Дело №а-4304 судья Каричкина Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2018 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Сергеева А.В. и Сиротиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сергеева А.В. административное дело по апелляционным жалобам Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерства транспорта Тверской области и Правительства Тверской области на решение Центрального районного суда г. Твери от 20 июля 2018 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерства транспорта Тверской области, в части невыполнения работ по устранению дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части автопутепровода над Октябрьской железной дорогой, расположенному по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, район 365 км. Октябрьской железной дороги, пикет 7 через 1,2 главные станционные пути для снижения динамического воздействия проезжающего транспорта на несущие элементы, а также признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерства транспорта Тверской области, администрации города Вышний Волочек по ограничению движения по автопутепроводу путем установки габаритных рамок на автопутепроводе (подъездах к нему) в створе ул. Шмидта и ул. Рабочая г. Вышний Волочек размером по высоте 2 м. 70 см., учитывая допуск согласно требований ГОСТ Р52289-2004 и по ширине равной ширине проезжей части.
Возложить на Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерство транспорта Тверской области, администрацию города Вышний Волочек в пределах их компетенции обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ограничению движения по автопутепроводу над Октябрьской железной дорогой, расположенному по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, район 365 км. Октябрьской железной дороги, пикет 7 через 1, 2 главные станционные пути, путем установки габаритных рамок на автопутепроводе (подъездах к нему) в створе ул. Шмидта и ул. Рабочая г. Вышний Волочек размером по высоте 2 м. 70 см., учитывая допуск согласно требований ГОСТ Р52289-2004 и по ширине равной проезжей части.
Возложить на Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерство транспорта Тверской области в пределах их компетенции обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу организовать работы по устранению дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части автопутепровода для снижения динамического воздействия проезжающего транспорта на несущие элементы автопутепровода над Октябрьской железной дорогой, расположенному по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, район 365 км. Октябрьской железной дороги, пикет 7 через 1, 2 главные станционные пути, в соответствии с техническим отчетом обследования путепровода через Октябрьскую железную дорогу в городе Вышний Волочек № 27-0-2017, составленного ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет».
В остальной части требований к администрации города Вышнего Волочка, а также в административном иске к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области- отказать».
Судебная коллегия,
установила:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор Тверской области обратился в Вышневолоцкий городской суд Тверской области с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Вышний Волочек с требованиями о возложении обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ограничению движения по автопутепроводу над Октябрьской железной дорогой, расположенному по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, район 365 км. Октябрьской железной дорогой, пикет 7 через 1,2 главные станционные пути, путем установки габаритных рамок на отметках по проекту организации дорожного движения на улицах и дорогах города Вышний Волочек 1км+788 м по улице Рабочая города Вышний Волочек и 2 км+210 м по улице Шмидта города Вышний Волочек размерами по высоте 2,7 м, учитывая допуск согласно требований ГОСТ Р52289-2004 и по ширине равной ширине проезжей части; о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить устранение дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части автопутепровода для снижения динамического воздействия проезжающего транспорта на несущие элементы автопутепровода в соответствии с отчетом обследования путепровода через октябрьскую железную дорогу в городе Вышний Волочек №27-0-2017, составленного ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет».
Определением Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 30 января 2018 года произведена замена ненадлежащего ответчика по делу администрации города Вышний Волочек надлежащими ответчиками- Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области и Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области».
Далее гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» было передано по подсудности в Центральный районный суд города Твери.
Определением Центрального районного суда города Твери от 14 марта 2018 года дело принято к производству с переходом к рассмотрению по правилам административного судопроизводства.
Вышневолоцким межрайонным прокурором Тверской области, действующим в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, предъявлено в суд административное исковое заявление к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», требования которого аналогичны приведенным выше требованиям и которые неоднократно уточнялись административным истцом.
В обоснование административного иска указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на автопутепроводе над Октябрьской железной дорогой по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, район 365 км. Октябрьской железной дорогой, пикет 7 через 1,2 главные станционные пути.
25 января 2018 года заместителем министра Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области вынесено распоряжение № 69 «О передаче муниципального имущества города Вышний Волочек Тверской области в государственную собственность и о закреплении государственного имущества Тверской области на праве оперативного управления, согласно которому автопутепровод передан в государственную собственность и закреплен на праве оперативного управления за ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области». Согласно п. 7 указанного распоряжения право оперативного управления на имущество возникает у ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» с момента подписания акта приема-передачи имущества. 25 января 2018 года главой города Вышний Волочек и заместителем министра Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области подписан акт приема-передачи объектов нефинансовых активов № КАБГ-000001, в соответствии с которым, автопутепровод над Октябрьской железной дорогой передан от администрации г. Вышний Волочек- Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области. Учитывая изложенное, обязанность по ремонту и содержанию автопутепровода над Октябрьской железной дорогой пикет 7 через 1.2 главные станционные пути в настоящее время лежит на собственнике имущества- Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, а также ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», в оперативном управлении которого находится автопутепровод.
Согласно предварительному заключению ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет» от 04 мая 2017 года, составленному по результатам технического обследования автопутепровода, данный автопутепровод находится в аварийном состоянии, выявленные дефекты носят прогрессирующий характер и высока вероятность обрушения балок.
Техническим обследованием путепровода через Октябрьскую железную дорогу в г. Вышний Волочек № 27-0-2017 установлено, что в соответствии с ОДН № 218.0.051-1003 предельные массы транспортных средств, для пропуска по путепроводу составляют в неконтролируемом порядке: для трехосных транспортных средств- общая масса 10 т. с нагрузкой на ось не более 3,8 тс; для пятиосных транспортных средств (автопоезд)- общая масса 15,2 тс нагрузкой на ось не более 3,3. По критериям безопасности обнаружены дефекты, значительно снижающие безопасность движения и требующие введения существенных ограничений движения. На основании указанного технического обследования в целях продолжения эксплуатации путепровода до приведения его в нормативное состояние и для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций с падением балок пролетных строений на пути Октябрьской железной дороги следует незамедлительно предусмотреть следующие меры: установить страховочные пакеты под крайними балками на пролетных строениях №№ 2,3 и 4: ограничить проезд тяжелых транспортных средств с установкой знаков 3.11 ограничение массы 10 т. И 3.24 ограничения максима, скорости движения 20 км час; выполнить устранение дефектов покрытия проезжей части снижения динамического воздействия проезжающего транспорта на несущие элементы путепровода. Несмотря на то, что указанный автопутепровод признан аварийным. дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части не устранены, по нему продолжают движение большегрузные транспортные средства, что подтверждается составленными сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Вышневолоцкий» протоколами об административном правонарушении за невыполнение требовании дорожного знака 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено с разрешенной максимальной массой более 10 т» и привлечением виновных лиц к административной ответственности по ч.1 ст. 12.16 КоАП РФ.
Просит признать незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в части невыполнения работ по устранению дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части автопутепровода над Октябрьской железной дорогой, расположенному по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, район 365 км. Октябрьской железной дороги, пикет 7 через 1,2 главные станционные пути для снижения динамического воздействия проезжающего транспорта на его несущие элементы, а также по ограничению движения по автопутепроводу путем установки габаритных рамок на автопутепроводе (подъездах к нему) в створе ул. Шмидта и ул. Рабочая г. Вышний Волочек размерами по высоте 2,7 м учитывая допуск согласно требований ГОСТ Р522.89-2004 и по ширине равной ширине проезжей части; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области и Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ограничению движения по автопутепроводу над Октябрьской железной дорогой, расположенном по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, район 365 км. Октябрьской железной дороги, пикет 7 через 1,2 главные станционные пути, путем установки габаритных рамок на автопутепроводе (подъездах к нему) в створе ул. Шмидта и ул. Рабочая г. Вышний Волочек размерами по высоте 2,7 м учитывая допуск согласно требований ГОСТ Р52289-2004 и по ширине равной ширине проезжей части: обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области и Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по устранению дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части автопутепровода для снижения динамического воздействия проезжающего транспорта на несущие элементы автопутепровода в соответствии с техническим отчетом обслуживания путепровода через октябрьскую железную дорогу в городе Вышний Волочек №27-0-2017, составленного ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет».
Определением суда от 05 апреля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство транспорта Тверской области, Правительство Тверской области, ООО «Бологовский ДРСУ», администрация г. Вышний Волочек.
Определением суда от 14 мая 2018 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство транспорта Тверской области и администрация г. Вышний Волочек.
Определением суда от 21 июня 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление ГИБДД УМВД России по Тверской области и АО «РЖДстрой».
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Твери по доверенности Обиход И.Д. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика- Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Греян А.А. возражал против удовлетворения административного иска, поддержал письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ГКУ «Дирекция ТДФ» выполняет функции государственного заказчика по реализации программ в сфере дорожной деятельности, финансируемых из средств, выделяемых в рамках дорожного фонда, и в рамках компетенции государственного заказчика осуществляет размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в сфере управления автомобильными дорогами Тверской области и дорожной деятельности, заключает государственные контракты на осуществление дорожной деятельности. В оперативное управление ГКУ «Дирекция ТДФ» находится автопутепровод над Октябрьской железной дорогой, расположенный по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, район 365 км. Октябрьской железной дорогой, пикет 7 через 1,2 главные станционные пути. В целях обеспечения сохранности сооружения и обеспечения на нем безопасности дорожного движения ГКУ «Дирекция ТДФ» заключило с ООО «Бологовское ДРСУ» государственные контракты на выполнение работ по содержанию путепровода. В рамках контрактов выполнен ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия. Просит обратить внимание, что в настоящий момент заключен государственный контракт на выполнение работ по подготовке к восстановительным работам (временное укрепление аварийных конструкций сооружения) на автопутепроводе над Октябрьской железной дорогой, следовательно, ремонт нецелесообразен. К тому же в ночь на дату рассмотрения дела был произведен ООО «Бологовский ДРСУ» ямочный ремонт.
Представитель административного ответчика- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Клыков Д.С. возражал против удовлетворения административного иска, поддержал письменный отзыв на него, из которого следует, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу. Автопутепровод над Октябрьской железной дорогой, закреплен на праве оперативного управления за Государственным казенным учреждением Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области». Министерство, являясь исполнительным органом государственной власти субъекта РФ Тверской области, действует исключительно в пределах предоставленных полномочий. Исходя из содержания Положения, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 73-пп, у Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области отсутствуют функции, связанные с осуществлением мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального образования. Следовательно у Министерства отсутствуют полномочия по проведению работ, указанных в административном иске прокурора.
Представитель административного ответчика Министерства транспорта Тверской области (далее Министерство) Бойкова И.А. возражала против удовлетворения административного иска, поскольку Министерство не может быть ненадлежащим ответчиком, так как является областным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Собственником дороги является Тверская область. В соответствии с постановлением правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 73-пп «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области» функции собственника осуществляет последними. Дорога закреплена за ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» на праве оперативного управления. В соответствии с п.2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Пунктом 3 Порядка содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 01 февраля 2011 года № 12-па, установлено, что ГКУ «Дирекция ТДФ» осуществляет организацию по содержанию автомобильных дорог в части подготовки конкурсной документации, заключения и исполнения государственных контрактов. В настоящее время ремонт произведен. Представитель просит обратить внимание, что в настоящий момент заключен государственный контракт на выполнение работ по подготовке к восстановительным работам (временное укрепление аварийных конструкций сооружения) на автопутепроводе над Октябрьской железной дорогой, следовательно, ремонт с экономической точки зрения нецелесообразен.
Представитель административного ответчика- администрации г. Вышний Волочок, представители заинтересованных лиц- МО МВД России «Вышневолоцкий», Комитета по управлению имуществом администрации г. Вышний Волочек, ООО «Бологовское ДРСУ», Управления ГИБДД УМВД России по Тверской области и АО «РЖДстрой», извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, письменных возражений по существу заявленных требований в суд не представили.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и.о. директора административного ответчика- Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Шаниязов Р.Г. с решением суда не согласен.
В обоснование своей позиции автор указывает, что в обжалуемом решении суд неверно изложил суть возражений на административный иск ГКУ «Дирекция ТДФ», а также не указал, какие доказательства были представлены ГКУ «Дирекция ТДФ» в обоснование позиции по делу, не дал им оценки и не обосновал, почему представленные доказательства им отвергнуты.
Автопутепровод над Октябрьской железной дорогой находится в оперативном управлении ГКУ «Дирекция ТДФ», которое в соответствии с видом деятельности организации и возложенных на нее функций, в целях обеспечения сохранности переданного сооружения и обеспечения на нем безопасности дорожного движения 05 февраля, 03 апреля 2018 года заключило с ООО «Бологовское ДРСУ» государственные контракты на выполнение работ по содержанию путепровода. В рамках контрактов, согласно актам выполненных работ, ООО «Бологовское ДРСУ» выполнен ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия путепровода литым асфальтом, чему в деле имеются доказательства- копии государственных контрактов № 3/ 2018-П и № 4/2018-П, а также копии актов выполненных работ. Согласно акту обследования автодороги от 10 июля 2018 года, составленному сотрудниками ГКУ «Дирекция ТДФ» и ООО «Бологовское ДРСУ» следует, что дорожное покрытие на путепроводе через Октябрьскую железную дорогу в г. Вышний Волочек находится в удовлетворительном состоянии, аварийная ямочность отсутствует, безопасный проезд автотранспорта обеспечен.
Обращает внимание, что подрядной организацией ООО «Бологовское ДРСУ» 27 июня 2018 года осуществлялся ямочный ремонт путепровада струйно-инъекционным методом.
Далее автор отмечает, что суд свои выводы обосновывает лишь на основании копии акта осмотра от 07 июля 2018 года, составленного административным истцом, в котором отсутствуют подписи представителей ГКУ «Дирекция ТДФ» и копии акта выявленных недостатков в содержании сооружений и технических средств организации дорожного движения от 19 июля 2018 года, которые не могут быть признаны допустимым доказательством, так как подлинники этих документов, с целью установления идентичности сделанных с них копий, суду не представлялись. При том, что они еще и плохо читаемы, и не заверены надлежащим образом, что противоречит требованиям ст. 70 КАС РФ.
Кроме того, автор также отмечает, что в основу обжалуемого решения положено предварительное заключение ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет» от 04 мая 2017 года, тогда как после 04 мая 2017 года на путепроводе неоднократно проводился ямочный ремонт, а 17 мая 2018 года ГКУ «Дирекция ТДФ» заключило с АО «РЖДстрой» государственный контракт на выполнение работ по подготовке к восстановительным работам (временное укрепление аварийных конструкций сооружения) на автопутепроводе над Октябрьской железной дорогой, в рамках которого на момент осмотра представителями административного истца выполнен комплекс работ и мероприятий, обеспечивающих безопасность функционирования автопутепровода, предотвращающих обрушение балок и иных частей объекта. В том числе на нем организовано реверсивное движение.
Таким образом, путем проведения ямочного ремонта, организации реверсивного движения, а также проведения укрепительно- восстановительных работ силами АО «РЖДстрой», максимально снижена вибрационная нагрузка на автопутепровод.
Не согласен с тем, что обследование автопутепровода было осуществлено представителями прокуратуры без участия специалистов, которые могли бы объективно оценить техническое состояние объекта в момент осмотра, определить наличие опасности имеющихся незначительных дефектов дорожного покрытия для его безопасной эксплуатации.
Считает, что суд первой инстанции недостаточно изучил обстоятельства дела и необоснованно применил выводы заведомо устаревшего документа- заключение ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет» от 04 мая 2017 года, поскольку ГКУ «Дирекция ТДФ» надлежащим образом выполняет возложенные на него обязанности надлежащим образом.
Признавая незаконным бездействие ГКУ «Дирекция ТДФ» по ограничению движения по автопутепроводу путем установки габаритных рамок в створе ул. Шмидта и ул. Рабочая г. Вышний Волочек и возлагая на организацию обязанность по совершению вышеуказанных действий, суд не учел, что названные улицы являются муниципальной собственностью г. Вышний Волочек и ГКУ «Дирекция ТДФ» не уполномочено осуществлять на них дорожную деятельность по ограничению движения транспортных средств путем установки габаритных рамок. В связи с чем, считает, что суд незаконно возложил на ГКУ «Дирекция ТДФ» обязанность по выполнению работ, явно выходящих за круг его полномочий и противоречащих его уставной деятельности.
Ссылаясь на п. 2 ст. 181 КАС РФ полагает, что из обжалуемого решения невозможно установить, какие конкретные действия надлежит выполнить каждому из административных ответчиков в рамках их полномочий.
Одновременно с этим находит, что, при вынесении решения судом допущены нарушения процессуального законодательства, поскольку в судебном заседании от 20 июля 2018 года функции секретаря судебного заседания осуществлял помощник судьи- Гусева Т.С., что противоречит требованиям закона и положениям приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 6 декабря 2010 года № 272 «Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда (судьи) Верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и Гарнизонного военного суда».
Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Вышневолоцкого межрайонного прокурора.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика- Министерства транспорта Тверской области (далее Министерство) Бойкова И.А. просит решение суда первой инстанции отменить, а прокурору в удовлетворении заявленных им требованиях к представляемому ею Министерству, ГКУ «Дирекция ТДФ» и Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области отказать.
В обоснование своей позиции автор жалобы указывает, что бездействие Министерства и ГКУ «Дирекция ТДФ» в части устранения дефектов дорожного покрытия отсутствует.
Полагает, что судом не дана оценка действиям Министерства по организации работ по реконструкции путепровода.
Тогда как, в целях приведения путепровода в надлежащее состояние, Министерством организована работа по внесению изменений в постановление Правительства Тверской области от 10 ноября 2015 № 525-пп «О государственной программе Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2016 - 2021 г.г.».
18 апреля 2018 Правительством Терской области принято постановление №. 124-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 10 ноября 2015 № 525-пп», которым запланированы денежные средства на 2019 год по мероприятию государственной программы 1.032 «Выполнение работ по реконструкции путепровода через Октябрьскую железную дорогу г. Вышний Волочек Тверской области».
ГКУ «Дирекция ТДФ» заключен государственный контракт на содержание путепровода через Октябрьскую железную дорогу г. Вышний Волочек Тверской области.
В рамках указанного контракта подрядной организацией по мере необходимости устраняются дефекты дорожного покрытия.
Таким образом, Министерством и ГКУ «Дирекция ТДФ» приняты все необходимые меры, направленные на исполнение требования действующего законодательства при выполнении дорожной деятельности.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица- Правительства Тверской области- Ковалева Е.В., оспаривая законность и обоснованность судебного акта, приводит доводы о том, что для удовлетворения административных исковых требований прокурора суду необходимо было установить, что ответчиками не были приняты все необходимые меры, направленные на исполнение требований законодательства о дорожной деятельности, а также что у ответчиков имелась временная и фактическая возможность реализации предусмотренных законом полномочий. Вместе с тем, констатируя факт бездействия Министерства транспорта Тверской области (далее Министерство), ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (далее ГКУ), суд ограничился оценкой фактических обстоятельств о наличии на спорном путепроводе дефектов дорожного покрытия, а также о превышении высоты габаритных рамок высоты 2,7 м.
Правительство Тверской области полагает, что в части устранения дефектов дорожного покрытия бездействие Минстерства и ГКУ отсутствует, подтверждено заключенными ГКУ государственными контрактами на содержание путепровода, которые исполняются, дефекты дорожного покрытия оперативно устраняются подрядной организацией по мере их возникновения.
Обращает внимание, что в соответствии с решением Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 20 августа 2015 года по делу № 2-1023/2015 удовлетворен иск Тверского межрайонного транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Вышний Волочек Тверской области о возложении обязанности устранить нарушение законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, путем проведения капитального ремонта спорного путепровода.
В настоящее время указанный судебный акт не исполнен, следовательно сохраняется возможность бдительного исполнения администрацией города Вышний Волочек Тверской области указанного решения Вышневолоцкого городского суда Тверской области.
Доказательства того, что административные исковые требования прокурора не противоречат обязанности, ранее возложенной на администрацию города Вышний Волочек, прокурором не представлены. В свою очередь, рассматриваемые административные исковые требования в текущей формулировке противоречат вступившему в законную силу судебному акту.
Полагает, что с учетом момента возникновения права областной собственности на путепровод, уполномоченными исполнительными органами государственной власти Тверской области и подведомственным им учреждением приняты достаточные меры по поддержанию безопасности движения по путепроводу, в том числе по незамедлительному устранению дефектов дорожного покрытия.
Считает, что в случае несогласия с надлежащим характером устранения дефектов дорожного покрытия прокурору следовало обратить свои исковые требования к подрядной организации, осуществляющей содержание спорного путепровода.
Далее автор указывает, что решением суда обязанность установки габаритных рамок возложена на ответчиков в солидарном порядке, в створе улиц города Вышний Волочек, при том, что солидарность ответственности ответчиков, судом не обоснована ссылками на нормы закона.
Створ улиц города Вышний Волочек, как территория, относящаяся к муниципальной собственности, свидетельствует о том, что в части установки габаритных рамок единственным надлежащим ответчиком является администрация города Вышний Волочек.
С учетом изложенного, судом при вынесении оспариваемого решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что повлекло несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Также полагает, что Министерство транспорта Тверской области не может быть признано надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 24 декабря 2008 года № 492-па Государственное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» наделено отдельными управленческими функциями в сфере дорожной деятельности, следовательно, по данной категории споров надлежащим ответчиком является ГКУ.
Применительно к рассматриваемому спору, судом в мотивировочной части оспариваемого судебного акта не указано, в части какого полномочия Министерства выявлено незаконное бездействие, при том, что полномочия главного распорядителя бюджетных средств Министерством исполнены в полном объеме, о чем свидетельствуют заключенные ГКУ государственные контракты.
Кроме того, Министерством представлены достаточные доказательства организации выполнения работ по капитальному ремонту путепровода в дальнейшем.
Прокурором не представлено доказательств того, что Министерством и ГКУ работы по организации содержания и впоследствии капитального ремонта путепровода выполнены несвоевременно, а также что у ответчиков имелась возможность в соответствии с законодательством организовать данные работы ранее, в том числе с учетом необходимости соблюдения Федерального закона 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В возражениях на апелляционную жалобу ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Вышневолоцкий межрайонный прокурор Шеметков Р.С. находит решение суда законным и обоснованным, а доводы поданной апелляционной жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы поданных по делу апелляционных жалоб и возражений прокурора, выслушав прокурора Смирнова А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя административного ответчика- Государственного казенного учреждения «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Греяна А.А., а также представителя заинтересованного лица- Правительства Тверской области Травкину О.Н., поддержавших доводы поданных апелляционных жалоб и просивших решение суда отменить, сочтя возможным, рассмотреть дело в отсутствии лиц иных, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания и не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.
Так, правоотношения в сфере дорожной деятельности в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Статьей 26.3 Федерального закона №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления регионального государственного надзора за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что дорожное движение это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, а безопасность дорожного движения это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Из положений Федерального закона №257-ФЗ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; установление порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения: определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ, в целях определения соответствия транспортно- эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно- эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, связанных с ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог- статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, 25 января 2018 года, в соответствии с распоряжением заместителя министра Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области № 69 «О передаче муниципального имущества города Вышний Волочек Тверской области в государственную собственность и о закреплении государственного имущества Тверской области на праве оперативного управления, согласно которому автопутепровод передан в государственную собственность и закреплен на праве оперативного управления за ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» между главой г. Вышний Волочек и заместителем министра Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области был подписан акт приема-передачи объектов нефинансовых активов № КАБГ-000001, согласно которому автопутепровод над Октябрьской железной дорогой передан от администрации г. Вышний Волочек Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области.
Согласно п.7 указанного распоряжения право оперативного управления на имущество возникает у ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» с момента подписания акта приема-передачи имущества.
Из предварительного заключения ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет» от 04 мая 2017 года, следует, что указанный выше автопутепровод находится в аварийном состоянии, выявленные дефекты носят прогрессирующий характер и высока вероятность обрушения балок.
Техническим обследованием путепровода установлено, что в соответствии с ОДН №218.0.051-1003 предельные массы транспортных средств для пропуска по путепроводу составляют в неконтролируемом порядке: для трехосных транспортных средств - общая масса 10 т. с нагрузкой на ось не более 3,8 тс; для пятиосных транспортных средств (автопоезд) - общая масса 15,2 тс нагрузкой на ось не более 3,3. По критериям безопасности обнаруженые дефекты значительно снижают безопасность движения и требуют введения существенных ограничений движения.
В соответствии с указанным техническим обследованием, в целях продолжения эксплуатации путепровода до приведения его в нормативное состояние и для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций с падением балок пролетных строений на пути Октябрьской железной дороги, следует незамедлительно предусмотреть следующие меры: установить страховочные пакеты под крайними балками на пролетных строениях № № 2, 3 и 4; ограничить проезд тяжелых транспортных средств с установкой знаков 3.11 ограничение массы 10 т. и 3.24 ограничения максимальной скорости движения 20 км. час.; выполнить устранение дефектов покрытия проезжей части для снижения динамического воздействия проезжающего транспорта на несущие элементы путепровода.
Вместе с тем, несмотря на то, что автопутепровод признан аварийным, дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части не были устранены, по нему продолжается движение большегрузных транспортных средств, что находит свое подтверждение составленными сотрудниками ОГИБДД протоколами об административном правонарушении за невыполнение требовании дорожного знака 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено с разрешенной максимальной массой более 10 т.» и привлечением виновных лиц к административной ответственности по ч.6 ст. 12.16 КоАП РФ.
Согласно пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
К таким стандартам относится, государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93, а также ГОСТ Р 52289-2004).
В соответствии с п.1 ГОСТ Р 50597-93, установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п.3.1.1 государственного стандарта- ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В силу п. 4.4.1. ГОСТ Р 50597-93- опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
ГОСТ Р 52289-2004 устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
На основании п.8.1.1 ГОСТ Р 52289-2004, на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке.
В силу п. 5.4.10. ГОСТ Р 52289-2004- Знак 3.13 «Ограничение высоты» применяют для запрещения движения транспортных средств, габаритная высота которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.
Знак устанавливают в случаях, если расстояние от поверхности дорожного покрытия до низа пролетного строения искусственного сооружения, инженерных коммуникаций и т.п. менее 5 м. Высота, указываемая на знаке, должна быть меньше фактической на 0,2 - 0,4 м для инженерных коммуникаций, на 0,3 и 0,4м- для путепроводов, по которым проходят соответственно автомобильная и железная дороги. Разницу между фактической и указываемой высотой допускается увеличивать в зависимости от ровности дорожного покрытия. Повторный знак 3.13 допускается устанавливать на пролете искусственного сооружения, а при наличии перед ним габаритных ворот- на воротах.
Согласно письменной информации начальника отделения ГИБДД МО МВД России «Вышневолоцкий» Серова А.В. прокурору Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 22 ноября 2017 года следует, что 02 октября 2017 года в адрес администрации города Вышний Волочек направлено обращение о рассмотрении вопроса по установке габаритных рамок, препятствующих проезду большегрузного транспорта с соответствующим комплектом дорожных знаков и комплексом фото-видео фиксации с выводом на пульт дежурной части МО МВД России «Вышневолоцкий».
26 октября 2017 года в адрес администрации города Вышний Волочек направлено обращение о рассмотрении вопросов по проведению комплекса мероприятий по восстановлению дорожного полотна и об оборудовании инженерно-технических устройств для принудительного снижения скоростного режима транспортных средств.
31 октября 2017 года в адрес администрации города Вышний Волочек направлено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений по факту ситуации, складывающейся с обеспечением безопасности дорожного движения на автопутепроводе Октябрьской железной дорогой.
21 ноября 2017 года в адрес администрации города Вышний Волочек направлено обращение, в том числе о рассмотрении вопросов по установке габаритных рамок в местах, которые не предусматривают возможность их объезда. Однако меры приняты не были.
Отделение ГИБДД МО МВД России «Вышневолоцкий», в целях обеспечения безопасности дорожного движения и недопущения совершения административных правонарушений, предлагает обязать администрацию города Вышний Волочек произвести установку габаритных рамок на отметках по проекту организации дорожного движения на улицах и дорогах города Вышний Волочек 1 км. + 788 м. по улице Рабочая города Вышний Волочек и 2 км.+ 210 м. по улице Шмидта города Вышний Волочек размерами по высоте 2.7 м., учитывая допуск, согласно требованиями ГОСТ Р 52289-2004 и по ширине равной «дороги» (ПДД гл. 1.2).
В соответствии с актом о мероприятиях по ограничению движения по автопутепроводу над Октябрьской железной дорогой установлено, что силами МБУ «Благоустройство» осуществлены мероприятия по ограничению движения по автопутепроводу над Октябрьской железной дорогой, посредством установки габаритных рамок на отметках по проекту организации дорожного движения на улицах и дорогах города Вышний Волочек 1 км. + 798 м. по улице Рабочая города Вышний Волочек и 2 км. + 210 м. по улице Шмидта города Вышний Волочек размерами по высоте 2,7 м., учитывая допуск, согласно требования ГОСТ Р 52289-2004 и по ширине равной проезжей части.
Из акта осмотра- обследования автодороги от 17 июля 2018 года и акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 19 июля 2018 года, предоставленных административным истцом, видно, что дефекты дорожного покрытия не устранены. Установленные рамки не соответствуют заявленным требованиям, которые по высоте превышают значение 2,7 м.
Доказательств несоответствия сведений, изложенных в данных актах, фактическим обстоятельствам дела, сторонами суду представлено не было, а представленные доказательства, в том числе, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, не опровергают достоверность обозначенных актов.
В соответствии с п. 10 Устава города Вышний Волочек Тверской области к вопросам местного значения города Вышний Волочек относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Вышний Волочек и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая, в том числе осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Вышний Волочек, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку габаритные рамки могут быть поставлены, в том числе на подъездах к путепроводу, то есть на улицах города Вышний Волочек, то мероприятия по ограничению движения по автопутепроводу также относятся к полномочиям администрации города Вышний Волочек. Такой вывод суда первой инстанции не входит в противоречие с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 74-пп утверждено Положение о Министерстве транспорта Тверской области, в соответствии с пунктом 1 которого, Министерство является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.
Согласно Положения, Министерство обладает правами юридического лица. Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется из средств областного, которое является главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
В соответствии с возложенными на Министерство основными задачами оно осуществляет определенные функции, к которым в частности относятся: планирование дорожной деятельности и разработку мероприятий государственных программ Тверской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и осуществления дорожной деятельности на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и оценки их транспортно-эксплуатационного состояния, государственных программ Тверской области; координацию деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по вопросам осуществления ими государственных полномочий Тверской области по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Положениями статьи 18 Федерального закона № 257-Ф3, ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Во исполнение указанной статьи постановлением администрации Тверской области от 03 марта 2011 года № 92-па утвержден Порядок организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области.
Этим же постановлением администрации на Министерство транспорта Тверской области возложены обязанности по обеспечению организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в соответствии с Порядком организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области.
Порядком организации работ предусмотрено, что Министерство транспорта Тверской области координирует организацию работ по ремонту автомобильных дорог.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-30 «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области организует осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Статьей 22 указанного Закона предусмотрено, что Правительство Тверской области осуществляет закрепленные за ним полномочия самостоятельно или, если иное не установлено федеральным законодательством, через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Тверской области.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 января 2018 № 69 «О передаче муниципального имущества города Вышний Волочек Тверской области в государственную собственность Тверской области и о закреплении государственного имущества Тверской области на праве оперативного управления» в оперативное управление ГКУ «Дирекция ТДФ» передано сооружение- автопутепровод над Октябрьской железной дорогой.
ГКУ «Дирекция ТДФ», в соответствии с пунктом 1.2 Устава, является бюджетным учреждением, наделенным функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального межмуниципального значения Тверской области.
Предметом деятельности ГКУ «Дирекция ТДФ» является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог Тверской области. Пунктом 2.3 устава установлены функции в сфере дорожной деятельности.
ГКУ «Дирекция ТДФ» выполняет функции государственного заказчика по реализации программ в сфере дорожной деятельности, финансируемых из средств, выделяемых в рамках дорожного фонда, и в рамках компетенции государственного заказчика осуществляет размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в сфере управления автомобильными дорогами Тверской области и дорожной деятельности, заключает государственные контракты на осуществление дорожной деятельности.
В связи с изложенным, исходя из характера заявленных прокурором требований, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что именно Министерство транспорта Тверской области является органом, ответственным за организацию работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Представленные прокурором доказательства бесспорно свидетельствуют о необходимости проведения работ по устранению дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части автопутепровода над Октябрьской железной дорогой, расположенному по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, район 365 км. Октябрьской железной дороги, пикет 7 через 1, 2 главные станционные пути, а также о необходимости проведения мероприятий по ограничению движения по указанному автопутепроводу, путем установки габаритных рамок в створе ул. Шмидта и ул. Рабочая г. Вышний Волочек размером по высоте 2 м. 70 см., учитывая допуск согласно требований ГОСТ Р52289-2004 и по ширине равной проезжей части.
Поскольку обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, учитывая, что Министерство транспорта Тверской области в силу приведенных выше норм материального права, осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств Тверской области на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных учреждений и организаций, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости возложения на Министерство транспорта Тверской области обязанности по обеспечению организации работ по ремонту дороги автопутепровода, то есть выполнении указанных в административном исковом заявлении прокурора требований.
Как определено Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года №402, ремонт автомобильной дороги- это комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия. Задача ремонта состоит в восстановлении транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований в период до очередного ремонта при интенсивности движения, не превышающей расчетную, для данной категории дороги.
То есть, покрытие дорожной части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью.
Установленные в ходе проведения прокурорской проверки повреждения дорожного полотна автопутипровода не соответствуют допустимым предельным размерам отдельных просадок и выбоин. Наличие данных повреждений дорожного полотна затрудняет проезд транспорта и создает угрозу безопасности дорожного движения. В связи с чем, заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора, не противоречат закону, поскольку направлены на понуждение административных ответчиков исполнить в судебном порядке возложенные на них законом обязанности.
При изложенных выше обстоятельствах, вывод суда о признании незаконным бездействие Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерства транспорта Тверской области, в части невыполнения работ по устранению дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части автопутепровода над Октябрьской железной дорогой, а также о признании незаконным бездействие административных ответчиков по ограничению движения по автопутепроводу путем установки габаритных рамок на в створе ул. Шмидта и ул. Рабочая г. Вышний Волочек размером по высоте 2 м. 70 см., учитывая допуск согласно требований ГОСТ Р52289-2004 и по ширине равной ширине проезжей части, является законным и обоснованным.
Руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов, установив наличие со стороны административных ответчиков бездействие, суд обоснованно возложил на них обязанности по устранению нарушений закона в области дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения.
Обстоятельства дела судом установлены правильно, его выводы основаны на исследованных материалах дела. Доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» о неверном изложении судом сути возражений организации на административный иск прокурора, а также о неприведении в решении представленных ими доказательств, судебная коллегия находит подлежащими отклонению, поскольку противоречий в содержании отзыва ответчика на заявленные требования, изложенного в обжалуемом решении и имеющегося в материалах дела, влияющих на законность и обоснованность судебного акта, не установлено. Отсутствие в решении ссылок на доказательства, представленные ответчиком суду, о которых говорится в апелляционной жалобе последнего, не может ставить под сомнение обоснованность выводов суда об удовлетворении требований прокурора, так как данные доказательства не опровергают представленные административным истцом доказательства, а лишь констатируют выполнение определенного объема работ, направленного на соблюдение требований закона и приведение автопутепровода в надлежащее состояние, которое было бы безопасным для осуществления дорожного движения по нему, но который является недостаточным, что и нашло свое подтверждение в судебном заседании доказательствами представленными административным истцом по делу.
Оснований сомневаться в достоверности актов осмотра автопутепровода, о чем ГКУ ставится вопрос в жалобе, судебная коллегия не находит, так как данные этих актов в целом в своей совокупности согласуются с иными доказательствами по делу, в том числе с устными пояснениями сторон в судебных заседаниях суда первой и апелляционной инстанций.
Доводы жалобы ГКУ о несогласии с тем, что обследование автопутепровода было осуществлено представителями прокуратуры без участия специалистов, которые могли бы объективно оценить техническое состояние объекта в момент осмотра, определить наличие опасности имеющихся незначительных дефектов дорожного покрытия для его безопасной эксплуатации, также следует оставить без удовлетворения, поскольку для определения наличия дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части автопутепровода на несоответствие приведенным выше стандартам, специальных познаний не требуется.
Вопреки мнению и.о. директора ГКУ Шаниязова Р.Г., участие помощника судьи- Гусевой Т.С. в качестве секретаря судебного заседания от 20 июля 2018 года по настоящему делу не входит в противоречие, как с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так и с положениями приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 6 декабря 2010 года № 272, поскольку помощник судьи имеет высшее юридическое образование и выполняет иные поручения судьи, связанные с рассмотрением дела в суде первой инстанции. В связи с чем, говорить о наличие нарушений норм процессуального права, о чем ставится вопрос в жалобе ГКУ, причин не имеется.
Обсуждая доводы апелляционной жалобы Министерства транспорта Тверской области, судебная коллегия находит их несостоятельными, так как внесение изменений в постановление Правительства Тверской области от 10 ноября 2015 № 525-пп «О государственной программе Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2016 - 2021 г.г.» о которых указано в жалобе, а также наличие государственных контрактов на содержание путепровода через Октябрьскую железную дорогу г. Вышний Волочек Тверской области, заключенных между ГКУ и Подрядчиками, которые в ряде случаев не исполнены (например- контракт от 17 мая 2018 года между ГКУ и АО «РЖДстрой»), не может свидетельствовать о должной организации работ по реконструкции путепровода, ремонт которого требуется в настоящее время, при том, что проводимые Подрядчиками работы на объекте неэффективны, что объективно подтверждается доказательствами по делу.
По этим же основаниям без удовлетворения подлежат оставлению и доводы апелляционной жалобы Правительства Тверской области об отсутствии бездействия со стороны ГКУ и Министерства транспорта.
Наличие вступившего в законную силу решения Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 20 августа 2015 года по делу № 2-1023/2015 об удовлетворении иска Тверского межрайонного транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Вышний Волочек Тверской области о возложении обязанности устранить нарушение законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, путем проведения капитального ремонта спорного путепровода, которое, до настоящего времени не исполнено, вопреки мнению представителя Правительства области Ковалевой К.В., исходя из характера заявленных прокурором требований по настоящему делу, не может свидетельствовать об однородности требований по делу № 2-1023/2015.
Позиция авторов апелляционных жалоб о том, что из обжалуемого решения невозможно установить, какие конкретные действия надлежит выполнить каждому из административных ответчиков в рамках их полномочий, несостоятельна, поскольку вопросы, относящиеся к компетенции каждого из ответчиков, прописаны в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность в обозначенной сфере.
Круг административных ответчиков и заинтересованных лиц по делу определен правильно.
Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а поэтому доводы апелляционных жалоб по делу правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся фактически к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а поэтому подлежат оставлению без удовлетворения.
Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, которые в решении надлежаще мотивированы, судебная коллегия находит законными и обоснованными.
Вместе с тем решение суда следует изменить.
Так, возлагая на Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» и Министерство транспорта Тверской области в пределах их компетенции обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу организовать работы по устранению дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части автопутепровода для снижения динамического воздействия проезжающего транспорта на несущие элементы автопутепровода над Октябрьской железной дорогой, расположенному по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, район 365 км. Октябрьской железной дороги, пикет 7 через 1, 2 главные станционные пути, в соответствии с техническим отчетом обследования путепровода через Октябрьскую железную дорогу в городе Вышний Волочек № 27-0-2017, составленного ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет, суд первой инстанции не принял во внимание, что данный отчет ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет» был составлен 04 мая 2017 года, тогда как после указанной даты на путепроводе проводились работы, что сторонами не оспаривается.
Доказательств тому, что данные обозначенного технического отчета о состоянии путепровода, в связи с осуществлением на нем определенного объема работ не утратили своей актуальности на дату принятия оспариваемого судебного решения, материалы дела не содержат, не представлено таковых и суду апелляционной инстанции.
В связи с чем, судебная коллегия считает необходимым Абзац третий решения суда первой инстанции изложить в иной редакции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 20 июля 2018 года изменить.
Абзац третий решения изложить в следующей редакции.
«Возложить на Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерство транспорта Тверской области в пределах их компетенции обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу организовать работы по устранению дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части автопутепровода над Октябрьской железной дорогой, расположенному по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, район 365 км. Октябрьской железной дороги, пикет 7 через 1, 2 главные станционные пути».
В остальной части решение оставить без изменения апелляционные жалобы Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерства транспорта Тверской области и Правительства Тверской области- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: