей 87 копеек, в том числе страховые взносы в размере 3 622 рубля 68 копеек, пени в размере 244 рубля 19 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 1 701 рубль 75 копеек, в том числе страховые взносы в размере 1 539 рублей 64 копейки, пени в размере 162 рубля 11 копеек.

Взыскать с Р.О.А., проживающей по адресу: г. Тюмень, <.......>, в доход муниципального образования город Тюмень государственную пошлину в размере 738 рублей 33 копейки».

Председательствующий

Судьи коллегии