НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 21.01.2021 № 2-988/20

Дело № 2-988/2020 судья Степанова Е.А. 2021 год

(№ 33-261/2021)А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 января 2021 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Климовой К.В. и Комаровой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Худайбердиевым А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Пойменовой С.Н.

дело по апелляционной жалобе Мещенко З.Ф.

на решение Центрального районного суда г. Твери от 07 октября 2020 г., которым постановлено:

«Исковые требования Мещенко З.Ф. к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет среднедневного заработка истца, включив в него сумму материальной помощи, выплаченную в апреле 2019 года, сумму единовременной выплаты к отпуску, выплаченную в апреле 2019, сумму материальной помощи, выплаченную в июне 2019 года, взыскать с ответчика в пользу истца материальную помощь за 2020 год в размере двух среднемесячных сумм денежного содержания в размере ***** рубль ** копеек, с учетом удержания подоходного налога в сумме ***** рублей ** копеек, взыскать с ответчика в пользу истца единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за 2020 год в сумме ***** рублей ** копеек с учетом удержания подоходного налога в сумме ***** рублей ** копеек, взыскать с ответчика в пользу истца пособие на период трудоустройства при сокращении штата за первый месяц, исчисленное как разница между средним заработком на период трудоустройства, выплаченным истцу при увольнении в размере ***** рубля ** копеек за первый месяц и суммой причитающегося пособия, исчисленного из среднего заработка, определенного в соответствии с требованием, указанным в пункте 1, взыскать с ответчика в пользу истца недоплату выходного пособия на период трудоустройства за второй и третий месяцы за второй месяц с 21.02.2020 по 20.03.2020 в размере ***** рублей ** копеек, за третий месяц с 21.03.2020 по 20.04.2020 в размере ***** рублей ** копеек, взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за каждый день задержки выплат с 21.01.2020 по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей оставить без удовлетворения».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Мещенко З.Ф. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ) к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее – Департамент, работодатель, ответчик) о возложении обязанности произвести перерасчет среднедневного заработка, взыскании задолженности по выходному пособию в размере ***** руб. ** коп. и пособию на период трудоустройства за второй и третий месяцы после увольнения в размере соответственно ***** руб. ** коп. и ***** руб. ** коп., материальной помощи за 2020 г. в размере ***** руб. ** коп. и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за 2020 г. в размере ***** руб. ** коп., денежной компенсации на основании статьи 236 Трудового кодекса РФ, морального вреда в размере 50000 руб. Свои требования мотивирует тем, что с 05 января 2004 г. по 20 января 2020 г. она состояла на муниципальной службе города Твери и замещала должность <данные изъяты> в Департаменте управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери. 09 января 2020 г. на имя начальника Департамента ею было подано заявление о предоставлении отпуска на три дня - на 16, 17, 18 января 2020 г., в котором она также просила оказать ей материальную помощь в размере двух среднемесячных сумм денежного содержания и выплатить единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Ее заявление работодателем было проигнорировано, отпуск предоставлен не был, материальная помощь не оказана, единовременная выплата при предоставлении отпуска не выплачена. 20 января 2020 г. она была уволена на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. В день увольнения ответчик не в полном объеме произвел выплату выходного пособия, а в дальнейшем и пособия за второй и третий месяцы после увольнения, поскольку при расчете среднего дневного заработка ответчик необоснованно не учел материальную помощь и единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплаченные ей в 2019 г., которые входят в денежное содержание муниципального служащего и не являются выплатами социального характера. Указанными действиями ответчика ей причинен моральный вред.

Определением суда от 12 мая 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Твери.

Определением суда от 31 августа 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов администрации города Твери.

В судебном заседании истец ФИО2 поддержала заявленные исковые требования.

Представители ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери ФИО3 и ФИО4, также представляющая интересы третьих лиц администрации города Твери и Департамента финансов администрации города Твери, возражали по заявленным требованиям.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие оплату труда муниципальных служащих города Твери, согласно которым в состав денежного содержания муниципального служащего входят материальная помощь и единовременная выплата к отпуску. Вопреки выводам суда указанные выплаты не являются выплатами социального характера. Суд не учел, что в справке 2-НДФЛ за 2019 г. единовременная выплата к отпуску, выплаченная ей в апреле 2019 г., указана под кодом 2000 «Заработная плата»; материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, которые облагаются подоходным налогом, учитываются при расчете размера муниципальной пенсии за выслугу лет, что означает, что указанные выплаты входят в систему оплаты труда муниципального служащего и должны учитываться при исчислении среднедневного заработка. Вопреки выводам суда, состав денежного содержания муниципального служащего и система оплаты труда не являются тождественными понятиями. Оснований для отказа в выплате материальной помощи за 2020 г. и единовременной выплаты к отпуску за 2020 г., вопреки выводам суда, у работодателя не имелось, поскольку основанием для их выплаты является письменное заявление муниципального служащего, которое было ею представлено работодателю.

В заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО2 и представитель третьего лица Департамента финансов администрации города Твери, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Истец просила дело рассмотреть в ее отсутствие, представитель третьего лица о причинах неявки суд не уведомил. При таких обстоятельствах судебная коллегия, с учетом положений статей 113-117, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери ФИО3 и представителя третьего лица администрации города Твери ФИО4, возражавших по доводам жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ФИО2 с 05 января 2004 г. состояла на муниципальной службе органов исполнительной власти города Твери, замещая с 24 апреля 2015 г. должность <данные изъяты> Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.

По условиям заключенного между Департаментом (работодатель) и ФИО2 (работник) трудового договора от 05 января 2004 г. № 2/14, с учетом дополнительных соглашений к указанному трудовому договору, работодатель обязан обеспечивать денежное содержание, в том числе выплачивать: - должностной оклад - ***** руб.; - надбавку к должностному окладу за квалификационный разряд; - надбавку к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (за сложность, напряженность, специальный режим работы);- надбавку к должностному окладу за выслугу лет (в зависимости от стажа муниципальной службы); - надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (согласно оформленному допуску);- премии, другие компенсационные выплаты, оказывать материальную помощь.

Приказом (распоряжением) начальника Департамента от 26 декабря 2019 г. № 137-к ФИО2 20 января 2020 г. уволена с занимаемой должности на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением численности работников организации).

При увольнении ответчик произвел истцу выплату, в частности, выходного пособия за период с 21 января 2020 г. по 20 февраля 2020 г. в размере ***** руб. ** коп.

Также из материалов дела следует, что ответчик произвел истцу выплату пособия (сохраняемого среднего заработка) за второй месяц после увольнения за период с 21 февраля 2020 г. по 20 марта 2020 г. в размере ***** руб. ** коп., и за третий месяц после увольнения за период с 21 марта 2020 г. по 20 апреля 2020 г. в размере ***** руб. ** коп.

При расчете среднего денежного содержания для выплаты выходного пособия и пособий на период трудоустройства за второй и третий месяцы после увольнения ответчиком не учитывались материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, начисленные и выплаченные ФИО2 в 2019 г.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе трудовым договором от 05 января 2004 г. № 2/14 и дополнительными соглашениями к трудовому договору, приказом от 26 декабря 2019 г. № 137-к об увольнении, справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2019 г. от 20 января 2020 г., расчетными листками за период с января 2019 г. по январь 2020 г., справками работодателя о расчете среднедневного заработка для определения суммы пособия на период трудоустройства при сокращении штата за первый, второй и третий месяцы.

Разрешая спор и отказывая ФИО2 в исковых требованиях о возложении обязанности произвести перерасчет среднедневного заработка, взыскании задолженности по выходному пособию и пособию на период трудоустройства за второй и третий месяцы после увольнения, суд первой инстанции исходил из того, что материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, начисленные и выплаченные истцу в 2019 г., обоснованно не были включены ответчиком в расчет среднего дневного заработка для определения суммы выходного пособия и пособия на период трудоустройства за второй и третий месяцы после увольнения, поскольку указанные выплаты относятся к социальным выплатам, не учитываются в составе денежного содержания муниципального служащего Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.

Статьей 42 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно статье 22 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 6 Закона Тверской области от 09 ноября 2007 г. № 121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Решением Тверской городской Думы от 07 октября 1996 г. № 103 принято Положение о муниципальной службе в городе Твери, определяющее и регулирующее на основе законодательства Российской Федерации, Тверской области и Устава города Твери, основы правового положения муниципальных служащих города Твери.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Положения о муниципальной службе в городе Твери оплата труда муниципального служащего и лица, замещающего муниципальную должность города Твери, производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы или муниципальной должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К ежемесячным и иным дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу муниципального служащего за классный чин; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; 8) материальная помощь; 9) иные выплаты, предусмотренные законодательством.

Денежное содержание выплачивается за счет средств бюджета города Твери.

Пунктом 7 статьи 12 Положения о муниципальной службе в городе Твери установлено, что материальная помощь муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности города Твери, выплачивается в размере двух среднемесячных сумм денежного содержания соответственно муниципального служащего и лица, замещающего муниципальную должность города Твери, в год, из них одно денежное содержание может выплачиваться муниципальному служащему и лицу, замещающему муниципальную должность города Твери, при предоставлении очередного отпуска.

Согласно пункту 7 статьи 13 Положения о муниципальной службе в городе Твери, при предоставлении муниципальному служащему и лицу, замещающему муниципальную должность города Твери, ежегодно оплачиваемого отпуска по заявлению соответственно муниципального служащего и лица, замещающего муниципальную должность города Твери, помимо материальной помощи к отпуску, один раз в календарный год производится единовременная выплата, исходя из замещаемой должности муниципальной службы или муниципальной должности на дату подачи соответствующего заявления, в размере денежного содержания.

Пунктом 7.1 статьи 13 Положения о муниципальной службе в городе Твери установлено, что при исчислении денежного содержания на период нахождения муниципального служащего и лица, замещающего муниципальную должность города Твери, в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Приказом Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 28 октября 2013 г. № 65-к/у утверждено Положение о выплате денежного содержания работникам Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.

Согласно пункту 1.2 указанного Положения, оплата труда муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности города Твери, производится в виде денежного содержания, которое состоит из: - должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы или муниципальной должностью; - ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин; - ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы; - ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; - ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; - ежемесячного денежного поощрения.

Также муниципальным служащим Департамента выплачиваются: - единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; - материальная помощь; - премии за выполнение особо важных и сложных заданий; - иные выплаты, предусмотренные законодательством РФ и нормативно правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктом 7.4 Положения о выплате денежного содержания работникам Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери установлено, что в соответствии с решением Тверской Городской Думы от 07 октября 1996 г. № 103 «О Положении о муниципальной службе в г. Твери» материальная помощь муниципальным служащим Департамента выплачивается в размере двух среднемесячных сумм денежного содержания муниципального служащего в год, из них одно денежное содержание, как правило, выплачивается муниципальному служащему при предоставлении очередного отпуска.

Пунктами 7.5 и 7.5.1 Положения о выплате денежного содержания работникам Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери установлено, что в соответствии с решением Тверской Городской Думы от 07 октября 1996 г. № 103 «О Положении о муниципальной службе в г. Твери» при предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска (части данного отпуска, вне зависимости от его продолжительности) по заявлению муниципального служащего, помимо материальной помощи к отпуску, один раз в календарный год производится единовременная выплата в размере денежного содержания, исходя из замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы на дату подачи соответствующего заявления.

При исчислении денежного содержания на период нахождения муниципального служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Фонд оплаты труда департамента формируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных департаменту в бюджете города Твери на соответствующий финансовый год, исходя из утвержденного штатного расписания, условий оплаты труда и установленных должностных окладов (ставок) в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.1 Положения).

Из буквального толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи следует, что единовременная выплата при предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь не входят в состав денежного содержания, не относятся к выплатам стимулирующего характера, являются дополнительными выплатами, их выплата и размеры не связаны с выполнением муниципальным служащим функциональных обязанностей, в частности, не предусмотрена их выплата пропорционально отработанному времени, для их выплаты необходимо соблюдение ряда условий.

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска является материальной поддержкой при уходе муниципального служащего в ежегодный оплачиваемый отпуск; для ее выплаты необходимо предоставление муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска (части данного отпуска, вне зависимости от его продолжительности) и заявление муниципального служащего на ее выплату; ее размер устанавливается на момент подачи муниципальным служащим заявления о ее выплате и не зависит от соблюдения муниципальным служащим трудовой дисциплины и от фактически отработанного им времени, то есть ее размер не связан с выполнением муниципальным служащим трудовых функций.

Материальная помощь также является материальной поддержкой муниципального служащего, отработавшего полный календарный год; ее размер рассчитывается исходя из средних месячных сумм денежного содержания в год и не зависит от соблюдения муниципальным служащим трудовой дисциплины и от фактически отработанного им времени, то есть ее размер не связан с выполнением муниципальным служащим трудовых функций; выплата материальной помощи производится один раз в течение календарного года, но по усмотрению работодателя одна среднемесячная сумма денежного содержания может быть выплачена при предоставлении муниципальному служащему очередного отпуска при наличии заявления о выплате материальной помощи. Материальная помощь в размере 1/12 из фактически начисленных выплат за 12 месяцев, предшествующих дню ухода в отпуск, учитывается только при исчислении денежного содержания на период нахождения муниципального служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, иных исключений не предусмотрено.

С учетом изложенного единовременная выплата при предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь носят социальный характер, не связаны с выполнением муниципальным служащим трудовой функции и их выплата направлена на социальную поддержку муниципального служащего при наступлении определенного события (предоставление очередного отпуска, окончание календарного года).

Согласно части 1 статьи 178 Трудового кодекса РФ (в редакции, действующей на момент увольнения истца) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части 1 статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Исчисление среднего денежного содержания муниципального служащего и лица, замещающего муниципальную должность города Твери, учитываемого при определении выходного пособия, сохраняемого среднего заработка (статья 178 Трудового кодекса РФ) производится по правилам, установленным статьей 139 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, поскольку законом Тверской области, а также муниципальными правовыми актами, локальными актами работодателя не урегулирован порядок исчисления денежного содержания для случаев увольнения с муниципальной службы в связи с сокращением должностей муниципальной службы.

В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Согласно пункту 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Данный пункт также содержит перечень таких выплат.

В силу пункта 3 указанного Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие), то есть те, которые не соответствуют понятию «заработная плата» согласно статье 129 Трудового кодекса РФ.

Из смысла приведенной нормы следует, что в расчет среднего заработка не могут быть включены социальные выплаты, производимые пусть и в рамках трудовых отношений, но не за работу.

Поскольку материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальным правовым актом и локальным правовым актом работодателя отнесены к социальным выплатам, и они не связаны с выполнением муниципальным служащим своих служебных обязанностей, то есть не являются вознаграждением за труд, то выводы суда первой инстанции о том, что Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери обоснованно не учитывал указанные выплаты в составе денежного содержания истца при исчислении среднего денежного содержания для расчета выходного пособия, являются верными.

Доводы ФИО2 о том, что материальная помощь и единовременная выплата к отпуску входят в состав оплаты труда муниципального служащего, облагаются подоходным налогом, в справке 2-НДФЛ за 2019 г. единовременная выплата к отпуску указана под кодом 2000 «заработная плата», и, следовательно, они должны быть включены при расчете размера выходного пособия в базу для исчисления среднего денежного содержания, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание. Несмотря на то, что указанные выплаты входят в систему оплаты труда муниципального служащего, они определены как дополнительные выплаты, не связаны с исполнением муниципальным служащим своих функциональных обязанностей и их результатами, то есть носят социальный характер. Единовременная выплата к отпуску является доходом муниципального служащего, который с учетом положений статьи 217 Налогового кодекса РФ не освобождается от налогообложения. В силу абзаца 4 пункта 28 статьи 217 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения доходы, не превышающие 4000 руб., если они выплачены в виде материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам. Начисление в установленном законом порядке и размере налога на выплаченные истцу в 2019 г. единовременную выплату к отпуску и материальную помощь не изменяют экономической природы указанных выплат и не делает их вознаграждением за труд.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим города Твери и лицам, замещавшим муниципальные должности города Твери, являющийся приложением № 4 к Положению о муниципальной службе в городе Твери, который в том числе регулирует порядок определения среднемесячного денежного содержания, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, не может быть применен при исчислении среднего денежного содержания муниципального служащего для определения размера пособия на период трудоустройства при сокращении штата.

Рассматривая дело, суд в решении необоснованно сослался на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2019 г. № 34-П «По делу о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки ФИО1». Вместе с тем, названное обстоятельство отмену судебного решения в части отказа ФИО2 в исковых требованиях о возложении обязанности произвести перерасчет среднедневного заработка и взыскании задолженности по выходному пособию и пособию на период трудоустройства за второй и третий месяцы после увольнения в связи с неверным расчетом среднедневного заработка, повлечь не может, поскольку спор судом по существу разрешен правильно.

С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в указанной части по доводам апелляционной жалобы.

Разрешая требования о взыскании материальной помощи за 2020 г. в размере двух среднемесячных сумм денежного содержания и единовременной выплаты при предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска за 2020 г., суд первой инстанции, руководствуясь нормативными правовыми актами, регулирующими порядок назначения и выплаты муниципальным служащим, проходящим службу в Департаменте управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения данных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.

Согласно статье 122 Трудового кодекса РФ отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

Статьей 123 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

В силу действующего законодательства при составлении графика отпусков учитываются положения действующего законодательства Российской Федерации, специфика деятельности организации и пожелания работников.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Положения о муниципальной службе в городе Твери, ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться муниципальному служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя (работодателем), или в ином порядке – по соглашению сторон трудового договора.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации города Твери от 24 октября 2019 г. № 1289 «Об утверждении штатной численности департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери» замещаемая ФИО2 должность муниципальной службы подлежала сокращению 25 декабря 2019 г. С 26 декабря 2019 г. в Департаменте введено новое штатное расписание, в котором замещаемая истцом должность муниципальной службы отсутствует.

