НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 25.08.2021 № 2А-728/2021

Дело №2а-728/2021; №33а-3168/2021 судья Райская И.Ю. 2021 год

УИД 69RS0040-02-2021-001808-75

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2021 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Кустова А.В. и Васильевой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Ключкиной У.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Образцовой О.А.,

дело по апелляционной жалобе Администрации г. Твери и Управления образования Администрации г. Твери на решение Центрального районного суда г. Твери от 07 июня 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Локайчук И.А., действующей в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО, к Управлению образования администрации города Твери, администрации города Твери о возложении обязанности представить место в группе полнодневного пребывания в муниципальной дошкольной образовательной организации на закрепленной территории с учетом территориальной доступности - удовлетворить.

Обязать управление образования администрации города Твери в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на полный день в муниципальном дошкольном учреждении, указанном в заявлении ее матери Локайчук И.А. от 16 декабря 2019 года, на 2021-2022 учебный год».

Судебная коллегия

установила:

Локайчук И.А., действующая в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО, обратилась в Центральный районный суд г. Твери с административным исковым заявлением к Администрации города Твери, Управлению образования Администрации города Твери о возложении обязанности предоставить несовершеннолетней ФИО место в группе полнодневного пребывания в муниципальной дошкольной образовательной организации на закрепленной территории с учетом территориальной доступности.

В обоснование заявленных требований указала, что является матерью несовершеннолетних ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Она с детьми зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, одна воспитывает обоих детей. ФИО была своевременно зарегистрирована в районном отделе образования Управления образования администрации города Твери для направления в группу полнодневного пребывания в муниципальной дошкольной образовательной организации (далее - МДОО) по месту жительства с учетом территориальной доступности. На настоящий момент ей не поступало предложений об устройстве ФИО в детский сад, в связи с чем к желаемой дате зачисления ребенок в детский сад не направлен по неизвестной причине. В настоящее время ФИО необходимо место в группе полного дня в муниципальной дошкольной образовательной организации на закрепленной территории города Твери с учетом территориальной доступности в соответствии с постановлением Администрации города Твери от 20 марта 2018 года № 408 «О закреплении определенных территорий за муниципальными образовательными учреждениями города Твери, реализующими основные образовательные программы дошкольного образования». В приоритете рассматривает место в группе с полнодневным пребыванием ребенка в одном из следующих МДОО: ББДОУ Детский сад (<адрес>), МБДОУ Детский сад (<адрес>), МБДОУ Детский сад (<адрес>). Просила учесть, что согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 236 и Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» несовершеннолетние граждане должны обеспечиваться местами в образовательных учреждениях по месту жительства.

С целью реализации права несовершеннолетнего ребенка на дошкольное образование 01 февраля 2021 года обратилась в Управление образования администрации города Твери Тверской области с просьбой предоставить место в дошкольной образовательной организации. Управлением образования администрации города Твери Тверской области в ответе от 24 февраля 2021 года № 24/5 6-вх в предоставлении места ФИО в дошкольной образовательной организации отказано. Таким образом, администрация г. Твери в лице Управления образования администрации г. Твери, отказывая ребенку в поступлении в МДОУ на основании отсутствия свободных мест, уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на нее законом. Органы управления образованием в г. Твери были заблаговременно проинформированы о необходимости предоставить место в дошкольном учреждении ребенку, что подтверждается постановкой на учёт в автоматизированной информационной системе «Е-услуги. Образование» г. Твери для определения в МДОУ. Очевидно, что обладая данной информацией, администрация г. Твери в лице Управления образования администрации г. Твери была обязана заранее позаботиться о создании необходимого количества мест в МДОУ, так как законом ответственность за организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных учреждений целиком лежит на органах местного самоуправления, в том числе и в г. Твери.

Полагает бездействие администрации г. Твери в лице Управления образования администрации года Твери, выразившееся в необеспечении возможности ребенку получить дошкольное образование в МДОУ, незаконным.

Определениями Центрального районного суда г. Твери от 12 апреля 2021 года, от 07 мая 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МБДОУ детский сад , комиссия по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений Пролетарского района г. Твери.

В судебном заседании административный истец Локайчук И.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления образования администрации города Твери Шевляков И.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Твери Сорокина А.В., действующая на основании доверенности, также возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц МБДОУ детский сад и комиссии по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений Пролетарского района г. Твери, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрации г.Твери и Управления образования Администрации г.Твери ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указано на то, что законодательством РФ не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить место именно в избранном законным представителем ребенка дошкольном учреждении в отсутствии в нём мест при наличии возможности обеспечения местом ребенка в аналогичных и иных расположенных территории муниципального образования детских дошкольных учреждениях.

Заявителю в предоставлении места в иных дошкольных образовательных учреждениях, находящихся в границах городского округа Твери, отказано не было. Кроме того, отсутствуют доказательства нарушения административными ответчиками порядка отказа административному истцу в предоставлении места в детском саду.

В связи с отсутствием в выбранных административным истцом детских садах свободных мест, административным ответчиком (управлением) в судебном заседании 07 июня 2021 года предложено административному истцу место полного дня в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад по адресу: <адрес>, на территории, где проживает административный истец. Однако данное предложение не устроило административного истца. Доказательств реальной невозможности посещения детского сада представлено не было.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав выступление представителя Администрации города Твери Сорокиной А.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).

Федеральный закон № 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного Закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность, в том числе муниципальных образований, обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Судом первой инстанции установлено, что административный истец Локайчук И.А. являете матерью ФИО, родившейся ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заявления Локайчук И.А. от 16 декабря 2019 года ФИО зарегистрирована в АИС «Е-услуги. Образование» и была поставлена на очередь на предоставление места в МБДОУ детский сад , МБДОУ детский сад (167), МБДОУ детский сад с указанием права на льготное первоочередное зачисление как дети из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Желаемая дата поступления ДД.ММ.ГГГГ.

01 февраля 2021 года административный истец обратился в Управление образования Администрации города Твери с просьбой предоставить место в дошкольном образовательном учреждении. В письме Управления образования города Твери от 24 февраля 2021 года в предоставлении места в детском саду было отказано в связи с укомплектованием всех групп детских садов на 2020-2021 учебный год.

Приказом Управления образования Администрации города Твери от 05 марта 2021 года организована работа комиссии по комплектованию, определены сроки её работы. Комплектование части МДОУ Пролетарского района города Твери, в том числе детских садов, указанных в заявлении Локайчук И.А., определено с 26 мая 2021 года по 28 мая 2021 года.

Однако решения о зачислении ФИО в детское учреждение принято не было.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку исходил из того, что у административного истца имелись необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган, кроме того Локайчак А.А. одна воспитывает своего несовершеннолетнего ребенка), в связи с чем у Управления образования Администрации города Твери возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования.

Поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан был обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребенку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетней Локайчук А.А. на доступное и бесплатное дошкольное образование.

Действенных мер к устройству ребенка в дошкольное образовательное учреждение Управлением образования Администрации города Твери предпринято не было.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что Локайчук И.А. после отказа в предоставлении места в детском саду к административному ответчику с заявлением о предоставлении места в другом детском учреждении не обращалась, а также на то, что в судебном заседании суда первой инстанции 07 июня 2021 года представителем административного ответчика Локайчук И.А. предлагалось место в детском саду № 107, не могут быть приняты как основания для отмены решения суда.

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям в личный кабинет на Портале. Родителям предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

Таких действий административный ответчик не совершал.

При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о правомерности выводов суда первой инстанции.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Твери от 07 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Твери и Управления образования Администрации г. Твери - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: