НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 29.07.2020 № 2А-155/20

УИД 69RS0034-01-2020-000186-55

Дело № 2а-155/2020

(№ 33а-2393/2020) судья – Галкин С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июля 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Никитушкиной И.Н. и Пержуковой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Воробьевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Пержуковой Л.В.,

административное дело по апелляционной жалобе Главацкого Н.М. на решение Удомельского городского суда Тверской области от 28.05.2020 по административному иску Главацкого Н.М. к Государственному казённому учреждению Тверской области «Центр занятости населения Удомельского городского округа» и Главному Управлению по труду и занятости населения Тверской области о признании незаконным решения об отказе в признании безработным, которым постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований Главацкого Н.М. к Государственному казённому учреждению Тверской области «Центр занятости населения Удомельского городского округа» и Главному Управлению по труду и занятости населения Тверской области о признании незаконным решения об отказе в признании безработным, утверждённого приказом от 22 января 2020 года - отказать.».

Судебная коллегия

установила:

В обоснование требований указано, что в начале января 2020 года Главацкий Н.М. обратился в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Удомельского городского округа» с заявлением о признании его безработным и постановке на учёт в качестве безработного.

Поскольку ложные сведения Главацкий Н.М. не предоставлял, считает отказ в признании безработным и постановке на учёт в качестве безработного неправомерным, нарушающим его законные права и свободы, поскольку в результате данного отказа он был лишён бесплатного посредничества органов службы занятости по содействию в трудоустройстве; права на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование; получение информации в органе службы занятости, гарантий государства в реализации права на труд; гарантий и социальной поддержки безработных.

Определением суда от 21.02.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Главное Управление по труду и занятости населения Тверской области.

Определением суда от 10.03.2020 в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Правительство Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснял, что его должны были поставить его на учёт в качестве безработного только на основании представленного им паспорта. При его очередном обращении в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Удомельского городского округа» 11.05.2020 административному ответчику было достаточно данного документа, и заявитель был зарегистрирован в качестве безработного с выплатой пособия.

Представитель административного ответчика ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Удомельского городского округа» Разводкина В.Е. в судебном заседании поддерживала переданные суду письменные возражения против заявленных требований, в которых указала следующее. Административный истец впервые обратился в Центр занятости населения за устной консультацией 25.12.2019, представив трудовую книжку с записью об его увольнении с 23.12.2019 и справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в размере 120 000 руб.

При проверке данной информации установлено, что <данные изъяты>, где Главацкий Н.М. был трудоустроен директором, прекратило свою деятельность ещё 30.09.2019, о чём было сообщено заявителю. После этого он забрал документы.

Повторно административный истец обратился в Центр занятости 13.01.2020, представив пакет документов, в том числе трудовую книжку с новой записью об увольнении с 30.09.2019 и справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в <данные изъяты> в размере 90 000 руб.

С целью правильного назначения размера и сроков выплаты пособия по безработице Центром занятости населения был осуществлён межведомственный запрос в УПФР в Удомельском городском округе Тверской области о предоставлении информации в отношении заявителя.

Согласно ответу на данный запрос последние сведения о трудовом стаже Главацкого Н.М. датированы 28.02.2017. Представленная административным истцом справка о среднем заработке за последние три месяца, подписанная руководителем организации, то есть самим Главацким Н.М., не соответствовала сведениям, полученным по межведомственному запросу, следовательно, данная справка содержала недостоверную информацию, поэтому на основании пункта 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», подпункта «д» пункта 9 Правил регистрации безработных граждан 22.01.2020 было принято решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным,

Права заявителя оспариваемым решением ущемлены не были, он мог пользоваться бесплатными услугами Центра занятости в целях поиска подходящей работы в объёме, предоставленном Законом, а с 22.02.2020 года мог повторно обратиться для решения вопроса о признании безработным, о чём ему было разъяснено.

Обстоятельство регистрации заявителя с 11.05.2020 в качестве безработного без справки о среднем заработке за последние 3 месяца не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которыми предусмотрен упрощённый порядок регистрации безработных граждан, а именно: регистрации в качестве безработных подлежат граждане, которые в электронной форме представили в Центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

По состоянию на 13.01.2020 действовали иные нормы, поэтому представитель ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Удомельского городского округа», находя оспариваемое решение законным и обоснованным, просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители административного ответчика Главного Управления по труду и занятости населения Тверской области, заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

От представителя административного ответчика Главного Управления по труду и занятости населения Тверской области поступили письменные возражения, в которых со ссылками на положения Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Правил регистрации безработных граждан, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2012 № 891, указано, что в связи с несоответствием представленной административным истцом справки о среднем заработке за последние три месяца, подписанной самим Главацким Н.М., данным ответа, полученного по межведомственному запросу, оспариваемое решение ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Удомельского городского округа» является законным и обоснованным, а требования административного истца – не подлежащими удовлетворению.

Доводы административного истца о том, что в результате отказа в признании безработным он был лишён ряда гарантий, предусмотренных государством для реализации права на труд, находят несостоятельными, поскольку заявитель имел право на повторное обращение для решения вопроса о признании его безработным с 22.02.2020, кроме того, он мог пользоваться бесплатными услугами Центра занятости в целях поиска подходящей работы в установленном Законом объёме, а при предоставлении достоверных документов - быть признанным безработным.

По этим же основаниям в письменных возражениях на иск Правительство Тверской области находило оспариваемое решение законным и обоснованным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Судом было принято решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившимся с решением суда первой инстанции Главацким Н.М в установленный законом срок подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу об отмене решения суда и принятии нового решения, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела; судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права.

В обоснование жалобы указано, что согласно ст. 139 ТК РФ и Положению об особенностях исчисления средней заработной платы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, определение размера средней заработной платы (среднего заработка) является предметом исчисления (начисления, расчёта), но не фактической выплаты. Следовательно, оснований для признания предоставленной справки о среднемесячном заработке недостоверной не имелось. Суд неправомерно поставил в зависимость не предоставление отчётности работодателя в ИФНС и ПФР, (куда предоставляются сведения о фактических выплатах) к исчисленному (расчётному) среднему заработку. Сведения, предоставленные ИФНС и ПФР, являются недопустимыми доказательствами по делу и не содержат утверждений о недействительности представленной истцом справки. Оспариваемым решением были грубо нарушены его права, установленные ч. 2 ст. 9; ч. 2 ст. 12; ст.ст. 22.1, 23, 28 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», поскольку истец мог их реализовать лишь после признания его безработным. Податель жалобы считает, что вопреки ч. 8 ст. 84 КАС РФ суд не отразил в обжалуемом решении мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. Полагает, что при таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда не может являться законным и обоснованным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явился, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом.

Административным ответчиком ГКУ Тверской области «ЦЗН Удомельского городского округа» поданы возражения на апелляционную жалобу Главацкого Н.М., в которых помимо доводов, аналогичных возражениям на административное исковое заявление, указано следующее.

При обращении Главацкого Н.М. в Центр занятости населения справка о среднем заработке по последнему месту работы являлась одним из обязательных документов, предъявляемых гражданами в центр занятости, желающими встать на регистрационный учет в качестве безработного. Подготовка справки осуществлялась в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 12.08.2003 № 62.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона о занятости, пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан центр занятости запрашивает сведения в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в целях подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявляемых гражданами для признания их безработными, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Представленная заявителем справка о среднем заработке за последние три месяца, подписанная руководителем организации и главным (старшим) бухгалтером Главацким Н.М., не соответствовала данным ответа по межведомственному запросу.

Доводы заявителя о том, что определение средней заработной платы является предметом исчисления, но не фактической выплаты заработной платы, и что законодательством не предусмотрено предоставление справки о фактических денежных выплатах, являются несостоятельными.

Судом первой инстанции было правильно установлено, что заявитель являлся учредителем и руководителем организации, выполняя при этом и функции главного бухгалтера. Доказательства того, что при отсутствии хозяйственной деятельности юридического лица его руководителю начислялась в 2019 году заработная плата, не представлены.

В соответствии со статьями 419, 420 Налогового кодекса Российской Федерации все работодатели являются плательщиками страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации. В зависимости от данных перечислений у граждан идет стаж, а также возникает право (либо отсутствует право) на иные социальные выплаты.

Заявитель указывает, что в связи с данным решением центра занятости он лишен ряда гарантий, предусмотренных государством для реализации права на труд.

Право на защиту от безработицы, закрепленное статьей 37 Конституции Российской Федерации, конкретизируется в Законе о занятости, в том числе путем установления права граждан Российской Федерации, не являющихся официально в статусе безработными, на регистрацию в целях поиска подходящей работы, на бесплатную консультацию и на бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и получения возможности профессионального обучения, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда. Гарантии социальной поддержки государство гарантирует только безработным гражданам.

От представителя административного ответчика Главного Управления по труду и занятости населения Тверской области, просившего о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, также поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, доводы которых в части повторяют доводы возражений против заявленных требований. Кроме того, указано, что суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, несогласие с ними подателя жалобы основанием к отмене судебного акта не является. Просил суд в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда без изменения.

Остальные участвующие в деле лица, их представители в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом, письменных позиций по доводам жалобы не направили.

На основании положений статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Пункт 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующей судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, предусматривает, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в числе прочего,

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Проверяя оспариваемое решение применительно к пунктам 3-4 части 9 статьи 226 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с учетом совокупности всех данных, установленных при проверке заявления Главацкого Н.М., административными ответчиками доказана законность оспариваемого решения, его принятие в соответствии с установленным порядком и при наличии к тому оснований, тогда как доводы административного истца о том, что в результате отказа в признании безработным он был лишен социальных гарантий, не нашли своего подтверждения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 (далее – Закон о занятости населения).

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьёй 3 Закона о занятости населения.

В соответствии с п. 1 ст. 3 названного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 3 названного Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 данного закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в статье 2 названного закона (то есть занятые граждане).

Главой III Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (пункт 2 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Согласно пункту 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

В силу пунктов 2, 3 статьи 31 упомянутого Закона решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы (службы) сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Согласно п. 1 ст. 33 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 891 от 07.09.2012 утверждены Правила регистрации безработных граждан.

Согласно пункту 4 Правил регистрации безработных граждан, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 (далее – Правила № 891), постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а)паспорт или документ, его заменяющий;

б)трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в)документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

г)справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

д)для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 октября 2015 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского", само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного статьей 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы (абзац 2 пункта 3 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации).

Подбор подходящей работы в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891 Требованиями к подбору подходящей работы должен осуществляться с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях (пункт 3). Необходимость учета размера среднего заработка по последнему месту работы при подборе гражданину подходящей работы вытекает и из предписания пункта 4 статьи 4 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому подходящей не может считаться предлагаемая работа, если предполагается, что заработок по ней будет ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (за исключением случаев, когда среднемесячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке).

Целью обеспечения подбора гражданину подходящей работы обусловлены, соответственно, и требования о представлении им документов о квалификации, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а также индивидуальной программы реабилитации - для граждан, относящихся к категории инвалидов. Кроме того, справка о среднем заработке необходима для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости: указанные выплаты устанавливаются в прямом процентном отношении к среднему заработку безработного, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (пункт 1 статьи 29, пункт 1 статьи 30, пункт 1 статьи 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Таким образом, закрепление на законодательном уровне перечня документов, необходимых для принятия органами службы занятости решения о признании гражданина безработным, согласуется с конституционно значимыми целями социальной защиты от безработицы и имеет целью содействие безработным гражданам в поиске подходящей работы и оказание им государственной поддержки, в том числе посредством предоставления временного источника средств к существованию в виде пособия по безработице (абзацы 4-6 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.01.2020 административный истец обратился в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Удомельского городского округа» с заявлением о регистрации его в качестве безработного, предоставив паспорт, трудовую книжку (л.д.72-73), справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в размере 90 000 рублей за подписью руководителя организации и главного бухгалтера в одном лице - Главацкого Н.М. (л.д.71).

Указанная справка по форме соответствовала рекомендованной для этих целей письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2019 N16-5/В-5.

Согласно трудовой книжке Главацкого Н.М. последним местом его работы было <данные изъяты> 30.09.2019 трудовой договор с данной организацией расторгнут по п. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.

На основании данных сведений по результатам проверки их подлинности и достоверности Главацкий Н.М. в случае признания его безработным имел право на получение пособия по безработице, начисляемого в процентном отношении к заработку в установленном Законом о занятости населения порядке.

Поскольку сведения, содержащиеся в трудовой книжке и справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, имели значение для решения вопроса о признании Главацкого Н.М. безработным и при положительном решении - для определения размера пособия по безработице, они подлежали проверке на предмет подлинности и достоверности.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 891 государственные учреждения службы занятости населения направляют запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.

Материалами дела подтверждено, что 14.01.2020 ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Удомельского городского округа» направило начальнику управления УПФР в Удомельском городском округе Тверской области межведомственный запрос (л.д.79), в котором просило сообщить сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица – Главацкого Н.М.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица - Главацкого Н.М., представленной по межведомственному запросу 17.01.2020, последние сведения о трудовом стаже административного истца в <данные изъяты> датированы 28.02.2017 (л.д.80-82).

Исходя из цели направления данного запроса, полученная информация не подтвердила достоверности сведений, предъявленных заявителем.

Приказом ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Удомельского городского округа» от 22.01.2020 принято решение отказать в признании безработным Главацкому Н.М. в связи с предоставлением гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным. Право на повторное обращение для решения вопроса о признании безработным установлено с 22.02.2020.

Данный приказ был издан ведущим инспектором 12 разряда, осуществляющим работу с работодателями и первичный прием граждан ФИО1 в должностные обязанности которой, как следует из должностной инструкции ведущего инспектора 12 разряда, осуществляющего работу с работодателями и первичный прием граждан, входит принятие решений о признании гражданина безработным либо об отказе в признании гражданина безработным (п.п.2.4.3).

С принятым решением административный истец был ознакомлен в этот же день (л.д. 83).

Согласно пункту 9Правил № 891 постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях:

а)отказ гражданина от 2вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;

б)два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

в)неявка гражданина без уважительных причин в течение 10дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы;

г)неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения опризнании его безработным;

д)представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.

Согласно полученным по запросу суда первой инстанции сведениям Межрайонной ИФНС России № 3 по Тверской области справки по форме 2-НДФЛ в отношении Главацкого Н.М. за 2018-2019 годы в информационной базе данных налоговой инспекции отсутствуют (л.д. 130).

Согласно объяснениям, данным Главацким Н.М. в судебном заседании 10.03.2020, <данные изъяты> деятельности не осуществляло, поступлений на счет не было, отчислений в Пенсионный фонд РФ и налоговые органы не производилось, заработная плата ему выплачивалась из заемных средств.

В материалах дела имеется выписка из ЕГРЮЛ в отношении <данные изъяты> по состоянию на 28.02.2020 (л.д. 86-92), из которой следует, что его единственным учредителем и директором является Главацкий Н.М., а 30.09.2019 данное юридическое лицо как недействующее исключено из ЕГРЮЛ.

В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.

Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией, указание на которую содержат записи, внесенные в трудовую книжку.

Вопреки доводам административного истца сообщённые уполномоченными на то органами: Межрайонной ИФНС России № 3 по Тверской области и УПФР в Удомельском городском округе Тверской области сведения являлись допустимыми доказательствами при разрешении настоящего спора, ставить их под сомнение у суда оснований не имелось.

При таких обстоятельствах основания полагать, что заявителем были представлены достоверные данные в части сведений о его среднем заработке, и у органа, уполномоченного на принятие оспариваемого решения, и у суда первой инстанции отсутствовали.

Оценивая доводы административного истца о том, что результате отказа в признании безработным он был лишён социальных гарантий, суд исходит из следующего.

Права на гарантии, получение которых возникает с момента постановки на регистрационный учет безработного гражданина и принятия решения о признании его безработным, при законности оспариваемого по настоящему делу решения, у административного истца на законных основаниях не возникло.

Вместе с тем, как верно было указано административным ответчиком ГКУ Тверской области «Центр занятости населения Удомельского городского округа», Главацкий Н.М. мог реализовать свои права на бесплатное посредничество органов службы занятости в трудоустройстве, регистрацию в целях поиска подходящей работы, на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, на регистрацию в целях поиска подходящей работы в соответствии с положениями Закона о занятости населения.

Доводы административного истца о том, что с 11.05.2020 он был признан в качестве безработного с выплатой пособия по безработице без предоставления справки о среднем заработке за последние три месяца, также не могут быть приняты во внимание, поскольку данное решение было принято на основании Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460, не подлежащих применению при принятии оспариваемого решения.

Кроме того, с учетом характера спорного правоотношения, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также положений Устава Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр занятости населения Удомельского района», принимая во внимание, что оспариваемое решение было принято должностным лицом ГКУ Тверской области «ЦЗН Удомельского района», Главное Управление по труду и занятости населения Тверской области является ненадлежащим административным ответчиком, что является дополнительным основанием к отказу в удовлетворении требований к данному административному ответчику.

Суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 84 и части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Существенных нарушений процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, не установлено.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Удомельского городского суда Тверской области от 28.05.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главацкого Н.М. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи