Дело № 33-4845/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень 01 октября 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.
судей: Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.
при секретаре Копановой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на заочное решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 марта 2017 г., которым постановлено:
«Признать право пользования Рукавишниковой Тамары Николаевна жилым помещением <.......><.......> города Тюмени на условиях социального найма.
Признать за Рукавишниковой Тамарой Николаевной право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, <.......>».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе - Садаевой М.С., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Рукавишниковой Т.Н. - Артемьевой И.А., действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Рукавишникова Т.Н. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Институту криосферы Земли Сибирского отделения Российской академии наук (далее по тексту - ИКЗ СО РАН), с учетом изменения требований просила признать за ней право пользования на условиях социального найма жилым помещением по адресу: г. Тюмень, <.......> право собственности на данное помещение в порядке приватизации.
Требования были мотивированы тем, что квартира по указанному адресу находится в федеральной собственности и передана в оперативное управление ИКЗ СО РАН. Истец проживает в данной квартире на основании договора найма от 05 марта 2005 г., заключенного с ИКЗ СО РАН. По условиям договора, он вступает в силу с момента его подписания и действует бессрочно, правоотношения сторон регулируются статьями 61 - 90 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующими социальный наем. Помимо истца в квартире проживают также ее муж Рукавишников В.Г. и дочь Рукавишникова М.В. В 2016 году Рукавишникова Т.Н. дважды обращалась к руководству ИКЗ СО РАН с заявлениями о передаче занимаемого помещения в собственность в порядке приватизации, однако получила отказы со ссылкой на наличие у здания статуса общежития. При этом, доказательства отнесения спорного жилого помещения в установленном порядке к специализированному жилищному фонду перед его предоставлением истцу отсутствуют. Жилой дом как общежитие на учет не ставился и государственную регистрацию в данном качестве не проходил. Здание не отвечает критериям общежития, все жилые помещения в нем являются изолированными квартирами, койко-места не предусмотрены. По мнению истца, между сторонами сложились правоотношения, вытекающие из договора социального найма жилого помещения, что дает ей право на приобретение занимаемой квартиры в собственность в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истца Рукавишниковой Т.Н. - Артемьева И.А., действовавшая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ИКЗ СО РАН, третьи лица Рукавишников В.Г., Рукавишникова М.В., представитель третьего лица Федерального агентства научных организаций (далее по тексту - ФАНО России) в судебное заседание не явились, дело было рассмотрено судом в их отсутствие в порядке заочного производства. Представитель ответчика ИКЗ СО РАН в письменном отзыве на иск просил принять решение на усмотрение суда. Представитель третьего лица ФАНО России в возражениях против иска просил отказать в удовлетворении требований истца. Ссылался на то, что указание на наличие у дома статуса общежития имеется в разрешении на его ввод в эксплуатацию и свидетельстве о государственной регистрации права. Приводил довод об отсутствии у ИКЗ СО РАН полномочий на заключение с истцом договора найма. Указал на то, что истец не относилась ни к одной из установленных жилищным законодательством категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма из федерального жилищного фонда.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилось лицо, не привлеченное к участию в деле, - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту - МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО), в апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. Обращает внимание на то, что здание, в котором находится спорная квартира, передавалось на баланс Института криосферы Земли в 1992 году как здание общежития, и при последующем закреплении за институтом на праве оперативного управления в 2010 году было указано в документах в том же качестве. Указывает, что в реестре федерального имущества, учет которого осуществляется МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, часть здания с третьего этажа по восьмой этаж значится как общежитие. Ссылается на то, что в целях исполнения выданного ФАНО России предписания ответчиком в 2016 году была осуществлена государственная регистрация права оперативного управления жилыми помещениями в общежитии по указанному адресу. Приводит довод о недопустимости приватизации жилых помещений в общежитиях в силу статьи 4 Федерального закона от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24 сентября 2018 г. было постановлено перейти к рассмотрению дела по апелляционной жалобе МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, суд апелляционной инстанции установил, что дело было неправомерно рассмотрено судом первой инстанции без привлечения к участию в нем МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Данное допущенное судом первой инстанции существенное нарушение норм процессуального права в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения Калининского районного суда г. Тюмени от 14 июня 2016 г.
При рассмотрении дела по апелляционной жалобе МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО по правилам производства в суде первой инстанции установлено, что ИКЗ СО РАН переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр Тюменский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (далее по тексту - ТюмНЦ СО РАН), ФАНО России упразднено Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», его функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации привлечены судебной коллегией к участию в деле в качестве третьих лиц.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором полагает доводы жалобы обоснованными. Рукавишникова Т.Н. и ТюмНЦ СО РАН в возражениях относительно жалобы просят оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
В рамках настоящего дела спор заявлен относительно жилого помещения <.......>, расположенного на третьем этаже здания по адресу: г. Тюмень, <.......>.
Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие 01 марта 2005 г., в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд…; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд (часть 2). В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;… (часть 3).
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в ее первоначальной редакции).
Как следует из материалов дела, Постановлением Президиума Сибирского отделения академии наук СССР от 07 мая 1991 г. в г. Тюмени был создан Институт криосферы Земли (т. 1, л.д. 202).
Разделительным актом <.......> от 25 января 1992 г. на баланс данного института передано здание общежития по улице <.......> в городе Тюмени (т. 1, л.д. 205).
По сведениям Муниципального учреждения «Бюро технической инвентаризации и регистрации», на 12 сентября 1996 г. Институт криосферы Земли являлся балансодержателем 8-ми этажного панельного общежития на 348 мест по улице <.......> на 19 апреля 1987 г. процент износа здания составлял 0% (т. 1, л.д. 206).
В выписке из реестра федерального имущества от 13 мая 2004 г. указано, что здание по адресу: <.......><.......> внесено в данный реестр на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации <.......> от 27 декабря 1991 г. (т. 1, л.д. 207).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04 июня 2010 г. собственником жилых помещений в общежитии общей площадью 2742,6 кв.м, этаж 3, 4, 5, 6, 7, 8 номера в поэтажном плане 3-й этаж: <.......>; 4-й этаж: <.......>; 5-й этаж: <.......>; 6-й этаж: <.......>; 7-й этаж: <.......>; 8-й этаж: <.......> по адресу: <.......><.......> является Российская Федерация (т. 1, л.д. 208).
Распоряжением Президиума Сибирского отделения Российской академии наук от 16 ноября 2010 г. нежилые помещения на 1 - 2 этажах и жилые помещения в общежитии (в том числе комната <.......>) на 3 - 8 этажах по улице <.......> закреплены на праве оперативного управления за Учреждением Российской академии наук - Институтом криосферы Земли (т. 1, л.д. 209).
Директором данного учреждения указанные помещения приняты по акту от 16 ноября 2010 г. (т. 1, л.д. 210), 01 апреля 2011 г. право оперативного управления учреждения на помещения в общежитии было зарегистрировано в установленном законом порядке (т. 1, л.д. 211).
23 апреля 2013 г. Администрация г. Тюмени дала разрешение ФГБУ науки Институт криосферы Земли на ввод в эксплуатацию реконструированного здания общежития в части пристроя по адресу: г. Тюмень, <.......> (т. 1, л.д. 30).
26 ноября 2014 г. было выдано свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления Учреждения Российской академии наук Институт криосферы Земли на жилое помещение общей площадью 2742, 6 кв.м, этаж 03, 04, 05, 06, 07, 08 по адресу: г. Тюмень, <.......> (т. 1, л.д. 28). При этом, основанием выдачи свидетельства послужило упомянутое выше разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного здания общежития.
По результатам плановой выездной тематической проверки по использованию и распоряжению федеральным имуществом Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института криосферы Земли Сибирского отделения Российской академии наук, проведенной Сибирским территориальным управлением ФАНО, 12 мая 2015 г. директору института предписано обеспечить отнесение к специализированному жилищному фонду помещений общежития по улице <.......> и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области для внесения изменений в запись о регистрации в части объекта права: заменить «помещения жилые» на «помещения жилые в общежитиях» в соответствии с правоустанавливающими документами (т. 1, л.д. 192 - 201).
01 июня 2016 г. взамен свидетельств от 26 ноября 2014 г. выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на жилые помещения в общежитии, этаж 03, 04, 05, 06, 07, 08 по адресу: г. Тюмень, <.......> права оперативного управления ФГБУ науки Институт криосферы Земли на тот же объект (т. 1, л.д. 29, 33).
02 марта 2018 г. МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО направило в адрес директора ТюмНЦ СО РАН требование о приведении в срок до 12 марта 2018 г. в соответствие данных реестра федерального имущества путем внесения изменений в части назначения жилых помещений по адресу: г. Тюмень <.......>, поскольку в реестре федерального имущества, ведение которого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 возложено на МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, жилые помещения значатся как помещения в общежитии, а согласно представленной ТюмНЦ СО РА выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество объект права является жилым без указания наименования (т. 1, л.д. 212 - 213).
Из изложенного следует вывод о том, что спорное помещение находится в собственности Российской Федерации и является жилым помещением в общежитии.
В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (часть 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов (часть 1, 2 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку предоставление на условиях социального найма специализированных жилых помещений, к числу которых относятся помещения в общежитиях, Жилищным кодексом Российской Федерации не допускается, проживание истца в спорном жилом помещении на указанных условиях исключено.
