Дело № 33- 3510 Куликова Н.Ю. 2016 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Кондратьевой А.В.,
судей Лепской К.И. и Лозиной С.П.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
22 сентября 2016 года
по докладу судьи Лозиной С.П.
дело по апелляционной жалобе Буллих В.А. на решение Кимрского городского суда Тверской области от 23 мая 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования Кимрского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, к Измайловой Т.М., Буллих В.А. и Давроншоеву Т.Х. о признании незаконным выдела в счет земельной доли, признании незаконными результатов межевания в отношении земельных участков, признании недействительным договоров купли-продажи земельных участков и отсутствующим права собственности гражданина на земельные участки, удовлетворить.
Признать незаконным выделение Измайловой Т.М. земельных участков с кадастровыми номерами № в счет земельной доли.
Признать незаконными результаты межевания в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, произведенные кадастровым инженером Давроншоевым Т.Х..
Признать недействительными договоры купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами № от 02 сентября 2014 года, заключенные между Измайловой Т.М. и Буллих В.А..
Признать отсутствующим право собственности Буллих В.А. на земельные участки с кадастровыми номерами №.
Данное решение является основанием для ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Тверской области для снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами №.
Данное решение является для Управления Росреестра по Тверской области самостоятельным основанием для прекращения права собственности Измайловой Т.М. и Буллих В.А. на земельные участки с кадастровыми номерами №, и для ликвидации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектов недвижимого имущества - земельных участков с кадастровыми номерами №».
Судебная коллегия
установила:
Кимрский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, обратился в суд с иском к Измайловой Т.М., Буллих В.А., Давроншоеву Т.Х. о признании незаконным выдела в счет земельной доли, признании незаконными результатов межевания в отношении земельных участков, признании недействительным договоров купли-продажи земельных участков и отсутствующим права собственности гражданина на земельные участки.
В обоснование требований указал, что Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению руководителя ГКУ «Кашинское лесничество Тверской области» Васильева И.А., а также генерального директора ООО «Олимпия» по вопросу законности постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, поскольку выявлено наложение данных земельных участков на земли лесного фонда.
В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером № имеет следующие характеристики: земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 23000 кв.м, местоположение: <адрес>». Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем вышеуказанного земельного участка является Буллих В.А., право собственности зарегистрировано 06 ноября 2014 года, запись регистрации на 1/2 долю - №, на 1/2 долю - № на основании двух договоров купли-продажи (купчей) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от 02 сентября 2014 года, заключенных между Измайловой Т.М. и Буллих В.А. Измайлова Т.М. произвела выдел в счет земельной доли размером 1/943 из общедолевой собственности СПК «Колос» <адрес>, приобретенной на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 10 апреля 2012 года. Согласно данным ГКУ «Кашинское лесничество Тверской области» земельный участок с кадастровым номером № сформирован из земель лесного фонда, расположенных в Кимрском участковом лесничестве (по материалам лесоустройства СПК «Колос») квартал 1, выдел 11, 12, 13 и является государственным лесным фондом Кашинского лесничества, относится к защитным лесам, имеет категорию защитности «леса, расположенные в водоохранных зонах», что подтверждается таксационным описанием лесного участка, свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 27 июня 2008 года на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 358 га, расположенного по адресу: Тверская область, <адрес>») уч. Г1, условный №, регистрационная запись № от 27 июня 2008 года, а также выпиской из государственного лесного реестра № от 09 февраля 2016 года. При изучении межевого плана земельного участка с кадастровым номером № выявлено, что при проведении межевания кадастровый инженер не использовал проект землеустройства СПК «Колос»; в перечне документов, использованных кадастровым инженером (лист 3 межевого плана) указываются: кадастровая выписка о земельном участке, свидетельство о государственной регистрации права, протокол общего собрания участников долевой собственности СПК «Колос», газета «<данные изъяты>» № (27.085-086) от 26 февраля 2011 года. Из заключения кадастрового инженера на листе 7 межевого плана следует, что для согласования проекта межевания границы земельных участков, выделяемых в счет земельных долей из земель СПК «Колос», было опубликовано объявление в газете «<данные изъяты>» от 22 марта 2013 года № (27.584); в материалы межевого плана приобщена копия газеты «<данные изъяты>» от 22 марта 2013 года № (27.584), из текста объявления в которой невозможно определить, из каких угодий производился выдел в счет земельной доли. Таким образом, территория земельного участка с кадастровым номером № к общедолевой собственности СПК «Колос» не относилась, в связи с чем выдел в счет земельной доли произведен кадастровым инженером незаконно. В ходе проведения проверки ответчик Буллих В.А. предпринял попытки снять с кадастрового учета данный земельный участок, чтобы устранить нарушение в добровольном порядке, но получил от филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Тверской области» отказ в снятии с учета объекта недвижимости от 06 августа 2015 года, поскольку спорный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. В досудебном порядке разрешить возникшие противоречия по спорному участку не представилось возможным, право собственности Российской Федерации продолжает нарушаться, так как спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения поставлен на кадастровый учет в границах лесного участка, который не подлежит передаче в частную собственность и может быть использован только для целей лесного хозяйства, предусмотренных в Лесном кодексе РФ.
Относительно земельного участка с кадастровым номером № установлено, что данный земельный участок имеет следующие характеристики: земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 10000 кв.м, местоположение: <адрес>». Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22 января 2016 года на вышеуказанный земельный участок 06 ноября 2014 года зарегистрировано право собственности за Буллих В.А., регистрационный номер № на 1/2 долю в праве и регистрационный номер № на 1/2 долю в праве, на основании двух договоров купли-продажи (купчей) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от 02 сентября 2014 года, заключенных между Измайловой Т.М. и Буллих В.А. Измайлова Т.М. произвела выдел в счет земельной доли размером 1/943 из общедолевой собственности членов СПК «Колос» Центральное сельское поселение Кимрского района, приобретенной на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 10 апреля 2012 года. Согласно копии публикации в газете <данные изъяты>№ (1946) 8-14 февраля 2013 (имеется в материалах межевого плана) местоположение образуемого земельного участка указано: <адрес>. Контуры полей, вид сельскохозяйственных угодий согласно проекту землеустройства, из которых будет производиться выдел земельных участков, не указаны. Согласно данным ГКУ «Кашинское лесничество Тверской области» выдел земельного участка с кадастровым номером № фактически произведен из земель лесного фонда, а именно в квартале 29 выдел 2 Никулинского участкового лесничества (по материалам лесоустройства «Кимрское»), что подтверждается таксационным описанием лесного участка, свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 01 октября 2003 года, регистрационный номер № на участок лесного фонда для ведения лесного хозяйства, расположенных на землях лесного фонда площадью 37608 га, расположенный по адресу: <адрес>, условный №, выпиской их государственного лесного реестра № от 09 февраля 2016 года. В соответствии с информацией ГКУ «Кашинское лесничество» <адрес> от 15 сентября 2014 года № при формировании участка лесного фонда для заключения договора аренды под ведение рекреационной деятельности была выявлена незаконная постановка на земли лесного фонда в квартале 29 выдел 2 Никулинского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Кимрское). Исходя из проекта землеустройства совхоза «Им. Калинина» Кимрского района Тверской области, его текстовой и графической части, территория земельного участка с кадастровым номером № никогда в пользовании совхоза им. Калинина не находилась, ни к какому виду сельскохозяйственных угодий не относится.
10 апреля 2015 года между Министерством лесного хозяйства Тверской области и ООО «Олимпия» был заключен договор аренды лесного участка №, согласно которому ООО «Олимпия» приняло в аренду участок лесного фонда площадью 12,53 га, расположенный по адресу: <адрес>, ГКУ «Кашинское лесничество Тверской области», Никулинское участковое лесничество (по лесоустройству Кимрское), квартал 29 части выделов 2, 4, 10, 11, кадастровый №, для осуществления рекреационной деятельности, договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав 13 мая 2015 года. Поскольку при формировании лесного участка для передачи его в аренду было выявлено наложение, и постановка на кадастровый учет была приостановлена, было принято решение исключить спорные земельные участки, с постановкой на кадастровый учет оставшейся части лесного фонда, до разрешения спора о границах в судебном порядке.
Прокурор сослался на то, что кадастровый инженер Давроншоев Х.Г. в межевые планы на земельные участки с кадастровыми номерами № и № в нарушение закона не включил копии проекта либо выкопировки из графической части проекта землеустройства, не использовал данные документы при межевании земельного участка, несмотря на то, что земельный участок формировался из общедолевого земельного участка СПК «Колос».
Согласно пояснительной записке к проекту землеустройства (перераспределения земель) совхоза им. Калинина Кимрского района Тверской области общее собрание трудового коллектива, состоявшееся 11 декабря 1992 года, утвердило список лиц, обладающих правом на земельный пай в количестве 848 человек. Все члены трудового коллектива приняли решение образовать акционерное общество с коллективно-долевой формой собственности, с новым названием «Колос». Земельный массив, передаваемый акционерному обществу, согласован с комиссией по реорганизации хозяйства и включает в себя 7091 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 4581 га пашни, 1292 га сенокосов и 1218 га пастбищ. Земли, передаваемые в собственность акционерному обществу, представлены одним массивом. Часть земель (леса, кустарники, болота, дороги и т.д.) в установленных границах собственности акционерного общества на площади 6554 га передаются в постоянное (бессрочное) пользование, а все оставшиеся земли государственной собственности составляют фонд перераспределения. Согласно распоряжению администрации <адрес> от 27 ноября 2006 года № земли согласно приложению №, расположенные на территории Кимрского района Тверской области в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства, из категории земель сельскохозяйственного назначения переведены в категорию земель - земли лесного фонда, в том числе СПК «Колос» площадью 4446 га.
Кадастровым инженером не учтен проект землеустройства, его текстовая и графическая части, поскольку фактически выдел спорных земельных участков произведен не из земель, переданных в коллективно-долевую собственность, а отнесенных к лесам. Кроме того, выдел земельного участка произведен не в соответствии с публикацией в газете «<данные изъяты>» № (1946) 8-14 февраля 2013 года в районе <адрес>. Фактически территориально ближе к выделенным земельным участкам расположены д. <данные изъяты> (№) и д. <данные изъяты> (№).
Выделение земельных участков в счет земельной доли из земель, находящихся в лесном фонде, последующее совершение сделок по отчуждению данных участков нарушает право собственности Российской Федерации. В результате совершения ничтожных сделок по отчуждению земельных участков Российская Федерация лишилась участка лесного фонда, поскольку в границах данного участка был образован земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли с нарушением действующего федерального законодательства.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор просил суд признать незаконным выделение Измайловой Т.М. земельных участков с кадастровым номером № в счет земельной доли; признать незаконными результаты межевания в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, произведенные кадастровым инженером Давроншоевым Т.Х.; признать недействительными (ничтожными) договоры купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами № от 02 сентября 2014 года, заключенные между Измайловой Т.М. и Буллих В.А.; признать отсутствующим право собственности Буллих В.А. на земельные участки с кадастровыми номерами №, что является основанием для снятия указанных участков с кадастрового учета, прекращения права собственности Буллих В.А. и Измайловой Т.М. на них, исключении записей о правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сельскохозяйственный производственный кооператив «Колос».
В судебном заседании прокурор Муравьева С.М. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Буллих В.А. - Буллих Е.П. исковые требования не признала, считая, что земельные участки приобретены Буллих В.А. у законного владельца. Спор о границах земельных участков не заявлен. Достоверных доказательств нарушения границ участка лесного фонда, находящегося в ведении Кашинского лесничества, прокурором не представлено. Согласно письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 02 ноября 2015 года № в состав земельных участков с кадастровыми номерами № входят сельскохозяйственные угодья, пашня. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Тверской и Псковским областям вынесла предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, согласно которому Буллих В.А. взял на себя в мае 2016 года обязательства по выполнению мероприятий по защите земельного участка от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью. Кроме того, заявление прокурора о признании незаконными действий кадастрового инженера подлежит оставлению без рассмотрения (ч. 3 ст. 222 Гражданского процессуального кодекса РФ), так как прокурором подано заявление в интересах лица, чьи права он не уполномочен защищать, не выполнены требования закона к содержанию заявления, либо в удовлетворении требований должно быть отказано в связи с пропуском срока для обращения в суд (ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного казенного учреждения «Кашинское лесничество Тверской области» и Министерства лесного хозяйства Тверской области Теплухин А.А. просил исковые требования удовлетворить. Пояснил, что согласно распоряжению Губернатора Тверской области от 27 ноября 2006 года №-ра земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 69853 га, расположенные на территории Кимрского района Тверской области, в том числе земли СПК «Колос», площадью 4446 га, переведены в земли лесного фонда. При этом из указанного распоряжения следует, что переводу подлежали земли сельскохозяйственного назначения под лесами в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства. Лесной участок с кадастровым номером № учтен в государственном лесном фонде и имеет следующее местоположение: Кимрское участковое лесничество (по материалам лесоустройства СПК «Колос») квартал 1 выдел 11, 12, 13. Лесной участок, явившийся предметом спора, с кадастровым номером №, сформирован из земель лесного фонда Кимрского отдела лесного хозяйства, Никулинского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Кимрское лесничество), квартал 29, выдел 2, нерестоохранные полосы лесов. Спорные земельные участки находятся в фактическом владении истца, то есть Российской Федерации, и уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации в силу ст. 83 Лесного кодекса РФ осуществляют в отношении них переданные государственные полномочия.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, кадастровый инженер ООО «Райзем» Бонюшкина А.Ю. полагала исковые требования обоснованными с учетом заключения эксперта по делу. Пояснила, что выполняла кадастровые работы по формированию земельных участков в квартале № Никулинского участкового лесничества, в ходе которых был установлен факт наложения формируемого земельного участка, в том числе, на земельный участок с кадастровым номером №, который целиком расположен на землях лесного фонда.
Представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, ответчики Буллих В.А., Измайлова Т.М., Давроншоев Т.Х., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Тверской области, ООО «Олимпия», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, кадастровый инженер Философова О.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Из представленного суду письменного отзыва ответчика Давроншоева Т.Х. следует, что выдел земельных участков с кадастровыми номерами № произведен из земель общей долевой собственности с кадастровым номером № СПК «Колос». Нарушений порядка извещения о согласовании выделяемых земельных участков, порядка ознакомления с проектами межевания, предусмотренных ст. ст. 13 и 13.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не допускалось. Установленный законом порядок постановки земельных участков на государственный кадастровый учет полностью соблюден.
Согласно письменного отзыва представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № имеет статус сведений «учтенный», дата постановки на кадастровый учет 18 сентября 2013 года. Земельный участок относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства», площадь указанного земельного участка составляет 23000 кв.м. 18 сентября 2013 года органом кадастрового учета было принято решение № о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>», имеет статус сведений «учтенный», дата постановки на кадастровый учет 20 декабря 2013 года. Земельный участок относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства», площадь указанного земельного участка составляет 10000 кв.м. 20 декабря 2013 года органом кадастрового учета было принято решение о постановке на кадастровый учет объекта. Спорные земельные участки образованы путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером №.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ответчик Буллих В.А. просит отменить указанное решение суда как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, прекратить производство по делу.
Полагает, что заявленные прокурором требования не подлежали рассмотрению в рамках одного искового производства, так как действия кадастрового инженера обжалуются по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. Трехмесячный срок для обжалования указанных действий, совершенных в 2013 году, прокурором пропущен без уважительных причин, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области по заявленным прокурором исковым требованиям не может быть материальным истцом из-за отсутствия у него полномочий по контролю за оборотом земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, и земель лесного фонда. Земли СПК «Колос» не являются государственной собственностью, в связи с чем иск не мог быть заявлен прокурором и в интересах Российской Федерации.
Кроме того, споры о границах земельных участков уполномочены разрешать лица, имеющие права на пай, собственники приватизированных земель СПК «Колос», а также собственники (пользователи) земель лесного фонда Тверской области (Российская Федерация, Тверская область, муниципальное образование). Защищать права этих лиц прокурор может только в случаях, когда они самостоятельно не могут этого сделать. В данном случае все лица, участвующие в деле, имеют возможность защиты своих прав и не лишены возможности самостоятельно их реализовать.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах муниципального округа, отнесена к вопросам местного значения соответственного поселения (п. 19 ч. 1 ст. 14). Суду следовало это учесть и привлечь к участию в деле соответствующий орган местного самоуправления.
Прокурор предъявил иск в интересах ненадлежащего материального истца и сам при этом не мог быть процессуальным истцом.
В исковом заявлении прокурор не указал, какое решение и какого органа о выделе доли земельного участка является незаконным, чьи права и законные интересы оно нарушает, какое требование закона нарушено.
Суду не были представлены материалы лесоустройства, сведения ГКН и ЕГРП в отношении спорных земельных участков, которые характеризовали бы их как лесные и находящиеся в федеральной собственности.
Оспариваемые прокурором договоры купли-продажи могут быть признаны недействительными только по основаниям, предусмотренным ст. ст. 166-181 Гражданского кодекса РФ. Таких оснований прокурор не указал.
Спор о границах земельных участков материальным истцом и третьими лицами в данном деле не заявлен. Достоверных доказательств о границах участка лесного фонда, находящегося в ведении Кашинского лесничества, суду прокурором не представлено.
Сослался на то, что судом не был исследован картографический материал земель, находящихся в коллективно-долевой собственности и переданных СПК «Колос» в лесной фонд, а воспользовался только картографическими материалами, представленными лесничеством, тем самым нарушая право Измайловой и её наследодателя на получение земельной доли.
Полагает, что регистрация права собственности РФ на лесные участки нарушает нормы гражданского и земельного законодательства о порядке прекращения права долевой собственности на земельные участки. Земельные участки, принадлежащие членам трудового коллектива СПК «Колос» с 1992 года, не могли быть переданы во исполнение распоряжения Губернатора от 27 ноября 2006 года № в земли лесного фонда, так как не являлись собственностью сельскохозяйственной организации, а находились в коллективно-долевой собственности членов СПК «Колос».
Таким образом, выводы суда о нарушении лесного законодательства в данном случае не входят в предмет доказывания по делу, так как возбуждать спор о праве надлежащие истцы могли лишь при достоверном выявлении пересечения границ учтенных в ГКН участков лесного фонда и земель сельхозназначения.
От Кимрской межрайонной прокуратуры поступили возражения, содержащие просьбу об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Буллих В.А. по доверенности Буллих Е.П. поддержала доводы апелляционной жалобы.Прокурор Голодкова А.А., представитель третьего лица Кашинского лесничества Тверской области и Министерства лесного хозяйства Тверской области по доверенности Теплухин А.А. возражали против доводов апелляционной жалобы.
Прочие лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились. В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, не является препятствием к разбирательству дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав позицию явившихся в судебное заседание представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения не усматривает.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подп. 1) и земли лесного фонда (подп. 5).
Пунктом 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством (п. 6 ст. 101 Земельного кодекса РФ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ находятся в федеральной собственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (ст. 7 Лесного кодекса РФ).
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ч. 2 ст. 69 Лесного кодекса РФ).
В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или, муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Статьей 4.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признаётся юридически действительным.
В силу ст. 4.4 Вводного закона, если до 01 января 2015 года государственный кадастровый учёт лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Судом установлено, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит участок лесного фонда для ведения лесного хозяйства, расположенный на землях лесного фонда площадью 37608 га по адресу: <адрес>, кадастровый №; лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 358 га, адрес объекта: <адрес>), участок Г1, с условным номером №, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01 октября 2003 года и 27 июня 2008 года сделаны соответствующие записи о регистрации прав. К свидетельствам о регистрации прав от 01 октября 2003 года и от 27 июня 2008 года прилагаются план лесного участка, описание земельных участков. Регистрация права собственности Российской Федерации на вышеназванные лесные участки осуществлена без проведения межевания.
Измайловой Т.М. на праве собственности принадлежала 1/943 доля земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 10 апреля 2012 года.
Приватизация земель совхоза «Им. Калинина» Кимрского района Тверской области проводилась на основании Земельного кодекса РСФСР, Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года № «О земельной реформе».
Согласно проекту землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Им. Калинина» <адрес> общее собрание трудового коллектива, состоявшееся 11 декабря 1992 года, утвердило список лиц, обладающих правом на земельный пай в количестве 848 человек. Все члены трудового коллектива приняли решение образовать акционерное общество с коллективно-долевой формой собственности с новым названием «Колос». Земельный массив, передаваемый акционерному обществу, согласован с комиссией по реорганизации хозяйства, на 01 января 1993 года составлял 13645 га и включал в себя: земли, передаваемые в собственность, площадью 7091 га, в том числе 4581 га пашни, 1292 га сенокосов и 1218 га пастбищ; земли, передаваемые в бессрочное пользование, площадью 6554 га.
В соответствии с государственным актом № №, выданным на основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, АОЗТ «Колос» <адрес> предоставляется 13663 гектара земли, из них: в коллективно-долевую собственность - 7091 га, в бессрочное (постоянное) пользование - 6572 га для ведения сельского хозяйства.
Согласно распоряжению Губернатора Тверской области от 27 ноября 2006 года №-ра земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 69853 га, расположенные на территории Кимрского района Тверской области, в том числе земли СПК «Колос» площадью 4446 га, переведены в земли лесного фонда. При этом из указанного распоряжения следует, что переводу подлежали земли сельскохозяйственного назначения под лесами в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счёт своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В случае, если решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счёт земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счёт земельной доли или земельных долей (п. 4 ст. 13 этого же Федерального закона).
В статье 13.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей земельного участка. Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации. Кадастровые работы в отношении выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей земельного участка выполняются в соответствии с утверждённым проектом межевания земельного участка или земельных участков, содержащим сведения о его размере и местоположении его границ.
При выделе Измайловой Т.М. земельных участков в счет земельной доли в размере 1/943 из общедолевой собственности СПК «Колос» в материалы межевого плана земельного участка с кадастровым номером №, подготовленного кадастровым инженером Давроншоевым Т.Х., приобщена публикация в газете «<данные изъяты>» от 22 марта 2013 года №, из текста которой невозможно определить, из каких угодий производится выдел в счет земельной доли. Согласно межевому плану земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером № СПК «Колос».
В материалах межевого плана земельного участка с кадастровым номером №, подготовленного кадастровым инженером Давроншоевым Т.Х., имеется копия публикации в газете «<данные изъяты>» № (1946) 8-14 февраля 2013 года, в которой указано, что местоположение образуемого земельного участка - <адрес>. При этом контуры полей, вид сельскохозяйственных угодий согласно проекту землеустройства, из которых производится выдел земельных участков, не указаны. Согласно межевому плану земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером № СПК «Колос».
На основании решений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 18 сентября 2013 года и 20 декабря 2013 года земельные участки с кадастровыми номерами № поставлены на кадастровый учёт как земельные участки, выделенные в счёт земельной доли из общедолевой собственности СПК «Колос» Центрального сельского поселения Кимрского района Тверской области согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В дальнейшем на основании договоров купли-продажи от 02 сентября 2014 года Измайлова Т.М. продала Буллих В.А. доли в праве общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью 23000 кв.м и 10000 кв.м соответственно, находящиеся по адресу: <адрес>».
Переход права собственности на вышеуказанные земельные участки от Измайловой Т.М. к Буллих В.А. был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно информации руководителя ГКУ «Кашинское лесничество Тверской области» от 15 сентября 2014 года № при формировании участка лесного фонда специалистами Кимрского отдела лесного хозяйства ГКУ «Кашинское лесничество Тверской области» и кадастровым инженером ООО «Райзем» была выявлена незаконная постановка земель лесного фонда - квартал 29 выдел 2 Никулинского участкового лесничества как земли сельскохозяйственного назначения (кадастровые номера №). Также согласно информации руководителя ГКУ «Кашинское лесничество Тверской области» от 12 мая 2015 года № из публичной кадастровой карты на Интернет-сайте Росреестра специалистами ГКУ «Кашинское лесничество Тверской области» было обнаружено, что участок лесного фонда, расположенный в Кимрском участковом лесничестве - квартал 1, выдел 11, 12, 13 площадью 2,3 га был поставлен на кадастровый учет под номером № кадастровым инженером Давроншоевым Т.Х. как земли сельскохозяйственного назначения.
По сообщению начальника Кимрского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 08 февраля 2016 года согласно внутрихозяйственной оценке земель совхоза «им. Калинина» от 1991 года в состав земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных в Центральном сельском поселении Кимрского района Тверской области, входят земли лесного фонда, сельскохозяйственные угодья не входят.
Согласно со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Таким образом, располагая сведениями о формировании земельных участков сельскохозяйственного назначения на землях лесного фонда, Кимрский межрайонный прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском в интересах собственника лесных участков - Российской Федерации – в лице уполномоченных государственных органов субъектов Российской Федерации (ст. 83 Лесного кодекса РФ).
Заключением эксперта № № от 15 апреля 2016 года, выполненным в рамках проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы, подтверждено, что исследуемые земельные участки с кадастровыми номерами № согласно материалам межевания были сформированы из земельного участка с кадастровым номером № (земель общей долевой собственности). Границы земель общей долевой собственности возможно определить по проекту землеустройства (перераспределения земель) совхоза «им. Калинина», они представляют из себя сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища) с отмеченным номером угодья, площадью каждого угодья (на графической части проекта) и бальностью угодья (в текстовой части проекта), а также по карте внутрихозяйственной оценки земель. Согласно текстовой и графической частей проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза «им. Калинина» земельные участки с кадастровыми номерами №, исходя из координат поворотных точек, формировались не из земель общедолевой собственности (приложение, схемы 1, 3). Согласно карте внутрихозяйственной оценки земель совхоза «им. Калинина» (инвентарный № от 1991 года) земельные участки с кадастровыми номерами № также формировались не из земель общедолевой собственности (приложение, схемы 2, 4). Определить наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами № на земли лесного фонда согласно имеющихся в гражданском деле лесоустроительных и землеустроительных документов возможно. Границы земельных участков с кадастровыми номерами № полностью накладываются на границы лесного участка (приложение, схемы 5, 6), соответственно, исследуемые земельные участки полностью находятся на территории лесного фонда Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером № находится в квартале № выделы 11, 12, 13, что подтверждается местонахождением земельного участка по координатам на лесном планшете (приложение, схема 5). Земельный участок с кадастровым номером № находится в квартале № выдел 2, что подтверждается местонахождением земельного участка по координатам на лесном планшете (приложение, схема 6).
Удовлетворяя исковые требования прокурора о признании незаконным выдела в счет земельной доли, признании незаконными результатов межевания в отношении земельных участков, признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков и отсутствующим права собственности гражданина на земельные участки, суд исходил из того, что выделение земельных участков с кадастровыми номерами № в счет земельной доли Измайловой Т.М. из земель, находящихся в лесном фонде, и совершение в дальнейшем сделок между Измайловой Т.М. и Буллих В.А. по отчуждению этих земельных участков нарушает право собственности Российской Федерации.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельствах и действующем правовом регулировании спорных правоотношений.
Представленное суду экспертное заключение, подтверждающее факт выдела спорных земельных участков на землях лесного фонда, составлено лицом, обладающим специальными познаниями в области проведенного исследования (имеет необходимую квалификацию кадастрового инженера, высшее образование по специальности «Геоэкология», стаж работы по специальности 14 лет и стаж экспертной деятельности 6 лет), отвечает требованиям закона, в связи с чем выводы эксперта ФИО19. правомерно положены в основу постановленного решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Довод апеллянта о том, что суд не располагал достаточным картографическим материалом в отношении земельных участков, выделенных в счет земельной доли, не может быть принят во внимание, поскольку эксперт о недостаточности исходных данных для определения наличия наложения земельных участков суду не сообщил; провел экспертизу по представленным материалам, которые счел достаточными для выводов по поставленным судом вопросам. Выводы эксперта стороной ответчика не оспорены.
Как верно указано судом, восстановление положения, существовавшего до нарушения прав, и пресечение действий, нарушающих право, является одним из способов защиты прав согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда, при этом разрешительных документов, дающих право на изъятие земель лесного фонда и перевод их в земли иных категорий в установленном законом порядке не представлено; при проведении межевания этих земельных участков проект перераспределения земель совхоза «Им. Калинина» кадастровым инженером не использовался, суд правомерно удовлетворил требования прокурора о признании незаконными выделения Измайловой Т.М. земельных участков с кадастровыми номерами № в счёт земельной доли, а также результатов межевания данных земельных участков, произведенного кадастровым инженером Давроншоевым Т.Х.
В связи с тем, что ответчики Измайлова Т.М. и Буллих В.А. собственниками спорных земельных участков стали в нарушение закона, право распоряжения данными земельными участками, относящимися по факту к лесному фонду, принадлежит Российской Федерации в лице уполномоченных органов, сделки с такими объектами недвижимости, заключенные между Измайловой Т.М. и Буллих В.А. - договоры купли-продажи (купчая) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от 02 сентября 2014 года, зарегистрированные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06 ноября 2014 года за №, № - правомерно признаны судом недействительными (ничтожными) как несоответствующие требованиям закона (п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ).
Принимая во внимание п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд также правомерно признал отсутствующим право собственности ответчика Буллих В.А. на спорные земельные участки, так как право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, и указал, что решение суда является основанием для снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами №, а также основанием для прекращения права собственности Измайловой Т.М. и Буллих В.А. на данные земельные участки.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, прокурором избран надлежащий способ защиты права.
Принимая во внимание, что в данном случае прокурором был заявлен спор о праве на объекты недвижимости, оснований для проверки законности действий кадастрового инженера в рамках публичного судопроизводства, а следовательно, и для применения трехмесячного срока обжалования этих действий, у суда первой инстанции не имелось, исходя из характера спорных правоотношений.
Кроме того, на момент предъявления прокурором исковых требований подраздел III Гражданского процессуального кодекса РФ, регулирующий порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в том числе глава 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, утратил силу в связи с введением в действие с 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства РФ.
В условиях полного наложения земельных участков с кадастровыми номерами № на земли лесного фонда оснований для установления границ земельных участков спорящих сторон у суда не имелось.
Вопреки позиции апеллянта, процессуальный и материальный истцы по делу являются надлежащими, учитывая, что иск прокурором заявлен в интересах Российской Федерации. При этом от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти, уполномоченные Российской Федерацией, в рамках их компетенции.
Контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года № 432, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 Положения), в данном случае - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Тверской области.
В рассматриваемом случае имеет место незаконное формирование земельных участков сельскохозяйственного назначения на землях лесного фонда, после издания распоряжения от 27 ноября 2006 года №, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы, права и законные интересы собственников приватизированных земель СПК «Колос», которые выделили свои земельные участи из земель общедолевой собственности в границах проекта перераспределения земель совхоза «Им. Калинина», не нарушены.
Круг лиц, участвующих в деле, определен судом первой инстанции верно.
Доводы жалобы о том, что права Российской Федерации на соответствующий земельный участок не подтверждены, достоверные доказательства о границах участка лесного фонда отсутствуют, являются необоснованными.
Правовое регулирование учета лесных участков в составе земель лесного фонда имеет определенные особенности, установленные Федеральным законом от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В частности, пунктом 3 ст. 4.1 Вводного закона предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу ч. 6 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Применительно к настоящему делу, право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки и их местонахождение подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из государственного лесного реестра, материалами лесоустройства, в том числе планами и описаниями лесных участков, таксационным описанием, координатами на лесных планшетах.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, занятой ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана мотивированная оценка; указанные доводы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального закона соблюдены и правильно применены, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кимрского городского суда Тверской области от 23 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Буллих В.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи