НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 20.09.2017 № 33А-4036

Дело № 33а-4036 судья Кузьмина Т.В. 2017 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2017 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Улыбиной С.А.,

судей Акатьевой Т.Я. и Мордвинкиной Е.Н.

при секретаре Худайбердиеве А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Акатьевой Т.Я.,

дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства по Тверской области на решение Центрального районного суда города Твери от 02 июня 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Осташковского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству лесного хозяйства Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению лесоустройства - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Тверской области по выполнению в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству в границах Осташковского лесничества Тверской области.

Обязать Министерство лесного хозяйства Тверской области в 24-х месячный срок со дня вступления в силу решения суда к исполнению обязанности по проведению в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству в части закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов:

на территории Вселукского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Вселукское лесничество <...>, Озерное лесничество <...>), Охватского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Охватское лесничество <...>, Соблагское лесничество <...>); Комсомольского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Митинское лесничество <...>, Комсомольское лесничество <...>); Отоловского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Отоловское лесничества <...>, Витбинское лесничество <...>), Волговерховского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Волговерховское лесничество <...>, Рунское лесничество <...>), Истоко-Двинского участкового лесничества (по материалам лесоустройства ООО «Заборское» <...>, СПК колхоза «Родина» <...>, СПК «Луговское» <...>), Волжского участкового лесничества (по материалам лесоустройства 000 «Пеновское» <...>, 000 «Красный городок» <...>, 000 «Чайкинское» <...>), Слаутинского участкового лесничества (по материалам лесоустройства 000 «Слаутинское» <...>) Пеновского отдела ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области»;

на территории Истоко-Волжского участкового лесничества <...>, Каменского участкового лесничества <...>, Верхне-Селигерского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Верхне-Селигерское лесничество <...>, Машугиногорское лесничество <...>), Сиговского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Сиговское лесничества <...>), Городского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Городское лесничества <...>), Островного участкового лесничества (по материалам лесоустройства Островное лесничество <...>) Осташковского отдела ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области»;

на территории Сибирского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Сибирское лесничества <...>, Дружногорское лесничества <...>, 44, 56-58, 60-117), Шуваевского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Шуваевское лесничество <...>, Песочинское лесничество <...>), Селижаровского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Селижаровское лесничество <...>, Березугское лесничество <...>, Новоселковское лесничество <...>) Селижаровского отдела ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области».

Судебная коллегия

установила:

Осташковский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению лесоустройства.

В обоснование административных исковых требований указано, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства в Осташковском районе. Проверкой установлено, что Министерством лесного хозяйства Тверской области не реализуются в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области». Так, последнее лесоустройство в лесах Пеновского отдела ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области» проводилось: Тверской лесоустроительной экспедицией Центрального государственного лесоустроительного предприятия «Центрлеспроект» на площади государственного лесного фонда в <данные изъяты> году, а по лесам, ранее находившимся в пользовании сельскохозяйственных предприятий, последнее лесоустройство проведено лесоустроительной экспедицией ООО ЭНП фирмы «Форест-Трейд» в <данные изъяты> годах; в лесах Селижаровского отдела лесного хозяйства ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области» последнее лесоустройство по лесам, ранее бывшим в государственном лесном фонде, проводилось ФГУП «Московское государственное лесоустроительное предприятие» в <данные изъяты> гг.; в лесах Осташковского отдела лесного хозяйства ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области» последнее лесоустройство по лесам, ранее бывшим в государственном лесном фонде, проводилось Центральным государственным лесоустроительным предприятием ФГУП «Центрлеспроект» в <данные изъяты> гг. В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, населенных пунктов, обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 4 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года № 516, объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть участковое лесничество), лесной участок. Проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности месторасположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечивается органами государственной власти, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации. Из п. 150 Лесоустроительной инструкции следует, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов. Вместе с тем, п. 152 вышеназванной инструкции установлено, что при осуществлении лесоустройства одновременно проводятся проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров. В силу пункта 4 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации среди прочего организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности). Учитывая, что Лесной кодекс РФ, вступивший в силу в 2007 году, и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, устанавливают единые требования к охране лесов, материалы лесоустройства 2004-2005 годов и применяемые в соответствии с ними мероприятия по охране лесов от пожаров подлежат корректировке с учетом норм действующего лесного законодательства. П. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, разделом 3 Положения о Министерстве лесного хозяйства Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 72-пп, осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах и проведение лесоустройства возложены на Министерство лесного хозяйства Тверской области. Таким образом, проводимые ПСУ «Осташковское лесничество Тверской области» на указанной территории лесничества мероприятия по охране лесов, в том числе мероприятий по охране лесов от пожаров, не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу ст. 42 Конституции Российской Федерации. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери лесов как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов. По данному факту Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, причин и условий, им способствующим от <данные изъяты> года. В ответ на данный акт прокурорского реагирования <данные изъяты> года был получен ответ от <данные изъяты> года Министерства лесного хозяйства Тверской области о том, что лесоустройство в границах Осташковского лесничества Тверской области будет запланировано и проведено в случае достаточного выделения средств из федерального бюджета на его проведение. Указывает, что Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах РФ, так как в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и неисполнение обязанности по лесоустройству может привести к ухудшению состояния лесов и условий обитания объектов животного мира и условий местопроизрастания древесных и кустарниковых пород, травянистых растений, ставит под угрозу безопасность лесов в пожароопасный период. Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается и обеспечивается правосудием. Просит признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Тверской области по неисполнению обязанности по выполнению лесоустройства в границах Осташковского лесничества Тверской области; обязать Министерство лесного хозяйства Тверской области в 24-х месячный срок со дня вступления в силу решения суда к исполнению обязанности по проведению лесоустройства на территории Вселукского участкового лесничества (<...>), Охватского участкового лесничества (<...>), Соблагского участкового лесничества (<...>); Митинского участкового лесничества (<...>); Озерного участкового лесничества (<...>); Отоловского участкового лесничества (<...>), Волговерховского участкового лесничества (<...>), Комсомольского участкового лесничества (<...>), Витбинского участкового лесничества (<...>), Рунского участкового лесничества (<...>), Истоко-Двинского участкового лесничества (СПК «Заборский» (<...>), колхоза «Родина» <...>, СПК «Луговское» (<...>)), Волжского участкового лесничества (СПК «Пеновский» (<...>), колхоза «Красный городок» (<...>), СПК «Чайкинский» (<...>)), Слаутинского участкового лесничества (МСП «Слаутино» (<...>)) Пеновского отдела ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области»; на территории Истоковолжского участкового лесничества (<...>), Каменского участкового лесничества (<...>), Верхнеселигеровского участкового лесничества (<...>), Машугиногорского участкового лесничества (<...>), Сиговского участкового лесничества (<...>), Городского участкового лесничества (<...>), Островного участкового лесничества (<...>) Осташковского отдела ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области»; на территории Сибирского участкового лесничества (<...>), Дружно горского участкового лесничества (<...>), Шуваевского участкового лесничества (<...>), Песочинского участкового лесничества (<...>), Селижаровского участкового лесничества <...>), Березугского участкового лесничества (<...>), Новоселковского участкового лесничества (<...>) Селижаровского отдела ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области».

Определением суда от 11 мая 2017 года, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято уточненное административное исковое заявление, согласно которому поскольку названия лесничеств в административном исковом заявлении указаны не в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 04 апреля 2008 года № 109, а также административным ответчиком представлены документы и картографические материалы, подтверждающие проведение актуального лесоустройства на части спорных лесных участков, в частности, на территории Сибирского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Дружногорского лесничества <...>, 22-32, 35-43, 45-55) Селижаровского отдела ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области», просит признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Тверской области по выполнению в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству в границах Осташковского лесничества Тверской области; обязать Министерство лесного хозяйства Тверской области в 24-х месячный срок со дня вступления в силу решения суда к исполнению обязанности по проведению в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству в части закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов:

на территории Вселукского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Вселукское лесничество <...>, Озерное лесничество <...>), Охвате кого участкового лесничества (по материалам лесоустройства Охватское лесничество <...>, Соблагское лесничество <...>); Комсомольского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Митинское лесничество <...>, Комсомольское лесничество <...>); Отоловского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Отоловское лесничества <...>, Витбинское лесничество <...>), Волговерховского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Волговерховское лесничество <...>, Рунское лесничество <...>), Истоко-Двинского участкового лесничества (по материалам лесоустройства ООО «Заборское» <...>, СПК колхоза «Родина» <...>, СПК «Луговское» <...>), Волжского участкового лесничества (по материалам лесоустройства ООО «Пеновское» <...>, ООО «Красный городок» <...>, ООО «Чайкинское» <...>), Слаутинского участкового лесничества (по материалам лесоустройства ООО «Слаутинское» <...>) Пеновского отдела ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области»; на территории Истоко-Волжского участкового лесничества <...>, Каменского участкового лесничества <...>, Верхне-Селигерского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Верхне-Селигерское лесничество <...>, Машугиногорское лесничество <...>), Сиговского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Сиговское лесничества <...>), Городского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Городское лесничества <...>), Островного участкового лесничества (по материалам лесоустройства Островное лесничество <...>) Осташковского отдела ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области»;

на территории Сибирского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Сибирское лесничества <...>, Дружногорское лесничества <...>, 44, 56-58, 60-117), Шуваевского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Шуваевское лесничество <...>, Песочинское лесничество <...>), Селижаровского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Селижаровское лесничество <...>, Березугское лесничество <...>, Новоселковское лесничество <...>) Селижаровского отдела ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области».

В судебном заседании представитель административного истца - ФИО1 требования административного искового заявления поддержал в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в нем, с учетом уточнений и дополнительных пояснений, просил их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представители ответчика - Министерства лесного хозяйства Тверской области - ФИО2, ФИО3 возражали против удовлетворения административных исковых требований в полном объеме, поддержали отзывы на административное исковое заявление по доводами, изложенным в них, с учетом дополнений, просили в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области - ФИО2 возражала против удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, представил возражения на административное исковое заявление, согласно которому заявленные требования считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица — ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области» не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил, представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому позиция ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области» в отношении административного искового заявления истца (Осташковский межрайонный природоохранный прокурор) полностью сходятся с позицией Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза), Министерства лесного хозяйства Тверской области изложенные в отзывах по настоящему делу, заявленные требования административного истца считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица -Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил, возражений на исковое заявление не представил.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Министерства финансов РФ не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил, возражений на исковое заявление не представил.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерством лесного хозяйства Тверской области была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Податель жалобы указывает, что Министерство является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений и исполняет полномочия в области лесных отношений в рамках переданных полномочий в соответствии со ст.83 ЛК РФ, в число которых входит проведение на землях лесного фонда лесоустройства.

В соответствии с ч.3 ст.83 ЛК РФ средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов РФ распределяются по Методике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 года №838. Согласно вышеуказанной Методике Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель средств федерального бюджета доводит до органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений субвенции в области лесных отношений в рамках выделенного объема финансирования. Выделенные средства на осуществление переданных полномочий на определенные мероприятия не могут быть использованы на другие цели.

Кроме того, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, по итогам заседания Госсовета 11 апреля 2013 года в первую очередь необходимо провести лесоустроительные работы (таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов) в отношении лесничеств (участковых) лесничеств, на территории которых планируется предоставление в аренду лесных участков. В целях исполнения поручения Президента РФ Министерство в первую очередь планирует проведение лесоустроительных работ (таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов) в отношении лесничеств (участковых) лесничеств, на территории которых планируется предоставление в аренду лесных участков.

Границы Осташковского лесничества Тверской области установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.12.2016 №551 №Об установлении границ Осташковского лесничества в Тверской области» и внесены в государственный кадастр недвижимости.

Проведение лесоустройства в сроки, превышающие 10 лет, не может повлиять на утрату полезных функций лесов.

Без выделения необходимых денежных средств на исполнение переданных полномочий, Министерство не может их исполнить в полном объеме.

Административный ответчик указывает, что Министерство ежегодно направляет письма в вышестоящие инстанции о выделении дополнительных денежных средств на проведение лесоустройства в Тверской области.

Считают, что Министерством не было допущено бездействия, поскольку субвенции не выделялись, бездействие могло быть тогда, когда денежные средства были выделены, но не были освоены Министерством, однако таких ситуаций не было. Законодательством не предусмотрен срок проведения «повторного» лесоустройства, в связи с чем считают неосновательной ссылку Прокуратуры на пункт 150 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 №516 «Об утверждении лесоустроительной инструкции», где указано, что при сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Также считают, что суд вышел за пределы заявленных прокуратурой требований, поскольку в решении суда указано о нарушении прав, свобод и законных интересов не только определенного круга лиц, но и Российской Федерации, в интересах которой Прокуратура не выступала.

Кроме того, прокуратурой нарушена подсудность предъявления исковых требований, так как исковое заявление должно было быть направлено в Осташковский городской суд.

Относительно доводов апелляционной жалобы из Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры поступили возражения в которых критикуются доводы жалобы, а также содержится просьба об оставлении решения без изменения.

В суде апелляционной инстанции представители Министерства лесного хозяйства Тверской области ФИО4, ФИО3, Федерального агентства лесного хозяйства ФИО5, Правительства Тверской области ФИО6 поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Прокурор Антонов Д.В. поддержал доводы, изложенные в возражениях относительно апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно статье 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Согласно ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

На основании п.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 №72-пп, Министерство является исполнительным органом государственной власти Тверской области, является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений.

Согласно пп. «а», «в» п.9 Положения, одной из основных задач Министерства является организация проведения на территории Тверской области единой политики в области развития лесного комплекса; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного неистощительного использования лесов с целью удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах Тверской области.

В соответствии с п. 10 Министерство осуществляет следующие функции: а) вносит в Правительство Тверской области проекты законов Тверской области, правовых актов Правительства Тверской области и другие документы, по которым требуется решение Правительства Тверской области по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства; б) формирует прогноз использования лесных ресурсов на территории Тверской области; в) разрабатывает в том числе: план мероприятий по осуществлению мер пожарной безопасности и планы тушения лесных пожаров в пределах полномочий, определенных статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; сводный план тушения лесных пожаров в пределах полномочий, определенных статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; в-1) обеспечивает: разработку Лесного плана Тверской области; разработку лесохозяйственных регламентов лесничеств Тверской области, за исключением лесохозяйственных регламентов, указанных в части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации; г) осуществляет ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Тверской области, в пределах полномочий, определенных статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации; права владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Тверской области, их охрану, защиту, воспроизводство; федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях лесного фонда на территории Тверской области, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36, 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации; федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда на территории Тверской области, за исключением земель обороны и безопасности, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; д) организует: использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; работы по лесоустройству в пределах полномочий, определенных статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации; создание лесной инфраструктуры; работу по противопожарному обустройству лесов; работу по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; работу лесничеств Тверской области по осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах; проведение государственного лесопатологического мониторинга лесных участков, находящихся в собственности Тверской области, по итогам которого осуществляется проведение необходимых мероприятий по защите леса; проведение лесозащитного районирования, лесопатологического обследования, авиационных и наземных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесных участков, находящихся в собственности Тверской области, и лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти Тверской области.

Удовлетворяя исковые требования, предъявленные к Министерству лесного хозяйства Тверской области, суд правильно исходил из того, что проведение лесоустройства и мероприятий, направленных на постановку лесных участков на государственный кадастровый учет, согласуется с полномочиями, переданными в силу закона органам государственной власти субъектов РФ, и функциями Министерства.

Объектом лесоустройства является Осташковское лесничество Тверской области.

В соответствии со ст. 69.1. Лесного кодекса РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Согласно ст. 70 Лесного кодекса РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2016 года № 438-пп утверждена Государственная программа Тверской области «Лесное хозяйство Тверской области на 2017-2022 годы», которая определяет основные направления развития и функционирования лесного хозяйства Тверской области, системы управления в области лесных отношений, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности. Исходя из данной Программы 30% лесов Тверской области имеют давность лесоустройства более 10 лет.

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, Министерство лесного хозяйства Тверской области является уполномоченным органом для осуществления лесоустройства в рамках проведения лесоустройства по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также для осуществления мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров.

Как установлено судом и материалами дела, Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проводилась проверка исполнения лесного законодательства в Осташковском районе. Проверкой установлено, что Министерством лесного хозяйства Тверской области не реализуются в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области».

По данному факту 28 сентября 2016 года Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой Министру лесного хозяйства Тверской области было внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, причин и условий, им способствующим.

Из ответа Министерства лесного хозяйства Тверской области на представление прокурора от <данные изъяты> следует, что лесоустройство в границах Осташковского лесничества Тверской области будет запланировано и проведено в случае достаточного выделения средств из федерального бюджета на его проведение. Указано, что в случае выделения средств из федерального бюджета на проведение лесоустройства, Министерством в первую очередь планируются работы в участковых лесничествах, запроектированных для представления в аренду, преимущественно с целью реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Также сообщено, что на основании лесоустроительной инструкции таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование.

Анализируя указанный акт прокурорского реагирования и ответ на него, суд пришел к выводу о том, что факты неисполнения обязанностей по проведению лесоустройства уполномоченным органом не отрицались, указывалось на причину данного неисполнения - недостаточность финансирования, и сообщалось о возможности проведения лесоустройства не уполномоченным органом, а лицами, использующими леса. Однако, то обстоятельство, что отдельные виды работ по лесоустройству (проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения их границ, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) обеспечиваются на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством, гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование (подпункт"б" пункта 12 Правил проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 года N 377), не свидетельствует о том, что лица, использующие леса, наделяются государственными полномочиями по проведению лесоустройства лесных участков на землях лесного фонда, находящихся в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ в федеральной собственности. Лесоустройство, как часть государственной системы управления лесами, следует отличать от лесоустроительных работ, сутью которых является изготовление материалов лесоустройства. Лесопользователи могут заказать по гражданско-правовым договорам изготовление материалов лесоустройства, но решение о проведении лесоустройства в рамках компетенции должны быть приняты уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Исходя из вышеприведенных норм права, а также обстоятельств, установленных материалами дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований Осташковского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства Тверской области, возложении обязанности по проведению лесоустройства.

Довод административного ответчика о том, что прокуратурой была нарушена при подаче административного иска подсудность, не нашел оснований в судебном заседании, поскольку по общему правилу, изложенному в части 1 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, по месту нахождения органа в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Пункт 8 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 предоставляет толкование ч.2 ст.22 КАС РФ. в которой определено, что в случае, если местонахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия, то административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов.

В рассматриваемом случае местонахождение административною ответчика совпадает с территорией, на которую распространяются его полномочия, а потому административное исковое заявление правомерно подано прокуратурой по месту нахождения административного ответчика.

Довод административного ответчика о том, что Министерство лесного хозяйства Тверской области в первую очередь планирует проведение лесоустроительных работ (таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране защите, воспроизводству лесов) в отношении лесничеств (участковых лесничеств), на территории которых планируется представление в аренду лесных участков, судебной коллегией отклоняется, исходя из нижеследующего.

Согласно пункта 2 поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета от 11.04.2013, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации установлен срок для проведения лесоустройства в границах лесных участков, предоставляемых в аренду, который был определен до 01.12.2013 года (пп. «д»).

Кроме того, постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2016 т. N 438-пп утверждена Государственная программа Тверской области «Лесное хозяйство Тверской области на 2017-2022 годы» (далее - Программа), которая определяет основные направления развития и функционирования лесного хозяйства Тверской области, системы управления в области лесных отношений, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

В силу пункта 10 Программы в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (далее - Концепция), определены приоритетные направления развития лесного хозяйства Тверской области, среди которых: создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов (в первую очередь в районах, утрачивающих экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал) (п. «а»).

Для решения системных проблем в сфере лесного хозяйства, определенных Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, принятой в 2008 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, администратором государственной программы определены такие приоритетные направления как увеличение точности учета лесных ресурсов путем своевременного проведения лесоустройства (п.«а»).

Остальные доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в постановленном по делу решении, доводы ответчика, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.

Выводы суда по существу разрешения спора являются правильными, таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Твери от 02 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи