УИД 72RS0021-01-2023-001589-97
Номер материала 9-477/2023
Дело № 33-5600/2023
апелляционное определение
г. Тюмень 11 октября 2023 года
Тюменский областной суд в составе председательствующего судьи Крошухиной О.В., при секретаре Обаниной Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материал № 9-477/2023 по частной жалобе истца Бахарева В.М. на определение Тюменского районного суда Тюменской области от 19 апреля 2023 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Бахарева В.М. к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения – возвратить истцу со всеми приложенными к нему документами»,
установил:
Бахарев В.М. обратился в суд с иском к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения.
Требования мотивированы тем, что 14 ноября 2022 года в адрес ПАО СК «Росгосстрах» поступило заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по договору обязательного страхования с приложением документов. Ответчик был уведомлён о возможности осмотра транспортного средства, повреждённого в дорожно-транспортном происшествии от 12.09.2022. Претензия в ПАО СК «Росгосстрах» поступила 09 декабря 2022 года, которую ответчик оставил без удовлетворения. 06 марта 2023 года финансовым уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг было принято обращение к рассмотрению, срок для которого истёк 11 апреля 2023 года.
Суд постановил вышеуказанное определение, с которым не согласился истец Бахарев В.М., в связи с чем, им была подана частная жалоба.
В частной жалобе он просит отменить определение суда.
В доводах жалобы указывает, что финансовый уполномоченный отказал в рассмотрении досудебного обращения 26 декабря 2022 года на основании того, что не приложен ответ на претензию. По мнению финансового уполномоченного срок рассмотрения претензии составляет 30 дней. С данным отказом заявитель не согласен, поскольку согласно ст. 16.1 Закона об ОСАГО срок рассмотрения претензии страховщиком составляет 10 дней. Повторное досудебное обращение было направлено истцом 27.02.2023 года. 06 марта 2023 года обращение было принято финансовым уполномоченным к рассмотрению, 27 марта 2023 года приостановлено в связи с назначением экспертизы. Срок рассмотрения обращения истёк 12 апреля 2023 года. Как указывает заявитель жалобы, в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 25 Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации в случае непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного ч. 8 ст. 20 настоящего Федерального закона срока рассмотрения обращения и принятия по нему решения. Учитывая изложенное, заявитель полагает, что вывод суда о несоблюдении обязательного досудебного порядка не основан на законе. Кроме того, указанные судом обстоятельства, послужившие основанием для возвращения искового заявления, могли быть устранены при подготовке дела к судебному заседанию.
На частную жалобу истца от ответчика ПАО СК «Росгосстрах» поступили возражения, в которых ответчик просит определение суда оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба подлежит рассмотрению судьей апелляционной инстанции единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.1 ст.135 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья возвращает исковое заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.
Возвращая исковое заявление Бахарева В.М., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, поскольку истец в порядке досудебного обращения обратился к финансовому уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг, однако ответ на данное обращение истцом не представлен.
С данным выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», до направления финансовому уполномоченному обращения потребитель финансовых услуг должен направить в финансовую организацию заявление в письменной или электронной форме.
Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования:
1) в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в случае, если указанное заявление направлено в электронной форме по стандартной форме, которая утверждена Советом Службы, и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более ста восьмидесяти дней;
2) в течение тридцати дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях.
Потребитель финансовых услуг вправе направить обращение финансовому уполномоченному после получения ответа финансовой организации либо в случае неполучения ответа финансовой организации по истечении соответствующих сроков рассмотрения финансовой организацией заявления потребителя финансовых услуг, установленных частью 2 настоящей статьи (ч.4 ст.16 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»).
В соответствии с ч.8 ст.20 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в следующие сроки:
1) в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, - в случае направления обращения потребителем финансовых услуг;
2) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, - в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.
Течение срока рассмотрения обращения может быть приостановлено финансовым уполномоченным в соответствии с частью 10 настоящей статьи (ч.9 ст.20 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»).
Согласно п.1 ч.1 ст.25 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного частью 8 статьи 20 настоящего Федерального закона срока рассмотрения обращения и принятия по нему решения.
В соответствии с ч.2 ст.20 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Из материала по частной жалобе следует, что 26.12.2022 Бахарев В.М. обратился к финансовому уполномоченному в отношении ПАО СК «Росгосстрах».
26.12.2022 служба финансового уполномоченного уведомила Бахарева В.М. об отказе в принятии обращения к рассмотрению в связи с тем, что не истек срок для ответа финансовой организации на претензию (л.м.7-9).
27.03.2023 служба финансового уполномоченного приостановила срок рассмотрения обращения Бахарева В.М. от 06.03.2023 на 10 рабочих дней в связи с принятием финансовым уполномоченным решения о проведении независимой экспертизы (оценки) по предмету спора между Бахаревым В.М. и ПАО СК «Росгосстрах» (л.д.13).
Таким образом, срок рассмотрения обращения Бахарева В.М. от 06.03.2023 был приостановлен службой финансового уполномоченного до 10.04.2023 (10 рабочих дней), при этом после возобновления рассмотрения обращения срок для принятия решения финансовым уполномоченным установлен до 11.04.2023.
В связи с неполучением в установленный срок ответа на обращение от финансового уполномоченного, истец 13 апреля 2023 года обратился в суд с исковым заявлением к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения, что свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора и соответствует положениям п.1 ч.1 ст.25 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Таким образом, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора и возвращении искового заявления, в связи с чем, определение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 333-334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Определение Тюменского районного суда Тюменской области от 19 апреля 2023 года отменить.
Исковое заявление Бахарева В,М. к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения направить в Тюменский районный суд Тюменской области для решения вопроса о принятии искового заявления к производству.
Частную жалобу истца Бахарева В.М. – удовлетворить.
Судья Тюменского областного суда О.В.Крошухина
Мотивированное апелляционное определение составлено 18.10.2023.