В связи с временной нетрудоспособностью истец о предстоящем увольнении была уведомлена 18 ноября 2019 г.

С заявлением о включении в график отпусков на 2020 г. истец к работодателю не обращалась. В график отпусков на 2020 г., утвержденный приказом начальника Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 13 декабря 2019 г. № 123-к, ФИО2, подлежащая увольнению по сокращению штата, а также в связи с отсутствием в новом штатном расписании замещаемой истцом должности, включена не была.

26 декабря 2019 г. начальником Департамента вынесен приказ № 137-к о прекращении трудового договора с ФИО2 20 января 2020 г. и о выплате при увольнении компенсации за 24,58 дней неиспользованного отпуска за периоды: с 05 января 2019 г. по 04 января 2020 г. – 21 день (8 основной; 10 за выслугу лет, 03 за ненормированный рабочий день); с 05 января 2020 г. по 20 января 2020 г. – 3,58 дней. С указанным приказом истец была ознакомлена 09 января 2020 г.

09 января 2020 г. ФИО2 обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении ей отпуска за 2020 г. с 16 января 2020 г. по 18 января 2020 г., оказании материальной помощи, выплате денежного содержания и выплате материальной помощи в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Решения Тверской городской Думы от 07 октября 1996 г. № 103 «О положении о муниципальной службе в городе Твери».

Приказа о предоставлении истцу отпуска на основании заявления от 09 января 2020 г. работодателем не издавалось. В последний день работы истцу была выплачена компенсация за все неиспользованные отпуска на основании приказа от 26 декабря 2019 г. № 137-к. Материальная помощь и единовременная выплата, предусмотренные пунктом 7 статьи 12 и пунктом 7 статьи 13 Положения о муниципальной службе в городе Твери, истцу в 2020 г. не были начислены и выплачены.

Как указывалось выше, в соответствии с муниципальным нормативным актом и локальным нормативным актом работодателя, регулирующими выплату денежного содержания муниципальным служащим Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, для осуществления единовременной выплаты в размере денежного содержания необходимо соблюдение ряда условий, в частности, предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска и подача соответствующего заявления на ее выплату.

Принимая во внимание, что истцу в 2020 г. отпуск не предоставлялся, то права на получение спорной выплаты у истца не возникло.

Учитывая, что истец не была включена в график отпусков на 2020 г. и работодателем 26 декабря 2019 г. было принято решение о выплате истцу при увольнении компенсации за все неиспользованные отпуска, предоставление истцу отпуска на основании заявления от 09 января 2020 г. являлось правом, а не обязанностью работодателя.

Пункт 7 статьи 12 Положения о муниципальной службе в городе Твери и пункт 7.4 Положения о выплате денежного содержания работникам Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери предусматривают право муниципальных служащих на выплату материальной помощи в размере двух среднемесячных сумм денежного содержания в год. Выплата материальной помощи производится один раз в течение календарного года, но по усмотрению работодателя одна среднемесячная сумма денежного содержания может быть выплачена при предоставлении муниципальному служащему очередного отпуска при наличии заявления о выплате материальной помощи. При этом нормативные акты не предусматривают выплату материальной помощи муниципальному служащему в случае его увольнения пропорционально отработанному времени в текущем году.

Поскольку нормативные акты прямо указывают на то, что выплата материальной помощи производится один раз в течение календарного года, и не предусматривают выплату материальной помощи муниципальному служащему в случае его увольнения пропорционально отработанному времени в текущем году, то, следовательно, право на ее получение возникает у муниципального служащего, отработавшего полный календарный год.

Учитывая, что ФИО2 была уволена 20 января 2020 г., то права на получение спорной выплаты за 2020 г. у истца не возникло.

С учетом изложенного решение суда в части отказа истцу в исковых требованиях о взыскании материальной помощи за 2020 г. и единовременной выплаты при предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска за 2020 г. является законным и обоснованным, оснований для его отмены в указанной части по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к иному толкованию норм, регулирующих спорные правоотношения, локальных актов работодателя, регулирующих оплату труда муниципальных служащих, а также к переоценке доказательств, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства, локальных актов ответчика не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Твери от 07 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий С.Н.Пойменова

Судьи К.В.Климова

ФИО5