Доводы истца Рукавишниковой Т.Н. о том, что спорное жилое помещение было предоставлено ей в марте 2005 года по договору социального найма, при этом, само помещение тогда не относилось к числу специализированных, а здание, в котором оно расположено, не состояло на учете и не регистрировалось в качестве общежития, отклоняются в связи со следующим.
Согласно представленной в деле трудовой книжке Рукавишниковой Т.Н. истец 01 июля 1996 г. принята на работу в Институт криосферы Земли Сибирского отделения Российской академии наук на должность бухгалтера-кассира, в 2000 году назначена на должность кассира-бухгалтера, продолжает работает в настоящее время (т. 1, л.д. 21).
05 января 2005 г. Рукавишникова Т.Н. была зарегистрирована по адресу спорного жилого помещения по месту жительства (т. 1, л.д. 11 оборот). Как следует из справки главного бухгалтера ИКЗ СО РАН, лицевой счет на имя истца в отношении данного помещения открыт в декабре 2004 года (т. 1, л.д. 16).
05 марта 2005 г. Институт криосферы Земли Сибирского отделения РАН в лице его директора заключил с Рукавишниковой Т.Н. договор найма спорного помещения, в котором указано, что договор действует бессрочно, не урегулированные им вопросы регулируются действующим законодательством ст. 60 - 91 ЖК РФ (т. 1, л.д. 10).
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена необходимость регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 2 данной нормы, в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Статьей 8 Федерального закона 30ноября1994г. №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что впредь до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Порядок государственного учета жилищного фонда был определен Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 г. № 136.
Согласно данному постановлению, государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществляется по единой для Союза ССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации (пункт 1). Основной задачей государственного учета жилищного фонда является получение данных о его количественном и качественном составе, принадлежности, а также численности проживающих граждан (пункт 2). Государственному учету подлежат жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Жилые дома и жилые помещения в других строениях включаются в состав жилищного фонда после приемки их в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, регистрации и технической инвентаризации (пункт 3). Государственные, кооперативные и общественные предприятия, учреждения и организации ведут первичный учет жилищного фонда, составляют и представляют в вышестоящие организации и в местные органы государственной статистики в сроки, устанавливаемые ЦСУ СССР, бухгалтерскую и статистическую отчетность о жилищном фонде, находящемся на их балансе. Министерства жилищно-коммунального (коммунального) хозяйства союзных республик организуют на территории республик работу по проведению регистрации и технической инвентаризации жилищного фонда, обобщают и анализируют получаемые данные. Организации технической инвентаризации системы министерств жилищно-коммунального (коммунального) хозяйства союзных республик осуществляют регистрацию и техническую инвентаризацию жилищного фонда в городах, поселках городского типа и сельской местности, независимо от его принадлежности, а также составляют и представляют в вышестоящие организации и в местные органы государственной статистики в сроки, устанавливаемые ЦСУ СССР, соответствующую статистическую отчетность (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301 было признано не действующим на территории Российской Федерации Постановление Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 г. № 136 «О порядке государственного учета жилищного фонда», утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации и установлено, что государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно данному Положению о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей (пункт 1). Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 2). Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ) (пункт 3). Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ (пункт 5). Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами (пункт 6).
21июля1997г. был принят Федеральный закон №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», введенный в действие через шесть месяцев после его официального опубликования. В силу статьи 6 данного закона, действовавшей до 31 декабря 2016 г., права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (часть 1). Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие (часть 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 в целях совершенствования порядка учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе было утверждено Положение об учете федерального имущества. Данным Положением определено, что реестр федерального имущества - это федеральная информационная система, представляющая собой совокупность содержащихся в единой базе данных сведений (документов) о федеральном имуществе и информационных технологиях, обеспечивающих обработку таких сведений и реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.
Материалами дела установлено, что здание по адресу: г. Тюмень, <.......> было возведено и использовалось в качестве общежития. Именно в таком качестве оно было поставлено в 1980-е годы на государственный жилищный учет, зарегистрировано и проинвентаризировано, впоследствии включено в реестр федерального имущества и передано на баланс ответчика. Доказательств того, что при осуществлении технического учета общежития были допущены какие-либо нарушения, позволяющие усомниться в правильности учетных сведений, истцом не представлено. Несоответствие данного общежития предъявляемым к нему требованиям и невозможность его использования по назначению материалами дела не подтверждено.
В реестре федерального имущества до настоящего времени спорное жилое помещение числится как помещение в общежитии. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации в отношении спорного помещения первоначально по представленной в деле информации произведена также как в отношении помещения в общежитии. В этом же качестве спорное помещение было передано в оперативное управление ответчика. Последующая реконструкция здания общежития не повлекла изменения его статуса.
Сведений о том, что назначение спорного жилого помещения в установленном законом порядке изменялось, в деле нет. Отнесение данного помещения его собственником к числу помещений социального использования не подтверждено. Положений, позволяющих при нарушении порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, даже если таковые имели место, отнести данное жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что спорное жилое помещение при его предоставлении в марте 2005 года истцу не относилось к числу специализированных жилых помещений и было предоставлено для проживания истца, являясь помещением социального использования, не имеется.
Представленный в деле договор найма спорного жилого помещения от 05 марта 2005 г. основанием возникновения у истца права пользования помещением на условиях социального найма не служит, поскольку заключен сторонами в нарушение закона.
Так, статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1). Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2).
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правом на обеспечение жилыми помещениями государственного жилищного фонда на условиях договоров социального найма обладают определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Поскольку истец Рукавишникова Т.Н. на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, никогда не состояла и к какой-либо категории граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением жилищного фонда Российской Федерации, не относилась, право на предоставление жилого помещения из данного фонда по договору социального найма у Рукавишниковой Т.Н. возникнуть не могло.
В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период заключения сторонами договора найма спорного жилого помещения, казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Той же нормой в действующей редакции предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период заключения сторонами договора найма спорного жилого помещения, было предусмотрено, что бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
В силу пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Запрет на распоряжение бюджетным учреждением недвижимым имуществом без согласия его собственника закреплен также в части 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 111-ФЗ, действующей в период заключения сторонами договора найма жилого помещения) Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей. Реестры федерального имущества, переданного указанным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, закрепление спорного помещения за ответчиком, равно как последующая передача имущества в его оперативное управление, позволяли ответчику владеть и пользоваться помещением исключительно в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Распоряжение ответчиком спорным имуществом было допустимо только с согласия его собственника.
Между тем, заключение 05 марта 2005 г. ответчиком с истцом упомянутого договора с согласия собственника спорного жилого помещения или уполномоченного им органа на распоряжение помещением путем его передачи по договору социального найма материалами дела не подтверждено. Решение собственника спорного жилого помещения или уполномоченного им лица о предоставлении помещения истцу на условиях договора социального найма в деле не представлено. Назначение спорного помещения не предполагало его предоставление гражданам на условиях договора социального найма.
Таким образом, в марте 2005 года у истца отсутствовало право на обеспечение жилым помещением жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма, а у ответчика - право на предоставление истцу спорного помещения на условиях указанного договора.
При установленных по делу обстоятельствах включение сторонами по делу в заключенный ими 05 марта 2005 г. договор найма спорного жилого помещения условий о том, что договор действует бессрочно, а не урегулированные им вопросы регулируются статьями 60 - 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникновение у истца права пользования жилым помещением на условиях социального найма не влекло.
Учитывая изложенное представленный в деле договор найма спорного жилого помещения документом, подтверждающим возникновение у истца права пользования данным помещением по социальному найму, не является.
Возможное фактическое вселение Рукавишниковой Т.Н. в спорное жилое помещение ранее заключения договора найма от 05 марта 2005 г. и до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации право на проживание в помещении по договору социального найма у истца также не порождало.
Как было предусмотрено Жилищным кодексом РСФСР, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР (статья 28).
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства (статья 30 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения (статья 43 Жилищного кодекса РСФСР).
На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (часть 1 статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР).
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса РСФСР).
В силу статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
Таким образом, до 01 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма в домах государственного жилищного фонда могло возникнуть только у граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в порядке очередности. Единственным основанием для вселения в помещение являлся ордер, выданный в отношении жилых помещений ведомственного жилищного фонда на основании решения о предоставлении жилого помещения, принятого в порядке статьи 43 Жилищного кодекса РСФСР.
Истец на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояла, ордер на вселение в спорное жилое помещение ей не выдавался, какое-либо решение о предоставлении истцу спорного жилого помещения в деле отсутствует. Кроме того, нахождение спорного помещения в общежитии исключало его предоставление истцу по договору, который с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации подлежал бы трансформации в договор социального найма жилого помещения.
Статья 11 Жилищного кодекса Российской Федерации допускает признание жилищного права как способ судебной защиты нарушенного жилищного права. Поскольку в рассматриваемом случае право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма у истца не возникло, оснований для признания за ней данного права в судебном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения (статья 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
В отсутствии оснований полагать, что истец приобрела право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, недопустимо признание за ней права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации.
Учитывая изложенное, при отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения судебная коллегия полагает, что иск Рукавишниковой Т.Н. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 марта 2017 г. отменить, принять по делу новое решение, которым Рукавишниковой Тамаре Николаевне отказать в иске о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Тюмень, <.......>, на условиях социального найма и права собственности на данное помещение в порядке приватизации.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи