НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 22.10.2020 № 2-144/20

Дело № 2-144/2020 судья Филатова А.В.

(№ 33-2571/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 октября 2020 года г.Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Кубаревой Т.В. и Климовой К.В.,

при секретаре судебного заседания Дубининой Р.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Кубаревой Т.В.

дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) на решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 02 июня 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) от 12 сентября 2019 года № 24 незаконным в части не включения в страховой стаж ФИО1 периодов работы с 15 января 1993 года по 11 января 1995 года, 22 января 1995 года по 01 мая 1995 года, 02 мая 1995 года по 26 октября 1996 года, 25 марта 2003 года по 31 декабря 2005 года, в части не включения в специальный стаж ФИО1 периодов работы с 20 июля 1981 года по 26 октября 1981 года, 24 августа 1987 года по 17 августа 1990 года, 21 августа 1990 года по 31 декабря 1991 года.

Включить в страховой стаж ФИО1 периоды его работы:

- с 15 января 1993 года по 11 января 1995 года (продолжительностью 1 год 11 месяцев 28 дней) в малом предприятии «<данные изъяты>»;

- с 12 января 1995 года по 01 мая 1995 года (продолжительностью 3 месяца 20 дней) в СП «<данные изъяты>»;

- с 02 мая 1995 года по 26 октября 1996 года (продолжительностью 1 год 5 месяцев 25 дней) в СП «<данные изъяты>»;

- с 20 октября 1999 года по 15 мая 2002 года (продолжительностью 2 года 6 месяцев 26 дней) в ТОО «<данные изъяты>»;

- с 25 марта 2003 года по 31 декабря 2005 года (продолжительностью 2 года 9 месяцев 7 дней) на <данные изъяты> тепловозо-ремонтном заводе.

Включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 периоды его работы:

- с 20 июля 1981 года по 26 октября 1981 года (продолжительностью 3 месяца 7 дней) в качестве газоэлектросварщика в <данные изъяты> (<данные изъяты>);

- с 24 августа 1987 года по 17 августа 1990 года (продолжительностью 2 года 11 месяцев 25 дней) в качестве газоэлектросварщика и электрогазосварщика в <данные изъяты>;

- с 21 августа 1990 года по 31 декабря 1991 года (продолжительностью 1 год 4 месяца 11 дней) в качестве электросварщика в <данные изъяты> (<данные изъяты>).

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» с 31 мая 2019 года.

В удовлетворении остальной части требований отказать».

Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) (далее ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований указано, что решением пенсионного органа от 12 сентября 2019 года № 24 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности страхового и специального стажа, при подсчете которых не были учтены следующие периоды работы: с 01 октября 1980 года по 05 ноября 1981 года (продолжительностью 1 год 1 месяц 5 дней) в качестве газоэлектросварщика в <данные изъяты> (отсутствует подтверждение стажа работы компетентными органами Туркменистана); с 24 августа 1987 года по 17 августа 1990 года (продолжительностью 2 года 11 месяцев 24 дня) в качестве газоэлектросварщика в <данные изъяты> (отсутствует подтверждение стажа работы компетентными органами Туркменистана); с 18 августа 1990 года по 31 декабря 1992 года (продолжительностью 2 года 4 месяца 14 дней) в качестве электросварщика в <данные изъяты> (поскольку занятость на выполнении работ с особыми условиями труда не подтверждена, отсутствует подтверждение стажа работы компетентными органами Туркменистана); с 01 января 1993 года по 14 января 1993 года в <данные изъяты> в качестве газоэлектросварщика, поскольку занятость на выполнении работ с особыми условиями труда не подтверждена, отсутствует подтверждение стажа работы компетентными органами Туркменистана).

По мнению истца, указанное решение пенсионного органа является незаконным и необоснованным, поскольку при обращении за назначением пенсии им была представлена трудовая книжка, содержащая записи о его трудовом стаже, а также справки, подтверждающие характер работ. При этом, отсутствие по вине работодателя в сведениях, представленных в Пенсионный фонд, кода особых условий труда в спорный период работы истца, не влечет для него неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периодов работы в специальный стаж, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда своих работников возложена на работодателя.

С учетом уточнения исковых требований, ФИО1 просил суд признать незаконным решение № 24 от 12 сентября 2019 года ГУ – УПФР в Торжокском районе Тверской области; включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периоды работы: с 01 октября 1980 года по 26 октября 1981 года в качестве газоэлектросварщика в <данные изъяты>; с 24 августа 1987 года по 17 августа 1990 года в качестве газоэлектросварщика в <данные изъяты>; с 21 августа 1990 года по 25 августа 1992 года в качестве электросварщика в <данные изъяты>; с 25 марта 2003 года по 02 января 2006 года в качестве электросварщика на <данные изъяты>; включить в общий трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии, периоды работы: с 15 января 1993 года по 11 января 1995 года в малом предприятии «<данные изъяты>»; с 12 января 1995 года по 01 мая 1995 года в СП «<данные изъяты>»; с 02 мая 1995 года по 26 октября 1996 года в СП «<данные изъяты>»; с 20 октября 1999 года по 15 мая 2002 года в ТОО «<данные изъяты>»; с 25 марта 2003 года по 02 января 2006 года на <данные изъяты>; обязать ГУ - УПФР РФ в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня обращения в пенсионный орган - с 31 мая 2019 года.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований по мотиву отсутствия у истца на дату обращения требуемой продолжительности страхового и специального стажа трудовой деятельности, поскольку спорные периоды трудовой деятельности истца не подтверждены компетентными органами Туркменистана, не подтверждены особые условия труда, не представлены сведения об уплате страховых взносов.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, предлагается принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывается на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

Обращается внимание на то, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Туркменистане) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае на работах с тяжелыми условиями труда), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию при условии уплаты: взносов на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 года; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 года; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование за период до 01 января 2001 года.

Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение исключительно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с Законом Туркменистана от 31 марта 2012 года №287-IV «О государственном пенсионном страховании» в Туркменистане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Пенсионный фонд Туркменистана.

Согласно Закону Туркменистана «О пенсиях» от 17 июля 1998 года № 295-1, действовавшему до введения в действие Закона Туркменистана «О пенсиях» от 25 января 2006 года, контроль за исчислением, уплатой по государственному социальному страхованию и пенсионных взносов осуществлялся органами Главной государственной налоговой службы Туркменистана и Министерства социального обеспечения Туркменистана. Фонд социального страхования в Туркменистане никогда не существовал. Пенсионный фонд Туркменистана образовался лишь в 2012 году в связи с принятием Закона Туркменистана от 31 марта 2012 года №287-IV «О государственном пенсионном страховании».

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

С учетом изложенного, принятые судом во внимание справки о заработной плате, в которых указано о произведенных отчислениях в Фонд социального страхования по установленному нормативу, не могут быть приняты в качестве доказательств уплаты страховых взносов.

Доказательства уплаты страховых взносов за период до 01 января 2001 года в настоящем гражданском деле отсутствуют. Без указанных периодов у истца не выполняется условие о наличии 25 лет страхового стажа на момент обращения.

Апеллянт, со ссылкой на вышеизложенные обстоятельства, полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о наличии у ФИО1 подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

В жалобе также указывается на отсутствие в деле сведений, подтверждающих наличие у истца специального стажа работы с тяжелыми условиями труда.

Наименование профессии «электрогазосварщик» содержится в Разделе 32 Списка №2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, который подлежит применению при определении права ФИО1 на досрочное пенсионное обеспечение и согласно которому для приобретения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо осуществление электрогазосварщиком работ по резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, в том числе, и в отношении периодов работы имевших место до 01 января 1992 года.

Вместе с тем, сведения о работе с особыми условиями труда в представленных истцом письменных доказательствах отсутствуют, в связи с чем у него не возникло право на досрочное назначение пенсии по старости.

ФИО1 представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых критикуются доводы жалобы и предлагается решение суда первой инстанции оставить без изменения. апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: истец ФИО1 и его представитель ФИО2, представитель ответчика ГУ-УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) на основании доверенности ФИО3

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ГУ –УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2, полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, исследовав документы, приобщенные к материалам дела в качестве новых доказательств, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее по тексту - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 2-4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992года применяется Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956года №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».

Разделом ХХХII Общие профессии Списка № 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение: газосварщиков и их подручных; электросварщиков и их подручных.

Разделом XXXIII Общие профессии Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, установлено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются: газосварщики (код 23200000-11620); электросварщики ручной сварки (код 23200000-19906) электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (код 23200000-19756).

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В пункте 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 31 мая 2019 года обратился в ГУ-УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением работы с тяжелыми условиями труда.

Решением территориального пенсионного органа - ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) от 12 сентября 2019 года № 24 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ истцу отказано ввиду отсутствия требуемого страхового и специального стажа.

ФИО1 не были включены в страховой стаж периоды работы (в связи с отсутствием подтверждения стажа работы компетентными органами Туркменистана): с 15 января 1993 года по 11 января 1995 года в малом предприятия «<данные изъяты>»; с 22 января 1995 года по 01 мая 1995 года в СП «<данные изъяты>»; с 02 мая 1995 года по 26 октября 1996 года в СП «<данные изъяты>»; с 10 августа 1999 года по 14 октября 1999 года в турецкой фирме «<данные изъяты>»; с 20 октября 1999 года по 15 мая 2002 года в ТОО «<данные изъяты>»; с 15 марта 2003 года по 02 января 2006 года на <данные изъяты> тепловозо-ремонтном заводе.

В специальный стаж истца не были включены периоды его трудовой деятельности: с 01 октября 1980 года по 05 ноября 1981 года в качестве газоэлектросварщика в <данные изъяты> (отсутствует подтверждение стажа работы компетентными органами Туркменистана); с 24 августа 1987 года по 17 августа 1990 года в качестве газоэлектросварщика в <данные изъяты> (отсутствует подтверждение стажа работы компетентными органами Туркменистана); с 18 августа 1990 года по 31 декабря 1992 года в качестве электросварщика в <данные изъяты> (не подтверждена занятость на выполнении работ с особыми условиями труда, отсутствует подтверждение стажа работы компетентными органами Туркменистана); с 01 января 1993 года по 14 января 1993 года в <данные изъяты> в качестве газоэлектросварщика (не подтверждена занятость на выполнении работ с особыми условиями труда, отсутствует подтверждение стажа работы компетентными органами Туркменистана); 28 сентября 2012 года, 27 сентября 2013 года, 16 октября 2013 года, 20 декабря 2013 года (включение указанных периодов в специальный стаж не предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516).

Из материалов дела усматривается, что согласно записям трудовой книжки ФИО1, факт принадлежности которой истцу установлен решением Торжокского городского суда Тверской области от 25 марта 2019 года, имеются следующие сведения о работе:

- 01 октября 1980 года истец был зачислен в Строительно-Монтажное Управление № 1 Управления строительства «<данные изъяты>» для прохождения предвыпускной производственной практики газоэлектросварщиком по 3 разряду (запись в трудовой книжке № 1; приказ № 82/к от 01 октября 1980 года). 20 июля 1981 года направлен в бригаду газоэлектросварщиком по 4 разряду (запись в трудовой книжке № 2; приказ № 49/к от 17 июля 1981 года). 05 ноября 1981 года уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии (запись в трудовой книжке № 3; приказ № 89/к от 26 октября 1981 года);

- 24 августа 1987 года зачислен в <данные изъяты> газоэлектросварщиком 4 разряда (запись в трудовой книжке № 6; приказ № 120/к от 17 августа 1987 года); 29 апреля 1988 года после перетарификации установлена профессия электрогазосварщик 4 разряда (запись в трудовой книжке № 7; приказ № 68/ак от 29 апреля 1988 года); 17 августа 1990 года уволен (запись в трудовой книжке № 8; приказ № 97от 17 августа 1990 года);

- 21 августа 1990 года принят на работу в <данные изъяты> электросварщиком 5 разряда (запись в трудовой книжке № 9; приказ № 55 от 20 августа 1990 года); 25 августа 1992 года уволен (запись в трудовой книжке № 10; приказ № 55 от 25 августа 1992 года);

- 10 августа 1992 года принят в <данные изъяты> газоэлектросварщиком по 6 разряду (запись в трудовой книжке №11; приказ № 29 от 07 августа 1992 года); 14 января 1993 года уволен (запись в трудовой книжке № 12; приказ № 3 от 14 января 1992 года);

- 25 марта 2003 года принят на работу в <данные изъяты> тепловозно-ремонтный завод <данные изъяты> электросварщиком по 2 (5) разряду временно (запись в трудовой книжке № 23; приказ № 11/к от 25 февраля 2003 года); 01 апреля 2003 года переведен постоянно электросварщиком по 2 (5) разряду (запись в трудовой книжке № 24; приказ № 17/г от 29 апреля 2003 года); 02 января 2006 года уволен (запись в трудовой книжке № 25; приказ № 1/к от 02 января 2006 года).

Из архивной справки Хамкилик города Ашхабада <данные изъяты> № 117а от 19 мая 2017 года, представленной в материалы дела, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения:

- учащийся СПТУ № 8 города Ашхабада для прохождения предвыпускной производственной практики с 01 октября 1980 года по 21 марта 1981 года принят в Строительно-Монтажное Управление № 1 Управления строительства «<данные изъяты>», с предоставлением работ по специальности газоэлектросварщик 3 разряда (выписка из приказа № 82/к от 01 октября 1980 года);

- с 20 июля 1980 года принят на работу в Строительно-Монтажное Управление № 1 Управления строительства «<данные изъяты>» по специальности газоэлектросварщик 4 разряда (выписка из приказа № 49/к от 17 июля 1981 года);

- 05 ноября 1981 года уволен, в связи с призывом в ряды Советской Армии (выписка из приказа № 89/к от 26 октября 1981 года);

- 24 августа 1987 года зачислен газоэлектросварщиком 4 разряда в <данные изъяты> (выписка из приказа № 120/к от 17 августа 1987 года);

- 01 мая 1988 года установлена профессия электрогазосварщика 4 разряда, в связи с переходом на новые условия оплаты труда и на основании протокола перетарификации рабочих (выписка из приказа № 68/ак от 29 апреля 1988 года);

- 17 августа 1990 года уволен (выписка из приказа № 97/к от 17 августа 1990 года).

На основании приказа Министерства строительства ТССР № 62-П от 31 декабря 1986 года <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты>. С 12 октября 1993 года <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты>. На основании приказа Министерства строительства Туркменистана № МВ-07 от 14 января 2008 года <данные изъяты> ликвидировано и передано в состав Производственного Объединения «<данные изъяты>». На основании приказа № 716 от 29 апреля 2014 года Производственное Объединение «<данные изъяты>» вышло из состава Министерства строительства Туркменистана и перешло в подчинение Хякимлика города Ашхабада.

Разрешая исковые требования истца о включении спорных периодов работы в страховой стаж, суд первой инстанции сослался на Соглашение государств – участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и исходил из того, что записями в трудовой книжке ФИО1 подтверждается наличие страхового стажа истца с 20 октября 1999 года по 31 декабря 2005 года, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Туркменистана.

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает правильными.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил № 1015).

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Разделом 6 Правил № 884н регламентирован порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Туркменистане) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.

В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 01 октября 1991 года № 190, пунктом 6 раздела II Правил подсчета подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, предусмотрено, что основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.

В материалы дела представлена трудовая книжка ФИО1, содержащая сведения о его трудовой деятельности в спорный период.

Согласно трудовой книжке PT-I истец осуществлял трудовую деятельность:

- с 15 января 1993 года по 11 января 1995 года на малом предприятии «<данные изъяты>» в должности облицовщика 4 разряда (запись в трудовой книжке о приеме и увольнении №№ 13,14; приказ о приеме № 48 от 15 января 1993 года, приказ об увольнении № 2к от 11 января 1995 года);

- с 12 января 1995 года по 01 мая 1995 года в СП «<данные изъяты>» в качестве сотрудника охраны (запись в трудовой книжке о приеме и переводе №№ 15,16; контракт № 507 от 12 января 1995 года; распоряжение о переводе № 240 от 01 мая 1995 года);

- с 02 мая 1995 года по 26 октября 1996 года в СП «<данные изъяты>» в качестве сотрудника охраны (запись в трудовой книжке о переводе и увольнении №№ 17,18; контракт № 507 от 02 мая 1995 года; распоряжение об увольнении № 439 от 26 октября 1996 года);

- с 20 октября 1999 года по 15 мая 2002 года в фирме ТОО «<данные изъяты>» в качестве сторожа (запись в трудовой книжке о приеме и увольнении №№ 21,22; приказ о приеме № 10а от 20 октября 1999 года; приказ об увольнении № 5 от 15 мая 2002 года);

- с 25 марта 2003 года по 02 января 2006 года в <данные изъяты> в должности электросварщика по 2(5) разряду (запись в трудовой книжке о приеме, переводе и увольнении №№ 23,24,25; приказ о приеме на работу временно № 11/к от 25 февраля 2003 года; приказ о переводе на постоянную работу № 17/г от 29 апреля 2003 года; приказ об увольнении № 1/к от 02 января 2006 года).

Трудоустройство истца на <данные изъяты> в 2003-2005 годах подтверждено архивной выпиской Министерства железнодорожного транспорта Туркменистана от 4 октября 2018 года , согласно которой в лицевых счетах по начислению заработной платы значится Озерной С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в графе «перемещения по работе» записаны приказы: приказ № 11 от 15 марта 2003 года принять с 15 марта 2003 года электросварщиком 2 разряда с окладом 1600000 манат; приказ № 17 от 01 апреля 2003 года электросварщику 2 (5) разряда ставка часа 10500 ман.; приказ № 245 от 01 июля 2003 года электросварщику 2 (5) разряда ставка часа 11600 ман.; приказ № 113 от 01 мая 2004 года электросварщику 2 (5) разряда ставка часа 10950 ман. + 6% за вредность; приказ № 76 от 01 января 2005 года электросварщику 2 (5) разряда ставка часа 15330 ман. + 6% за вредность; приказ № 1 от 02 января 2006 года уволить со 2 января 2006 года по собственному желанию. Книги приказов о назначении, перемещении и увольнении работников Тепловозо-ремонтного завода Министерства железнодорожного транспорта Туркменистана в архив на хранение не поступали.

Согласно сведениям центрального отраслевого архива Министерства железнодорожного транспорта Туркменистана от 04 октября 2018 года постановлением Президента Туркменистана за №3010 от 04 февраля 1997 года Государственная железная дорога Туркменистана переименована в Управление «Туркмендемиреллары». Указом Президента Туркменистана за № ПП-3910 от 12 сентября 2003 года создано Министерство железнодорожного транспорта Туркменистана и упразднено Управление «Туркмендемиреллары». Согласно положения «О национальном архивном фонде Туркменистана, утвержденного Постановлением Президента Туркменистана за № 1475 от 02 сентября 1993 года Центральному отраслевому архиву железной дороги предоставлено право осуществлять государственное хранение документов своей отрасли.

Из справки Министерства железнодорожного транспорта Туркменистана от 4 октября 2018 года № 15/14-1720 следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, электросварщик получал заработную плату с марта 2003 года по декабрь 2005 года. Произведены отчисления в Пенсионный фонд по установленным тарифам, со всех включенных в справку сумм производились отчисления Государственного страхования Туркменистана и подоходный налог. Выплаты единовременного и компенсационного характера не включены. Основание выдачи справки - лицевые счета с 2003 года по 2005 год.

Как следует из представленных истцом в суд апелляционной инстанции сведений из Пенсионного Фонда Туркменистана, справки о заработной плате ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были выданы за периоды работы: 1980-1981 годы, 1987-1990 годы – производственное объединение «<данные изъяты>», 1990-1992 годы - предприятие <данные изъяты>, 2003-2005 годы – <данные изъяты>.

Согласно сведениям Налогового отдела Беркарарлыкского района города Ашхабада декларации по средствам, переводимым <данные изъяты> тепловозоремонтным заводом на социальное страхование в период с 01 января 2005 года по 2 января 2006 года, были уплачены в государственный бюджет.

Учитывая, что названные периоды трудовой деятельности и факт уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Туркменистана, на территории которого осуществлялась трудовая деятельность истца с 20 октября 1999 года по 31 декабря 2005 года (то есть, в том числе, после 01 января 2002 года), судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости включения в страховой стаж ФИО1 периодов его работы с 15 января 1993 года по 11 января 1993 года, с 12 января 1995 года по 01 мая 1995 года, с 02 мая 1995 года по 26 октября 1996 года, с 25 марта 2003 года по 31 декабря 2005 года.

В то же время доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для включения в страховой стаж периода работы истца в фирме ТОО «<данные изъяты>» в качестве сторожа с 01 января 2002 года по 15 мая 2002 года заслуживают внимания, поскольку в справке ТОО «<данные изъяты>» о заработной плате истца за октябрь 1999 года - май 2002 года указано, что от начисленных сумм, указанных в документе, производились отчисления в Фонд социального страхования по установленному нормативу.

Вместе с тем, согласно Закону Туркменистана «О пенсиях» от 17 июля 1998 года № 295-1, действовавшему до введения в действия Закона Туркменистана «О пенсиях» от 25 января 2006 года, контроль за исчислением, уплатой по государственному социальному страхованию и пенсионных взносов осуществлялся органами Главной государственной налоговой службы Туркменистана и Министерства социального обеспечения Туркменистана. Фонд социального страхования в приведенном выше Законе Туркменистана «О пенсиях» не упомянут. Пенсионный фонд Туркменистана образовался лишь в 2012 году в связи с принятием Закона Туркменистана от 31 марта 2012 года №287-IV «О государственном пенсионном страховании».

При таких обстоятельствах справка о заработной плате, выданная ТОО «<данные изъяты>» не может расцениваться в качестве надлежащего доказательства уплаты страховых взносов ввиду недостоверности содержащихся в ней сведений, кроме того, указанная организация не относится к числу органов, в компетенцию которых входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование).

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в части включения в страховой стаж ФИО1 периода его работы с 01 января 2002 года по 15 мая 2002 года в ТОО «<данные изъяты>» подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований в указанной части.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части включения в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода работы истца с 20 июля 1980 года по 05 ноября 1981 года в должности газоэлектросварщика, с 24 августа 1987 года по 17 августа 1990 года в должности газоэлектросварщика (электрогазосварщика), с 21 августа 1990 по 31 декабря 1991 года в должности электросварщика, суд первой инстанции со ссылкой на положения Списка №2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР №1173 от 22 августа 1956 года, исходил из того, что факт работы ФИО1 в названные периоды в должности газоэлектросварщика прямо следует из трудовой книжки истца, а также подтверждается его личной карточкой, архивными справками, которые согласуются между собой и не противоречат друг другу.

Ссылку суда первой инстанции на положения Списка №2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР №1173 от 22 августа 1956 года судебная коллегия полагает ошибочной, вместе с тем, вывод о необходимости включения в страховой стаж ФИО1 для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода работы истца с 20 июля 1981 года по 26 октября 1981 года (продолжительностью 3 месяца 7 дней) в качестве газоэлектросварщика в <данные изъяты> (<данные изъяты>); с 24 августа 1987 года по 17 августа 1990 года (продолжительностью 2 года 11 месяцев 25 дней) в качестве газоэлектросварщика и электрогазосварщика в <данные изъяты>; с 21 августа 1990 года по 31 декабря 1991 года (продолжительностью 1 год 4 месяца 11 дней) в качестве электросварщика в <данные изъяты> (<данные изъяты>), учитывая представленные суду апелляционной инстанции новые доказательства, признается судебной коллегией правильным.

Раздел ХХХII Общие профессии Списка № 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, на который сослался суд первой инстанции, делая вывод о возможности включения спорного периода работы ФИО1 в специальный стаж, не содержит среди общих профессий, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях, профессию «электрогазосварщик», которую истец занимал, работая в период с 20 июля 1980 года по 26 октября 1981 года в должности газоэлектросварщика, с 24 августа 1987 года по 17 августа 1990 года в должности газоэлектросварщика (электрогазосварщика), с 21 августа 1990 по 31 декабря 1991 года в должности электросварщика.

Работа в указанной профессии как осуществляемая в тяжелых условиях труда подтверждена только Списком № 2 от 1991 года. Соответственно, при оценке прав ФИО1 на досрочное пенсионное обеспечение в связи с выполнением им работы по профессии «электрогазосварщик» в указанный период применению подлежит Список № 2 от 1991 года.

Таким образом, для включения спорного периода работы ФИО1 электрогазосварщиком в специальный стаж, необходимо подтвердить способ проведения сварочных работ (вид сварки) и занятость на указанных работах в течение полного рабочего дня.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Согласно справке Хамкилик города Ашхабада Производственное Объединение «<данные изъяты>» от 12 декабря 2018 года № 279а ФИО1 работал полный рабочий день в <данные изъяты> на строительстве жилых домов, зданий и сооружений -с 01 октября 1980 года по 21 марта 1981 года прохождение производственной практики в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций 3 разряда. С 20 июля 1981 года элекрогазосварщиком 4 разряда (приказ № 49/к от 17 июля 1981 года) по 26 октября 1981 года. Уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии (приказ № 89/к от 26 октября 1981 года). Затем принят электросварщиком 4 разряда в <данные изъяты> с 24 августа 1987 года (приказ № 120/к от 17 августа 1987 года) по 20 августа 1990 года (приказ № 97/к от 20 августа 1990 года), работая на сварочных аппаратах образца 1970-1990 г. «ТДМ-400 № 410», «ТДС-380 № 460». Работы с неполным рабочим днем не было, прочие отвлечения от основной работы не производились.

Аналогичные сведения отражены в справке, уточняющей характер работы или условий труда, работа в которых засчитывается специальный стаж, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда от 19 мая 2017 года № 116а и архивной справке от 12 декабря 2018 года № 297а.

В подтверждение характера работ истцом представлено в суд апелляционной инстанции удостоверение № 50 от 05 марта 1987 года, из которого следует, что ФИО1, имеющий на момент аттестации стаж работы по сварке 7 лет, прошел аттестацию постоянно действующей комиссии при Черновском заводе ЖБИ по эл.дуговой ручной сварке с применением присадочного материала – флюс.

Кроме того, истцом представлены технические характеристики трансформатора сварочного ТДМ-400СУ, используемого для ручной дуговой сварки низколегированных и малоуглеродных сталей.

Оценивая в совокупности документы, приобщенные к материалам дела в качестве новых доказательств, а также сведения, изложенные в справке Хамкилик города Ашхабада Производственное Объединение «<данные изъяты>» от 12 декабря 2018 года № 279а, судебная коллегия приходит к выводу, что истцом подтвержден способ проведения сварочных работ (вид сварки - резка и ручная сварка) и занятость на указанных работах в течение полного рабочего дня.

При таких обстоятельствах периоды работы истца с 20 июля 1980 года по 26 октября 1981 года в должности газоэлектросварщика, с 24 августа 1987 года по 17 августа 1990 года в должности газоэлектросварщика (электрогазосварщика), с 21 августа 1990 по 31 декабря 1991 года в должности электросварщика, вопреки доводам апелляционной жалобы, подлежат включению в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда в указанной части является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В остальной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется и в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) удовлетворить частично.

Решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 02 июня 2020 года в части включения в страховой стаж ФИО1 периода его работы с 01 января 2002 года по 15 мая 2002 года в ТОО «<данные изъяты>» отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований в указанной части.

В остальной части решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 02 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий С.Н. Пойменова

Судьи Т.В. Кубарева

К.В. Климова