НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 04.08.2021 № 33А-3700/2021

72RS0014-01-2020-014718-27

Номер дела в суде первой инстанции 2а-1397/2021

Дело № 33а-3700/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Левиной Н.В.,

судей

Глушко А.Р., Ревякина А.В.,

при секретаре

Семенец Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика Каратаевой М.В. на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 25 марта 2021 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление ИФНС России по г. Тюмени №1 к Каратаевой М.В. о взыскании недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц и пени по транспортному налогу удовлетворить.

Взыскать с Каратаевой М.В., года рождения, уроженки , проживающей по адресу: в пользу ИФНС России по г. Тюмени № 1 задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 6 704, 75 руб., в том числе налог 6 650 руб., пени – 54, 75 руб., пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 26, 43 руб.

Взыскать с Каратаевой М.В., года рождения, уроженки , проживающей по адресу: , в доход муниципального образования г. Тюмень государственную пошлину в размере 400 руб.».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., объяснения административного ответчика Каратаевой М.В., просившей об удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ИФНС России по г. Тюмени № 1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Каратаевой М.В. о взыскании с задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 6704 рублей 75 копеек, в том числе налог - 6650 рублей, пени – 54 рубля 75 копеек, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 26 рублей 43 копейки. Требования мотивированы тем, что Каратаева М.В. состоит на учете в ИФНС России по г. Тюмени № 1. АО «СОГАЗ» предоставлены сведения о получении Каратаевой М.В. дохода, с которого не удержан налог налоговым агентом в 2018 году в размере 51156 рублей, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила 6650 рублей. Каратаевой М.В. направлено через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление от 04 июля 2019 года. Каратаева М.В. имеет в собственности транспортные средства: легковой автомобиль Хендай Солярис, государственный регистрационный знак . Инспекцией начислен транспортный налог за 2018 год в размере 3 210 рублей. 21 февраля 2020 года налогоплательщиком произведена оплата транспортного налога за 2018 год в размере 3 210 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2018 год отсутствует. В связи с тем, что налог не уплачен в установленный срок, начислены пени за 2018 год в размере 26 рублей 43 копейки. В связи с неоплатой исчисленного налога, пени в срок налогоплательщику через личный кабинет направлено требование от 11 января 2020 года об уплате налога, пени.

Административный ответчик Каратаева М.В. в судебном заседании суда первой инстанции факт несвоевременной уплаты транспортного налога не отрицала, в части взыскания налога на доходы физических лиц была не согласна по основаниям, указанным в возражениях.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Тюмени № 1, представитель заинтересованного лица АО «СОГАЗ» не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, от представителя административного истца поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен административный ответчик Каратаева М.В., которая в апелляционной жалобе просит решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 25 марта 2021 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что информация о начислении транспортного налога за 2018 год поступила в личный кабинет на портал Госуслуги в январе 2020 года. Указанный налог был оплачен 20 февраля 2020 года, что подтверждается платежным поручением, а также информацией с сайта Госуслуги, уведомление по почте от ИФНС не приходило. Обращает внимание, что доступа в личный кабинет до января 2020 года у ответчика не было, в связи с чем требование об уплате пени является незаконным. Кроме того, указывает, что в январе 2020 года в личный кабинет на сайте госуслуги поступила информация о задолженности по НДФЛ в размере 6650 рублей исчисленную на доход в размере 51156 рублей, оплаченных АО «СОГАЗ» за путевку в детский оздоровительный лагерь АНО «Ребячья республика», которая предоставлялась как мера социальной поддержки работников Общества. Считает, что такой налог не должен был быть исчислен и удержан с ответчика. Обращает внимание, что АО «СОГАЗ» передал информацию о неудержании налога 18.02.2019 года, то есть с нарушением срока, указанного в п. 5 ст. 266 Налогового кодекса РФ. Кроме того, обращает внимание, что АО «СОГАЗ» не уведомило ее о начислении, а также в соответствии с законом как налоговый агент не оплатило НДФЛ за своего работника. Указывает, что не является налоговым агентом. Полагает, что в соответствии со ст. 226 Налогового кодекса РФ обязанность уплаты НДФЛ в размере 6 650 рублей, исчисленный на сумму 51156 рублей лежит на АО «СОГАЗ». Обращает внимание, что в решении суда отсутствует обоснование взыскания с ответчика пени в заявленном размере. Кроме того, указывает, что с претензией о исчислении и уплате указанного налога. ответчик обращалась в АО «СОГАЗ», которое в ответе указало, что налог был исчислен поздно по причине поздней отправке документов из Тюменского филиала в бухгалтерию в Москву. Полагает, что административным истцом пропущен срок обращения с исковым заявлением. Обращает внимание, что на дату вынесения решения судом было отказано в приобщении докумена, подтверждающего, что заложенность в заявленной истцом сумме у ответчика отсутствовала в связи с перерасчетом. Считает, что налог не подлежит удержанию, начислению, взысканию с Каратаевой М.В. на основании п 9 ст.217 Налогового кодекса РФ. Также считает, что налог рассчитан не верно.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец ИФНС России по г. Тюмени № 1 в лице начальника Пестова Е.Г. просит решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Каратаевой М.В. – без удовлетворения.

Представитель административного истца ИФНС России по г. Тюмени № 1, представитель заинтересованного лица АО «СОГАЗ» в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы указанные лица были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Каратаевой М.В. на праве собственности с 16.12.2014 года по 12.04.2019 год принадлежал легковой автомобиль Хендай Солярис, государственный регистрационный знак .

В соответствии со ст.ст. 357, 358 Налогового кодекса РФ, ст. 1 Закона Тюменской области от 19 ноября 2002 года № 93 «О транспортном налоге», Каратаевой М.В., налоговым органом начислен транспортный налог за 2018 год в размере 3210 рублей и на основании п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ в адрес Каратаевой М.В. направлено налоговое уведомление от 04.07.2019 года об уплате транспортного налога в срок до 02 декабря 2019 года.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В силу п. 2 названной статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом Российской Федерации. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 указанного Кодекса.

В связи с неуплатой налога, установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок, в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате транспортного налога на сумму 3210 рублей, пени в сумме 26 рублей 43 копейки, начисленные в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ, в срок до 18 февраля 2020 года.

21 февраля 2020 года административным ответчиком была произведена оплата транспортного налога за 2018 года в размере 3210 рублей.

Таким образом, задолженность по транспортному налогу за 2018 год отсутствует.

Вместе с тем, учитывая, что обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год административным ответчиком выполнена с нарушением установленного налоговым законодательством срока, ИФНС России по г. Тюмени № 1 обоснованно начислены пени за несвоевременную оплату транспортного налога за 2018 год. Расчет пени по транспортному налогу за 2018 год налоговым органом произведен верно. Доказательств уплаты указанных пеней в материалах дела не имеется.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В связи с неисполнением ответчиком требования об уплате налога в установленный в срок, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Тюмени с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Каратаевой М.В. задолженности по пени по транспортному налогу за 2018 год.

17 июля 2020 года мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Тюмени был вынесен судебный приказ № 2А-1480/2020/5м о взыскании с Каратаевой М.В. задолженности по пени по транспортному налогу за 2018 год.

17 июля 2020 года вышеуказанный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.

28 декабря 2020 года, то есть в срок, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса РФ, административный истец ИФНС по г. Тюмени № 1 обратилась в районный суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу за 2018 год с Каратаевой М.В.

Удовлетворяя административные исковые требования в части взыскания с Каратаевой М.В. задолженности по пени по транспортному налогу за 2018 года, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомлений, требований, сроки на обращение в суд, и обосновано пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате пени по транспортному налогу за 2018 год в указанной сумме.

Между тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части взыскания с Каратаевой М.В. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год и пени по нему.

Из материалов дела следует, что АО «Согаз» представлены сведения о получении Каратаевой М.В. дохода, с которого не удержан налог налоговым агентом в 2018 году в размере 51 156 рублей, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 6 650 рублей.

Указанный доход был получен Каратаевой М.В. за период работы в Тюменском филиале АО «Согаз» в виде стоимости путевки в детский оздоровительный лагерь АНО «Областной детский оздоровительно-образовательный центр «Ребячья республика».

В соответствии со ст.ст. 207, 226, 228 Налогового кодекса РФ Каратаевой М.В., налоговым органом начислен налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 6650 рублей и на основании п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ в адрес Каратаевой М.В. направлено налоговое уведомление от 04.07.2019 года об уплате НДФЛ в срок до 02 декабря 2019 года.

В силу п. 9 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц, в том числе, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые:

за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с настоящим Кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

за счет средств религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций, одной из целей деятельности которых в соответствии с учредительными документами является деятельность по социальной поддержке и защите граждан, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

В целях настоящей главы к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Согласно имеющемуся в материалах дела ответу АО «СОГАЗ» № от 19 февраля 2021 года, стоимость путевки в детский оздоровительный лагерь АНО «Областной детский оздоровительно-образовательный центр «Ребячья Республика», приобретенная за счет средств АО «Согаз» на сумму 51 156 рублей была отнесена к расходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль (л.д. 101).

Таким образом, учитывая вышеуказанные сведения АО «СОГАЗ» о том, что стоимость путевки в детский оздоровительный лагерь в сумме 51 156 рублей не отнесена к расходам указанной организации, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, доход, полученный Каратаевой М.В. в виде компенсации (оплаты) стоимости вышеуказанной путевки в детский оздоровительный лагерь, с учетом положений пункта 9 статьи 217 Налогового кодекса РФ, не подлежит налогообложению.

Учитывая изложенное, основания для взыскания с Каратаевой М.В. заявленной административным истцом задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год и пени по нему отсутствуют.

В соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.

При таких обстоятельствах, решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 25 марта 2021 года подлежит отмене в части взыскания с Каратаевой М.В. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 6650 рублей и пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 54 рубля 75 копеек с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований ИФНС России по г. Тюмени № 1 к Каратаевой Марии Васильевне о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год и пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 25 марта 2021 года отменить в части взыскания с Каратаевой М.В. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год и пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год.

В указанной части принять новое решение.

В удовлетворении требований ИФНС России по г. Тюмени № 1 к Каратаевой М.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год и пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии